Вадим Сыромясский. Свет и тени

Вадим Сыромясский
Свет и тени
Эссе, миниатюры, афоризмы

Афоризм, правильно отчеканенный и отлитый, требует не простого прочтения, а “расшифровки”. Здесь именно должно начинаться истолкование, для которого требуется особое искусство. Фридрих Ницше.

*Семидесятилетию собственной персоны посвящается.

**1. Свобода и талант.
Для истинно творческого человека свободы не существует. В своем стремлении к гармонии чувств и отношений он постоянно сталкивается с существующей дисгармонией и становится пленником своих желаний. В противостоянии с этой дисгармонией он видит смысл и содержание своей жизни и добровольно надевает на себя цепи мученика за искренность чувств, преданность идеалам, верность и жертвенность во имя любви. Ярким примером тому является классик русской литературы граф Лев Толстой. Он переживал огромные душевные стеснения от созерцания привилегий (читай: свободы) и духовной ущербности того общественного сословия, к которому принадлежал сам. Талант – это всегда исключение из правил, вольная птица, освободившая себя от ненавистной клетки. Иметь талант – еще не все. Нужно иметь еще благоприятное стечение обстоятельств или недюженую пробивную силу.

**2. О содержании афоризмов.
Читатели раздела “Афоризмы” виртуальной сети “Литсовет” часто в своих рецензиях и отзывах пишут нелицеприятные вещи в адрес автора, упрекают в банальности, политическом недомыслии, в обидной форме импровизируют текст и т.д. Невольно возникает вопрос: для того ли мы выходим на арену, чтобы подсекать друг друга в творческой ущербности и политической немощи? Почему мы позволяем себе крайности, особенно, когда речь заходит о способностях и уме других? Для поднятия доброжелательности и профессиональной культуры на сайте предлагаю ввести кодекс чести авторов и читателей и правила, близкие к шахматной игре: противник глубоко анализирует сделанный ход и после этого делает свой адекватный ответный ход. То есть, стороны не затевают свару, а отвечают текстом, близким к афоризму, в котором излагают либо антитезу, либо расширение предложенного автором толкования. Убежден, такая игра принесет радость душе и вдохновение уму. Хотел бы разочаровать также тех авторов и читателей, которые думают, что афоризм можно придумать или создать на потребу. Афоризм – это продукт аналитической деятельности нашего ума, занятого осмыслением фактов, явлений и событий. И возникает истинный афоризм самопроизвольно, независимо от нашей воли. Уместно напомнить рассуждения на эту тему Оноре де Бальзака: “Существуют мысли, которым мы подчиняемся, не осознавая их: они родятся безотчетно”. Это суждение не потеряло актуальности и сегодня, когда мы общаемся в виртуальном пространстве.

**3. Наши мысли.
Часто, находясь за письменным столом, в тихом одиночестве или дальней дороге, мысленно я обращаюсь к философскому заключению мудрого француза Мишеля Монтеня: “Природа наделила нас драгоценной способностью беседовать с самим собой, и она часто приглашает нас воспользоваться этим, чтобы показать нам, что, хотя мы и обязаны окружающим, все же гораздо большим мы обязаны себе”. Должен признать, что этим замечательным свойством я также отнюдь не обделен. Достаточно тихого шороха в ночи, дальней зарницы на горизонте или крутого виража чайки над гладью реки, чтобы мысль интенсивно заработала и начала продуцировать собственные вопросы и собственные ответы. Мысль находит отображение в нашем мозгу в виде законченного образа, картинки (Windows) или в звуковой и речевой форме (преимущественно на родном языке). Вдруг посетившая нас мысль не может возникнуть из ничего. То есть, она не может родиться без информационного предшественника в виде внутренних или внешних раздражителей. Каждая побывавшая в нашем мозгу мысль оседает в глубинах памяти. А для того, чтобы ее оживить, нужны условия и повод. Мысли исчезают бесследно только со смертью их носителя. Положенные на физические носители мысли могут жить бесконечно долго, будучи одинаково необходимыми и добру, и злу.
**4. О нашей истории.
Прочитав внимательно и непринужденно “Начальную летопись”, “Очерк истории Киевской земли” М.С.Грушевского, перелистав “Исторические портреты” В.О.Ключевского и “Чтения и рассказы по истории России” С.М.Соловьева, я неожиданно для себя самого сделал открытие, что мы имеем собственную оригинальную библию. Вздрогнув в изумлении, я обнаружил, что нам не было нужды в течение столетий забивать себе голову неблаговидными деяниями чуждых нам в своих заботах мифических Моисеев и Соломонов. Что мы имеем достаточно собственных святых апостолов, мучеников за веру и правду, героев и собирателей земель, деяния которых были более земные и понятные современному человеку и, одновременно, без религиозного приукрашивания, более жертвенные и самоотверженные. Из всего сказанного важно сделать далеко идущий вывод. Чтобы восстановить высокое славянское самосознание и гордость за свою многострадальную историю, чтобы дать современному человеку достоверное знание своих корней, необходимо кардинально изменить систему исторического образования на всех ступенях ее реализации. Необходимо незамедлительно отказаться от наскоро сфабрикованных политизированных подделок славянской истории и ввести на всех ступенях обучения курс “История Восточно – Европейских земель в оригинальных источниках”.
**5. Зима нашей жизни.
Зима нашей жизни с каждым годом становится суровее, а озоновая дыра нашего здоровья все шире. Чтобы не впасть в уныние, относиться к этому надо философски. Наши хвори и болезни – преходящие явления, а наша старость – это гостья, которая пришла, чтобы остаться с нами навсегда.

