Дочуля
- Познакомься, это - Анна Алексеевна. Она будет теперь жить с нами.
Я не совсем поняла, почему эта чужая женщина должна с нами жить, но как воспитанный ребёнок приветливо ей улыбнулась.
- Зовить мене просто Ганной, чи Галей, всё одно – добродушно улыбаясь, произносит гостья на мягкой смеси русского с украинским и характерным для наших мест «гэ».
Она была ровесницей века, было ей тогда сорок семь лет, и называть её Галей было как-то неудобно, поэтому то ли само по себе, то ли с её подачи, мы стали называть её Алексеевна.
Родом она была из села на Харьковщине, в город подалась «на заробиткы», да так и застряла почти на всю жизнь. Молодой девушкой работала прислугой в доме богатого харьковского фабриканта, «нэпмана» Мазманова. Взяв её в дом из деревни, хозяева обучали её всему, начиная от поведения за столом до умения вести домашнее хозяйство.
В доме говорили по-французски. Несколько фраз типа: «Подай стакан воды!»- врезались ей в память, и она при случае ими щеголяла, чем меня искренне удивляла. Судя по её воспоминаниям, она к этим людям сильно привязалась. Перед девушкой из глухой деревни, знавшей бедность, тяжелый труд, деспотизм отца и пьянки братьев, открылась другая жизнь. Роскошный сверкающий дом, весёлые приёмы, нарядные воспитанные люди, белая кучерявая болонка, которую любили и лелеяли, как ребёнка…
Но «недолго музыка играла», у советской власти изменились планы относительно «нэпа», он стал не нужен, и заниматься коммерческой деятельностью становилось опасно и даже уголовно наказуемо. Началась расправа над «нэпманами», и Мазмановых эта беда не обошла. Их всю семью выслали, а удалось ли им уцелеть где-то на Колыме или другом лагере для репрессированных, Алексеевна не знала. Они исчезли из её жизни, будто и не были никогда.
Всё это врезалось в её память навсегда.
Рассказывая о тех временах, она каждый раз добавляла новые яркие подробности, то ли действительно вспоминала что-то ускользнувшее, то ли сама придумывала их, приукрашивая прошлое. Остались лишь старинные фотографии красивого бородатого мужчины и миловидной восточного типа женщины в широкополой шляпе с вуалью с белой болонкой на руках. Она их изредка доставала из своего сундука, где хранила дорогие её сердцу вещи.
Я всегда ждала момента, когда она его откроет, чтобы опять посмотреть старинные фото. Содержимое сундука сверкало белизной, а вокруг растекался тонкий дух приятно пахнущего туалетного мыла. В этом деревянном сундуке хранились вещи из её прошлого.
Расставшись с Мазмановыми, она вскоре вышла замуж. Жили счастливо, но детей ей бог не дал. А потом война навсегда забрала у неё любимого мужа . Оставшись одна, свою жизнь до встречи с нами Алексеевна посвятила своей младшей сестре Марусе и её трём маленьким сыновьям. Муж Маруси ушёл в партизаны и, выданный полицаями немцам, был повешен на глазах у семьи. С ними, Алексеевна выехала потом в Дагестан, где прожила до окончания войны, помогая сестре растить детей без отца.
С появлением Алексеевны в доме, стало ясно, что у мамы появилась помощница, а у меня – преданная няня, собеседник, источник всяких историй придуманных и реальных. Я ждала вечеров, когда родители уходили из дому, и мы с Алексеевной оставались одни.
Все домашние дела были к этому времени закончены, и она полностью принадлежала мне, что делало меня почти счастливой. Почти, потому что время тогда было не очень спокойное, в городе после амнистии развелось много банд. Поговаривали, что это орудует известная банда «чёрная кошка».
Я слышала разговоры взрослых о частых случаях грабежа квартир, убийствах хозяев, оказывавших сопротивление ворам. В моей детской голове это всё трансформировалось по-своему. Каждый раз, оставаясь дома с ней вдвоём, мы «разрабатывали» тактику защиты на случай вторжения непрошенных страшных гостей.
- Алексеевна, а если воры придут?- начинала скулить я.
- Не придут, - успокаивала няня.
- Ну, а если всё-таки придут? Что мы будем делать?.
