Рецензия на фильм Унесенные ветром
Повествование начинается с показа милых молодых сестер – все они являются дочерьми богатого южного плантатора. Семья живет патриархальной жизнью в красивом, шикарно обставленном доме, в окружении многочисленных слуг. Няня, конюхи, садовники, горничные – все любят молодых хозяек. Отец их стар и добр, в доме часто собираются гости, проводятся различные торжества. Все мирно и прекрасно. Главная героиня (Скарлетт), дочь хозяина плантации особенно хороша. Она молода, уверена в себе, свободолюбива. Режиссер всячески подчеркивает ее красоту. Она постоянно слышит комплименты и окружена всеобщим восторгом. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Скарлетт очень рано выходит замуж. Но героиня настолько молода и неопытна, что даже такой серьезный шаг, как замужество для нее – всего лишь игра. Поэтому когда ее молодой муж отправляется на начавшуюся гражданскую войну и затем погибает в бою, она не переживает. Она не живет, а всего лишь играет. Каждый раз она как бы примеряет на себя новые роли:
вот она молодая, прекрасная невеста, властительница мужских сердец,
вот она чья-то жена (она даже не задумывается о том, собственно чья),
вот она вдова.
Режиссер всячески подчеркивает молодость и легкомыслие героини. На благотворительном балу, устроенном в честь павших воинов, она весело приплясывает и напевает песенку. Ее бурное веселье никак не вяжется с траурным нарядом.
Каковы же мужчины, встречавшиеся на пути Скарлетт?
Это, во-первых, ее первый муж, симпатичный, но ничем не примечательный молодой человек, который даже не успел толком вкусить прелести общения с молодой женой – он ведь тоже «играл во взрослую жизнь». Но погиб, и был моментально забыт.
Во-вторых некто Эшли, сосед Скарлетт по имению, бесцветный блондин, добрый и отзывчивый. Он всегда относился к Скарлетт, как к милому ребенку, умиляясь ее чудачествам. Но бурная фантазия героини наделила Эшли неземными качествами. Ей все время казалось, что она в него страстно влюблена, а он в нее. На самом же деле, Эшли относился к ней с дружеской симпатией и не более того. Он благополучно женился на подруге Скарлетт и вскоре стал любящим отцом. И лишь добродушная няня, полностью заменившая для Скарлетт мать, полная негритянка, увещевала ее, уговаривая забыть глупую увлеченность. Героиня в мыслях видела Эшли своим мужем, но не ревновала его к супруге – и более того, именно она помогла ей спастись от ужасов войны на последних сроках беременности и даже помогала растить грудного ребенка.
Еще одним мужчиной в жизни Скарлетт стал Батлер. О, это был поистине роковой красавец. Его красота и ум произвели на героиню почти что гипнотическое воздействие. Именно он стал властителем ее души на многие годы. Но каков же был Батлер на самом деле? По большому счету, это был авантюрист, стремящийся извлечь выгоду из каждой ситуации, будь то война, будь то голод. Но в своих чувствах к Скарлетт он был искренен и протянул ей руку помощи в трудную минуту. Он был ее истинным другом и как никто другой не понимал ее.
Между тем, безмятежная жизнь Юга была нарушена страшными событиями. Где-то далеко велись бои, погибали люди. А герои продолжали жить своей прежней беспечной жизнью. Ушедшие на войну мужчины погибали, но уклад жизни героев не менялся. Гражданская война казалась чем-то далеким и глупым.
Но вот неожиданно на ухоженных полях появились голодные и измученные раненые солдаты, возвращающиеся с войны. Их страшные раны наводили ужас. В своем доме герои пытались приютить несчастных, занимались благотворительностью. Но вскоре трагически умер отец Скарлетт, стали погибать слуги. И несчастные солдаты оказались не всегда благодарны за добро – некоторые из них оказались ворами и попытались ограбить приютивших их хозяев. И тогда на цветущую землю плантации пришел голод.
Героини (Скарлетт и ее сестры) с немногочисленной оставшейся прислугой были вынуждены работать на полях. Последняя сцена в первой серии фильма ужасна, но очень выразительна: измученная Скарлетт стоит на красной от закатного солнца земле и держит в руках морковку. Перед этим она судорожно искала ее, трясясь от голода и слабости. Как клятва звучат ее слова: «Я никогда не буду голодать!».
