Баварская одиссея в Нойшванштайн

Всё началось с игры «The beast within»*, которую установил на нашем компьютере сын лет семь назад. Каждый вечер шаг за шагом сын и внук в поисках этого хищника медленно продвигались по запутанным лабиринтам каких-то зданий, затем по ночным улицам Мюнхена, а после многодневных странствий - по пустынным залам замка Нойшванштайн.

Тогда я впервые услышала это название и заинтересованно посмотрела на экран, хотя обычно компьютерные игры вызывают у меня стойкое неприятие. Сын обратил моё внимание на сказочную нестандартную архитектуру и убранство замка. Игра поражала очень чётким и, как потом мы убедились, абсолютно точным, отображением интерьеров, скульптур и даже художественных панно на стенах помещений. Окутанные тайной, залы замка манили посетителей.

Первым по подлинным местам своих ежевечерних виртуальных путешествий отправился сын, в результате чего, в доме появились сувениры с изображением замка Нойшванштайн и исторических персонажей, имевших к нему отношение. Один из них - чашка с портретом молодого красавца - короля Людвика II Баварского, и множество картин и открыток с замком, то в окружении заснеженных Баварских Альп и раскидистых елей, то, возвышающегося над озером и утопающего в зелени лесистых холмов. Сказочный замок не отпускал нас, мы даже всей семьёй собрали огромный пазл с его изображением.

Естественным следствием такого поверхностного знакомства и восторгов тех, кому посчастливилось побывать там, явилось наше желание увидеть это всё воочию, превратив сказку в реальность. И вот мы в Баварии, в Мюнхене, в городе, который иногда называют «немецким Римом». Спорить с этим бессмысленно, так как этому есть безусловные свидетельства. Отметились на Мариенплац, заглянули в Пинакотеку.

В Мюнхене есть, что посмотреть. Застывшая в камне резная архитектура Мюнхенской ратуши, её часы с боем и танцующими фигурками, строгий классицизм новой мэрии, вычурное барокко, готика соборов и ухоженные цветочные горшки на окнах - всё привлекает своим многообразием, цветностью и ощущением радости жизни. Наши фотоаппараты и видеокамера работают без передышки, силясь запечатлеть и увезти с собой это великолепие. Но всё это, между прочим.
Наша главная цель – познакомиться с историей замка Нойшванштайн и увидеть вживую всё, о чём я писала в начале повествования.

В программе нашего путешествия - вечернее посещение, расположенного в западной части Мюнхена, замка Нимфенбург, места, где рождались, жили и умирали баварские короли. Огромная территория этого родового поместья, представляет собой по-немецки тщательно ухоженный дворцовый парк, прорезанный многочисленными канавками, водотоками, озерами, каналами с плавающими в них белыми лебедями.

Разгуливающие вдоль каналов пёстрые утки, ощипывали цветы с газонов, оживляя пейзаж и отвлекая от мыслей о прошлом дворца и парка. В этом родовом поместьи баварских королей появился на свет будущий создатель замков в Баварских Альпах – король Людвиг II. Экскурсовод знакомит нас с полной трагизма жизнью короля Людвига II.

...Невесёлое детство непонятого взрослыми подростка, странная жизнь и неразгаданная тайна гибели. Мечтательный и увлечённый литературой, историей, музыкой, архитектурой кронпринц в реальности жил в атмосфере принуждения, отсутствия тепла и понимания близких. Ещё ребёнком его перевезли в отстроенный в средневековом стиле замок Хоеншвангау, расположенный высоко в горах среди девственных лесов и озер.

Сюда, продолжая своё путешествие, мы и едем автобусом по так называемой, Романтической дороге, вьющейся серпантином мимо ущелий и водопадов, вдыхаем освежающий воздух гор. У подножья горы, заросшей густой альпийской растительностью делаем остановку и, задрав головы, рассматриваем выросшее перед нами светло-желтое сооружение с зубчатыми башнями - замок Хоеншвангау.

Экскурсовод несколько многословен, утопает в подробностях, а нам не терпится осмотреться вокруг. Наконец он делает перерыв. Внизу между лесистыми холмами виднеются озеро Шванзее, это и есть известное Лебединое озеро.

Спускаемся к нему по равнинной части холма. Издали озёро кажется неподвижно зеркальным, а вблизи - покрыто лёгкой рябью, сверкающей серебром в солнечных лучах и повторяющей силуэты окрестных вершин. Тишину нарушают всплески воды и смех: две девочки-подростка в джинсах и футболках залезли в прохладную по-осеннему воду озера, весело плескаясь и обдавая друг друга серебряными брызгами.

