ночью
на протяжении трёх ночей. Все
рассуждения, запечатленные в этих
строках, целиком и полностью
отражают взгляды автора на мир...
1. ...Каждое утро приходит человек в эту небольшую комнату.
Человек открывает настежь все четыре окна, садится в кресло возле небольшого столика и ждёт...
Сперва появляется Менаэтта.
Человек не видит её, но знает, что она здесь; он чувствует её дыхание; иногда он слышит её голос, подобный пению флейты; иногда он слышит её смех, подобный переливу серебряных колокольчиков; он чувствует, когда она движется – словно лёгкий тёплый ветерок пролетает по комнате...
...Менаэтта появляется у южного окна; она пробегает по комнате, словно дуновение ветерка; комната наполняется ароматами цветов, которые она приносит с собой, которыми украшает комнату; она подходит к столику и на нём появляются вазочка с фруктами, кувшин с лёгким вином и два фужера; она наливает вино в фужеры; затем садится возле пустого кресла напротив человека и тоже ждёт...
Тогда приходит ОН.
ОН появляется у северного окна.
ОН подходит к пустому креслу и садится; человек приветствует ЕГО и начинается разговор...
– Зачем ТЫ приходишь? – спрашивает человек.
– Трудно сказать... – отвечает ОН. – Может от скуки, а может быть от одиночества... Я одинок и ты единственный МОЙ друг. Разве нет?
– Да, это так... Но разве ТЫ не можешь создать СЕБЕ друзей, много друзей?
– Друзей не создают... Они сами находят тебя.
– Значит, ТЫ возвысил меня до СЕБЯ?
– Нет, скорее Я спустился до тебя... Хотя в некотором роде, Я поднял тебя над всеми...
– ТЫ вершишь судьбы людей.
– Да... Но в этом нет ничего интересного. Это скучно и однообразно. Люди молятся МНЕ, всё время что-то просят, но в их просьбах нет ничего хорошего. Только всякие мелочи, направленные на удовлетворение их собственных желаний. Люди заботятся только о себе. Они просят всяческих благ, и всё только для себя.
– Но это же неправильно!... Как же заповедь «возлюби ближнего своего»?
– А что им заповедь! Разве люди выполняют их... Люди постоянно нарушают все законы и заповеди, в том числе и МОИ... А потом просят, чтобы им отпустили грехи.
– Они боятся, что их души попадут в ад.
– Боятся... И кстати зря. Ада нет. И все, в конце концов, попадают ко МНЕ.
– Всё равно, всё неправильно... что все просят только для себя.
– Конечно! И не просто неправильно, а эгоистично. Эгоизм заложен в людях от природы, а Я не могу изменить природу людей...
– А я думал, ТЫ можешь всё...
– Уметь всё неподвластно никому, даже МНЕ...
Они молча пьют вино; Менаэтта наливает ещё.
– ...Расскажи мне о мире, – просит человек.
– А что рассказывать, – отвечает ОН, – в мире нет ничего нового. Всё одно и то же. И очень мало хорошего. Люди постоянно воюют друг с другом и сами с собой.
– Но ведь сейчас нет войн. Все постоянно говорят о мире, о разоружении... Уничтожают ядерное оружие...
– Ну и что. Война может быть не только в больших масштабах, между странами. Любая ссора, любой конфликт есть война. Люди воюют друг с другом ежедневно и постоянно.
– Но ведь не всё же так плохо!
– Конечно, есть и хорошее. Есть даже хорошие люди, но их, к сожалению, очень мало. Сейчас зло превосходит добро.
– Тогда помоги людям.
– Как?
– Уничтожь зло...
– Ха! Ты думаешь, это легко... Я могу уничтожить лишь то, что создал САМ. А зло – это чисто человеческое изобретение. Зло есть порождение разума.
– Но ведь ТЫ дал людям разум. Значит, ТЫ виноват в появлении зла. Если бы не было разума, не было бы и зла.
– Если бы не было разума, МЫ бы с тобой здесь не разговаривали... А зло существовало в природе само по себе. Волк убивает оленя – это зло.
– Выходит, ТЫ противоречишь САМ СЕБЕ.
– Вовсе нет. Волк убивает ради пропитания. Это природное зло, оно не жестоко. А разум создал Осмысленное Зло, жестокое зло. Человек убивает человека осмысленно, и вовсе не ради пропитания, а часто просто ради удовольствия... К тому же, человеческое зло не ограничивается одними убийствами. Человек способен делать множество других пакостей...