Выдающихся людей окружают вниманием и почетом, пока они нужны. Когда же нужда в них пропадает, с ними обращаются, как с простыми смертными, забывая их достижения, жертвы и лишения.

Ностальгия, трепетные воспоминания о былом наглядно демонстрируют нам глубину душевных переживаний и красочный мир человеческой памяти. Память – это повторение жизни. Кто помнит, тот живет дважды.

Если хочешь быть счастливым, не воображай себя обделенным судьбой. Прожитые годы, семья, дети и внуки, радости и печали, взлеты и падения, - все это жизнь, которая досталась тебе в подарок на вселенском карнавале бытия.

**6. Закон предельных состояний.
Жизненная практика и научные изыскания показывают, что в мироздании действует универсальный закон предельных состояний. Скорость света в пространстве имеет свой абсолютный предел, скорость звука для каждой материальной среды имеет свое фиксированное значение. Давление газа в замкнутой сфере можно повышать до предела прочности материала оболочки. Вавилонская башня и глиняный колосс разрушаются под собственным весом. Критическая масса ядерного заряда порождает цепную реакцию и колоссальный взрыв, рассеивающий эту массу в пространстве. При возрастании до предельного значения потенциала между полюсами происходит пробой изоляции промежутка и электрический разряд.
Гибнут созданные неукротимым гением человечества “Титаники”, “Большие Берты”, “Конкорды” и другие известные истории технические мастодонты.
В обществе достигают предела управляемости и гибнут грандиозные империи. Растворяются на больших географических просторах непобедимые ранее армии великих завоевателей. Критический потенциал негативного поля разрушает семьи.
Последняя капля отклоняет чашу весов! Каждая революция разрешает ситуацию, когда одни уже больше не могут, а другие больше не хотят.
Построенное на базе закона предельных состояний мировоззрение не мечется в безысходности перед лицом постоянно происходящих катастроф и катаклизмов. Оно дает спокойный и взвешенный анализ происшедшего и способно предвидеть фатальный исход событий и конкретных действий, которые игнорируют исповедуемый природой закон предельных состояний. К обвальным последствиям обычно приводят безоглядная самоуверенность людей, переоценка своего места в иерархии природы, болезненное честолюбие и не знающая границ жажда власти.
В свободной природе мы также можем наблюдать рецидивы концентрации энергии и массы за пределы допустимого: снежные накопления на склонах гор, переполнение водохранилищ, перенапряжения в земной коре, возрастание до критического значения потенциала между тучей и землей и так далее. Во всех этих случаях природа разрешает возникшее крайнее противоречие путем взрыва, обвала, торнадо, лавины. Все, доведенное до предела, уже не может быть остановлено и ведет к безжалостному разрушению всего созданного и ранее существующего.
Природа не терпит безоглядности ни в собственных действиях, ни в действиях других.
“Природа не терпит пустоты”, - провозгласила древняя мудрость. Опыт последующих научных изысканий показал справедливость этого утверждения. Получить полный вакуум, абсолютное ничто в ограниченном объеме принципиально невозможно. Не терпит природа и других абсолютов, которых на протяжении веков пыталась создать философия или рождало пылкое воображение продвинутых наций. Одну из впечатляющих попыток в этом направлении предпринял известный немецкий философ Фридрих Ницше. Он воскурил фимиам “основной воле”, устремленной к неограниченной власти, избранной расе господ, “белокурой бестии” – европейской расе, к идеалу которой приближалась германская нация. К своему пониманию “основной воли” он дает следующее пояснение: “То повелительное нечто, которое народ называет “духом”, хочет быть господином в себе и вокруг себя и чувствовать себя господином: оно имеет волю, стремящуюся из множественности к единству, волю, связывающую, обуздывающую, властолюбивую и действительно господствующую. Ее потребности и способности в этом случае те же, какие физиологи установили для всего, что живет, растет и множится”. Этими философскими сентенциями в пользу абсолюта власти избранных большой мыслитель воодушевил германский фашизм и накликал беду на человечество, заплатившее большую цену за свое освобождение от коричневой чумы. Достигнув своего предельного восхождения, гитлеровская военная машина рухнула и канула в небытие. Но этого мыслитель в своих трудах не предвидел.
Беспредельной категоричностью, абсолютом, приговором без права на апелляцию, звучат суждения Ницше по поводу природы человека, его места в иерархии, морали и свободы совести в широком понимании: “Человек – многообразное, изолгавшееся, неестественное, непроницаемое животное, опасное другим зверям не столько своей силой, сколько хитростью и разумностью, - измыслил чистую совесть, чтобы ощущать удовлетворение своей душой как чем-то простым; и вся мораль является смелой, продолжительной фальсификацией, с помощью которой только и возможно чувство удовлетворения при созерцании своей души”.

