Агрессия

Мы выиграли бы в глазах людей,
если бы являлись им такими,
какими мы всегда были и есть,
а не прикидывались такими,
какими никогда не были и не будем.
Ларошфуко

Введение

Как развивается мир сегодня, что ждет его завтра? Мне думается, что эти вопросы волнуют многих людей, но также многие стремятся уйти в состояние полного непонимания, а скорее неприятия, оставаясь безразличными ко всему, что происходит вокруг. Почему человек так поступает, что мешает ему принять мир таким, каким он является на самом деле, ставший таким не без помощи человека.
На индивидуальное развитие оказывает влияние семья, образование, формирование собственного мировоззрения и другое, однако, все это происходит в тесной связи с воздействием на нас окружения – социума (различных людей, их групп, появление новых связей, интересов, ролей и статусов.
Наблюдение человека в социуме за поведением друг друга влечет выявление негативных показателей при отображении объективной реальности. Вызывает раздражение, негативные эмоции, агрессивное настроение иное поведение людей, существенно отличное от нашего, которое мы хотели бы изменить «под себя», нам не нравится, что другой человек более самостоятелен в принятии трудных решений, решителен, ответственен, что у него все легко получается и т.д. Но на эти мысли можно возразить следующим, вместо того, чтобы впадать в состояние негативного отношения (агрессивного отношения) к другому и говорить, что у другого нет сложностей в достижении поставленной цели «Возьми и попробуй сделать это сам!».
1. Понятие; причины возникновения социальной агрессии