– Зло есть производное разума... – задумчиво говорит человек и делает глоток вина.
Некоторое время они молчат...
– Но надо же воспрепятствовать распространению зла в мире, – говорит человек, – и ТЫ можешь это сделать.
– Могу, – соглашается ОН, – но зачем... Люди создали собственное зло, а не Я. Они заварили всю эту кашу, пусть сами её и расхлёбывают.
– И ТЫ не хочешь им помочь?
– Конечно нет – это МОЁ право. В конце концов, Я вершу судьбы людей.
– Это жестоко с ТВОЕЙ стороны.
– Это справедливо по отношению к ним. Люди сами должны понять, что к чему.
– А если не поймут? Они же перебьют друг друга.
– Ну и чёрт с ними! Я дам разум другим существам, например кошкам. В конце концов, какая разница, кто будет господствовать в мире, обезьяны иди кошки. Лично МНЕ всё равно – одни не смогут выжить, другие смогут.
– А если и другие не смогут?
– Сделаем третьих. Времени много...
Они допивают вино и ОН встаёт; человек тоже встаёт и провожает ЕГО до северного окна; ОН уходит...
Менаэтта убирает со стола; она пробегает по комнате, словно дуновение ветерка, и собирает цветы; затем уходит через южное окно...
Человек проходит по комнате и закрывает окна; затем тоже уходит...
2. ...Каждое утро приходит человек в эту комнату.
Он открывает настежь все четыре окна, садится в кресло и ждёт...
Сперва появляется Менаэтта; она приходит через южное окно; она пробегает по комнате, словно ветерок, и украшает её цветами, которые приносит с собой; она подходит к столику и на нём появляются вазочка с фруктами, кувшин с лёгким вином и два фужера; она наливает вино в фужеры; затем садится возле пустого кресла и тоже ждёт...
Тогда приходит ОН.
ОН появляется у северного окна; ОН подходит к пустому креслу и садится; человек приветствует ЕГО и начинается разговор...
– Что нового в мире? – спрашивает человек. – Люди по-прежнему воюют?
– Конечно! – отвечает ОН, – А что им ещё остаётся делать... Воевать у них в крови...
– И когда это кончится...
– Не знаю... Может это вообще не кончится...
Они делают по глотку вина.
– Помнишь, ТЫ говорил, что нет ни ада, ни рая, а все после смерти попадают к ТЕБЕ? – спрашивает человек.
– Ты хочешь узнать о смерти?
– Да... Расскажи, как это происходит.
– О, это просто. Когда умирает человек, умирает его форма, внешняя составляющая его сущности, а сознание остаётся...
– Объясни понятнее...
– Объясняю. Форма – это тело человека, его внешняя, телесная оболочка.
– А содержание – это душа, так?
– Можно и так назвать, но вообще-то Я называю души – Тенями. Тень является носителем разума человека.
– А что такое Тень? Что-то вроде энергии тела, его ауры, или то, что появляется, когда на тело светит солнце?
– Нет, Тень – это не энергия и не тень от солнца. Тень материальна, но бесплотна. Она имеет образ, но не имеет вида. Тело тоже материально, но оно имеет плоть, образ и вид.
– Тень не умирает, она бессмертна?
– Конечно.
– Тогда, почему умирает тело?
– Потому что, Я так хочу. Я создаю новых людей, новые формы и вкладываю в них Тени. Но формы Я создаю недолговечные. Одна форма в среднем может существовать не более ста лет.
– Значит, если создать бессмертную форму, то человек никогда не умрёт... Он будет жить вечно.
– Так и есть. Я уже проводил ранее такие эксперименты – создавал бессмертных людей. Но в этом случае умирала не форма, а содержание.
– Но ТЫ же сказал, что содержание, то есть Тень, бессмертна.
– Я сказал, что Тень бессмертна, и она не умирает. Умирает разум. Человек сходит с ума приблизительно через тысячу лет... А Тень без разума ни на что не годится.
– Вот как... А почему человек сходит с ума?
– Тут вот в чём дело, – ОН ставит фужер на стол. – Когда человек умирает и его Тень остаётся свободной, без тела, Я забираю к СЕБЕ эту Тень. Таким образом, Я собираю все Тени, иначе они бы заполонили мир и от них житья бы не было... Когда Я беру Тень к СЕБЕ, Я дематериализую её. Она перестаёт быть материальной.