**7. Слава индивидууму.
Есть вещи вечные и неизменные в жизни человека, которые составляют основу бытия и которые охотно использует литература и историческая наука. Это религия, любовь, семья, самоопределение, борьба за выживание, добыча средств существования. Вечны способы самовыражения человека: поэзия, музыка, проза, искусства, знания. А все многочисленное остальное – лишь обрамление, декорации, маски и одежды времени. Таковы бытовые аксессуары, жилище, средства передвижения и коммуникации, орудия труда и оружие поражения. И как бы не росло могущество, самосознание и самомнение человека, ему не вырваться за свой замкнутый порочный круг: родиться – выжить – умереть.
Индивидуум, как и всякая единица мироздания, ценен и важен своей самодостаточностью, но проявить себя способен только посредством взаимодействия. К примеру, атом водорода как физико-химическая субстанция и замкнутая система материальных точек имеет собственные, принадлежащие только ему параметры. Но, находясь в одиночестве, никак не может их проявить. Стоит же поместить в ограниченный объем определенное число этих атомов, как мы получаем такие измерения, как объем, температура, давление, концентрация и так далее. Добавив в рассматриваемый объем критическое количество атомов кислорода, мы получим гремучую смесь, обладающую дополнительным свойством – взрывоопасностью.
Что-то подобное происходит и в человеческом обществе. Когда властители человеческих судеб нарушают баланс социума, смешивая на ограниченной территории представителей рода человеческого, несущих не сопрягаемый менталитет, - назревает взрыв. И в этом случая никакими призывами любви друг к другу, пролетарской солидарности, верности верховной власти и тому подобному, - делу уже не помочь. Из искры возгорится пламя!

**8. Душа и тело.
Мы ищем душу и дух в бренном теле, в то время как это физические реальности, характеризующие функционирование индивидуума в целом. Это похоже на то, как бы мы стали искать скорость как таковую в движении физического тела. Противоречивость и неоднозначность понимания человеком таких категорий, как душа, дух, вера, мораль, нравственность, и невозможность создания их универсальной модели, представляет широкую возможность греть руки большому отряду духовных и социальных фальшивомонетчиков.

**9. Эстафета жизни.
 Мы совершаем непоправимый грех и недомыслие, когда убеждаем своих детей в том, что мы им подарили жизнь, которую они должны прожить весело и безответственно. Было бы с нашей стороны мудро и дальновидно, если бы с младых ногтей наши дети жили в убеждении, что они продолжают жизнь, начатую когда-то Создателем и прожитую в трудах и лишениях нашими достойными глубокого почитания предками, которые в свое время героически пронесли и передали нам эстафету жизни.
Осознавая свое высшее предназначение, кратковременность миссии в этом мире и отведенную ему роль носителя эстафеты жизни, человек возносится нравственно, становится более глубоко моральным, ответственным и целеустремленным. Жизнь получает смысл и содержание, а беды и невзгоды воспринимаются как преходящие испытания.

