Дорогой боспорских купцов

Николай Тернавский
Дорогой боспорских купцов

В одной из своих речей («Против Лептина об ателии») знаменитый греческий оратор Демосфен сообщает, что из Боспора в Афины поступало в его времена до 21 тысячи тонн зерна (400 тысяч медимнов). Вне всяких сомнений, большая часть вывозимого из Пантикапея, Фанагории и Синдской Гавани (Горгиппии) зерна выращивалась на берегах Гипаниса, современной реки Кубани. Крупнейшим перевалочным пунктом IV – II вв. до н.э. являлась Фанагория, слывшая столицей Азиатского Боспора; об этом говорят многие историки. Но как туда поступало зерно из Покубанья, где в эти времена по правому берегу существовали десятки меотских городов и селений ?..
Вероятно, определенная часть зерна доставлялась из ближащих синдских поселений сухим путем, на повозках, однако роль главной транспортной магистрали выполняла река Кубань. Впадая в Черное и Азовское моря несколькими рукавами, Кубань-Гипанис разбивала в древности Таманский полуостров на архипелаг островов. Природные явления и деятельность человека изменили облик древней кубанской дельты так, что сейчас трудно определить контуры бывших островов и местопрохождение рукавов реки.
О том, что устье одного из главных рукавов Гипаниса (другое название реки – Антикитес –Н.Т.) находилось на берегу Боспора Киммерийского (Керченского пролива) недалеко от Фанагории писали исследователи XIX в. К. Герц и А. Ашик. Шимарданская бухта на западной окраине пос. Приморского вдается в сушу более чем на километр, замыкая собой широкую полосу камышовых зарослей, уходящую на юго-восток в сторону гряды холмов и Яновской горы. Но где смыкался этот пересохший рукав с основным руслом реки ? К. Герц высказал предположение, что гора-вулкан Ассодаг своим извержением еще в античное время закрыло это русло, представляя, видимо, что река поднималась на холмистую гряду.
Топографические карты зачастую полны ошибок и не дают полного представления о рельефе местности. К тому же они не могут заменить личного опыта и непосредственных наблюдений.
Маршрут моей давно запланированной экспедиции был следующим: пос. Сенной, городище Фанагория, Приморский, Шимарданская бухта, ст. Вышестеблиевская, хут. Стрелка, Дубовый рынок. Автобус Краснодар-Янтарь прибыл в Сенной в полдень. Примерно через час я уже стоял на Фанагорийском городище. Осмотрев раскоп, сижу на берегу залива у обрыва, напоминающего двухметровый слоеный пирог из культурных слоев. Из глины торчат камни, керамика, кости; морская вода уже третье тысячелетие шлифует огромные каменные блоки, обломки амфор и пифосов. Здесь перемешались эпохи, столетия, культуры; воображение поражают размеры и размах. Вот дно гигантской красноглиняной амфоры, ручки пифосов, горловины необхватных сосудов. Повсюду обломки черепицы, куски обкатанного мрамора и блоки, торчащие из глины и черных водорослей. Одно слово – столица… Хоть и азиатской части большого греческого государства, но столица. Она и сейчас, засыпанная пылью веков, наполовину затонувшая в Таманском заливе, удивляет размерами, а более двух тысяч лет назад для жителей меотских городов и сел являлась своего рода мегаполисом. Тянется городище почти до самого Приморского.
Статуи каких богов воплощали осколки мрамора, лежащие под ногами ?..
Завтракаю в тени раскидистого лоха, перешептывающегося своей серебристой листвой с морскими волнами, внимаю цикадам.
На южном склоне грязевого вулкана – Блеваки стоял в античности храм, от него на невысокой гряде вдоль ложбины шесть курганов, уходящих на восток. Известно, что боспорцы своих знатных граждан хоронили вдоль дорог на возвышениях. Вероятно, и эти курганы указывают на то, что здесь в незапамятные времена проходил путь. Куда он вел ?.. К гряде холмов ? Но ведь там нет никакого городища…
От пос. Сенного до Приморского километров 15; из них половину я прошел вдоль обрывистого берега, представляя себя одним из рабов, тянущих груженный товарами корабль к устью Гипаниса. Путь не из легких, но терпимый, когда же вода стала подступать к самому обрыву, я выбрался на грунтовую дорогу, а затем и трассу. Вот и Шимарданская бухта – широкая полоса воды глубоко вдающаяся в сушу и подступающая к самой трассе. Напротив нее, на другом берегу залива сквозь марево виднеется Горелая, которая, судя по описаниям Страбона, хранила в себе прах боспорского тирана Сатира 1.