– Она умирает?
– Нет, она как бы засыпает. Она всё равно остаётся Тенью, но это уже нематериальная Тень. В таком состоянии они легче хранятся... Позже, когда Я создаю формы, Я беру Тени из хранилища, вновь материализую их и помещаю во вновь созданные формы...
– Значит, гипотеза индусов о переселении душ верна...
– В общем да, хотя в ней много неточностей... Далее, когда Я дематериализую Тень, у нее стирается вся память о прежней жизни. Разум становится чистым. Это устраняет переизбыток информации.
– То есть, бессмертный человек сходит с ума от переизбытка информации?
– Именно!... Потому я и ограничиваю срок жизни форм. Происходит постоянное обновление Теней и их содержания.
ОН берёт свой фужер и пьёт вино; человек задумчиво разглядывает свой фужер, наклонив голову.
– Скажи, – неожиданно спрашивает человек, – а Менаэтта тоже Тень?
– Да, она единственная материальная Тень, которая находится у МЕНЯ.
– И давно она у ТЕБЯ?
– Ну... около пятидесяти лет.
– А кто она была?
– Обычная девушка... – ОН пожимает плечами. – ПО-МОЕМУ, она погибла молодой от несчастного случая или во время катастрофы... После катастроф у МЕНЯ всегда очень много работы...
– А я, когда умру, тоже попаду к ТЕБЕ?
– Конечно... Правда, если хочешь, Я могу увеличить срок твоей жизни, на сколько ты сам захочешь.
– А ТЫ не боишься, что я сойду с ума...
– Тебе не обязательно жить слишком долго. Думаю, лет пятьсот тебе хватит?
– Конечно.
– Вот и хорошо!
ОН допивает вино и встаёт; человек тоже встаёт и провожает ЕГО.
– Подожди, – вдруг говорит человек у самого окна... – ТЫ можешь выполнить мою просьбу?
– Какую?
– Оставь мне Менаэтту!
– Хм... – ОН улыбается, – а зачем она тебе?
– Ну... мне нравится, когда она здесь... рядом...
– Что ж... Так и быть. Я оставляю тебе Менаэтту. Отныне она будет с тобой.
– Спасибо!
– Не за что... – ОН хлопает человека по плечу, поворачивается и уходит.
Менаэтта убирает со стола; она пробегает по комнате, словно тёплый ветерок, закрывает окна и собирает цветы; затем подходит к человеку и берёт его за руку; человек по-прежнему не видит её, но чувствует её прикосновение, её дыхание; он мысленно рисует себе образ красивой молодой девушки с длинными светлыми волосами.
– Что ж, пойдём... – говорит человек и обнимает Менаэтту за невидимые плечи; под ладонями он ощущает её нежную кожу и мягкие волосы, ниспадающие на её плечи.
– Пойдём... – отзывается флейта.
Они уходят...
3. ...Каждое утро приходят они в эту небольшую комнату.
Человек садится в кресло у маленького столика и ждёт...
Менаэтта пробегает по комнате, словно тёплый ветерок, открывает окна и украшает стены невянущими цветами, которые она приносит с собой; комната наполняется прелестными ароматами; она подходит к столику и на нём появляются вазочка с фруктами, кувшин с лёгким вином и два фужера; она наливает вино в фужеры; затем садится возле кресла, в котором сидит человек, и тоже ждёт...
Тогда приходит ОН.
ОН появляется у северного окна; ОН подходит к пустому креслу и садится; человек приветствует ЕГО и начинается разговор...
– ...Скажи, что ТЕБЕ нравится в людях? – спрашивает человек.
– Люди умеют то, что не могу Я.
– Например...
– Люди могут любить...
– А разве ТЫ не можешь?
– Нет, МНЕ не доступно чувство любви. Хотя именно Я вложил его в людей...
– Но как же?... Люди постоянно твердят, что ТЫ любишь их всех.
– Люди хотят, чтобы Я любил их, вот и твердят об этом постоянно. Они настолько уверены в МОЕЙ любви к ним, что думать не хотят иначе. А Я всего лишь вершу их судьбы... По правде говоря, их и любить-то не за что...
– ...Знаешь, – говорит человек после недолгого молчания, – по-моему, любовь и зло несовместимы.
– Это так.