*10. Дух и душа.
Мы ищем душу и дух в бренном теле, в то время как это физические реальности, характеризующие бытие, функционирование индивидуума как такового и выявляющие себя в его взаимодействии с внешним миром. Это похоже на то, если бы мы стали искать скорость как таковую в движущемся физическом теле. Противоречивость и неоднозначность понимания людьми таких категорий, как душа, дух, вера, мораль, нравственность, и невозможность создания их универсальной модели, представляют безграничную возможность греть руки большому отряду духовных и социальных фальшивомонетчиков.

*11. Русские в собственном доме.
В одночасье русские ощутили себя неуютно в собственном доме. Многочисленная этническая родня преисполнилась обидами, что им уделяют мало внимания, плохо накрывают стол, заставляют вытирать ноги при входе и просят вести себя потише детвору. И, как это всегда бывает, семейные неурядицы вызывают беспокойство и раздражение у соседей.

*12. Об абсолютах и относительности.
Все в этом мире зиждется на определенных материальных абсолютах, а познание мира состоит в осознании взаимодействия этих абсолютов. Под абслютом в данном контексте мы подразумеваем локальную замкнутую систему материальных точек. Пространство – это воображаемый ничем не занятый объем, в действительности всегда чем-то занятый (природа не терпит пустоты). Материя – некая сущность, занимающая пространство или присутствующая в месте, отторгнутом у пространства. Движение – самопроизвольное изменение координаты присутствия (места) в пространстве материальным субъектом. Движение как таковое абсолютно и принадлежит субъекту независимо от состояния других, присутствующих в данный момент в пространстве субъектов. Смещение (перемещение) субъекта в результате движения всегда относительно и определяется параметрами выбранной системы отсчета. Время – это организация последовательностей в свободном пространстве или в рамках замкнутой системы точек. То есть, время является вспомогательным инструментом познания, подобно счету в математике. И так далее.
В конечном счете, каждый из абсолютов обнаруживает себя посредством взаимодействия с другим абсолютом. И тут на помощь приходит теория относительности.

*13. Вчера – сегодня – завтра.
Максималисты категорически требуют: “Здесь и сейчас!” Но время играет с нами злую шутку. Настоящее, едва родившись, немедленно становится прошлым. Будущего еще нет. “Остановись, мгновение!” – это вопль вопиющего в пустыне. Таким образом, судьба оставляет нам только прошлое, и мы живем только своим прошлым. Тот, кто помнит свое прошлое, тот живет дважды. Что же касается реально (не в мечтах!) нашего будущего, то оно целиком в руках Провидения, которое хранит его в тайне.
Гейдар Джемаль об этом говорит так: “Все совершается как воспоминание о прежде совершенном. Все совершающееся становится воспоминанием в момент своего свершения”.
Привет, мечтатели!! Пусть все ваше прошлое будет сплошным счастьем.

*14. Либеральная власть.
Либеральная власть легко переносит вопли оппозиции, кликушество средств массовой информации и даже личные выпады. Но она жестко дезавуирует противников выбранного ей курса, пресекает рецидивы свободомыслия, выходящего за рамки вольнодумства и, более того, попытки бунта против роста цен и необузданной стихии налогообложения.

*15. Измена и предательство.
 Когда считающиеся мужем и женой покидают друг друга, то было бы не верным называть это изменой. Это, скорее, честный шаг в сторону того, кому можно было бы стать верным, или бегство от лицемерия. Когда же “отлучки” совершаются под покровом внешней благопристойности, то это уже предательство.

*16. О разумном питании.
Человек питается, движимый чувством удовольствия от самого поглощения пищевых продуктов. Поэтому он не слышит сигнала биологической достаточности и ориентируется на степень заполнения желудка. В результате хронические заболевания внутренних органов и зашлакованность всего организма.

