Гермес

Гермес – двойственный бог.
С одной стороны, он управляет повседневными делами (коммерческие сделки, короткие поездки, переговоры), а с другой – провожает души умерших в царство теней. В древнеегипетской мифологии ему соответствует Анубис – сумеречный бог мира усопших, существо с телом человека и головой шакала или волка. Кроме того, Гермес управляет красноречием и хитростью, его, помимо прочих, почитают лгуны и воры.
Я часто задумываюсь, почему в этом мире столько беспорядка и несправедливости, и почти приняла как неизбежность то, что ответа на эти, в сущности, дурацкие вопросы нет и быть не может. Однако недавно запоздалая мысль показалась настолько необычной, что не записать её было невозможно. Она звучала так:
«МЫ УКРАЛИ ЖИЗНЬ У НЕБЫТИЯ. ОНА - ЧУДО, ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ПРАВИЛА».
Т. е. бог не намеренно, а по ошибке, неосторожности вдохнул жизнь в неорганизованные частицы, не веря, что всё окажется таким, какое оно есть. Мир не должен был становиться именно таким, такого сценария никто не мог предусмотреть, даже сам творец. (Оставим за скобками его имя, облик, принадлежность к той или иной религии, ОК? Лично мне кажется, что это уж точно не бородатый старец в сандалиях – такое изображение может быть только условным, да и выглядит забавно – почти Дед Мороз на курорте =)). То есть произошло непредвиденное оживление материи, ЧП в небесной канцелярии, и вот – появились людишки! То, что каждый из нас жив – отнюдь не само собой разумеется. Это чудо, которое никто не планировал и, скорее всего, не желал.
Хаос, небытие постоянно прорывается в более-менее организованную усилиями относительно разумных человечков жизнь в виде болезней, катастроф, повседневных неурядиц, несчастных случаев и многих других непредвиденных обстоятельств, грозя разрушить хрупкий мирок незаконных отпрысков энтропии. Но то ли случайные творения оказались крепкими орешками, то ли силы, невольно сотворившие нас, решили взять этот феномен под защиту, и мы продолжаем существовать.
Возможно, Земля – действительно единственная обитаемая планета, отсюда и заповедь «Не убий», привитая создателем. Должно быть, он и сам принял результат своего эксперимента за чудо и до сих пор не знает, что со всем этим делать.
Он, наверное, взял паузу и решил посмотреть, в какую сторону начнёт развиваться это несовершенное явление. Потом, когда ему станет ясно, что к чему, он уничтожит то, что сочтёт дурным и оставит то, что покажется ему достойным. Сложно ему принимать решение относительно мира который он и не думал создавать, а тут ещё людишки возносят многочисленные молитвы, требуя подчас противоположных по смыслу действий… Он ломает голову, не успевает латать дыры, и вдруг не сможет уберечь это любопытное недоразумение даже если захочет?
А пока мы все проживаем украденную жизнь, сдавая попутно перманентный экзамен на пригодность к дальнейшему существованию. Все мы – мелкие и крупные воришки. А что ещё остаётся делать? Если подумать, то получается, что мы, как правило, крадём минуты счастья, удачные задумки, свободное время у неумолимого потока событий, текущего всегда вниз, к деградации и пустоте, у тоскливого «надо». Воистину, всё лучшее, то мы имеем, не заработано, а украдено: жёны и мужья, привлекательная внешность, достаток, друзья, вода, которую пьём, и воздух, которым дышим… Можно и иногда нужно быть честным в мелочах (деловые переговоры), но по крупному приходится блефовать и обманывать, иначе не выжить. Например, казна и золотой запас некоторых стран создавались и пополнялись благодаря пиратству и грабительским набегам на соседей; крестовые походы были, в сущности, военной кампанией, нацеленной на личное обогащение тех, кто её развязал. Учёные «крадут» у природы знания её законов, артисты и женщины – секреты красоты и очарования, и так до бесконечности.
Так вот почему Гермесу поклоняются воры! Речь идёт, наверное, не столько о разбойниках с большой дороги, сколько о способности каждого быть немного Прометеем для самого себя и близких, и при этом выходить сухим из воды. Любой, даже самый честный человек – потенциальный вор, дело лишь в том, У кого, ДЛЯ кого и КАК он это делает. Украсть деньги, жену, идею у друга или коллеги – это позор; вместе с тем, выкрасть «языка» из вражеского стана, раздобыть лекарство для умирающего, тайком вынеся его из секретной лаборатории (пока будут пройдены бюрократические барьеры или найдены деньги, он мог бы погибнуть) – это благородные, хоть и рискованные поступки. Всё зависит от множества нюансов.
Может ли быть так, что жертвы, приносимые древними народами своим богам – форма компенсации за то, что было украдено у «естественного» порядка?
А есть и такая версия: возможно, лучшее, что у нас есть, не только украдено, но и получено в дар от кого-то, кто нас любит. Этот кто-то, в свою очередь, украл эти дары у небытия и преподнёс нам. Даже если это в действительности так, стоит ли отказываться?


24/25 марта 2002 г.


Рецензии