Открытое письмо тов. Костову

Не так давно молодой Георгий Костов (24 года, аспирант-математик Новосибирского НИИ) опубликовал в независимом бостонском альманахе "Лебедь" статью защищающую свою родину, Советскую Родину, и разоблачающую империалистическую Америку:

"Знаем мы эту вашу независимость. В Америке власть денежного мешка давно распространилась на все стороны жизни, все продается и покупается. Город Желтого Дьявола! Капитал, его препохабие!".

Не буду возражать. Зависимость газет (и любых СМИ) от денег есть. Но вот власти мешка в Америке не имеется. Когда появится - тогда поговорим. И о зависимости, и о ее степени.

А пока о морали: насколько нравственно начинать послание сразу с попытки унизить тех, с которыми Вы надеетесь вступить в диалог.

Правовые законы в Америке автор не считает общеобязательными непреложными правилами. У меня после прочтения этого пассажа вообще возникли сомнения по поводу качества образования аспирантов в России.

Впрочем, с образованием там сейчас, как и с наукой, дело пахнет керосином. Для начала задам легкий вопрос: слышали ли Вы, товарищ Костов, выражение "Римское право"? Или про "Советское право", "право первой брачной ночи феодала", "кулачное право". А ведь советское (в отличие от буржуазного) - из числа таких "прав"!

Право - это ситуация, в которой отдельная личность по своему юридическому весу равна всему государству. И потому может подать на государство в суд. "Мистер Смит - против Соединенных Штатов" - стандартная формулировка в здешней судебной практике.

Теперь скажите, мог ли кто-либо подать в суд на советское государство при Сталине, Брежневе или Андропове? И если в СССР были правовые законы, то зачем Горбачев поставил задачу "строить правовое государство"?

Право (юридическое равенство отдельной личности и государства) появилось только в античных демократиях - в Риме и древней Греции. В восточных деспотиях и в тоталитарных режимах права не может быть по определению - так же, как не может быть жизни в недрах звезд.

Ваша статья, дорогой Георгий, - идеологический вопль. Вы прямо исходите из презумпции ВИНОВНОСТИ того, что каждый уехавший из СССР (России) является предателем и изменником родины. Он самим своим отъездом и жизнью в США вредит бывшей отчизне. А уж если пишет нечто критическое.... Вдвойне, втройне изменник.

Вы пишете:

"В СССР нравственность была на самом высоком уровне и В ОБЩЕМ, и в большинстве из КАЖДЫХ КОНКРЕТНЫХ случаев. Америка - аморальна и в общем, и в большинстве из КАЖДЫХ КОНКРЕТНЫХ случаев. В СССР было (кроме мелочей) с моралью все в порядке, но сейчас (хмуро признаете вы) в России ее сильно понизили". Опустили, говоря лагерным языком. Вот это уже не мелочь.

Страна и общество, которое до сих пор не покаялась в содеянном, не имеет шансов на излечение. Страна, государство, общество, которое под сладострастное улюлюканье и скандирование "Смерти, смерти" уничтожала своих лучших представителей - это мега- воплощение Чикатило.

Я специально пишу "Страна, государство, общество" как однопорядковые понятия. В данном случае и для моей цели - это синонимы. Уничтожало, скажете вы, государство. Так. А где было в это время общество?




Да, где оно было, когда расстреливали митрополита Вениамина и умертвляли Тихона, гноили и убивали в лагерях о. Флоренского, истребляли Бабеля, Мейерхольда, Мандельштама, Вавилова (лучшего ученого страны)?

Где было общество когда вели в расстрельный подвал красных героев и большевистских вождей? Кричало "собакам - собачья смерть"?

Где оно было уже в наше время, когда арестовали и выслали Солженицына? Лишили гражданства Ростроповича? Судили и посадили за литературную работу Синявского и Даниеля? Исключали из союзов и выслали Галича?

Когда советские войска ввели в Венгрию? В Чехословакию? В Афганистан? Где было тогда общество? Клеймило сосланного Сахарова?

Повторились времена, когда общество, в лице миллионов (!) выступало на бесконечных собраниях и митингах, повторяя слоган: "Я не читал антисоветских произведений Пастернака (Солженицына, Сахарова...), но я, как и весь советский народ гневно осуждаю и требую применить всю строгость советского закона...".

Где находилось общество, когда убили светлого человека, выдающегося мыслителя Александра Меня? Где убийцы? Вы не знаете? Или скажете: "так этому еврею и надо - нечего было соваться
В НАШЕ ПРАВОСЛАВИЕ!". Мартиролог огромен. Убийства без суда и следствия продолжаются в наши дни.

Где ныне находится общество, когда миллионам пенсионеров повышается квартплата, не выплачивается своевременно зарплата, растет детская беспризорность, большое число людей живут на свалках, а родители приводят туда детей, дабы они могли выжить?

Нераскаянность в прошлом - залог того, что мораль общества будет продолжать падать. Притом как "интегрально, так и индивидуально". Раскаяние - это не слова в сносках, что, мол, да, знаете ли, были ошибки в СССР, но в целом...

Нет, национальное покаяние - это ДЕЛО. Например, выплата денег всем несправедливо осужденным, компенсации семьям погибших, выплата пенсий эмигрировавшим пенсионерам, захоронение остаков погибших. И не только в войне, но и в лагерях.

