Письмо 63 об унижении человеческого достоинства

 Это вполне можно допустить, что вконец избаловавшийся ребёнок доводит мать до такого состояния, что она шлёпает его в сердцах - по заднице; или учитель неугомонному сорванцу укажет на дверь… Но 66-летнему человеку?... Человеку, который ни в чём не провинился, нигде не нашкодил, ничего не сломал…
 6 апреля 2005 года – дата знаменательная для Мартынова… В этот день, за 50 лет работы в театре, была самая необычная репетиция. Две недели до премьеры, а в зале – аренда! Постоянно гремит музыка, мимо сцены ходят посторонние, заносятся продукты в буфет, зеваки из зала впяливаются на артистов, кашляют, стучат каблуками, скрипят и хлопают дверью…
 Но следующая – была ещё хуже… Из оркестровой ямы выносили стулья, подавая их вверх и унося через сцену, а потом рабочие сцены посреди монолога стали поднимать задник… И на недоумённый вопрос режиссёра ответили: «Написано, что репетиция до 16. Уже 16 часов…» Всё это говорит об отношении администрации к режиссёру. О безразличии к его работе…
 Когда Прокофьев принёс Мейерхольду оперную партию с очень низким басом, он в сомнении спросил: «У вас ведь нет такого артиста?» На что Мейерхольд не задумываясь ответил: «Будет!» Но нам это даже и не снилось… У нас на любое предложение существуют только – отговорки! В этом театр – преуспел… Здесь он – первый!!!
 Остаться невостребованным, когда ты полон сил, когда у тебя уже не бывает ошибок, не случается просчётов и проколов! Когда ты знаешь и можешь всё! А твой директор нанимает другого режиссёра, платит ему бешеные деньги за спектакль, который ты можешь поставить за две недели левой ногой. А уж в полную силу, да за месяц… Куда там тому приглашённому… И зрителям – не придётся плеваться. Но до администрации – плевки не долетают, они приземляются на кассиров…
 Артисты берутся за режиссуру, и это - поощряется. И потом, в спектакле про 1725 год («Парфюмер») появляются медсёстры в белых халатах проводящие хирургическую операцию нищему помощнику скорняка по поводу сибирской язвы… Хотя всем известно, что первые сёстры милосердия появились только в 1854 году в госпитале у Пирогова… А сибирская язва - кожное инфекционное заболевание... Это уже не смешно… Это - деградация, полное падение…
 Я писала об унижении человеческого достоинства во время постановки спектакля «Любовь в стиле барокко». Когда театр создаёт невыносимые условия для работы режиссёра. За две недели до премьеры увозят всю труппу на гастроли. Откуда все артисты приезжают простуженными, потому, что их поселили в не отапливаемые помещения, без удобств и горячей воды, а на сцене шёл пар изо рта... Директор за три дня до премьеры уезжает на курсы повышения квалификации. Бросая театр на произвол судьбы. Открытие сезона происходит не премьерным спектаклем и поэтому пропадает три последних репетиционных дня. Не было ни одной репетиции для осветителей, спектакль так и остался не высвеченным. И остаётся до сих пор(!); не было генеральной репетиции; а прогон состоялся только для второго состава, т.к. артисты работали в невыносимо насыщенном режиме и отработать прогон и премьеру в один день они не смогли бы физически. Бутафоры задерживали изготовление декораций. Стожок сделали буквально за 20 минут до премьеры, артисты не успели опробовать его, исполнитель главной роли сорвался и сломал ребро во время спектакля. Со страшной болью он доиграл спектакль… И сыграл его на следующий день. Он настоящий артист. А если бы – не смог? А всем – наплевать… Подумаешь, сорвался бы спектакль! Не впервой! Велико дело – в мировых масштабах… У нас привыкли к переносам, к недоделкам и просто – к откровенной халтуре… У нас хобби: обмануть так, чтоб поверили, а если не поверят – то они - дураки!


Рецензии