*17. Свобода и разум.
Свобода в широком понимании этого слова – это наличие существующих или будущих возможностей, как в механическом, так и в социальном аспекте. Эти возможности не безграничны в пространстве и времени, то есть имеют свой предел (несвободу!). Свобода слова порождает и инициирует инакомыслие, словоблудие, ерничество, кликушество, провокацию и тому подобное. Беспредельная свобода выбора – путь в никуда. Свобода вероисповедания культивирует духовное разобщение людей на замкнутые не дружественные друг другу теистические общины. Сексуальная свобода как извращение естества приводит к моральной деградации и распространению опасных болезней. Власть без границ (свобода рук) – самоубийство государственной системы. Свобода перемещения людей приносит эпидемии. Механическая система, пребывающая в состоянии безразличного (свободного) равновесия, обещает непредвиденные движения. Итак, страсти по свободе, эйфория по поводу ее приобретения должны контролироваться прагматичным, уравновешенным и свободным от предубеждения разумом. В роли таких контролеров могли бы выступить высшая общественная палата страны или церковь, там, где она располагает непререкаемым авторитетом.
Свобода – это то, без чего не может быть динамичного функционирования всего сущего. Но одновременно это то, что требует к себе бережного обращения. Давая нам ту или иную свободу, Бог надеется на наш разум.

*18. Умозаключения классиков.
Тщательно отлитые, бесспорные умозаключения классиков учат нас грамотно мыслить. В свою очередь, блуждания ума рядовых мыслителей будоражат воображение, вызывают азарт преследования и приносят нам ценные трофеи. Так возникают инспирированные вторичные умные мысли, углубляющие предшественников.

*19. Читая афоризм.
Читая афоризм или более пространное умозаключение, человек принимает на свой счет только то, что живет у него внутри. Особенно агрессивно реагирует задетое больное самолюбие или дефицит доброты и знаний. И торжествует сознание, встретив единомышленника.

*20. Рецидив толпы.
 Толпа живет и действует как единый организм, которым овладевают низменные чувства и побуждения. Они возникают в результате массового самогипноза на фоне общего возбуждения, страха, паники, лозунгов и призывов провокаторов. Все это порождает жажду возмездия, мести, крушения и уничтожения всего, что стоит на пути. Оказавшись в толпе, человек теряет самообладание и свою идентичность.

*21. Вакуум.
Природа не терпит пустоты. Это одно из величайших открытий человеческого гения. По-гречески вакуум – пустота, ничто. Тогда
физический вакуум – вербальная (словесная) абракадабра, что-то вроде безмасленого масла. Чтобы поставить все на свои места, нужно реабилитировать пресловутый эфир, как физическую реальность, в которой присутствуют невидимые (не идентифицированные) материальные сущности, поля, фантомы и даже сам черт-дъявол. Излучения, присутствующие во всем мироздании, убедительно свидетельствуют, что пустого пространства быть не может.

*22. О симбиозе науки и религии.
Наука – это то, что мы знаем достоверно через абстракцию и эксперимент. Наука, как учреждение общества, занята непосредственно сферой жизнедеятельности человека, расширением его познаний себя и окружающей среды, поиском путей совершенствования условий жизни. Сфера познания непрерывно расширяется по мере возмужания человечества.
Вера (религиозная вера) – это то, что мы знаем предположительно, интуитивно через инстинкт самосохранения и институт нравственности в условиях общежития. Одновременно это то, что осознается как необходимый барьер нашей гордыне, самонадеянности и вседозволенности. Бог как виртуальная реальность, Абсолют и Высший разум непостижим для человеческого разума и недостижим для его орудий эксперимента. И это нормально и логично. Стремление к познанию абсолютной, тупиковой, истины богопротивно и никому не нужно. Религия, как культ определенной общины, не есть нечто божественное и совершенное, а его служители есть простые смертные, и не могут претендовать на внеземное происхождение. Религия и ее атрибуты – это просто созданный людьми институт для приобщения своего к Богу и высшему совершенству. И, как всякое творение рук человеческих, несет на себе печать несовершенства, порока и дуализма.
Таким образом, наука и религия – две самостоятельные стороны одной медали, сиречь, бытия человечества. Поэтому попытки в последнее время повенчать науку и религию, особенно со стороны религиозных течений мистического толка, не состоятельны и безнравственны. А попытки некоторых серьезных ученых в порыве гносеологического конформизма дать научное обоснование тому, что Создатель еще держит в тайне, или представить средневековых чернокнижников светочами знания выглядит просто не прилично.