Агрессия – один из механизмов психологической защиты. Понятие, введенное K. Horney для обозначения защиты от фрустрации агрессией, направленной не на фрустрирующий фактор, а на некий вторичный объект, ошибочно принимаемый за источник фрустрации (Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов/ Под ред. канд. Мед. наук Бокова С.Н. Т. 1. с. 15, 1996г.).
Агрессией называется физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо. Агрессия может проявляться в прямой форме, когда человек с агрессивным поведением не склонен скрывать это от окружающих. Он непосредственно и открыто вступает в конфронтацию с кем-либо из окружения, высказывает в его сторону угрозы или проявляет агрессивность в действиях. В косвенной форме агрессия скрывается под личиной неприязни, ехидства, сарказма или иронии и оказании, таким образом давления на жертву.
«Самый недвусмысленный признак пренебрежительного отношения к людям состоит в том, что ценишь каждого исключительно как средство для своей собственной цели и не признаешь в других отношениях (Афоризмы Ф. Ницше «Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов», с.130, 1993г.).
Сущность психологического механизма «поиска врага», по-видимому, заключается в том, что «враг» превращается в некоторую константу общественного организма, на которую легко сместить все причины социальных неурядиц. Печальным последствием этого социального и социально-психологического механизма, которым оперирует массовое сознание, является рост агрессивности, в частности агрессивных образцов индивидуального поведения. Здесь проявляется доминирование определенного настроения, а именно настороженности, разлитой враждебности и т.п. Стандарт насильственного поведения опирается и на сдвиг в структуре ценностей: человеческая жизнь обесценена. Ситуация социальной нестабильности приводит не только к тому, что изменяются некоторые психологические механизмы социального познания («ломаются» категории, размываются их границы, умножается число перцептивных и когнитивных ошибок), но и к изменению роли социальных институтов, форм социального контроля в этом процессе. Эта особенность построения образа социального мира в условиях нестабильности, оказывает воздействие на практическое поведение людей. Разброс его образцов в современном обществе огромен: от безудержной, часто агрессивной активности до полной апатии и безразличия ко всему происходящему вокруг. Люди действуют в мире в соответствии с тем, как они познают его, но они познают его в соответствии с тем, как они действуют в нем. (Андреева Г.М. Психология социального познания., с.272-273, 275-276, 2000г.).
Существуют следующие виды агрессивных действий (Басс, Дарки): 1) физическая агрессия (нападение); 2) косвенная агрессия (злобные сплетни, шутки, взрывы ярости, проявляющиеся в крике и т.д.); 3) склонность к раздражению (готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении); 4) негативизм (оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы); 5) обида (зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные сведения); 6) подозрительность в диапазоне от недоверия и осторожности до убеждения, что все другие люди приносят или планируют его; 7) вербальная агрессия (выражение негативных чувств как через форму – ссора, крик, визг, так и через содержание словесных ответов – угроза, проклятие, ругань) (Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения, с.88, 2001г.).
Агрессия представлена множественными терминами в обыденной речи. Агрессия «доброкачественная» (настойчивость, напористость, спортивная зрелость, мужество, смелость, храбрость, отвага, воля, амбиции), агрессия «злокачественная» (насилие, жестокость, наглость, зло, хамство) и собственно деструктивный тип агрессии.
Фромм различает два вида агрессии. Первый вид является общим как для человека, так и для животных – это филогенетический заложенный импульс к атаке или бегству в зависимости от ситуации, когда возникает угроза жизни. Эта оборонительная «доброкачественная» агрессия служит для выживания индивида или рода; она имеет биологические формы проявления и затухает, как только исчезает опасность. Другой вид представлен «злокачественной» агрессией – деструктивностью или жестокостью, свойственными только человеку и практически отсутствующими у других млекопитающих; она не имеет филогенетической программы, не служит биологическому приспособлению и не имеет таким образом никакой конкретной цели. Фромм понимает отношение доброкачественно-оборонительной агрессии к злокачественно-деструктивной как инстинкта к характеру, т.е. предполагается необходимость разграничения между естественными влечениями, коренящимися в физиологических потребностях, и специфическими человеческими страстями, имеющими свой источник в человеческом характере. Инстинкт – это ответ на физиологические потребности человека, а страсти – это ответ на экзистенциальные потребности, и потому последние являются исключительно человеческими (http://azps.ru/articles/soc/soc160.html).
Под агрессивностью понимается свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Таким образом, агрессия есть совокупность определенных действий, причиняющих ущерб другому объекту; а агрессивность обеспечивает готовность личности, на которую направлена агрессия, воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом. В этом плане можно говорить о потенциально агрессивном восприятии и потенциально агрессивной интерпретации как об устойчивой личностной особенности мировосприятия и миропонимания.
Если рассматривать спорт как способ разрядки, переориентирования агрессии, то необходимо иметь ввиду, что речь должна идти не только о реальной спортивной борьбе в качестве участника, а не роли наблюдателя, болельщика, поскольку экспериментально было обнаружено увеличение агрессивности у лиц, наблюдавших соревнования по агрессивным видам спорта (бокс, хоккей).
О личности насильственного преступника имеются правовые и демографические данные, об агрессивном преступном поведении – данные о ситуациях и способах совершения насильственных преступлений. Агрессивное преступное поведение не может быть понято, если объектом исследования не станет агрессивность как личностная черта. В качестве черты личности агрессивность может быть тесно связана с жесткостью, но не совпадать с ней. Если жестокость всегда порицаема. То агрессивность часто принимает социально приемлемые формы, например в спорте. Агрессивность как психологическое явление в нравственном плане нейтральна в том смысле, что она может приводить как к социально одобряемому, так и к противоправному поведению. Все зависит от воспитательных и иных воздействий на личность с первых дней жизни, эмоциональных отношений, складывающихся с родителями. Агрессивный человек может быть и не жестоким, если нет мотива причинения страданий и мучений ради них самих. Жестокий человек всегда агрессивен (Балабанова Л.М. Судебная патопсихология. 1998г. http://azps.ru/hrest/48/4697803.html).
Становление и реализация агрессивного поведения у человека и животного различны:
1. Животное воспринимает как угрозу только явную опасность, тогда как человек, наделенный даром предвидения и фантазией, реагирует не только на сиюминутную угрозу, но и на возможную опасность в будущем, на свое представление о вероятности угрозы. Получается, что индивидуум дает агрессивную реакцию на свой собственный прогноз.
2. Человек обладает не только способностью предвидеть реальную опасность в будущем, но и позволяет себя уговорить, допускает, чтобы им манипулировали, руководили, чтобы его убеждали. Он готов увидеть опасность там, где ее нет. Именно этим Фромм объясняет начало большинства современных войн.
3. Дополнительное усиление оборонительной агрессии у людей (по сравнению с животными) обусловлено спецификой человеческого существования. Человек подобно зверю, защищается, когда что-либо угрожает его витальным интересам. Однако сфера витальных интересов человека значительно шире, чем у зверя. Человеку для выживания нужны не только физические, но и психические условия. Он должен поддерживать некоторое психическое равновесие (психический гомеостаз), чтобы сохранить возможность выполнять свои функции. Для человека все, что способствует психическому комфорту, столь же важно в жизненном смысле, как и то, что служит комфорту телесному. И самый важный витальный интерес заключается в сохранении своей системы координат, ценностной ориентации. От нее зависит и способность к действию и, в конечном счете, - осознание себя как личности.
Фромм трактует реакцию на витальную угрозу следующим образом: страх обычно мобилизует либо реакцию нападения, либо тенденцию к бегству. Последний вариант часто встречается, когда человек ищет выход, чтобы «сохранить свое лицо». Если же условия столь жестки, что избежать позора или краха невозможно, то тогда вероятнее всего произойдет реакция нападения. Страх, как и боль, - являются в высшей степени негативно заряженными чувствами, и человек стремится любой ценой от них избавиться. Часто в бегстве от страха и боли человек прибегает к таким средствам как секс, сон или общение с другими людьми. Но наиболее действенным способом является агрессивность. Если человек находит силы из пассивного состояния перейти в нападение (к агрессии, деструктивному поведению) здесь же исчезает мучительное чувство страха.
Когда человек совершает кражу из-за того, что у него нет элементарного минимума средств, чтобы прокормить себя и семью, такую агрессию можно квалифицировать как действие, имеющее под собой физиологическую мотивацию. Под действительным можно подразумевать желаемое. Люди (в отличии от животных) хотят иметь не только то, что им необходимо для выживания, и не только то, что составляет материальную основу достойной человека жизни, большинство людей отличается алчностью: накопительством, неумеренностью в пище и питье и сексе, жаждой власти, славы. При этом какая-либо из перечисленных сфер становится чьей-то страстью. Биологическая адаптивная агрессия служит делу жизни. Однако только человек подвержен влечению мучить и убивать и при этом испытывать удовольствие. Это единственное живое существо, способное уничтожить себе подобных безо всякой для себя пользы или выгоды (http://azps.ru/frticles/soc/soc161.html).