Мы отдохнули, стараясь запомнить и забрать с собой ощущение покоя и умиротворения, которое излучало это благословенное место. Затем, нехотя расстались с серебряным озером и вернулись к экскурсоводу, чтобы услышать продолжение истории Людвига.

...Отдаленный от родителей, мальчик искал уединения в окружавшей его природе, где среди голубых озёр и горных вершин, предавался мечтам и фантазиям. Здесь он бродил, мысленно перевоплощался в своих любимых героев. К этому времени театр и оперная музыка заняли в его жизни особое место. Естественно, романтическая натура принца не принимала жестокие реалии зависимой жизни будущего монарха, а светские развлечения нагоняли скуку.

В возрасте шестнадцати лет Людвиг впервые услышал оперу Рихарда Вагнера «Лоэнгрин». Ирреальный мир оперы был близок миру его образных фантазий, хотелось ближе познакомиться с автором, так поразившего, его музыкального действа.

 Но король - отец МаксимилианII, жесткий в вопросах воспитания сына, настоял на его обучении в университете, и принцу пришлось подчиниться воле отца. Король постепенно готовил его к выполнению государственных обязанностей, брал с собой в поездки по стране, что Людвигу как раз вскоре пригодилось.

Волей судьбы в девятнадцать лет он стал баварским королём, унаследовав престол после смерти отца. Коронация кронпринца вылилась в празднование. Его прекрасная внешность, высокий, почти двухметровый рост, вьющиеся волосы, открытое одухотворённое лицо с голубыми глазами, вселяли в души людей надежду на доброго и справедливого правителя. Народ, увидевший в красивом юноше «принца из сказки», с радостью принял Людвига. Его пребывание на престоле длилось двадцать два года.

На редкость энергично вначале молодой король занимался государственными делами, удивляя своё окружение, не верившее в его способность управлять страной. Проблемы Людвига начались из-за его непомерной поддержки Рихарда Вагнера, которого он приказал разыскать, как только вступил на престол. Душа Людвига была переполнена музыкой любимого композитора, она переносила его в мир грёз, романтических старинных немецких легенд и баллад.

 Людвиг всячески поддерживал композитора, тратил на него огромные средства, покрывая долги и осуществляя его творческие планы, меценатствовал, субсидировал его оперы и все музыкальные проекты. Придворные считали, что это Вагнер осуществляет происки врагов, желающих опустошить государственную казну. Началось противостояние между королём и его окружением.

Оскорблённый король продолжал оказывать Вагнеру поддержку, но оппозиция требовала жертвы. И после полуторагодичного противостояния с парламентом и давления семьи, Людвигу пришлось расстаться с Вагнером, к которому давно питал нежные чувства, сохранив их до конца жизни и всячески поддерживая композитора. Несмотря на настойчивые и безуспешные попытки близких связать его узами Гименея, Людвиг всячески избегал заключение брака.

Всё это происходило в годы, когда противоречия между Баварией и Пруссией достигли пика, и война становилась неизбежной. Будучи мирным человеком, Людвиг всячески избегал военного противостояния, ради этого хотел даже оставить престол. Война закончилась поражением Баварии с большими материальными потерями для страны.

Облачённый властью, Людвиг становился её заложником, в то время, как осознание своего исключительного назначения, требовало от молодого короля подвигов, подобных его любимым героям.

Окружение начало травить короля, распространяя слухи о его безумии и гомосексуальных наклонностях. Нетерпимое к любой непохожести, общество, ранее почитавшее, отвернулось от него. Молодого короля начинают мучить сомнения, и появляется желание оставить престол.

Он решает навсегда покинуть ненавистный Мюнхен и стать королём собственной сказочной страны в Альпах, воплотив свою безумную фантазию. Среди волшебной величественной природы он начинает строить средневековые замки. Безудержное строительство требовало фантастических средств, что не усиливало популярность монарха среди его подданных.

 Он всадил в свои проекты собственный годовой доход и глубоко залез в государственный карман. Всё, что Бавария нажила за 800 лет многими поколениями монархов, он пустил на ветер за какие-нибудь 20 лет. Неудивительно, что его окружение было раздражено.
Поселившись в Альпах, он сразу приобрел горячее сочувствие здешних жителей. Местное население испытывало симпатии к красавцу-королю, и было довольно, что он живет рядом, строит здесь, а не в далёком Мюнхене свои пышные замки, воскрешая народные легенды. Испытывая тягу ко всему театральному и средневековому, этот романтик задумал и в течение двенадцати лет строил сказочный замок Нойшванштайн.

Сейчас к замку можно подъехать или на автобусе, или в карете, запряжённой лошадьми, или пройти пешком. Мы выбрали последнее. Извилистой лесной дорогой добираемся к очередному повороту, и, затаив дух, выходим на металлический Мост Марии, сооружённый над ущельем на высоте 92 метра над 45-метровым водопадом.