*23. Проблема количества.
Когда в семье воспитывается один ребенок, то это гарантия, что из него вырастет законченный эгоист. Если в семье параллельно растут двое детей, то не исключено, что они с детства станут завистливыми и неуживчивыми индивидуумами. Когда же в семье живут общежитием трое и больше детей, то это уже коммунизм – среда, которая продуцирует личностей, способных делиться и уступать другому.

*24. Мы и окружающий мир.
 Мы говорим о зеркальном отображении чего-то, предполагая, что это точная копия. Но, во-первых, это плоское изображение, а мы видим объемно. Поднесите текст ваших философских умозаключений к зеркалу, и вы увидите его написанным справа налево. Все это дает основание предположить, что окружающий нас мир выглядит несколько иначе, чем рисует его нам наше воображение.

*25. Выживает сильнейший.
Тезис Дарвина, и за ним и Ницше, о том, что выживает сильнейший, порождает сомнение. А сентенции Ницше о том, что спасение ослабевших уменьшает величие нации, вызывает еще законный протест. На самом деле выживает тот, кто выработал в себе или унаследовал мощный иммунитет. Убедительный пример тому сам Ницше – пожизненно больной и немощный.

*26. Интеллигенты и перестройка.
В смутные времена перестройки экзальтированные интеллигенты, которые читали Гоголя и поверхностно были знакомы с Гегелем, дружно стали в строй апологетов рыночной экономики, путь к которой они видели через руины предшествующего экономического потенциала страны. И в результате привели великую державу к великому распаду.

Архитектор пресловутой перестройки в наше время пригласил на свой юбилей важных персон – бывших первых лиц западных государств в его звездный час. Никто не приехал. История свидетельствует: к тому, кем однажды воспользовались, на именины не ходят.

Интеллигент (образованщина) – это, с одной стороны, человек, обладающий, как правило, познаниями в определенной узко специализированной области. С другой стороны, - это субъект, абсолютно беспомощный в решении своих житейских и семейных проблем.
Интеллигенция – это, с одной стороны, общность и явление, которое исполняет роль локомотива прогресса человечества. С другой стороны, - это фактор, провоцирующий постоянную политическую нестабильность общества.

*27. Добро и зло.
Добро и зло – две стороны одной и той же медали. Если бы существовало одно добро или одно зло, то необходимости в этих словах (понятиях) не было бы. Достаточно было бы слова действительность. Когда же мы говорим добро, то неизменно предполагаем наличие чего-то, ему противоположного. Когда же мы говорим зло, то предполагаем то же самое.

*28. Поиск истины.
В своих поисках истины философ пытается подняться на последнюю ступень лестницы познания. Но, достигнув желаемого, он немедленно убеждается в том, что это была все-таки предпоследняя ступенька.

*29. Все есть вода.
Философ древности Фалес Милетский утверждал: “Все есть вода”. Эта простая на первый взгляд, мысль имеет глубокий подтекст. Все течет как вода, все утекает сквозь пальцы, замерзает и тает, испаряется и снова возвращается в виде благодатного дождя.

*30. Афоризм и крылатое выражение.
Афоризм и крылатое выражение тяготеют ко времени и месту своего происхождения. Возьмем, к примеру, фразу “затхлая баранина дурно пахнет”. Ординарное сообщение и банальный факт! Но эта же фраза, произнесенная после выступления в думе оппонента, приобретает скрытый подтекст, содержание и кое-какую иронию.

*31. Познать себя.
Познать себя так же невозможно, как определить скорость и направление движения, находясь в занавешенном салоне самолета. И только с появлением внешних ориентиров мы можем что-то сказать о себе. То есть, самопознание – это знание о том, что думает внешний мир о нас.

*32. О социуме.
Общество, социум есть коллективный дух, коллективное общее знание, коллективный опыт, коллективный страх и сомнение, коллективное ощущение высшего управляющего разума, коллективное осознание своей силы, уязвимости и ущербности. Социум – это информационная матрица, отражающая бытие массы человеческих атомов, соединенных в одну огромную молекулярную систему, подобную сложной молекулярной цепи органического вещества. Информационное поле социума подвижно и нестабильно, оно взаимодействует с соседним подобным себе социумом и имеет тенденцию к дружественному слиянию или антагонистическому конфликту. Находящийся в поле социума индивидуум подчинен общей конституции вихревого образования и ограничен в своем движении подобно тому, как внутри кристаллической решетки вещества атом заневолен величиной своего свободного пробега.