Раздражительность является одним из факторов для возникновения агрессивного поведения в отношении с окружающими, что в свою очередь может привести к конфликтной ситуации.
Раздражительность
- это усталость и истощенность (мы болезненно реагируем на мелочи, когда измотаны, испытываем переутомление и истощение;
- это дурная привычка (у многих из нас родители в доме общались в напряжении и раздражении, мы привыкли к этому и не знаем, что можно жить по-другому);
- это низкая самооценка (неуверенность в себе и неудовлетворенность собой имеют «на выходе» раздражительность);
- это жизнь «не по средствам» (если мы живем не так, как хотели бы жить, мы теряем самообладание, срываемся, придаем слишком большое значение мелочам);
- это отсутствие «внутренней культуры» (культура – это прежде всего, достоинство и умение «держать себя в руках».
Агрессия – это форма выражения тяжелых, негативных состояний. Мы становимся агрессивными тогда, когда у нас плохое настроение: неудовлетворенность собой и жизнью, неуверенность в себе, установка на то, что вокруг – одни враги и нужно активно защищаться.
При помощи агрессии мы:
-защищаемся от реального или мнимого нападения («Не подходи, ударю!»);
-демонстрируем свою силу и самоутверждаемся («Меня голыми руками не возьмешь!» или «Я лучше тебя!»);
-организуем для себя психологическую разрядку, если неудовлетворенность накапливается («Накричал – стало легче»);
Агрессия бывает:
-физической или вербальной (словесной);
-прямой или косвенной (придирчивость, намеки, отказ от помощи, ложь, мелочность, угрозы);
-ситуативной (спонтанные вспышки слепой ярости);
-направленной на другого (обвинение другого) или на себя (самообвинение).
Проблема состоит в том, что человек нередко не осознает собственной агрессивности и активно борется там, где в этом нет никакой необходимости. Он «заводит» себя и окружающих, создавая напряженное «поле», в котором плохо и ему самому, и другим. Часто по отношению к нему действительно поступают плохо, но это – отраженная агрессия окружающих по типу «Что посеешь, то и пожнешь». Действительно, если мы начинаем общение, демонстрируя свою агрессию, то через пару минут наш партнер тоже начнет агрессивно защищаться. В результате не общение, а поле битвы.
Мы становимся агрессивными, хотя в этом нет необходимости, в следующих ситуациях:
-когда другой проявляет самостоятельность и автономность;
-когда другой не соглашается с нами и выражает собственную точку зрения;
-когда мы хотим кого-то переделать «под себя»;
-когда требуем слишком многого от других (чтобы все были вежливыми, чтобы все нам уступали, чтобы все нас любили и т.п.);
-когда не уважаем чувства другого человека;
-когда не умеем управлять самим собой.
Надо учиться спокойно признавать самостоятельность и автономность другого, понимать точку зрения другого, никого не переделывать «под себя», ставить себя на место другого, уважать чувства другого, держать себя под самоконтролем (Самоукина Н.В. Экстремальная психология с.24-25, 28-29, 2000г.).