В начале второй серии фильма Скарлетт начинает исполнять обязанности главы семейства, взяв под опеку жену Эшли и своих оставшихся в живых родственников. Для того чтобы как-то выжить, она едет в город искать Батлера. В какой-то момент она поняла, что только этот зрелый, хорошо знающий жизнь человек может ей помочь. А город уже захвачен «северянами», в нем новые порядки. На улицах освобожденные негры, вчерашние рабы, самозабвенно танцуют и поют, одетые по последней европейской моде. Все охвачено настроением обновления и абсурдной радости. Скарлетт находит Батлера в тюрьме, но все же получает от него небольшую помощь. Проницательный ум Батлера позволяет увидеть, что его давняя знакомая переживает тяжелый период в жизни. Увидев ее в красивом платье (сшитом наспех из старых штор), Батлер в первую минуту думает, что она приехала к нему заявить о своем сочувствии. Но затем, увидев ее руки, он восклицает: «Да вы работаете как нигер!». Все же героиня получает от него помощь. Но она идет дальше – случайно повстречав на улице одного своего бывшего соседа и узнав, что он открыл собственную лесопилку и сумел быстро разбогатеть, она пускает в ход свои женские чары. И мужчина не устоял. Вскоре она стала уважаемой супругой богатого человека и помогла своим родственникам. Жизнь быстро наладилась.
Вскоре муж погибает и Скарлетт вновь становится вдовой. И тут снова в ее жизни появляется Батлер. Герои становятся супругами и с радостью ожидают рождения ребенка. Рождается прекрасная дочь, в корне переменившая Батлера – более заботливого отца, наверное, не видел свет. Сама же Скарлетт почему-то оказывается не готовой к материнству и к нормальной семейной жизни – она намеренно портит отношения с Батлером. Но, тем не менее, оказывается, что ей снова предстоит стать матерью.
Между тем, Батлер увозит дочь от Скарлетт и путешествует с ней по Европе. Затем, дочь, катаясь на пони, падает и погибает. Батлер расправляется с пони и решает начать новую жизнь. Он так тяжело переживает смерть дочери, что начинает испытывать к Скарлетт почти физическое отвращение. В ссоре он толкает ее, что приводит к выкидышу. Узнав об этом позднее, Батлер окончательно расстается с супругой.
Сама же Скарлетт к этому времени изменилась в корне. Из наивной девочки она превратилась в битую жизнью женщину, познавшую и любовь и смерть. В конечном итоге она вновь стала тянуться к Батлеру, но он сам от нее отвернулся.
Сюжет фильма действует на зрителя завораживающе. Но особенно впечатляет другой – социально-политический пласт повествования. Война межу Севером и Югом захватила все слои американского общества и перераспределила силы в экономике. Те, кто был еще вчера рабами, стали равноправными гражданами США, те, кто был богачами – обнищали. В огне войны выжили лишь те, кто сумел быстро приспособиться к новой исторической реальности – например, открыл лесопилку. Так возвысился класс буржуазии. Вполне уютно во время войны чувствовали себя аферисты (такие как Батлер) и «дамы полусвета» (такие как любовница Батлера, хозяйка городского борделя).
Главная героиня перешагнула из одного социального класса в другой – из наследницы поместья (дворянки) она превратилась в буржуа. Но главное – ее духовная метаморфоза. В войне она окрепла духом и стала взрослым, зрелым человеком.
В фильме мало показана собственно война – бои, атаки. Но мы постоянно видим и ощущаем ее отголоски – раненые солдаты, голодные люди, разоренные плантации. Все это очень достоверно.
Это поистине гениальный фильм, в популярной форме изложивший трагические события гражданской войны в США между Севером и Югом. Поэтому для того, чтобы ощутить атмосферу той эпохи, следует внимательно еще раз посмотреть этот фильм.
Литература.
1.Американская цивилизация как исторический феномен / Под ред. Н.Н.Болховитинова. – М. 2001.
2.Григорьев А.Д. Эффективность общественного производства в США, Японии и ФРГ. Соревнование двух систем. М. Наука, 1988.
3.Согрин В.В. История США. Учебное пособие. – СП б.: Питер, 2003.
Свидетельство о публикации №206030200152