Пятиминутный перекур сменяется подъемом на гряду холмов, возвышающуюся километрах в трех от Приморского. Дорога, петляющая в камышовых зарослях, выводит в ухоженные виноградники, разделенные миндалевыми лесополосами на огромные квадраты. Справа высится Баюр-Гора с курганом на самой вершине, слева – Близницы, высота у радиолокационной станции. Восхождение на гряду занимает несколько часов и много энергии, бреду из последних сил вдоль лесополосы, невольно отыскивая глазами удобное место для палатки. Но нет, я решил заночевать у наивысшей точки гряды, и слово мое твердо. За спиной около 40 километров, а до высоты – рукой подать. Наконец, поднимаюсь на гряду, по ней проходит железнодорожный путь в Сенную; напротив земляные блюдца Близниц, высотка с курганом и радиолокационная станция с заветной высотой. Все близко, рядом, кажется всего лишь в трехстах метрах Близницы, за ними высотка с курганом и еще примерно столько же до станции.
Километра три иду по шпалам, исчезает из виду Близницы, а расстояние до заветной высоты вытягивается в бесконечность. Уходят минуты, час, второй, а до высоты все еще далеко. Мое решение ночевать на ней развеивается, после того как нос, глаза и уши начинает забивать мошкара, а спину и руки жалить комары. “Рабам, тянувшим на бечеве судно, было тяжело, гораздо тяжелее и хуже, чем мне”, - повторяю про себя успокоительную мысль.
От высоты с раскопанным, вероятно, еще в XIX веке курганом, выхожу на дорогу, живописно спускающуюся в низину, а затем опоясывающую склон гряды и теряющуюся в густой траве у самой вершины. Внизу донимают комары и мошкара, на склоне, несмотря на ветерок, нещадно припекает солнце. Вес сумки, казалось, возрос в разы; руки отваливаются от беспрестанной отмашки.
С трудом переставляю ноги, стараясь не сбиться с заданного темпа. Позади ложбина, и я на дороге, вьющейся по склону огромного холма. По щекам струится пот, донимают комары и солнце, но на душе тихо и радостно. Я счастлив - сбылась моя давняя мечта пройти по этой гряде. Представляю удивление пограничников, наблюдавших за моим передвижением в бинокль.
“Эта гора сейчас все и расскажет мне, все объяснит… Где и как проходил рукав от Шимарданской бухты, где он смыкался с главным руслом реки”,- крутится в голове мысль. Затаив дыхание от волнения, останавливаюсь на обочине дороге под самой вершиной. Здесь пограничникам меня не видно и никто не помешает детально рассмотреть ландшафт. Внизу стучат колеса небольшого состава, идущего в Сенную. Вид просто замечательный - слева Таманский залив как на ладони, справа – Вышестеблиевская, Цукорский и Кизилташский лиманы… Так и есть – ложбина от Шимарданской бухты зеленой полосой идет под острым углом от пос. Приморского мимо Сенного к хут. Соленому, где ей навстречу выступает язык воды от Ахтанизовского лимана. Внизу по склону тянется цепь курганов, которые, если продолжить линию, то соединятся с теми, что уходят на юго-восток от Блеваки. Ложбинка под ними от Фанагорийского городища тянется до той, что соединяет Шимарданскую бухту с Ахтанизовским лиманом. Что это может означать ?.. Вероятно, еще в античные времена жители Фанагории вырыли там канал, сократив почти на 30 километров путь груженным судам из Фанагории в Меотию.
На юго-запад отсюда открывается живописный вид: Цукорский лиман, сливаясь с Кизилташским, синим глянцем оттеняет обрывистый берег мыса и небольшого полуострова с выглядывающей из-за него Паливодиной горой. К лиману с востока тянется серо-зеленой полосой впадина, вероятно, пересохшее русло рукава. Но какого ? Не того ли, что делит Старотитаровскую пополам, выходя к кубанской террасе у Джигинки ?.. К сожалению, отсюда Старотитаровскую не видно. Но завтра Дубовый рынок должен подтвердить или опровергнуть мою догадку.
