Русская цветная фотография начала 20 века

РУССКАЯ ЦВЕТНАЯ ФОТОГРАФИЯ НАЧАЛА 20 ВЕКА

 В 2002 году случилось событие... чрезвычайное в области истории российской цветной фотографии, в истории российской культуры. В мае 2002 года появился сайт Библиотеки Конгресса США http://www.loc.gov/exhibits/empire/ с описанием истории развития цветной фотографии Прокудина-Горского в России, где были приведены 122 цветных фотографии высочайшего качества из его коллекции. (См. также www.xterra.ru и http://www.museum.ru/). Этот сайт Библиотеки Конгресса США называется "The Empire That Was Russia" - "Империя, которой была Россия", что так напоминает известное "Россия, которую мы потеряли". Краткая история изобретения и судьба его автора таковы.

 Сергей Михайлович Прокудин-Горский (см. фото перед заметкой) родился в Санкт-Петербурге в 1863 году. Будучи по образованию химиком (выпускник Санкт-Петербургского Университета), он занялся развитием фотографии, поскольку именно эта проблема тогда, как говорят, была на самом острие науки и техники. Прокудин-Горский имел довольно обширные научные контакты с самыми передовыми учёными того времени, как в Санкт-Петербурге, так и в университетах Европы ( Берлина, Парижа), но сумел сохранить собственную научную индивидуальность и получил патенты на способы создания цветных слайдов и проектирование цветных движущихся фильмов, основанные на собственных оригинальных исследованиях.

 Так что же произошло? Химик по профессии, прекрасно представляющий себе возможные трудности качественной реализации цветного фотохимического процесса, Прокудин-Горский использует физическое решение проблемы (аддитивный метод Д.К.Максвелла), позволяющее эффективно использовать (к тому времени уже достаточно развитый) черно-белый фотохимический процесс, т.е. для получения цветной фотографии он использует методы чёрно-белой фотографии!

 Чтобы представить фотографию в цвете, изобретатель разработал технику фотографирования при которой (в идеале одновременно) выполняются три чёрно-белых снимка (~70мм*70 мм), но на оптической оси перед каждым из негативов размещается один из трёх светофильтров: красный, синий или зелёный. Какой великолепный синтез инженерно-научного кругозора и предпринимательского таланта! Это была успешная попытка сотворить то же самое доброе солнышко для всех, что и у Дагера, но только цветное.
Негативы проявляются, закрепляются и затем каждый из них фиксируется на "своём" светофильтре, а полученные три разноцветных слайда укладываются в стопку с детальным совпадением всех контуров изображения. Рассматривая такую структуру на просвет, или вставляя её в проекционный фонарь, можно наблюдать цветное изображение или проектировать на экран увеличенное цветное изображение (детали см.
 http://www.loc.gov/exhibits/empire/ ).

 Начиная с 1905-1907 годов, Прокудин-Горский сформулировал Проект применения нового технологического прорыва в области цветной фотографии для систематического документирования географии и этнографии Российской Империи.
 Основной целью проекта было ознакомление учащихся и студентов России с обширной и разнообразной историей и культурой Империи при помощи метода "оптического цветного проектирования". Проект был поддержан Николаем II, который, между прочим, и сам был довольно увлечённым фотолюбителем.
 Очень вероятно, что Прокудин-Горский имел аудиенцию у царя. А, может быть, и не одну... А, может быть даже, имел контакты с царём и в "неформальной" обстановке. Возможно, что отчасти и по этим причинам, Проект получил полную поддержку царя и Сергей Михайлович располагал не только особыми разрешениями, дающими право доступа к закрытым территориям России, но и распоряжением для всех местных чиновников об оказании проекту всесторонней помощи. Он также был оснащён специальной вспомогательной техникой, специальным автомобилем с фотолабораторией.
 Прокудин-Горский успешно проводил запланированные исследования в одиннадцати регионах России в период с 1907 по 1915 годы, и по некоторым данным составленная им коллекция фотоснимков Российской Империи насчитывала до нескольких тысяч экземпляров. Работа была на подъёме и сопровождалась большим количеством просветительских лекций, на которых приводились иллюстрации фотоматериалов, полученных экспедицией.

