Рецензия на фильм Жизнь прекрасна

Фильм «Жизнь прекрасна» - это удивительно тонко и профессионально снятая повесть о великом подвиге любящего отца. В «маленькой, семейной» трагедии раскрылись судьбы целого континента, охваченного Второй Мировой войной. На экране представлена жизнь Италии, вступившей в войну. Италия всегда представляется исследователям страной с богатым культурным и историческим прошлым. Знаменитые памятники культуры, участие в великих событиях…
Как же разворачиваются события в фильме? В 1939 году в поисках удачи неунывающий Гвидо (в исполнении Роберто Бениньи) отправляется в город. На экране предстают картины мирной Италии – цветущие виноградники, мирные деревушки с тихими уютными двориками. Ничто не предвещает грядущей трагедии. Но ведь где-то далеко, в Германии уже выступает с призывными речами Гитлер, уже выковываются орудия и отливаются снаряды. Европа пока мирно дремлет, но уже дремлет неспокойно, чутко прислушиваясь к нарастающему грохоту фронтов.
В фильме же с трогательными подробностями рассказывается история молодого и слегка чудаковатого мужчины, вступающего в большую жизнь. Очаровательный и искренний, он мечтает о собственном магазинчике и светлой любви. Для этого он путешествует по стране, обозревая прекрасную Италию. Однажды Гвидо встречает прекрасную Дору (Николетта Браски). Сцена их знакомства представлена с иронией, даже с использованием элементов клоунады. Герои случайно оказываются в каком-то старом строении и падают из него на кучу соломы.
Дора поражает Гвидо своей классической красотой. Он должен завоевать ее сердце. Это была подлинная любовь с первого взгляда. Для своей избранницы Гвидо совершает невероятные и забавные поступки. Зритель убеждается в том, что за нелепой внешностью героя таятся горячее сердце и тонкий ум. Его искрометный юмор и непосредственность покоряют Дору, и рождается самая счастливая семья на свете.
Рождается ребенок, прекрасный мальчик, плод великой любви. Семья Гвидо и Доры настолько гармонична, что герои не видят грозовых туч, уже сгустившихся над их головами. Но уже близко леденящее дыхание войны.
Образование фашисткой диктатуры в Германии получило широчайший общественный резонанс. И это не случайно, т.к. это событие переросло национальные рамки и стало символизировать процесс поражения Европы «коричневой чумой».
Во время Второй Мировой войны Италия оказалась в одном лагере с Германией. В сознании миллионов европейцев итальянцы стали выглядеть последователями фашизма. Как известно, фашистская диктатура утверждала идеи порабощения и уничтожения целых народов .
Первым знаком приближающейся беды стало странное событие. Красивый белый конь, принадлежавший родственникам Гвидо, неожиданно оказался разрисованным зеленой краской и расписан оскорбительными надписями. Если присмотреться, то на крупе коня явственно читается надпись: «cava ebreo». Это говорило о том, что семья Гвидо уже оказалась под прицелом спецслужб Италии и Германии.
Так немецкие шовинисты стремились провести среди населения городка идеологическую обработку. В Италии уже начали строиться концлагеря, и была устроена тотальная слежка. На правоохранительные органы легла обязанность не только обеспечивать проведение реформ, но и вести широкую пропаганду и идеологическую обработку населения, особенно молодежи. Гитлеровцы разжигали шовинизм, расизм, антисемитизм, распространяли миф о превосходстве немецкой (арийской) нации над другими нациями, о недостатке жизненного пространства. Идеологическая подготовка рассматривалась как одна из важнейших сторон деятельности правоохранительных органов. Поэтому разрисованный конь в фильме – пропагандистская акция спецслужб. Символична сцена, в которой Гвидо въезжает на разрисованном коне в освещенный зал, наполненный людьми. Это удачны ход режиссера – ведь подобным образом перед окружающими была представлена национальная принадлежность героя.
Вскоре герои фильма оказываются в концлагере. Точнее, в концлагерь забирают самого Гвидо, тогда как его сын и супруга (Дора) лишь идут вслед за ним, оказываются там случайно. И Гвидо должен решить проблему: как оградить сына от жестокой военной действительности? И он использует все свое смелое воображение и несгибаемый дух ради тех, кого он любит.
Дора же, как зачарованная, идет добровольно вслед за своими любимыми людьми и оказывается на женской половине концлагеря, за забором. И каждый раз она подходит к этому забору и стремится хотя бы увидеть за ним Гвидо и своего сына. Она старательно работает, стремясь выжить любой ценой.
