Пифагор
Иония была великой страной. Ее границы на севере проходили примерно по реке Герм, а на юге по реке Меандр. Плодородные долины этих рек, наряду с долиной Каистра, впадающего в Эгейское море между ними, делали Ионию благословенным краем Малой Азии. Искусные мореходы плавали по Эгейскому морю, множество мифов и легенд было рождено здесь. Великие боги иногда спускались со священной горы Олимп на эту благословенную землю, чтоб помогать людям.
Именно здесь златокудрый красавец Аполлон, покровитель всех искусств, состязался с сатиром Марсием в игре на лире и победил, именно здесь, в Ионийских лесах он частенько охотился со своей сестрой Артемидой и водил хороводы с верными спутницами - музами.
Увенчанный лавровым венком, Аполлон величаво шел впереди этого чудесного хора, и играл на своей золотой кифаре. А за ним следовали: Каллиопа - муза эпической поэзии, Эвтерпа - муза лирики, Эрато - муза любовных песен, Мельпомена - муза трагедии, Талия - муза комедии, Терпсихора - муза танцев, Клио - муза истории, Урания - муза астрономии и Полигимния - муза священных гимнов. Торжественно гремел этот хор, и вся природа, как зачарованная, внимала их божественному пению. Прекрасный хоровод объединял все – звук, гармонию, ритм – все, что вело к согласию. Сам воздух Ионии был благословенен, ибо им дышали боги наравне с людьми.
Именно здесь, слушая прекрасные песни сирен, Гомер писал свои чудесные поэмы на ионийском диалекте, великие композиторы создавали волшебную музыку, воспевающую их родину, а философы строили философские школы, которые позднее стали известны всему миру.
Именно здесь, в семье золотых дел мастера, резчика печатей и гравера Мнемарха родился сын. Мальчика ждали с нетерпением, потому что когда жена Мнемарха, Парфениса была еще беременна, Пифия, дельфийский оракул, устами которой говорил сам великий бог Аполлон, предрекла им рождение сына, который в веках прославится своей мудростью, делами и красотой. Мальчик действительно родился очень красивым и умным, счастливая Парфениса нарекла его Пифагором, то есть предсказанным Пифией. Мальчик был настолько красив, что все называли его сыном Аполлона.
С самого детства малыш легко изучал все науки, которым учил его первый учитель Гермодамант. С огромным удовольствием мальчик занимался музыкой, живописью. Великий учитель открывал ему тайны природы, совершенно справедливо считая, что природа единственный предмет, который нужно изучать всю жизнь, ибо огромное количество ее секретов еще скрыто от человека.
Гермодамант увлеченно рассказывал маленькому Пифагору о Египте, о жрецах, хранящих там великие знания, которые недоступны простым смертным. Малыш страстно мечтал поехать туда, чтобы продолжить свое обучение, но путь в Египет был долгим, и непростым…
Несколько лет мальчику пришлось жить на острове Лесбос, у своего родственника, там Пифагор встретил философа Ферекида. Великий философ учил Пифагора астрологии, предсказанию затмений, тайнам чисел, медицине и другим, обязательным для того времени наукам. После судьба привела его в Милет - к знаменитому Фалесу, основателю первой в истории философской школы. Затем - Финикия, где он учился у знаменитых сидонских жрецов.
И вот, наконец, перед ним египетские храмы, жрецы, хранящие вековые знания об истории человечества. Как он мечтал попасть сюда, как стремился всей душой познать великие тайны, скрытые здесь от посторонних глаз. Он жадно изучал все, что было возможно узнать у жрецов, а потом и сам принял сан жреца.
А сегодня все, к чему он шел столько лет, вдруг было безжалостно разгромлено, разбито. Персидский царь Камбиз объявил войну Египту. Персы вошли в город, не пощадили даже священные храмы, многие жрецы были убиты, многих взяли в плен, среди них был и Пифагор. Пленных везли в Вавилон. Пифагор, вечный странник, свободный человек, вдруг оказался запертым в трюме корабля с такими же несчастными, избитыми, связанными людьми. Единственное, что оставалось свободным - это его мысль, и сейчас он лихорадочно думал, как бежать, и главное, куда.
В трюме было душно, от спертого воздуха кружилась голова, и в какой то момент Пифагору почудилось, что он теряет сознание. Странный легкий шум начался где-то в желудке и медленно пошел вдоль позвоночника вверх, казалось, что он умирает, и это его душа покидает измученное тело. Пифагор испугался и начал лихорадочно читать молитву, с последними словами молитвы шум остановился в голове и начал потихоньку спускаться обратно вниз, перед глазами поплыли круги, и он увидел яркое светлое пятно, которое появилось под потолком трюма.