- Во-первых, мы закроем дверь на засов и на палку.
Имелась в виду, постоянно стоявшая у входа большая металлическая труба, которой закрывали дверь на ночь.
- Ну, а если они взломают дверь, - я не унималась.
- Пусть ломают!
-?! А мы?!
- Мы залезем под кровать,обнимемся и будем лежать тихо, пока они не заберут всё и не уйдут.
- А, мы не будем сопротивляться? - спрашивала я, для полной уверенности в нашей с ней солидарности. Я тоже не хотела сопротивляться.
- Нет, ну, что, ты? Мы будем лежать обнявшись, а им скажем: «берите всё, только нас не трогайте!». И они себе уйдут,- развивала тему Алексеевна.
Слава Б-гу ! Они не являлись, доводы Алексеевны для семилетнего ребёнка казались убедительными, и я переключалась на другое.
- Расскажи мне про Дагестан или про Нибелунгов.
Особенной разницы в её рассказах о том, и о другом не было. И природа, и действующие лица были одни и те же, описывались с большой долей личной фантазии и воображения, такая у неё была поэтичная натура. Когда-то в 30-е годы ей довелось увидеть немой фильм Фрица Ланга «Нибелунги», видимо он оставил в её памяти неизгладимый след. Огромные сказочные существа - король нибелунгов роговой Зигфрид, его дружина, сражения со змеями и драконами, свадьба с прекрасной Флоригундой,...
Вся история каждый раз излагалась с новыми деталями и подробностями, которые она выдумывала на ходу, благодаря богатой природной фантазии. Особенно ей удавались, насколько я могла тогда оценить, описания природы. Тут приходили на помощь пейзажи, виденные в Дагестане. Всё вместе захватывало моё воображение, и я каждый раз требовала продолжения.
А чего стоили ее простые, но полные эмоций такие жалостливые детские стишки? Возможно, она их помнила еще из своего детства или сама придумывала, но действовали они на меня безотказно, вызывая неизменные у ребенка то слёзы сочувствия, то хитрую улыбку разгадки.Были эти стишки в основном на украинском языке.
" Плакала кыця на кухни,
Аж, у нэи очыци попухлы,
Чого ж , ты, кыцюня, плачеш,
Чы источкы хочеш, чы питочкы хочеш?
Ни, я не источкы не хочу, ни пыточкы не хочу,
Вид горькойи жалости плачу:
"Повар сметанку злызав, а на мене кыцюню сказав.
Хочэ мени лапочкы видбыты, а чим же я буду ходыты?"
Привязавшись и полюбив нас всех вместе и каждого в отдельности, она чувствовала ответственность за всё, что происходило в доме. Если меня обижал во дворе кто-то из мальчишек, то дело они имели с ней. «Расправившись с обидчиком», на самом деле она и муху не могла обидеть, хвастливо рассказывала, довольная собой, переходя на свой "суржик":
- Тильки ёго у викно побачила, хватаю ведро, як будто мусор выношу. Пидкрадусь и за грудкы ёго, як схвачу. А вин увесь билый, аж пиджылкы в нёго трясуться. Казав, що бильше николы не буде тебе зачиплять.
И много раз повторяла в лицах эту историю.Разве она могла позволить кому-нибудь обидеть свою девочку? Ни за что!
Я, как многие дети, плохо ела. Как-то родители уехали в Москву к родственникам дней на десять. Мама очень беспокоилась, как Алексеевна со мной справится, буду ли я кушать. Когда я приехала с братом встречать их, они меня не узнали, так я поправилась за эти десять дней, а на щеках играл румянец.
Всё объяснялось очень просто.
Каждый день, когда причёсанная и наглаженная, я выходила играть с подружкой во дворе под раскидистым дубом, за мной выходила Алексеевна и, как бы невзначай,рассказывая очередную байку, скармливала мне полстакана сметаны. Увлечённая игрой, я и не замечала, как опустошала стакан.
А сметана была не магазинная, как Алексеевна её презрительно назвала « робленка», а настоящая, привезенная её сестрой из деревни прямо с маслобойни. Повернёшь в этой сметане ложку, получится масло.
Отсюда мой цветущий вид,который я приобрела за дни отсутствия родителей.
