Книга Пьера Монтэ Египет Рамсесов
Автор книги «Египет Рамсесов» - известный французский ученый-египтолог Пьер Монтэ. На протяжении многих лет он увлеченно изучал памятники архитектуры и папирусы, представленные в Египте. После долгих поисков, он собрал и проанализировал колоссальный по своему масштабу материал.
Целью написания книги явилась, на мой взгляд, популяризация культуры Египта. Еще одна важная задача, которую решает автор в этой книге – систематизация сведений, почерпнутых им в этой загадочной стране. Поэтому книга «Египет Рамсесов» - это своеобразный синтез увлекательного литературного произведения и отчета о проделанной научно - изыскательской работе.
Тема книги (французский оригинал ее озаглавлен «Повседневная жизнь египтян во времена Рамсесов») далеко не так проста, как это может показаться на первый взгляд. Для своей работы Монтэ избрал почти тот же временной период расцвета Нового царства.
Источниковая база написания книги «Египет Рамсесов» несколько необычна. П. Монтэ одним из первых в египтологии стал последовательно применять принцип историзма. Он анализировал источники разных периодов истории цивилизации в долине Нила, показывая изменения в ремеслах, одежде, обычаях и прочих областях жизни. Поэтому его книга о быте египтян стала классической, как и другие его работы. Древние памятники сохранили нам рельефы и настенные росписи, статуи и стелы, саркофаги и культовые предметы, что немало. Автор не только лично участвал в многочисленных археологических раскопках, но и лично собирал и изучал древние папирусы. Поэтому источниками можно назвать археологические данные и рукописные свидетельства. Помимо этого, важнейшим источником информации послужили настенные росписи в египетских гробницах.
По мнению П. Монтэ, свидетельств о великом прошлом Египта намного больше, чем это может показаться. Или же уже имеющиеся и хорошо изученные источники можно интерпретировать по-новому. Поэтому Египет можно изучать бесконечно. В о же время книга П. Монтэ «Египет Рамсесов» - актуальное и новатроское произведение, жанр которого можно охарактеризовать как роман. Конечно, для научно-популярного произвдения такая характеристика могла бы показаться странной, но стиль изложения книги таков, что иначе как увлекательный роман ее воспринимать нельзя.
В книге представлены 12 глав, которые отражают буквально все стороны жизни древних египтян. Автора в основном интересовал быт, повседневная жизнь. Поэтому главы последовательно раскрывают и систематизируют бытовую сторону существования египетской цивилизации: от устройства городов и жилищ до свадебных и погребальных обрядов и празднеств. Внутри каждой из глав представлены параграфы, в которых освещается отдельно взятая сторона жизни.
Глава I называется: «Где жили египтяне?». Здесь описаны города, дворцы, жилые дома и мебель. По мнению автора, каждый фараон хотел сделать города ка можно красивее и внушительнее. Поэтому в каждом городе обязательно устраивались красивые аллеи сфинксов, строились дворцы, украшеные скульптурами и возводились храмы. В горадах жили не только сами египтяне, но и негры, арабы, евреи и представтели дрегих рас и национальностей. Поэтому города были многоликими и густо насленными. Таковы были Хут-хетеп-Сенусерт, Фмвы и город Эхтанона. Дворцы фараонов тоже представляли собой самостоятельные города. Они обносились несколькими оградами, поседи которых строился храм и несколько крупных строений, в которых размещался сам фараон, его гарем и близкие родственники. Храмы поражали своей красочностью – их строили из камня, украшали золотом и драгоценными камнями. Такими были храмы в Пер-Рамсесе, «дом радости» рядом с Фивами, в Мемфисе. Жилища фараонов были не очень большими: это были квадратные сооружения, длина стены котрых составляла около 40 метров. Рядовые же люди жили в убогих лачугах, хижинах.
Глава II называется «Время». Здесь описываются представления древних египтян о временах года, о праздниках и выходных днях, о счастливых и несчастливых днях, часах и о ночном времени суток. По мнению автора, представления дрвених египтян о времени были тесно связаны с периодическим разливом Нила. Поэтому все сельскохозяйственные работы и даже частная жизнь египтян были приурочены к периодам повышения и понижения уровня воды в Ниле. В течение недели каждый день был приурочен к выполнению каких-то определенных работ. Поэтому люди всех специальностей вели свою деятельность в определенные дни и часы. У времени суток были свои «покровители». Поэтому египтяне ежедневно могли совершать молебны в честь того или иного божества.
Глава III называется «Семья». Здесь подробно описаны процедуры заключения брака (женитьба), представления египтян о женщинах, о детях, о слугах и рабах и о домашних животных. По мнению автора, в Египте созданию семьи придавалось первостепенное значение. Каждый мужчина должен был жить в отдельном доме и иметь жену. Браки заключались в основном по воле родителей или богатых людей, но при этом молодые люди имели право на свободный выбор жениха или невесты. Между супругами поощрялись дружеские отношения, часто они называли друг друга братом и сестрой. Сын должен был продолжить имя и дела своего отца.