 Всё рухнуло после октябрьского переворота. Ученый покинул Россию вместе с коллекцией в 1918 году, скорее всего сразу же после гибели царской семьи. Затем он поселился в Париже, где и умер в 1944 году.
 В 1948 году уникальные фотоснимки России начала 20 века, запечатленные на стеклянных пластинках Прокудина-Горского, были приобретены у его наследников Библиотекой Конгресса США. Для демонстрации стеклянные пластины были отсканированы в компьютер и методом цифровой хроматографии преобразованы в цветные фотографии с великолепной передачей цвета.

 Надо отметить, что при обсуждении вопроса, связанного с такой обработкой слайдов Прокудина-Горского, отдельные авторы несколько "обожествляют" возможности компьютерной обработки. Однако следует иметь в виду, что такая обработка способна лишь устранить некоторые дефекты, связанные, например, с объёмным старением фотоэмульсии или с фоновыми осадками на её поверхности, или несколько гармонизировать соотношения цветов. Но никакая обработка (за исключением, разве что искуснейшей ретуши) не может добавить к фотоснимку никакой новой информации, из той, что была потеряна при фотографировании.
 Другими словами, цветные фотоснимки Прокудина-Горского, скорее всего, великолепны сами по себе, а не в результате компьютерной обработки. Более того, известны случаи, когда со слайдов Прокудина-Горского были получены отличные фотоснимки без компьютерной обработки (правда, при этом кое-где сохраняется небольшая вуаль"). Возможно, что качество цветной фотографии Пркудина-Горского по-настоящему может оценить только тот, кто сам делал цветные фото в 50 - 80 годы на отечественной цветной шосткинской фотоплёнке, или на немецкой фотопленке типа Orvocolor. И всё это время практически никто в России не знал о том, что великолепные цветные фотографии уже были получены нашим современником ещё в самом начале 20 века!
 
 И тут возникает один вопрос. Ну почему??? Ну почему англичане, например, навсегда запомнили единственную чёрно-белую фотографию cына своей страны Фокса Талбота и её можно найти в любой книжке по истории фотографии? И почему мы, россияне...
 Конечно, Прокудин-Горский поступил “нехорошо", он, видимо, почему-то не захотел, чтобы бесследно пропало немалое его просветительское начинание или, чтобы его расстреляли большевики, например, “как лицо, приближённое к императору" и уехал, даже не сделав попытку снять на цветное фото пролетарского вождя под красным знаменем.
 Да и кому тогда был нужен этот этнографический пир во время чумы? "Не домой, не на суп, а к любимой в гости, две морковинки несу за зеленый хвостик", - писал Маяковский (а в 1920 году у первого российского нобелевского лауреата 1904г, академика И.П. Павлова от голода сдохли даже лабораторные собаки).
 Но за это впоследствии изобретатель был вымаран отовсюду, распят, уничтожен. Да и просто не было никогда и ни его самого, и ни его Проекта, вот и всё. Простота - сестра таланта! И поэтому то, что мы сегодня видим его фотографии, это - настоящее чудо!
 Спасибо Ильфу и Петрову, мне вдруг пришли в голову их незабвенные строчки, что-то типа: “Ну и дикий же народ - говорили одни,- да... дети гор” вторили им другие, и мне удалось улыбнуться.

 Я не буду призывать бывших студентов Санкт-Петербургского Университета сотворить мемориальную доску или памятник Прокудину-Горскому, я не сомневаюсь, что это произойдёт само и непременно в ближайшие годы, и непременно будет организован музей с фотографиями из его коллекции.
 Где вы, издатели прекрасных цветных альбомов с произведениями гениальных живописцев? Присмотритесь-ка повнимательней к фотографиям Прокудина-Горского, а не пора ли дать ход этому делу ? А разве удастся при этом избежать и широкого международного резонанса? Ну, кто откажется иметь такой уникальный альбом? Немцы? Французы? Американцы? Неужели, китайцы или японцы? Простите, но я очень в этом сомневаюсь.
 
 Но разве, действительно, в России не осталось и следа от довольно обширной деятельности Прокудина-Горского? Мне помнится, что даже в самые "застойные" годы советской власти, мне удалось увидеть в глубоком подвале одной из москов-ских библиотек целый айсберг аккуратно хранимой церковной литературы: библии, евангелие, трактаты, жития святых. А не найдутся ли где-нибудь в Суздале, Воскресенске, Костроме, Тобольске, а, может быть в Минеральных Водах, или в анналах библиотеки Томского Университета, какие-либо документальные следы и фотографии этой экспедиции? Просто не верю, что где-нибудь в архивах Санкт-Петербургского Университета нельзя найти не только документов о Проекте, но и цветных фотографий.
 