- Ну, як можна даваты дытыни цю «робленку» з магазына! – возмущалась Алексеевна, твёрдо уверенная в том, что магазинную сметану "роблять" (делают - перевод с украинского ),разбавляя настоящую сметану молоком.
Сама Алексеевна светилась чистотой. Была по-настоящему белолица, на щеках из-за близко расположенных кровеносных сосудов, всегда играл румянец, как говорят в таких случаях, "кровь с молоком". Её любили не только мы, но и все, кто бывал у нас. Принимать гостей она умела и делала это всегда с удовольствием, знала, сколько похвалы и приятных слов она услышит за приготовленные явства.
Выходила им навстречу всегда нарядно прибранная, улыбающаяся. Затем надевала свой белый кружевной фартучек и командовала расстановкой блюд на столе. Застолья, как всегда заканчивались пением под аккомпанемент брата, и она с удовольствием пела своим красивым грудным голосом. Когда приезжала её Маруся, то вдвоём заводили на два голоса мелодичные украинские песни.
Мы были её семьёй, и она стала неотъемлемой нашей частью. Мальчики её сестры росли у нас на глазах, часто приезжали, учились в Харькове, а потом перебрались совсем. Обзавелись семьями и по-прежнему бывали у нас.
Алексеевна была человеком набожным, посещала Благовещенскую церковь. Ангел – хранитель нашей семьи, она исправно молилась за нас, безбожников.
Однажды, отстояв в церкви всенощную, Алексеевна вернулась уставшая и немного растерянная. Как обычно, брала с собой на службу в церковь для освящения сало и яйца. Стоя на коленях, выложила всё перед собой. Сраженная усталостью, она задремала. Открыла глаза - ни сала, ни яиц. Нужно отдать должное тому юмору, с каким она описала всё, что с ней приключилось в храме Господнем.
Иногда её навещали знакомый православный священник, отец Василий с матушкой Надеждой. Это был красивый мужчина, лет пятидесяти с большой бородой и роскошными до плеч вьющимися волосами. Он был достаточно колоритной фигурой для времени, отрицавшего право на веру, поэтому, избегая кривотолков, заплетал волосы в косичку и прятал их под воротник длиннополого пальто и широкой фетровой шляпы. Своим внешним видом он был похож на равинов, которых я встречаю в Израиле.
Наше еврейское происхождение для Алексеевны не было секретом. Как и все простые люди, она верила в бред про кровь христианских младенцев для мацы, вспоминала об этом беззлобно, но регулярно, раз в году перед еврейской пасхой, безотносительно к нам, как и грех за распятие Христа. Это была вина каких-то абстрактных евреев, а на её близких, каковыми она нас считала, это не распространялось. А мы относили это, как и следовало, за счёт её малообразованности.
С нами Алексеевна прожила двадцать два года. За это время и я, и брат создали свои семьи. Теперь её забота отдавалась нашим детям, сначала дочери брата, а потом и моему сыну. Племянница в садик не ходила, поэтому ею занималась Алексеевна, отдавая ей все силы и любовь. Часто они играли в любимую тогда игру девочек, в «дочки-матери». А так, как ей доставалась роль «дочки», то племянница звала её нежно «дочулей».
Они играли, а все были свидетелями этих игр. Вот имя «дочуля» к ней и прилепилось, сначала с шутливым оттенком, а потом без последнего, причём так стали называть её не только в семье, а и друзья дома тоже.
Когда ей было под семьдесят, работать по дому в полную силу стало тяжело. Она решила опять соединиться с сестрой, вместе доживать век. Маруся жила одна, сыновья с семьями уже перебрались в Харьков, и она звала её к себе. Папа выхлопотал ей к тому времени пенсию по старости, а когда моему сыну исполнилось два года, она уехала в деревню.
Конечно, связь с ней не прерывалась, она приезжала к нам на наши дни рождения и на свои. Привозила сельские гостинцы, побудет недолго и спешит домой, в село. Проводила папу в последний путь, а потом пришёл и её черёд.
В том январе стояли сильные морозы со снежными заносами, мы не приехали.
Прости нас, дочуля...
Свидетельство о публикации №206031800230
Майя Басова 02.11.2010 13:55 Заявить о нарушении
Эва Замалина 02.11.2010 21:10 Заявить о нарушении