Гвидо прячет сына на нарах и создает для него сказку о том, что они не находятся в концлагере, а всего лишь играют в увлекательную игру и должны набрать много очков для победы в этой игре. А для того, чтобы не навлечь на себя гнев охранников, он с трудом носит на руках тяжелые камни и всячески стремится оградить сына от трудностей.
Герои оказались жертвой холокоста, начавшегося во время войны. Ведь Вторая Мировая война не только унесла жизни миллионов людей, но и поставила весь мир в новые, неведомые условия. Война ощущалась повсюду своим тлетворным воздействием, разрушала семьи, уничтожала прекрасных людей.
В фильме подробно показана деятельность немецких гестаповцев. Как известно, в механизме фашисткой диктатуры важную роль играли организации, на которые было возложено проведение террора :
Охранные отряды гитлеровской партии – СС
Гестапо (тайная полиция).
Гестапо было самым широко известным и влиятельным правоохранительным органом в фашистской Германии. Слово «Гестапо» происходило от Geheime Staats Policei – тайная государственная полиция. Гестапо действовала не только в самой Германии, но и за ее пределами. В июне 1936 г. имперским руководителем Гестапо был назначен Гиммлер. Агентура гестапо имелась в предприятиях, в учреждениях, организациях и жилых кварталах. Существовал специальный отдел по наблюдению за членами нацистской партии. За пределами германии сотрудники Гестапо вели военно-политический шпионаж, совершали убийства и похищения антифашистских деятелей. Во время 2-й Мировой войны органы Гестапо творили жестокую расправу над мирным населением оккупированных территорий, иностранными рабочими и военнопленными. После разгрома фашистской Германии законом № 2 Контрольного совета в Германии в 1945 г. было упразднено и объявлено вне закона. Международный трибунал в Нюрнберге в 1946 г. Гестапо было признано преступной организацией.
Герои фильма ощутили на себе всю тяжесть деятельности Гестапо. В фильме удачно показана фашистская символика и атрибутика. Форма, в которую были одеты работники правоохранительных органов, порождала страх (все это было частью идеологического воздействия). И Гвидо сохранял жизнь своего сына в окружении страшных людей, одетых в леденящую душу форму.
Примечательна сцена, в которой Гвидо, рискуя жизнью, говорит несколько слов в мегафон для Доры, которая удваивает свои усилия для сохранения жизни.
Но уже близка развязка. Наступают советские и союзные войска, концлагерь готовится к закрытию. В нем начинается суматоха и массовые расстрелы пленников. Гвидо спрятал сына в какой-то будке у стены дома. Собака охранника вдруг учуяла запах ребенка, но по счастливой случайности ее хозяин, немецкий офицер не понял, в чем дело. Ребенок остался жив, а вот его героического отца – Гвидо расстреляли.
Но вот уже на следующее утро гестповцы спешно покинули концлагерь, уступив место воинам-освободителям. Сын Гвидо и Доры нашел свою мать, которая тоже сумела выжить.
Конечная сцена в фильме исполнена чувства покоя и радости. Дора с сыном сидят на зеленой травке у дороги и видят проезжающие мимо танки освободителей. Один из танкистов останавливает свою бронированную машину и предлагает героям покататься на танке. И Дора с сыном едут счастливые и умиротворенные по прекрасной земле Италии, наблюдая картины возрождающейся жизни. Герои говорят о том, что они выиграли в игре и набрали много очков. А ведь сын Доры и Гвидо так и не понял, какой страшной опасности он подвергался всего несколько часов назад.
Вот так и закончилась эта история. Вторая Мировая война стала серьезным испытанием для народов всего мира. Она была страшна тем, что мир впервые увидел разрушения, представленные в таких колоссальных масштабах. Вся планета долгие годы не могла оправиться от Второй Мировой войны. Миллионы унесенных человеческих жизней – вот ее самый страшный итог. И среди этих миллионов оказалась жизнь маленького, но прекрасного и благородного человека – Гвидо.
Фильм снят очень профессионально и достоверно воспроизводит атмосферу Италии, вступившей в войну. Пожалуй, недостоверно лишь одно – концлагерь какой-то слишком мирный и скорее напоминает летнюю трудовую колонию. С другой стороны, скорее всего, что режиссер фильма хотел не перегружать зрителями картинами зверств – ведь его фильм в первую очередь, о великой любви.
Литература.
1.Дэниэлс Д., Радеба Ли Х. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции, под ред. Евенко Л.И., М Дело ЛТД, 1994 г.
2.Журналистика и политика, под ред. Засурского Я. Н., М., изд. МГУ, 1987.
3.Кострыкин М.И. История нового времени стран Европы и Америки, Курск, 1996.
4.Новейшая история зарубежных стран, под ред. Родригеса А.М., М. ВЛАДОС, 1998.
5.Павлов Н.В. Германия на пути в третье тысячелетие, М. Высшая школа, 2001.


 


Рецензии