Переплетения

Таня и Ира были дочками банкира. Если проехать с туристическим автобусом по Полтаве, то вам расскажут, что в Полтаве есть два здания построенные в стиле украинского барокко. Одно-здание Краеведческого музея, бывшее дворянское собрание, и Банк,первое на Украине здание построенное специально для целей банка.Еще расскажут, что оба здания построенны из кирпичей замешанный на яичных желтках. В детстве именно эти желтки и производили на меня неизгладимое впечатление и то, что я , в тайне от экскурсовода, я знала, кто в здание банка раньше жил- Таня и Ира.

 Как и положено банкирам, после революции вся семья эмигрировала во Францию. Там Ира и вышла замуж за обнищавшего графа –Жюльена, который в войну погиб в рядах сопротивления. Таня замуж не выходила, а очень быстро вернулась назад на Украину. Говорили, что у них был роман с моим прадедушкой. Вот из-за этого Жюльена Таня и Ира получили имя –«графини». Детей ни у Тани ни у Иры не было. В войну умерли и родители Тани и Иры, а после смерти Сталина Ира тоже вернулись в Полтаву.
 
Полтава в период моего детства был небольшим провинциальныи городком, без особой индустрии. Учитавая, что мои прародители на три четверти происходили из Полтавы, отмечались необыкновенные переплетения. Одним из таких переплетений было, то что сестра дедушки по материнской линии ,Катя, была горничной, или , как у нас звали, «девушкой», Тани и Иры. Когда семья Тани и Иры эмигрировали во Францию, Катя донесла в ГПУ места, где замурованы были бриллианты банкирской семьи.

Из-за этих то бриллиантов бабушка и недолюблива всю мамину семью, пока мамин папа не выхлопотал ей пенсию, как вдове погибшего в Великой Отечественной войне. До этого вся семья- бабушка, мой отец и его сестра жили на пенсию по туберкулёзу моего отца и тем, что мой па подрабатывал фотографируя туристов у памятника Петру первому возле музея истории Полтавской битвы.

У бабушки было образование. Она закончила институт декоративно-прикладного исусства в Киеве, то бишь, дизайн, по-современному. Но дальше вырезания ажурных бумажек в шкафу с чайной посудой её профессиональное мастерство не применялось.
«Пробовала»,-говорила бабушка, «однако, каждый день ходить на работу утомительно и скучно.» Этому не возразить.

Но, вернёмся к Тане и Ире.После возвращения на Родину Таня и Ира купили кооперативную квартиру, моя бабушка продала старый родительский дом и тоже купила кооперативную квартирку недалеко от Тани и Иры. Они бывали друг у друга ежедневно. На чай. Нам с сестрой давали рассматривать семейные альбомы и это было самое прекрасное занятие, какое можно придумать для девочек.

Красивые женщины и мужчины, платья и причёски!
 
 Таня и Ира большую часть жизни говоря по-французки, выучили русскому языку свою домработницу во Франции, а она , в свою очередь, свою дочь, которая преподаёт или преподавала русский в Гренобльском университете.

Эта домработница и делала Тане и Ире приглашения во Францию и они ездили туда каждые три года. И никакие трудности советского строя не могли их остановить.
 «Все любят деньги!-- говорили они ,продавая очередные бриллианты, видно, Кате не все тайники были известны.

Однажды они продавали бриллиант по имени «Маркиза». Это был продолговатый , ромбовидный блиллиант в обрамлении мелких бриллиантиков в платине. Бриллианты такой формы все называются, впрочем, маркизами. Нам с сестрой он не очень тогда нравился,уж очень был он прост в отличие от других Тани-Ириных штучек с цветочками и разноцветными каменьями. Для Тани и Иры этот бриллиант был дороже всего- это был свадебный подарок их матери. Они с ним носились довольно долго, не могли найти достойного покупателя. В конце концов сделка состоялась к удовлетворению Тани и Иры. Поговаривали, что его купила дочка самого Брежнева. У этого кольца был необыкновенный футляр, который нам с сестрой нравился больше содержимого. Перламутровая коробочка с красным бархатом внутри и чёрной агатовой застёжкой с платиновым механизмом. Футляр этот был работы известного французкого ювелира и продавался по желанию отдельно, но был куплен вместе с содержимым.

Поражала простота с какой сёстры расставались со своими драгоценностями и совершенно не сердились на Катю, которая стала директором Отеля «Ворскла», где и останавливалась, приезжая их «домработница».
«Такое было время,»-говорили они, -«Да, и кто знал, что мы вернёмся.»


 Таня и Ира умерли в один год, пережив мою бабушку на два года, им было уже за девяносто, а полгода позже умерла и Катя. Чайный салон перестал существовать.

Чайную посуду графинь завещали Краеведческому музею, она , оказывается, была Гарднеровского завода, хоть и с русскими крестьянками на чашках.


Рецензии
Любопытно :) Хотя, как мне кажется, стоило бы порабоать над композицией: по-моему, логический порядок не очень прослеживается. Скажем, наверное, лучше бы сначала полностью описать бриллиант и сказать, что он был им очень дорог, а потом написать, что они его продали дочке Брежнева. нО это только мое личное мнение.
С укажением,

Варвара Мадоши   01.03.2006 05:49     Заявить о нарушении
Спасибо, Варвара за ваше мнение, очень рада, что не оставила вас равнодушной. Это мои первые "пробы пера", до этого писала только письма и сочинения в школе. Доработаю обязательно,
С уважением,
Ина

Инна Дождь   02.03.2006 00:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.