2. Факторы, оказывающие влияние на рост и ослабление агрессии

В формировании самоконтроля над агрессивностью и сдерживании агрессивных актов большую роль играет развитие психологических процессов эмпатии, идентификации и децентрализации, лежащих в основе способности к пониманию других людей и к сопереживанию им, способствующих формированию представления о другом человеке как уникальной ценности (Словарь практического психолога с.9, 2001г.).
Как тяжесть собственного тела носишь, не замечая ее веса, и чувствуешь каждую постороннюю тяжесть, как точно не замечаешь и собственных пороков и недостатков, а видишь только чужие. Для этого каждый человек имеет в другом зеркало, в котором он может явно разглядеть свои собственные пороки, недостатки и всякого рода дурные и противные стороны. Однако он большею частью поступает при этом как собака, которая лает на зеркало в том предположении, что видит там не себя, а другую собаку.
Тем не менее те, которые имеют привычку и склонность в тиши и для самих себя подвергать внимательной и строгой критике внешнее поведение других и вообще их дела и поступки, - те работают над собственным улучшением и усовершенствованием, ибо они будут иметь настолько справедливости или гордости и тщеславия, чтобы самим избегать того, что они не раз строго порицали. Изречение насчет сучка в чужом глазу и бревна в своем, несомненно, прекрасно. Но такова природа глаза, что он видит вне, а не внутри себя (Шопенгауэр А. Афоризмы для усвоения житейской мудрости, с. 207-208, 2003г.).
Достойны дружбы люди, которым присуще то, за что их можно любить. Они встречаются редко; впрочем, все прекрасное редко, а самое трудное – найти что-нибудь такое, что было бы во всех отношениях совершенным в своем роде. Но большинство людей не видит в делах человеческих ничего хорошего, кроме того, что им выгодно, как и домашних животных, они особенно любят тех, из которых надеются извлекать наибольшую пользу (Цицерон Марк Туллий/Об обязанностях/ О дружбе, с.92, 2003г.).
В каждой сфере человеческой деятельности обнаруживается сфера притязаний и сфера достижений человека. Именно из этого соотношения может быть понят тот факт, что не стремление к «счастью» (к удовольствиям и т.д.) определяет в качестве мотива побуждений деятельности людей, их поведение, а соотношение между конкретными побуждениями и результатами их деятельности определяет их «счастье» и удовлетворение, которое они получают от жизни. В свою очередь, ироническое, скептическое, юмористическое отношение к жизни определяет саму суть удовлетворенности.
Превращение производного результата в прямую непосредственную цель действия и жизни, превращение жизни в погоню за удовольствиями, отвращающую человека от решения его жизненных задач, - это не жизнь, а ее извращение, приводящее к неизбежному опустошению. Напротив, чем меньше мы гонимся за счастьем, чем больше мы заняты делом своей жизни, тем больше положительного удовлетворения, счастья мы находим (Бытие и сознание. Человек и мир/ С.Л. Рубинштейн, с.383, 2003г.).
Никогда не следует изменять себе или своему делу в угоду другим. Другие могут ошибаться, проявлять слабость или непоследовательность, подвергаться воздействию внешних обстоятельств или страха. Этот принцип должен сочетаться с другим принципом: лучше согнуться, чем сломаться (а не наоборот) (А. Менегетти. Мудрец и искусство жизни, с.52, 2002г.).
В своей книге «Наши внутренние конфликты» (1945) К. Хорни разделила список из десяти потребностей на три основные категории. Каждая из категорий представляет собой стратегию оптимизации межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности в окружающем мире. Кроме того, каждой стратегии сопутствует определенная основная ориентация в отношениях с другими людьми.
Десять невротических потребностей
Избыточная потребность Проявления в поведении
1. В любви и одобрении Ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других; повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отверганию или недружелюбию
2. В руководящем партнере Чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве; переоценка любви – убежденность в том, что любовь может решить все
3. В четких ограничениях Предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок; нетребовательность, довольствование малым и подчинение другим
4. Во власти Доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное отношение к слабости
5. В эксплуатировании других Боязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть «тупым» в их глазах, но нежелание предпринять что-нибудь такое, чтобы перехитрить их
6. В общественном признании Желание быть объектом восхищения со стороны других, представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса
7. В восхищении собой Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений; потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих
8. В честолюбии Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия; страх неудачи
9. В самодостаточности и независимости Избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств; дистанцирование от всех и вся
10. В безупречности и неопровержимости Попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях; поддержание впечатления совершенства и добродетели