Высота и ущелье внизу усиливают остроту ощущения и когда, преодолев страх, мы дошли до середины моста, перед нами во всей своей фантастической красе предстал замок Нойшванштайн, утопающий в тронутых осенью зелёных, жёлтых и красноватых шапках деревьев.

Если бы Вы его увидели, сразу узнали бы знаменитый замок принца Диснеевской Белоснежки. Цвета слоновой кости пятиэтажный дворец, выполненный в романтическом стиле с остроконечными башенками и зубчатыми стенами, устремлённый ввысь - замок Сказочного короля. И хотя Людвиг посвятил его средневековому рыцарю Лоэнгрину и создал в честь Рихарда Вагнера, композитор там не появился, считая всё это безрассудством.

Великолепие замка описать невозможно. Мраморный тронный зал, в торце позолоченная апсида. К ней ведут девять беломраморных ступеней, на мозаичном полу. Две огромные люстры из позолоченной меди, сияющий звёздами голубой небосвод. Из окон галереи видны неповторимые альпийские луга, озёра и горы.

Стены помещений замка украшены великолепной резьбой по дереву, орнаментами, расписаны картинами, посвящёнными истории Тристана и Изольды, Лоэнгрина, иллюстрациям к «Кольцу Нибелунгов». Трагизм Лоэнгрина заключался в его одиночестве, та же судьба была и у короля.

В гостиной опять «лебединый угол», дань образу Лоэнгрина. Рабочий кабинет иллюстрируют легенды из «Тангейзера», внутри дворца выполнена искусственная сталактитовая пещера с цветным освещением и маленьким водопадом. Из грота можно попасть в застеклённый зимний сад, откуда открывается сказочный вид на альпийскую равнину.

Тонкий знаток немецких легенд, Людвиг был незаменимым консультантом художников. Так возникли изображения сказаний о Тангейзере, Лоэнгрине, о Вальтере, Тристане и других.Не берусь описывать убранство замка, это нужно видеть. Скажу только, что в компьютерной игре были достаточно точно отображены главные помещения замка.Мы покинули замок, осматривая его снаружи, и наш экскурсовод продолжил рассказ.

...Положение Людвига с каждым днём усугублялось. Размах строительства требовал денег. Он в собственной стране не мог получить кредит. Людвиг становился всё раздражительнее и возбуждённей. А тем временем в Мюнхене издали манифест об отстранении его от трона. Вскоре Людвигу отказали в поездке из замка в горы, и король понял, что он пленён.

Последнюю ночь в замке Нойшванштайн Людвиг провёл, гуляя один по залам замка и печально осматривая картины и скульптуры. Жившие невдалеке от замка крестьяне предлагали ему помощь в побеге, но он отказался, а наутро дверь его кабинета распахнулась и, ссылаясь на безумие Сказочного короля, группа приближенных увезла его в изгнание в замок Берг у озера Штарнберг. Без медицинского освидетельствования он был объявлен недееспособным.

Вечером того же дня Людвиг и его придворный психиатр в сюртуках, шляпах и с зонтиками вышли на прогулку к озеру без телохранителей. Они долго не возвращались, а через несколько часов тела нашли в озере недалеко от берега.

 Причина гибели осталась невыясненной, и лишь местные рыбаки придали ей фантастический колорит, сообщая, что вытащили их на берег русалки. На лицах короля и доктора были следы борьбы, а на обычно пустынном берегу – следы людей. Но власть предпочитала версию самоубийства.

Так в сорок лет закончил свою странную жизнь Сказочный король Баварии, оставив после себя бессмертные архитектурные творения, воплощенные в камне гениальные и одновременно безумные фантазии. Никакой рассказ не в состоянии передать, что испытывает каждый, кому посчастливится увидеть эту музыку в камне...
Фотоиллюстрации здесь:
http://el-41.livejournal.com/23482.html

*"The beast within" - "Хищник внутри" "
Использованная литература: А. Медведев, Т. Новиков «Белый Лебедь. Король ЛюдвигII»
 Ашкелон, 2003


Рецензии
Вы - не только талантливый экскурсовод, Эва, но ещё и писатель-поэт. И всё, что Вы подаёте, сияет поэзией и романтикой.
Радости во всём.
С теплом и восхищением

Илана Арад   09.09.2008 08:35     Заявить о нарушении
Дорогая Илана! Я вам очень признательна!Вы поднимаете мне настроение, так хочется соответствовать Вашему определению. но увы...творческий застой по вполне для меня объяснимым обстоятельствам. Счастья Вам и радости. Эва

Эва Замалина   09.09.2008 15:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.