– Тогда как же люди могут любить?
– Знаешь... в последнее время люди почти разучились любить по-настоящему...
– А что значит – любить по-настоящему?
– Не могу сказать... Не знаю...
Зазвенели серебряные колокольчики и человек почувствовал лёгкую руку Менаэтты на своей ладони.
На ЕГО лице заиграла улыбка и ОН спросил:
– Скажи, а зачем ты просил МЕНЯ оставить тебе Менаэтту?
– Ну... мне хорошо с ней...
– Он любит меня, – пропела флейта.
– И ты, Менаэтта, любишь его?
– Да, – откликнулась флейта.
– Но ты же Тень, а он живой человек... – возразил ОН.
– Ну и что, – ответила девушка, и их пальцы переплелись, – это не играет никакой роли. Ведь он тоже Тень, только помещённая в форму, не так ли?...
– Да, ты права... – ОН допивает вино и встаёт.
– ТЫ уже уходишь? – человек тоже встаёт.
– Да, – отвечает ОН и идёт к окну; человек провожает ЕГО. Возле самого окна ОН вдруг останавливается и поворачивается к человеку.
– Знаешь, – произносит ОН и хитро улыбается, – после твоей смерти, вы с Менаэттой можете жить вечно. Тени не умирают и не сходят с ума. С ума может сойти только человек...
ОН поворачивается и уходит.
Менаэтта убирает со стола; она пробегает по комнате, словно ветерок, закрывает окна и собирает цветы; затем подходит к человеку; он обнимает её за невидимые плечи и они уходят...
4. ...Каждое утро приходят они в эту небольшую комнату...
июнь 1996
Свидетельство о публикации №206030900076
- Вопрос: четвертое окно никого не подразумевает? (вроде как логичную противоположность – Дьявола... Я понимаю: это Ваши мировоззрения, но по-моему логична мысль, что злобные соблазны и идеи – его рук дело. Возможно, Вы просто не хотите в него верить, так же как «люди хотят верить в ЕГО любовь).
- У НЕГО СТОЛЬКО дел в мире, - странно, что еще есть время «скучать». (Одиночество – возможно).
- «Люди заботятся только о себе. Они просят всяческих благ, и всё только для себя.»
В мире, конечно, много эгоистов, но зачем же так обобщать? Ваша мама за Вас никогда не молилась? А Вы за близких?
- Зато я наконец-то понял, что ОН делает с ТАКИМ колличеством душ: реинкарнация.Спасибо.
- Мне кажется, по смыслу Вы пропустили частицу «не» в предложении «...Я могу изменить природу людей...», просто опечатка.
- «Сейчас зло превосходит добро.» Поверьте, все в мире находится в равновесии, и добра всегда немного больше, чем зла. Это мои «проверенные» мировоззрения, Вы, конечно, можете проигнорировать, но лучше понаблюдайте – и Вы сами убедитесь.
- «разум создал Осмысленное Зло, жестокое зло. Человек убивает человека осмысленно, и вовсе не ради пропитания, а часто просто ради удовольствия... К тому же, человеческое зло не ограничивается одними убийствами. Человек способен делать множество других пакостей...» - К сожалению, я полностью с Вами согласен.
- «Они заварили всю эту кашу, пусть сами её и расхлёбывают.» Человек так устроен, что варится в своей каше очень долго, но все же расхлебывает ее понемногу – понаблюдайте за историей. А ОН у Вас, однако, жестокий ;)
- «Любовь и зло не совместимы»... Хотел бы я чтобы это было так. Сколько глупостей и гадких поступков совершают влюбленные малолетки... Но, возможно, Вы подразумевали: «Любовь и зло должны быть не совместимы».
Есть много моментов, которые мне понравились. Например эта девушка: «...она пробегает по комнате, словно ветерок, и украшает её цветами, которые приносит с собой...». Очень мило. И сам рассказ написан очень умело. На Ваши мировоззрения, конечно, никто не покушается и прошу меня простить за вышеизложенное «лопатоковырятельство», просто Ваши мысли во многом схожи с моими, только в них меньше надежды и больше пессимизма, что и заставило меня дать Вам подробную рецензию.
Мне очень понравился Ваш «Котенок», я уже чирканул там. В общем, радуйтесь жизни, она ведь одна единственная. С уважением. Удачи.
Данил Наймушин 10.03.2006 16:43 Заявить о нарушении