Ориентация на людей: уступчивый тип. Ориентация на людей предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешительность и беспомощность. Человеком руководит иррациональное убеждение: «Если я уступлю, меня не тронут».
Уступчивому типу необходимо, чтобы в нем нуждались, любили его, защищали и руководили им. Такие люди завязывают отношения с единой целью избежать чувства одиночества, беспомощности или ненужности. Однако за их любезностью может скрываться подавленная потребность вести себя агрессивно. Хотя кажется, что такой человек смущается в присутствии других, держится в тени, под этим поведением часто скрываются враждебность, злость и ярость.
Ориентация от людей: обособленный тип. Ориентация от людей как стратегия оптимизации межличностных отношений обнаруживается у тех индивидуумов, которые придерживаются защитной установки: «Мне все равно». Такие люди руководствуются ошибочным убеждением: «Если я отстранюсь, со мной будет все в порядке».
Для обособленного типа характерна установка никоим образом не дать себя увлечь, идет ли речь о любовной романе, работе или отдыхе. В результате они утрачивают истинную заинтересованность в людях, привыкают к поверхностным наслаждениям – они просто бесстрастно идут по жизни. Для этой стратегии характерно стремление к уединенности, независимости и самодостаточности.
Ориентация против людей: враждебный тип. Ориентация против людей – такой стиль поведения, для которого характерно доминирование, враждебность и эксплуатация. Человек действует, исходя из иллюзорного убеждения: «У меня есть власть, никто меня не тронет»
Враждебный тип придерживается мнения, что все другие люди агрессивны и что жизнь – это борьба против всех. Поэтому любую ситуацию или отношения он рассматривает с позиции: «Что я буду от этого иметь?», независимо от того, о чем идет речь – деньгах, престиже, контактах или идеях. Враждебный тип способен действовать тактично и дружески, но его поведение в итоге всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими. Все направлено на повышение собственного престижа, статуса или удовлетворение личных амбиций (Теории личности/Л. Хьелл, Д. Зиглер. Карен Хорни: социокультурная теория личности, с.258-260, 2003г.).
Любая мысль является началом действия, поступка. Нередко достижению успеха мешает негативное отношение к своим возможностям. Не допускать мыслей о поражении, о неуспехе, думать позитивно – важное созидательное качество любого человека.
Позитивное мышление – это позитивное отношение и к жизни, и к окружающим, и к себе. Негативное мышление несет с собой страдания, вызывает агрессию, в исключительных случаях в мировых масштабах. Негативное мышление проявляется следующим образом:
• отсутствие веры в успех, подсознательная установка на неудачу;
• стремление к успеху любой ценой, даже если придется «шагать по костям»;
• сухость, отсутствие эмоциональности в принятии решений;
• внутренняя противоречивость, хаотичность мыслей.
Негативное мышление притягивает неудачи. Человек, мыслящий негативно, оценивая окружающий мир, избирает неверную стратегию действий. Причина заключается в неправильном однобоком восприятии информации. Для того, чтобы измениться, начать мыслить позитивно, используйте следующие методы:
-как только почувствуете, что ваши мысли вошли в негативное русло, отвлекитесь от дел, расслабьтесь, рассмотрите эту мысль, но с позиции внутреннего наблюдателя;
-если вы приняли какое-то решение, не предавайтесь сомнениям; помните, что в вашей воле изменить его, но, если уж начали действовать, доведите дело до конца; не мешайте себе, не дайте неуверенности взять над вами верх;
-если вы преследуете исключительно эгоистические цели, проанализируйте, такие ли уж они эгоистичные, какими кажутся изначально, принесут ли столько пользы, сколько кажется на первый взгляд, помните, что наравне с эгоистическим решением проблемы, всегда есть более выгодный для вас и полезный для окружающих вариант;
решая проблему, тщательно обдумывайте ее; применяйте опробованные способы управления собой в повседневной жизни;
-тренируйтесь в искусстве упорядочения потока мыслей, останавливайте его, наблюдайте за ним, отказывайтесь от взаимоисключающих мысленных установок;
-всегда будьте честны с собой, это пожалуй, самое важное и самое трудное в искусстве управления собой; настойчивая работа над собой поможет вам добиться этого (Ищу себя Разисом В. с.87-89, 2003.).
Ненависть есть склонность отражать от себя нечто, причинившее нам какое-либо зло. Ненависть, есть раздражение души против кого-либо, кто причинил нам зло с намерением и умыслом. Из ненависти происходит печаль, а когда ненависть велика, она вызывает гнев. Последний не только, подобно ненависти, ищет, как бы избежать ненавистного, но при случае стремится также уничтожить его. Из этой великой ненависти происходит и зависть. Правильно пользуясь своим разумом, мы не должны питать ненависти к кому-либо, так как мы должны изменять к лучшему все существующее в природе, если мы хотим чего-либо от этого ради нас. А так как совершенный человек есть лучшее, что мы познаем в настоящее время или имеем перед нашим взором, то как для нас, так и для всякого отдельного человека гораздо лучше стремиться всегда привести людей в состояние совершенства. Ибо лишь тогда можем мы получить от них или они от нас наибольшую пользу. Средство к этому – питать на их счет всегда такие мысли, каких все время требует от нас наша добрая совесть и чему она нас учит; ибо она никогда не влечет нас к нашей гибели, но всегда к нашему благу (Краткий трактат о Боге, Человеке и его счастье. Б. Спиноза, с.59-61, 2001г.).
Заключение