*33. Русский коммунизм
Не надо ломать хребет русскому человеку и укладывать его в прокрустово ложе протестантского индивидуализма. Веками это был компанейский прототип, охочий сообразить на троих или ценой жизни постоять за общее дело. Таким он был всегда и таким останется на веки вечные.

*34. Если ноги и руки не работают, то они деградируют и ближе к старости приходят в негодность. Если же они постоянно нагружены и перегружены, то приходят в негодность еще успешнее и быстрее. Вывод. Лечить нужно старость.

*35. Бертран Рассел утверждал: “При демократии дураки имеют право голосовать. При диктатуре – править”. Смягчим примененное метром определение “дураки” на более нейтральное “дилетанты в области науки управления”. Следуя этой мрачной логике, мы вправе усомниться, смогут ли эти массовые дураки (читай: далекие от политики люди), получившие право выбора, дать умное решение? И не найдут ли они ничего лучшего, чем диктатура? И как оградить опять таки от дураков, но уже правящих, бразды государственного правления? Выход видится один. Совершенствовать систему отбора. Методом проб и ошибок искать умного управляющего. И, найдя его, продлевать ему мандат вплоть до наследования власти подготовленными им соратниками. История показывает: обращение к коллективному бессознательному, фетишизация “коллективного разума”, манипуляция коллективным сознанием со стороны злонамеренных имиджмейкеров ведут, в конечном счете, к неминуемому краху.

*36. Достижения демократии.
В прежние времена, чтобы обезопасить окружающих, прокаженных поселяли в локальные лепрозории. Современная демократия пошла дальше. Сексуально (читай: психически) нездоровых людей благословляют в храмах на однополый брак и позволяют им усыновлять и воспитывать (!!!) обездоленных детей. Освященный веками ритуал: “Согласны ли вы стать мужем и женой?”, стал предметом грязных шуток и инсинуаций. А стоящие рядом слова брак и однополый звучат как богохульство, за которое последует кара небесная. У серийных убийц и извращенцев теперь берут перед миллионной аудиторией телевизионные интервью и последовательно улучшают условия их содержания до уровня оздоровительных пансионатов. А проблему инакомыслящих решают путем точечного бомбометания. Как видим, прогресс прав и свобод налицо! Свобод, которые присваивает себе власть от имени народа.

*37. Идеологические алхимики.
Идеологические алхимики отчаянно пытаются получить чистое золото, замешивая кровь на нефти, добавляя туда эликсир свободы и крепкую настойку прав и свобод человека. Находясь в своих сумрачных лабораториях, они шепчут свои магические заклинания, рисуют каббалистические формулы и знаки и воскуряют благовония Молоху власти и богатства.

*38. Дуализм всего сущего
Все в этом мире, что мы стремимся постичь изначально, обнаруживает свой дуализм, свою двоичную природу. Плюс – минус, есть – нет, единица – ноль, добро – зло, свет – тьма, любовь – ненависть, в политике: так – не так. Все это пары, которые кажут свое лицо при любом исследовании, при любом явлении, событии, закономерности, измерении и так далее до бесконечности. Для которой, кстати, еще не нашлось пары. Может быть, в этом отсутствии антитезы и состоит конец света?

*39. Миф
Миф есть сон разума. Сон наяву. Свободный от волевой коррекции мозг импровизирует и фантазирует подобно танцору на ледовой арене. За дорожкой шагов следует серия пируэтов, немыслимых поддержек и пятикратных подкруток в состоянии невесомости. Виртуальные взлеты и падения вызывают моторную реакцию организма, подобную той, которую он испытывал в реальной действительности.

*40. Компромисс.
Компромисс – это, в конечном счете, жертва одним в пользу другого. Чтобы удалить язву желудка приходится согласиться на кровопролитие. Чтобы владеть предметом обожания, приходится поступиться личной свободой. В итоге вся наша жизнь превращается в непрерывный компромисс и жертвоприношение.

*41. О юбилее.
Тот, кто преодолел свой семидесятилетний рубеж, может считать себя солдатом, которому удалось уцелеть в грандиозной битве за выживание. Вокруг руины, порушено то, что было мило душе и сердцу, бугры, косогоры и могилы, могилы, могилы. Родные и близкие, любимые и товарищи по борьбе. А ты продолжаешь упорно шагать вперед в сторону полыхающего всеми цветами радуги вечернего заката.


Рецензии