 А что, если пройти по следам экспедиций Прокудина-Горского и сделать в тех же местах современные цветные фотоснимки… А почему среди более сотни цветных фотографий нет ни одной фотографии Москвы, Петербурга? И как-то не верится, что тогда же не было сделано и ни одной цветной фотографии царскрй семьи... Может быть, они были проданы в тяжёлые годы эмиграции в Париже, и сегодня их можно разыскать в среде известных европейских любителей-коллекционеров и хотя бы скопировать?
 Подобных вопросов много, предстоит большая и интересная работа. Кто за неё возьмётся, кто может её сделать? Где вы, молодые, энергичные, талантливые, те, кому дорога история и слава России, те, кому такое по плечу?

 Но довольно слов, давайте посмотрим некоторые цветные фотографии Сергея Михайловича (см. сайты http://www.loc.gov/exhibits/empire/, http://www.museum.ru/museum/1812/Memorial/PG/index.html ). Комментировать эти фотографии непросто, поскольку они так хороши, что трудно остаться объективным. А, впрочем, совсем недавно (июль 2007) мне удалось найти сайт, где об этом написано удивитьельно трепетно, талантливо и прекрасно: http://www.port-folio.org/part170.htm
 Хочется напомнить, что при помощи правой кнопки компьютерной мышки вы можете разместить любую фотографию Прокудина-Горского на рабочем столе своего компьютера. Следует также обратить внимание на то, что каждая фотография представлена кроме обычного информационного формата (сотни килобайт) еще и в расширенном иформационном формате (десятки мегабайт), что может позволить существенно увеличить размер изображения без потери его качества.

 сентябрь 2002 г.

В последнее время стали появляться успешные программы компьютерного совмещения трёх слайдов Прокудина-Горского, см. например:

http://www.uni-vologda.ac.ru/~c3c/Prokudin-Gorsky/Auto.htm

http://www.goldbook.ru/people/gallery_gorsky.html и др.

 
 * * *
Некоторые фотографии Прокудина_Горского (после компьютерной обработки) можно посмотреть
здесь http://www.fototest.ru/articles/259/

P.S. Недавно в одном из интервью (телеканал КУЛЬТУРА - Ночной полет) директор Библиотеки Конгресса США сообщил, что для посещения Библиотеки (даже иностранцем!) вполне достаточно только паспорта.

 * * *
ДОБАВЛЕНИЕ ИЮНЬ 2007

Прошло всего пять лет с момента опубликования фотографий Прокудина Горского на сайте Библиотеки Конгресса США, и появилось много Российских сайтов, посвящённых этому событию:

http://www.museum.ru/museum/1812/Memorial/PG/index.html - более свежая и очень обширная информация

http://www.muar.ru/ve/2003/prokudin/index.htm
http://www.prokudin-gorsky.ru/
http://www.photosight.ru/ownpage.php?authorid=39284
http://www.archi.ru/photo/authors/prokudin_gorsky.htm
http://www.fotonovosti.ru/content/art/8/228
http://www.uni-vologda.ac.ru/~c3c/Prokudin-Gorsky/index.htm
http://www.uni-vologda.ac.ru/~c3c/Prokudin-Gorsky/index.htm
http://www.svoboda.org/programs/sc/2005/sc.011105.asp
http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?ob_no=12575o=
http://no2name.livejournal.com/6069.html
http://www.zavet.ru/wb/index.php?itemid=141=13
http://komart.karelia.ru/event/?dcode=19636=1937
http://www.artlib.ru/index.php?id=36=15=2=1533=79ie=0

 
 


Рецензии
«…отдельные авторы несколько "обожествляют" возможности компьютерной обработки…»

«…Но никакая обработка (за исключением, разве что искуснейшей ретуши) не может добавить к фотоснимку никакой новой информации, из той, что была потеряна при фотографировании…»

Готова подписаться под этими словами обеими руками!..

С уважением,

Ирина Борзилова   17.02.2008 13:27     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Ирина!
Как я понял, вы оценили качество фотографий Прокудина-Горского.

А я до сих пор не могу себе представить, как на деле можно
было этого достичь,В ЦВЕТЕ, в 1905-1910гг. И не могу себе
вообразить его ощущения, когда он получил свой первый результат :).

С теплом. В.

Валерий Игарский   17.02.2008 17:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.