Знаете ли вы, что на Колыме до сих пор (!) в огромных ямах лежат физически узнаваемые тела (сохранились в вечной мерзлоте) сотен тысяч людей?

Покаяние должно носить, как минимум, такую же форму, как в Германии, которая выплачивает компенсации всем, потерпевшим от нацизма. Российское общество все это время оставалось (и остается) вместе с государством. Оно (в статистике) сливается с ним. И потому интегрально - глубоко аморально.

Вы пишите:

"Лично у меня сложилось впечатление, что целью критических статей является вбивание в сознание народа идей о том, что российское общество аморально. Я не говорю, что у нас все было правильно и хорошо, но нравственность общества В ЦЕЛОМ и нравственность БОЛЬШИНСТВА ЕГО ЧЛЕНОВ есть вещи взаимосвязанные".

На эту тираду, уважаемый математик, я вам скажу простую вещь: когда мораль общества в целом (интегрально) низка, а у многих в отдельности - высока (в разговорах на кухне), здесь нет никакого противоречия, о котором вы пишете.




Как математику, вам должно быть известно понятие неаддитивности, когда результат сложения не равен арифметической сумме. Хотя бы и при сложении скоростей в теории относительности. Но нам нет необходимости обращаться к математике. Ситуация, когда дома говорят одно, а на собрании - другое, называется двойной моралью, оруэлловским двоемыслием. И это самое двоемыслие как раз является важнейшим признаком разложения общественной морали. Так что то, что вам казалось козырной картой, играет против вас.

Я считал (и сейчас считаю), что для советского народа хрущевская оттепель и горбаческая перестройка были лучшим временем и наиболее подходили для улучшения положения.

Лично мое дело не противоречит сказанному - оно начиналось при Брежневе и продолжалось при Андропове, который вздумал вернуть страну к эпохе раннего большевистского романтизма. Анализу этих событий посвящены мои мемуары "Парадоксы жизни".

Система одряхлевших сыто-сонных людоедов подходила советскому обществу не потому, что была лучшей из всех возможных или лучше, чем в США, а потому что общество было хуже. Стремление патриота Георгия Костова вернуться во времена СССР не из соображений относительной вынужденности, но по соображениям якобы царящей в СССР высокой морали - опасный синдром.

Мое пребывание в США вовсе не есть результат моего выбора. Да хоть бы и политического - ведь выбор места жительства входит в Декларацию прав человека, которую любимый СССР подписал еще в 1980 г.

Но в моем случае надо учесть, что в советской больнице из-за пустяка (не проверив реакцию положили под капельницу и ушли из палаты), - умертвили мою мать. И скрывали это целую неделю...

Мой случай - относительно мелкий сравнительно с судьбами России - но характерный для морали государства-общества. Государство, которое не может и не хочет спасать своих больных (у меня множество сведений, что сейчас происходит в больницах из-за отсутствия лекарств и инструментов) - это аморальное государство и аморальное общество.

Георгий пишет:

"ВЕДЬ ЗЕМЛЯ-МАТУШКА НЕ ВЫДЕРЖИТ, ЕСЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО БУДЕТ ЖИТЬ ПО АМЕРИКАНСКИМ МЕРКАМ, никаких ресурсов не хватит. Американцы вместе с жителями развитых стран Европы прямо-таки купаются в роскоши".

Предполагаю, что Георгий Костов вряд ли читал в интернете мою статью "Почему необходимо новое мышление?", в которой подвергнуто жесткой критике все нынешнее потребительское общество, включая США, западные страны и нынешнюю Россию.

Далее наш молодой математик-патриот вторгается в сферу международных отношений. Он пишет:

"СССР был разрушен Западом и прежде всего Америкой, а не сам развалился. Была куплена коррумпированная, аморальная партийная верхушка, которая все еще остается у власти, и которая продолжает уничтожать русский народ, его культуру, традиции, нравственность, его достоинство.

Нравственность народа была очень высокой, безнравственной была власть, которая, начиная с Горбачева, по сути, продает Родину. Америка подтолкнула СССР к экономическому краху гонкой вооружений и угрозой "звездных войн", передачами "Свободы" и других "голосов", поддержкой диссидентского движения, стимулированием эмиграции и еще много чем".

А вы как бы хотели? Политическая игра в чем-то схожа со спортом, с игрой в баскетбол, например. Смешно обвинять некую команду в том, что она хочет забросить побольше мячей, что ее игроки используют финты, обводки, махание руками, дриблинг и прочее и прочее. Если другая команда не обладает подобным арсеналом - она проиграет.

Власти СССР, а теперь и России, проигрывают. Просто российские правители были и есть плохие политики. Довести армию до полной деградации (Чечня показала), и после этого - угрожать НАТО! Ибо из десяти "давно не смазанных ракет" взлетит одна, да и та как бы не упала на собственные головы.

Думают ли правители, что произойдет с Россией в случае ответного удара? Я вовсе не против использования силы в политике, но для этого её надо иметь. Америка имела и показала это в "Буре в пустыне".

Если в России власти (и проснувшееся общество) одумаются (сомневаюсь, что когда-либо покаются) и перестанут своей глубокой аморальностью и дальше разлагать общество, то мы все будем этому только рады. Будем меньше переживать за оставшихся там родных и друзей.

 


Рецензии