Затмение истины
Тем более кажется парадоксальным тот факт, что весь мир каждую ночь может свободно полюбоваться полным солнечным затмением, спровоцированным планетой Земля и которое длится не пару минут, а несколько часов! Воспринимаем ли мы ночь как великое чудо, как таинственное и необычное событие? Любуемся ли мы с таким же восхищением закатами и восходами, то есть началом и окончанием этого феномена, которые не менее прекрасны и зрелищны? Конечно, нет! Хотя следовало бы помнить всегда, в каком удивительном мире мы живем, следовало бы любоваться каждым ростком, каждым полевым цветком, каждой зверушкой и даже нами самими… как весьма замечательным явлением природы. Только при этом условии мы сможем оценить по-настоящему эти огромные и прекрасные дары — Вселенную, которая нас окружает, и тело, в котором мы себя ощущаем и наслаждается жизнью.
Теперь, возможно, нам кажется странным и даже смешным тот факт, что это событие спровоцировало целое торнадо в плане эмоциональном. Сколько предположений, беспочвенных предсказаний, всплесков религиозного фанатизма, фантастических интерпрераций, философских размышлений и других проявлений человеческого духа породило это затмение, которое весь мир ожидало со страхом и бесконечным любопытством. Очень многие ожидали мировых катаклизмов, конца света, с трепетом рылись в книгах Нострадамуса, искали подтверждений в Библии, в писаниях апостолов и т. п. Удивительно, что теперь ни один из этих грошовых предсказателей не чувствует за собой никакой вины за панику, которую они пытались вселить, не просит прощения за нанесенный моральный ущерб. Я не знаю, соблюдает ли обет молчания известный законодатель мод Пако Рабанне, который «обещал» нам конец света после затмения, а в противном случае, мол, он не скажет ни словечка до конца своих дней. Честно говоря, не верится.
Другой вопрос меня сейчас занимает: каковы побудительные мотивы этих людей, что заставляет их лгать с такой убежденностью? То, что иногда они сами верят в эти выдумки не является ни обьяснением, ни извинением, ведь любой талантливый лгун в конце концов начинает верить сам в то, что выдумал. Вначале, конечно, он ощущает шаткость своей «гипотезы», но чем чаще и пространнее он её излагает доверчивым слушателям, чем больше изобретает аргументов, притянутых за уши, тем больше начинает в нее верить сам. Вероятно, дело в том, что сказка обрастает подробностями, нередко вырванными из реальной жизни, «доказательствами» и «аргументами», которые призваны ее украсить и придать ей достоверность. Поэтому лжепророк неустанно ищет все новых и новых доводов в защиту своего пророчества, прибегает к научным или религиозным авторитетам, обычно без их ведома и согласия, ссылается на «святые» источники, и со временем становится все убедительней в глазах своей легковерной аудитории. Наблюдая за таким лжепророком в минуты его сомнительной славы, когда он вдохновенно развивает свои идеи перед удивленной или устрашенной публикой, мы сразу же понимаем, что он находится на вершине блаженства, наслаждается и пирует разливающимися вокруг него эмоциями.
Без сомнения, удовлетворённое самолюбие — важная составная часть психологической мотивации, которая побуждает лгуна выдумывать и распространять свои выдумки, которые он наряжает в религиозные, философские или псевдонаучные одежды. Язык без костей, а фантазия человеческая поистине безгранична. Даже посредственная личность без стыда и совести, которая не может породить ни одной оригинальной идеи, ни одного тонкого наблюдения, ни одного маленького открытия, нередко прибегает ко лжи, чаще всего придуманной другими, чтобы удовлетворить свою внутреннюю потребность общаться с людьми, быть одобренным и оцененным ими, хотя бы для этого и не было никаких оснований. Это — легкий путь к признанию, который не требует ни физических, ни умственных усилий. Однако очень часто легкие пути суть пути аморальные. Существует уйма любителей, которые позволяют себе такие игры с истиной — изредка, ради сиюминутных удовольствий, однако есть также целая армия шарлатанов, которая создала для себя из этого очень денежные профессии. Если говорить о них, то их мотив — нажива. Что же касается любителей, на первый взгляд, нет ничего страшного — ну, соврал человек разок, ради собственного удовольствия, порадовался произведенному зффекту — ну и что? Никто ведь явно не пострадал, даже если и поверил ему.
В действительности, все гораздо сложнее. Моральный ущерб, нанесенный человечеству легионами разнокалиберных врунов достаточно велик, а рядовые лгунишки занимают в них значительное место. Профессионалы выдумывают свои «теории», а любители распространяют их. Хуже всего то, что мы привыкаем ко лжи, живем в атмосфере лжи и приучаем ко лжи своих детей. Таким образом мы сами создаем благоприятный для лжи микроклимат, создаем условия для произрастания и расцвета профессионалов, которые вырастают из маленьких лгунишек. Человечество завязло, как муха, в густой сети религиозных сект, дешёвых философских «учений» и псевдонаучных спекуляций, которые конкурируют между собой. Эта сеть усыпана блестящими, но ядовитыми наживками. Настоящую же поживу собирают хозяева этой сети — они и есть хозяева этого мира, погрязшего во лжи. Они довлеют над умами и душами людей, кормятся их потом и кровью.
Точно так же, как мы не замечаем ночь — великое и полное солнечное затмение, которое нас сопровождает всю жизнь, мы не замечаем и великое затмение Истины, по светлому лику которой слишком часто проходят темные тучи предрассудков и лживых измышлений. Это и есть подлинное затмение, которого мы должны опасаться, затмение, порождающее зло, ненависть, нетерпимость и насилие. Сознавая это, мы должны с большей ответственностью относиться к тому, что говорим мы сами, и меньше верить шитым белыми нитками измышениям. В зрелом возрасте наивность не является милым смешным недостатком, которому можно умиляться, глядя на него с улыбкой, но серьезный дефект личности. Можем относиться с умилением к маленькому ребенку, чья наивность происходит из недостатка опыта и знаний, которые он накопит со временем, но нельзя снисходительно относиться к легковерию и наивности взрослого человека, взращенных на интеллектуальной лени и равнодушии.
Свидетельство о публикации №206022800159
:)))))
Владисандр Люлечкин 25.05.2006 18:09 Заявить о нарушении
С улыбкой,
Адела Василой 26.05.2006 21:47 Заявить о нарушении