Мелетинский Е. М. От мифа к литературе

Что же такое миф? Если говорить об античных мифах, то речь идет о предании, возникшем в глубокой древности, ранний вид устного народного творчества. Миф отражал стремление людей уяснить себе смысл и причины каких-либо явлений. Обязательным персонажем мифа было божество, которое непосредственно участвовало в устройстве Вселенной. Например, очень показателен образ богини Деметры или богини Геры, олицетворявших собой земное плодородие и саму Землю. Их образы отражали представления о чередовании времени года и об устройстве планеты. Мифы об Одиссее или об Эдипе иллюстрируют представление о нужном жизненном опыте. Мифы о Прометее и Геракле позволили составить представление об идеалах героев у древних греков.
Древнегреческий и древнеримский мифы напоминали собою увлекательную сказку, содержащую самое подробное описание действий и персонажей. Причем, они не опирались на реальные факты, а содержали домыслы, идеи, представления древних людей.
Мифология была, прежде всего, определенным типом общественного сознания, выражавшимся в мифологической поэзии. В конечном итоге в эпоху Возрождения западноевропейская литература стала обращаться к поэзии, основанной на мифологических образах.
Если до начала XIX в. сохранилось влияние античной мифологии на развитие западноевропейской литературы (с начала XIX в. - мифология германских саг и Востока), то можно предположить, сколь велик был заряд жизненной энергии, заложенный в ней.
Европейская литература осваивала мифологию по двум направлениям - использование образа как аллегории и слияние мифологического образа с образом повседневной реальности. В эпоху Возрождения наблюдалось преувеличенно-восторженное отношение к мифологическим образам античности.
Характерной чертой античного сознания была его образность. Во время, когда создавались мифы, трудно было абстрагировать в явлениях жизни общее от индивидуального. Притягательность мифологических образов состояла в необыкновенно сильной и ярко индивидуальной форме их воплощения. Одновременно с этим, образы в мифах типизировали собой определенные явления природы.
Образы мифов были фантастичны по своей природе. Осознание жизни природы по аналогии с человеческой жизнью и порождало такие индивидуализированные, персонифицированные образы, как, например, образ Зевса-громовержца, или Гелиоса-бога-Солнца.
Древним грекам и римлянам казалось, что животные, растения и даже стихии природы наделены таким же уровнем сознательности, как и сами люди, что они размышляют и говорят так же, как и люди.


Рецензии
это конспект?

Сергей Курман   23.05.2010 19:13     Заявить о нарушении