Мы – люди - остались такими же, какими были на протяжении миллионы лет, - бесконечно жадными, завистливыми и агрессивными, подозрительными, полными тревог и отчаяния, со случайными вспышками радости и любви. Мы – страшная смесь ненависти, страха и доброты, насилие и мир одновременно. Внешне достигнут большой прогресс – от повозки, заряженной волами, до реактивного самолета, но психологически индивидуум все же не изменился, а структура общества всюду в мире создана индвидуумами. Внешняя социальная структура – результат внутренней психологической структуры наших человеческих отношений, так как индивидуум – это человек, который представляет собой все человечество; вся история человека записана в нас. Мы, каждый из нас, несем ответственность за каждую войну, по причине агрессивности наших собственных желаний, по причине нашего национализма, нашего эгоизма, наших богов, наших предрассудков, наших идеалов, всего, что разделяет нас. И только когда мы осознаем не интеллектуально, а фактически, - так же, как мы осознаем действительный факт или ощущение боли, - что вы и я ответственны за весь этот существующий хаос, за все страдания во всем мире, так как мы внесли в это вклад нашей повседневной жизнью, являемся часть этого чудовищного общества, с его войнами, разделением, с его уродливостью, жестокостью и жадностью – только когда мы действительно это поймем, мы будем действовать…(Свобода от известного. Дж. Кришнамурти. с. 6-7, 1991г.).