Пятно не было неподвижным, то расползаясь по всему потолку, то вдруг сжимаясь в маленькое светлое пятнышко, похожее на солнечного зайчика, казалось, оно живет какой то своей, неведомой никому жизнью. Пифагор смотрел на него, не отрываясь, он забыл, как только что его измученное тело ныло от неудобного положения на жестких и корявых досках пола, а связанные руки саднили, и болели. Ему стало вдруг так хорошо и спокойно, что он подумал, что уже умер и сейчас находится в раю.
Вдруг он услышал мягкий, мелодичный голос, звучавший даже не из этого светлого пятна, а откуда-то изнутри него самого.
- Нет, жизнь еще не закончена, это испытание дано тебе Богом, чтоб ты узнал страдания и лишения, но вместе с ними ты узнаешь и радость обретения новых знаний, радость обретения свободы, и ты сможешь рассказать о них всем.
- Кто ты?
- Ионим, боги послали меня к тебе из далекой благословенной Ионии, чтоб помочь тебе найти твой путь, ты станешь великим ученым, познаешь тайну космической гармонии, сможешь взять ее у богов и подарить людям. Твои огромные знания помогут тебе математически вычислить и обосновать музыку, ты напишешь произведения, которые будут лечить людей, и давать им утешение в страданиях…
Свет рассеялся, стало совсем темно, Пифагор не мог понять, спал он, или это произошло на самом деле, чувствовал он только одно, боль, мучившая его, куда-то ушла, растворилась вместе с этим необыкновенным светом, и он уже не боится смерти, плена, страданий и лишений, посланных ему Богом.
Долгих 12 лет жил он в плену, но и там Пифагор не расставался с наукой. Он встречался с персидскими магами, приобщился к восточной астрологии и мистике, познакомился с учением халдейских мудрецов. Науки у халдеев опирались на представления о магических и сверхъестественных силах, они придали определенное мистическое звучание философии и математике Пифагора... Впрочем, теперь он и сам верил в сверхъестественные силы, которые помогли ему выжить в плену, и не потерять себя, сохранить свой путь в жизни.
Только в 60 лет он вернулся в свою родную, благословенную Ионию, память о которой всегда хранил в своем сердце, и обосновал там пифагорейскую школу, в которой отдавал ученикам все свои знания. Действительно став великим ученым, он систематизировал все, что узнал за эти долгие годы и создал стройную, красивую систему о взаимосвязи всего живого в этом мире (природы, человека, космоса).
Он умел направить страсти и желания своих учеников в нужное русло с помощью музыки. Когда они засыпали, он тихонько напевал и играл на лире мелодии, которые освобождали их от дневных волнений и забот, они спали безмятежно, как дети, и сны, которые снились им, становились вещими. А утром, при пробуждении, он играл совсем другую музыку, которая пробуждала от сонного оцепенения, расслабленности и вялости. Он умел для каждого ученика подобрать свою мелодию, как будто подбирал лекарство, необходимое для лечения его болезней. Он слышал и понимал всеобщую гармонию и созвучие сфер и движущихся по ним светил, которые издавали пение более насыщенное и полнозвучное, чем любые смертные. Происходило это пение от движения и обращения светил, мелодичного и прекрасного в своем разнообразии. Люди перестали называть Пифагора по имени, а называли «Божественный».
В совершенстве владея методами египетских жрецов, Пифагор "очищал души своих слушателей, изгонял пороки из сердца и наполнял умы светлой истиной". Он развил теорию музыки и акустики, создав знаменитую "пифагорейскую гамму" и проведя основополагающие эксперименты по изучению музыкальных тонов: найденные соотношения он выразил на языке математики. Мысль о том, что движение небесных тел подчиняется определенным математическим соотношениям, идеи "гармонии мира" и "музыки сфер", впоследствии приведшие к революции в астрономии, впервые появились именно здесь, в его школе…
Свидетельство о публикации №206022000047
Фауст-Эль 19.04.2006 13:19 Заявить о нарушении
Елена Овчинникова-Лена Гранд 19.04.2006 14:45 Заявить о нарушении
Елена Овчинникова-Лена Гранд 15.05.2006 07:59 Заявить о нарушении