Едва переставляя от усталости ноги, я спустился с гряды и добрел до ближайшей к Вышестеблиевской лесополосе, отделяющей поле ржи от виноградников. Здесь с большим удовольствием сбросил сумку, достал палатку и установил ее между большими деревьями, наспех поужинал, заполз в свое прибежище. Комары неистово гудели, но на этот раз я был недоступен для их жалящих укусов.
Сквозь сон слышал тявканье лисиц в сотне метрах, а когда на рассвете вылез из палатки, то едва не был сбит с ног стремительно пронесшимся мимо зайцем. Я пожалел, что не встал затемно и проспал восход Плеяд, о чем мечтал, подъезжая к Сенному. В античные времена их появление на предрассветном небе означало начало жатвы, а для купцов отправку груженных товарами судов в тяжкий путь вверх по реке к меотским поселениям Покубанья. Суда эти тянули рабы-бурлаки с помощью канатов и веревок.
Где меняли путники весла на веревки ? По всей видимости, от Фанагории до Ахтанизовского лимана суда тянулись канатами, затем по лиману шли на веслах или под парусами из-за топкого берега. А дальше их тянули вдоль правого берега от Стрелкинского городища, Лабриты (Семибратнего городища –Н.Т.) и до самого Темижбека.
До Вышестеблиевской шел тихой автострадой, наслаждаясь прохладой и покоем, наблюдая как за лесополосой поднимался шар солнца, приветствуемый радостным щебетанием птиц. Минут сорок езды в автобусе, идущем до Темрюка, я оказался на окраине Стрелки. Слева за автотрассой виднелся Дубовый рынок – довольно высокий холм, покрытый лесом и кустарником. К сожалению, от трассы до него пешком пришлось пройти четыре километра, еще около трех ушло на обследование. Солнце припекало немилосердно, когда я отмахав положенные километры по дороге вдоль Казачьего ерика, поднимаюсь по юго-восточному склону на высоту. Мне уже приходилось бывать здесь раньше, но тогда меня сюда влекла флора и фауна, на этот раз – история.
Искривленные стволы дуба кучерявого вперемешку с татарским кленом и низкорослым берестом образуют зеленую шапку над красноватой глинистой землей. В размытой колее дороги нахожу небольшую серую щепку, на вид самую обыкновенную, но самом деле оказавшейся окаменелым кусочком дерева. Сколько же лет этой щепке ? 15-20 тысяч лет или все 40 ?.. Над источающим густой запах разнотравьем то тут, то там порхают занесенные в Красную книгу бабочки – Лента орденская голубая - и бражники. Дубовый рынок, по мнению профессора И.С. Косенко, автора «Определителя высших растений Северо-Западного Кавказа и Предкавказья», является островом, оторванным от кавказских лесов несколько тысячелетий назад последним ледниковым периодом. По преданию, генуэзские колонисты закупали здесь в XV - XV вв. древесину для изготовления изысканной мебели. Оттого и такое несколько странноватое название.
С поляны на вершине холма открывается панорама на Старотитаровскую и Казачий ерик. Мое предположение находит подтверждение: ложбина, тянущаяся на восток от Кизилташского лимана за Вышестеблиевской, широкой полосой камыша делит на две части станицу Старотитаровскую и выходит к пойме реки Кубани и ее древней террасе у Джигинки. Значит, русло Гипаниса-Кубани, делилось там на три основных рукава. Один из них впадал в Таманский залив, протекая через Ахтанизовский лиман, другой - в Черное море (Понт) - через Кизилташский, а третий уходил к Синдской гавани (Анапе).
Это вывод стоил мне нескольких лет чтения книг, изучения карт и двухдневного перехода под палящим солнцем по таманским холмам.


Рецензии
В конце сентября 2007 г. искал Абораку, то есть бродил у Витязевского лимана, заезжал в Анапу, пешком отмерил км 40-50: от пос. Уташ до Суворова Черкесского. Впечатлений масса. Прошлым летом бродил под Темрюком, осмотрел высоту над хут. Южный Склон. Не знаю, стоит ли потеть, выкладывая это на прозеру... Когда почувствую, что больше не смогу ходить,вероятно,составлю мемуары, пока что рано. К тому же хотелось бы знать: а нужно ли это еще кому, кроме меня ?
Н.Т.

Николай Тернавский   21.02.2009 23:49     Заявить о нарушении
Большое спасибо за интересный рассказ!
А какие, с вашей точки зрения, наиболее интересные античные памятники на Тамани? Вернее, то, что он них осталось? И насколько они "засмотрены" туристами - "Окультурены" государством?

Юлия Федотова   26.08.2009 16:11   Заявить о нарушении