О добре в вас я могу говорить, но не о зле.
Ибо что есть зло, как не добро, терзаемое голодом и жаждой.
Истинно, когда добро терпит голод, оно разыскивает пищу жажде в темных пещерах, и когда оно жаждет, то не гнушается и затхлой водой.
Вы добры, когда стараетесь дать от самих себя.
Но вы не злы, когда ищете пользы для себя.
Ибо когда вы рассчитываете извлечь пользу, вы всего лишь корень, что льнет к земле и сосет ее грудь.
Истинно, плод не скажет корню: «Будь таким, как я, спелым, сочным и вечнодающим от своего изобилия».
Ибо для плода давать – потребность, как и получать – потребность для корня.
В вашем влечении к вашей сущности исполина лежит ваша доброта: и оно – в каждом из вас.
Но в одних это влечение – бурный поток, что стремит свои воды к морю, несет тайны горных склонов и песни леса.
А в других это – мелкий ручей, что теряется в излучинах, петляет и иссякает прежде, чем достигнет берега…(Джебран Калил Джебран. Пророк. с. 97-98, 100, 2003.)
Библиография
1. Андреева Г.М.
 Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – Издание второе, перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 288с.
2.Балабанова Л.М. Судебная патопсихология, http://aazps/ru/hrest/48/4697803/html
3. Блейхер В.М., Крук И.В.
 Толковый словарь психиатриченских терминов /Под ред. канд. мед. наук Бокова С.Н. в 2-х томах. Т.1. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996 – 480с.
4. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2003. – 512с.
5. Джебран Калил Джебран. Пророк. – М.: ИД «София», 2003. – 176с.
6. Кришнамурти Дж. Свобода от известного – К.: «София», 1991. – 88с.
7. Менделевич В.Д.
Психология девиантного поведения: Учебн. пособ. – М.: МЕДпресс, 2001. – 432с.
8. Менегетти А. Мудрец и искусство жизни/ Пер. с итал. Славянской ассоциации Онтопсихологии. Издание четвертое. – М.: ННБФ «Онтопсихология», 2002 г., с. 72
9. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов. Афоризмы. – М.: Триада – Файн, 1993. – 240с.
10. Разисом В.
Ищу себя. – СПб.: Питер, 2003. – 224с. – (Серия «Сам себе психолог»).
11. Самоукина Н.В.
Экстремальная психология. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС. 2000. – 288с.
12. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 800с.
13. Спиноза Б.
Богословско-политический трактат: Пер. с лат. и гол. – Харьков: «Фолио», 2001. – 656с. – (Б-ка «Р.Х.2000». Серия «Религиозная философия»).
14. Теории личности / Л. Хьелл, д. Зиглер. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 608с.
15. Цицерон Марк Туллий
Об обязанностях / Пер. с лат. В. Горенштейна. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 300с. – (Философия. Психология).
15. http://azps.ru/articles/soc/soc 160html
16. http://azps.ru/frticles/soc/soc161.html


Рецензии
Да действительно очень серьёзный труд. Удивили вы меня яблоня.
Агрессия… весь мир держится на агрессии... прогресс уже агрессия… порыв разве не агрессия?
Наверное есть и положительная агрессия
Хотя больше конечно отрицательной

Спасибо вам огромное!!!

С уважением

Алик Герд   11.03.2006 16:31     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. Действительно, и агрессия может быть одной из сторон адаптации человека к Жизни, а может и быть разрушающей силой, но все равно это развитие,это динамика и выбор.
Тепла.

Цветок Яблони   13.03.2006 10:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.