Ожидание

Эссе о современном искусстве - для журнала "Loop"
-----------------------------------------------------

Искусство перестало удивлять.
То обилие всего, что зовется сегодня «современным искусством» - живо ли оно? Дышит ли? Содержит ли в себе то несказанно-неявленное, которое превращает сотворенный продукт в искусство?
Оно перестало удивлять.
Ушла тайна. Вещь более не имеет оживляющей ее сокрытости, и поэтому всегда пряма и означает лишь то, чем является.
Ситуация современной арт-практики такова, что чаще всего понятно, для чего сделана та или иная вещь, откуда она и о чем говорит. Тексты критиков и кураторов по поводу таких продуктов ничего не добавляют к самому продукту. Можно порадоваться хорошему тексту, но работа от этого не становится носителем тайны.
А тайна, если она есть – можно ли о ней говорить? Можно ли писать о непрямом прямыми словами? Возможно ли объяснение? Дает ли нам язык возможность говорить до конца, дав неявленности стать явленным? Или то самое неявленное, которое, являясь сутью всего и оживляя вещь – всегда вне языка? Возможно, слова являются лишь трамплином, лишь небольшой точкой опоры, откуда можно вглядываться в пустоту межсловия, чтобы опосредованно коснуться следов неявленного, впитать ее запахи и наблюдать, как запахи превращаются в тени…
Современное искусство всеядно. За последние приблизительно полвека оно достаточно успешно апроприировало почти все смежные виды искусств: театр, кино, музыку, литературу… Все они, оставаясь и развиваясь в своих рамках как жанр, в то же время стали составной частью искусства современного. Театр (как в целом и всё искусство движения и жеста) трансформировался в разные виды перформанса, кино – в видеоарт, а музыка (шире – звук) и тексты – почти неделимые составляющие многих современных арт-практик.
Но есть пограничные области, оставшиеся вне сферы современного искусства. Одной из таких областей является, в частности, полиграфический дизайн. Пограничной – потому что немыслимо близка, и все равно другая. Между ними разрывом проходит граница. Но разрыв – неужели это некая неизменная данность, не дающая возможности приближения? Граница – только ли разделение? Что-то нам говорит, что разрыв-граница являет собой более широкое понятие, чем нам кажется. Широта ее в ее подвижности и возможности одновременно быть разнонаправленной. Разрыв-граница может быть местом как разъединения, так и объединения, как отталкивания, так и связывания.
Что же не дает дизайну стать равноправным участником современного арт-процесса? Возможно дело в том, что, в отличие от остальных свободных форм искусств, дизайн является областью, неотделимой от функции. Подчиненность дизайна функциональным требованиям диктует ему определенный способ существования. Порой этот способ переводит дизайнерский продукт в сферу искусства.
Здесь мы сразу сталкиваемся с проблемой. Современное искусство в основе своей декларативно. В сферу современного искусства становится вовлеченным то, что декларируется в качестве искусства. Дизайн же не декларируется как таковое ни со стороны дизайнерского, ни со стороны арт-сообщества. Оба эти сообщества сохраняют статус-кво, оставляя дизайн исключительно в поле дизайна.
Попытка ввести дизайн в поле современного искусства и использовать разрыв между этими областями в качестве места соединения предпринята в проекте обложек «Газеты [12 1/2 ]» (авторы: Армен Игитханян, Баграт; текст: Владимир Швейский). Проект состоит из многих составляющих, и при этом растянут во времени (12 месяцев). Он рассчитан на зрителя внимательного и вдумчивого, готового проделать свою часть работы для восприятия. Каждая обложка – тексто-изобразительное послание зрителю. Будучи самодостаточной и законченной, она открывает себя тому просвету, в котором возможно продолжение... Фразы на каждой обложке, странным образом привязанные к изображению, соединяясь друг с другом из номера в номер, ткут свой отдельный смысл… Кусочки появляются, говоря каждый о своем, чтобы в конце срока, соединившись, раскрыть свою тайну…
Но…
Тайна, если она есть – можно ли о ней говорить? Можно ли писать о непрямом прямыми словами? Возможно ли объяснение?
На этом остановимся.
Дадим искусству удивлять.


Рецензии
ПОНРАВИЛОСЬ.

Абутилон   22.11.2010 17:59     Заявить о нарушении
Спасибо)

Bagrat   23.11.2010 11:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.