Глава IV называется «Быт египтян». Здесь описана процедура утреннего туалета, описана одежда, пища, кухня, хлебопечение, напитки, трапеза, вечера, домашние праздники и игры. Древние египтяне были очень чистоплотными людьми. Они совершали омовения несколько раз в день, пользуясь специальными сосудами, моющими средствами и ароматическими вещетвами. Утренние гигиенические процедуры превращались в семейное торжество. После утреннего омовения богатые египтяне пользовались услугами парикмахеров и слуг, делавших маникюр и педикюр. Одежда египтян менялась в течение дня несколько раз. Мужчины ходили в набедренных повязках и сандалиях. Женщины носили просторные одежды из легких тканей. Руки и пальцы украшались браслетами и кольцами. В пищу египтяне употебляли в основном мясо, овощи и изделия из зерна (муки). Любая пища была приурочена к временам года и календарным праздникам.
Глава V называется «Деревенская жизнь». Здесь описаны основные занятия земледельцев, полив садов, сбор винограда, пахота и сев, жатва, выращивание льна, полевые вредители, животноводство, обитатели болот и охота в пустыне. Земледельцы в Египте находились на нижней ступени общественной иерархии. Их могли бить, сажать в тюрьмы. Но при всем том, земледельцы могли подолгу не работать, ожидая урожая. Плодородная почва в долине Нила приносила богатые урожаи, и поэтому сельский труд был благодатным. Сады обильно поливались при помощи специальных приспособлений. В Египте первостепенное значение уделялось посадке деревьев и уходу за ними. Люди разводили скот – в основном коров, которые часто приносились в жертву во время празднеств.
Глава VI называется «Искусство и ремесла». Здесь описаны каменоломни, жизнь рудокопов, работа в мастерских, творчество скульпторов, ювелиров, резчиков по камню, процесс изготовления изделий из дерева, изделий из кожи, положение художников и ремесленников, каменщики и прочие ремесленники, хозяева и работники, торговля и деньги. Ремесленники занимали в Египте низкое общественное положение. Но они были очень многочисленны. Их мастерство породило многочисленные произвдения, дошедшие даже до нашего времени. В пустынях и горах люди отыскивали залежи камней, пригодных для сторительства и творчества. Пользование камнями считалось даром богов. Поэтому в кмнеломнях устраивались молебны. Многочисленные ремесленники производили большое число изящных украшений, пользовавшихся устойчивым спросом. Каждый египтянин должен был иметь целый набор украшений из камня и пользоваться крсивой утварью. Поэтому ремесленники всегда успешно продавали свои произвдения.
Глава VII называется «Путешествия». Здесь описываются передвижения внутри страны, путешествия в пустыне, путешествие в Библ, судоходство по Красному морю. По мнению автора, древние египтяне очень много путешествали. Они в основном ходили пешком, обутые в легкие сандалии и набедренную повязку. Но на пути их подстерегали многочисленные грабители. Часто грабежами занималось воинство. Иногда в качестве транспортного средства использовалсиь ослы и колесницы, запряженные конями. Но наиболее популярны были суда, легко передвигавшиеся по водной глади.
Глава VIII называется «Фараон». Здесь описаны главные обязанности царей, утренний туалет фараона, право помилования, царские награды, приемы иноземных послов, спортивные игры, царская охота, фараон в домашнем кругу, гаремные интриги и размышления царей. Фараон - сын бога. Все, что он делал, делалось по воле бога и зачастую с его помощью. Напомнить о деяниях царствовавшего фараона - значит еще раз восславить богов. Поэтому сцены из жизни фараона чередуются в гробницах с религиозными сценами. Прежде всего, художники старались напомнить о том, что сделал фараон для украшения храма, и о его богоугодных деяниях, таких, как экспедиция в страну благовоний, войны с Сирией, Ливией и Нубией, откуда царские войска возвратились с богатой добычей и вереницами пленников, ставших рабами храма. Царская охота и торжественные выходы живого бога, окруженного восторженными толпами, завершают эти сцены, интересные вдвойне благодаря объяснительным текстам, передающим речи, приказы и песнопения.
Глава IХ называется «Войско и война». Здесь описаны блеск и нищета воинства, служба внутри страны, войско на войне, мобилизация и раздача оружия, войско в походе, битвы, осадная война, война в Нубии и триумфальное возвращение. Воины не пользовались любовью у народа и занимали невысокое положение в обществе. Они были востребованы в основном тоько во время войны. Поэтому в мирное время воины часто гоодали и занимались грабежами. Но во время войны воины получали богатую добычу и возвращались в свои дома, нагруженные ценными предметами. Военноначальники были людьми богатыми и уважаемыми. Некоторые из них были погребены в роскошных гробницах. К египетским воинам во время войн присоединялись пленные мужчины (рабы). Воины проходили специальное обучения в виде строевой подготовки и изучения примеов рукопашного боя.
Глава X называется «Писцы и судьи». Здесь описан административный аппарат, набор и обучение чиновников, добрые и злые чиновники, охрана порядка, суд и прием иноземных данников. Сановники собирали налоги, творили суд, наблюдали за работами, обучали новобранцев. Раньше в гробнице высекали рассказ о жизни усопшего, теперь же все его деяния изображались в сценах. Чиновники пользовались большими полномочиями. Они могли требовать налоги, наказывать людей, арестовывать. Но многие из них старались быть справедливыми. Поэтому многие чиновники пользовалсиь большим уважением у рядовых людей.
Глава XI называется «Храмы». Здесь подчеркивается набожность египтян, описана деятельность жрецов, культы, торжественные выходы богов, торжествепный выход Мина, праздник Оиет, праздник Долины, и всевозможные мистерии. По мнению автора, храмы Египта - это гигантские каменные книги, где художники использовали все доступные поверхности. Архитравы, колонны, их основания, пилоны, не говоря уже о стенах изнутри и снаружи, - все покрыто изображениями и иероглифами. Многочисленные сцены посвящаются почитанию богов. Намного больше места отводится погребальной церемонии. Мы видим все его этапы: изготовление погребальной мебели, торжественное шествие, переправу через Нил, внос саркофага в гробницу, горестные позы плакальщиц, последние прощания. В наиболее сохранившихся храмах Позднего царства изображения и тексты относятся только к культу. Если храм и считался домом бога, он одновременно был и памятником во славу фараона. В целом египтяне были очень набожными людьми и уделяли строительству храмов едва ли не первостепенное значение. Для строительства храмов привлекались лучшие каменотесы, ремесленники и художники. Строительство храмов требовало больших материальных и физических затрат. Но именно храмы и все постройки, так или иначе связаные с культам богов сохранились наилучшим образом. Поэтому храмы древнего Египта – важная часть культурного наследия всео человечества.
Глава ХII называется «Погребение». Здесь описана едва ли не важнейшая часть кульутного наследия древнего Египта. Ведь современные историки не раз убеждались в том, что именно та часть жизни, которая была связана у древних египтян с погребальным культом послужила источником важнейших памятников и свидетельств существования египетской цивилизации. Поэтому эта глава – одна из наиболее обширных по объему и количеству собранного материала. Здесь описано отношение к старости у древних египтян, оценка деяний человека, подготовка гробницы, обязанности заупокойного жреца, процесс бальзамирования усопшего, похоронные процессии, переппправы через Нил, подъем к гробнице, прощание с мумией, поминальная трапеза, отношения между живыми и мертвыми. Обряду мумифицирования в Египте уделялось совершенно особое значение. Для его отправления приглашались специальные жрецы и опытные мастера, умевшие в буквальном смысле слова творить чудеса. И мы можем видеть результаты этой великой деятельности: ведь до нашего времни дошли мумии фараонов и чиновников. В целом же, в Египте было особое отношение к телу усопшего: его всячески охраняли, бальзамировали и даже строили для него специальные сооружения. Наиболее известынми из таких сооружений являются пирамиды, ставшие настоящим символом Египта.
В конце книги автор приходит к выводу, что попытка описать повседневную жизнь древнего Египта вполне реальна, несмотря на то, что мы еще не знаем некоторых ее аспектов.
Книга П. Монтэ продолжает традиции французской историографии. Его предшественниками были Г. Масперо и А. Морэ. Книга П. Монтэ была написана для широкой публики, однако она насыщена качественной информацией, несомненно, интересной и специалистам. В отличие от большинства книг, издаваемых в научно-популярных сериях, она является результатом работы крупного египтолога-профессионала. Живое воображение, литературный дар, истинно французская легкость слога и мягкая ирония делают эту книгу увлекательным чтением, доступным читателям разного возраста и уровня образования. Однако за этой легкостью - обширные знания и труд.
Книга П. Монтэ мне очень понравилась. В ней много интересного и нового для меня. Особенно большое впечатление на меня произвело описание утреннего туалета древнего египтянина. Мне кажется, что подобное трепетное отношение к гигиене было вызвано специфическими условиями жизни: жаркий климат и обилие насекомых вынуждали людей прибегать к разнообразным уловкам. Всевозможные ароматические масла и притирания были не только средствами гигиены и украшения тела человека. Они выполняли лечебно-профилактическую функцию. Может быть поэтому у египтян был ярко выражен культ тела – красивого, ухоженного тела.
Древний Египет отделен от нас многими веками. Но после того, как я прочитала книгу П. Монтэ, я почуствовала, что эта далекая цивилизация на самом деле не так уж и отличается от нашей. Ведь в Древнем Египте жили такие же юди, как и сейчас. Мне даже кажется, что мы в чем-то похожи на дрвених египтян – ведь мы тоже любим красиво и модно одеться, так же любим и страдаем. Но все же, наверное, египтяне были более счатливы чем мы – ведь они не ожидали экологчисеких кризисов и обладали тайными знаниями, которые не могут донести до нас папирусы и фрески. Но эти знания египтяне унесли с собой. И нам не дано их узнать.
Свидетельство о публикации №206022500195
Эрнест Марцелл 01.03.2019 20:34 Заявить о нарушении