Брат-2 - лучший фильм современности?

Фильм «Брат-2» напоминает мне, простите уж за банальность сравнения, хорошее марочное вино. С каждым годом этикетка всё тусклее, на бутылочном стекле всё больше пыли и паутины, а содержимое становится всё лучше и лучше. Хотя нет, содержимое лучше не становится, оно остаётся всё таким же, как было, но мы сами изменились, стали старше, кое-кто, возможно, мудрее и тоньше, и теперь, узнавая старые вкусы, вспоминая прежние свои ощущения от просмотра, добавляем в палитру новые краски, открываем для себя неожиданные нюансы и доходим до понимания очевидных, как теперь кажется, аллегорий.

Сегодня я вновь его «пригубила». Что сказать… Наверное, это не надоест никогда. Думаю даже – не стать бы алкоголичкой. Раньше это меня даже пугало, ведь фильм отнюдь не «элитарный», его грандиозный успех у среднестатистического жителя России должен, вроде бы, говорить о моём «среднестатистическом» вкусе, но… Постепенно до меня дошло, что секрет в многослойности, широте замысла и реализации, в огромной «зоне покрытия» вкусовых предпочтений самого разнообразного зрителя. Кто-то увидел и пережил очередную историю «за жизнь», кто-то поучаствовал в новом, широкоформатном «шутере», кто-то поразился потрясающему, порою, созвучию происходящего на экране и звучащего с него же, или, проще и современнее говоря, «саундтреку» и тому, как он совпадал с героями, их поведением, образами. Нет, что не говорите, а когда Сухоруков в аэропорту, вряд ли могло бы прозвучать что-нибудь лучше, чем «Долгая дорога бескайфовая…». Правда, ощущение было такое, что это он сам напевает, настолько тема слилась с образом его героя, да и, пожалуй, с неким собирательным образом В. Сухорукова как актера. Ну а финал, финал под «Гудбай Америка», это что-то вообще, что-то непередаваемо символичное. И ведь если поначалу, при первых просмотрах, это был довольно поверхностный символизм, то сейчас и «потёртые джинсы», и «бумажный пароход», и «запретные плоды» звучат совершенно иначе, это почти реквием обманутого, почти потерянного, но всё-таки прозревшего поколения. Того самого поколения, которое так хорошо играло в фильме, изображая само себя.
Наверное, кто-то скажет, что в фильме много недостоверного, преувеличенного. Да, это обычный упрёк «ценителей» кино или литературы, ни уха, ни рыла не смыслящих ни в том, ни в другом. А мне вот показалось, что именно преувеличение, именно ситуационный, интонационный, игровой гротеск, балансирующий на грани рыбацкой, - а скорее, бандитской, - байки и позволил фильму вырваться за рамки потребительского клише. Да, и пулемёт «Максим», стреляющий сквозь заднее стекло автомобиля (чапаевская тачанка, только осовремененная!), и пидороватый сутенёр в шубе нараспашку, и гротесковая (во всяком случае, в этом сюжете!) Ира Салтыкова, и ещё масса эпизодов не нарочитого, но явного выхода за рамки «житейской правды» - всё это по отдельности было бы безусловной ошибкой. Но всё вместе это, во-первых, свидетельствует об авторском замысле, о явной неслучайности, продуманности данного хода, а во-вторых, даёт фильму крылья. Да, именно так. Тонкие, прозрачные, переливающиеся и трепещущие стрекозиные крылья, которые помогли ему подняться над сюжетностью, бюджетностью, адекватностью, актуальностью и стать классикой. И в этом нет ничего удивительного, на мой взгляд. Иногда ведь так трудно отличить байку от притчи, правда? (это я для тех, кто хотя бы на бумаге эти слова не синонимизирует)

Блин, так много всего хочется сказать, что мне аж грустно. Всё равно ведь тут больше страницы почти никто не читает. А там ещё так много нюансов, стоящих упоминания. К примеру, та лёгкость, с которой Данила убивает всех, кто встаёт у него на пути. Кто-то скажет, что это простая калька с американской стрелялки, но всё не так просто. Ведь фильм вышел в тот период, когда каждый второй кино- и лит-герой обливался слезами над трупом убитого им негодяя, а каждый первый, сделав свой глубоко нравственный выбор, так негодяя и не убивал. Блин, меня до сих пор тошнит от той волны лицемерного человеколюбия, от всех этих современных Раскольниковых, а особенно, от их авторов, но это, пардон, уже за рамками сегодняшнего разговора. И вот на этом фоне – такая трактовка ценности человеческой жизни в современном, полит-кудабынахердеться-корректном, гуманистичном и плюралистичном обществе. Нет, ребята, прочь с дороги, ибо жизнь ваша стоит не больше, чем патрон в моём пистолете…
Немного не понравилась развязка, а именно то, что господин Менис так и не был застрелен публично, что осталась некая свобода трактовки эпизода и, как следствие, финала. Нет, люди, зарабатывающие на распространении видео, живописующего сцены изнасилований и убийств, не должны жить. И желательно, чтобы убивали их публично. А если допустить, что мистер Менис остался жить, то поездка Данилы с братом в Америку из справедливой Миссии превращается в интересную разборку. Так что я такую мысль гоню от себя. Нет, он его убил, обязательно убил! Просто сделал это так жестоко, так неимоверно немилосердно, что гуманный русский режиссер отказался включать этот эпизод в фильм. Правда ведь, так оно и было?

А ещё мне очень понравился эпизод, когда Данила с братом уходят от места расстрела бандитских машин, бросив гранату в свою. Помните, раздаётся взрыв, и клубы дыма растекаются под арочным сводом проезда? Тоже, на мой взгляд, очень символично получилось… Типа, свет в конце тоннеля, и дым в его начале…

Вспомнила вот про этот эпизод, и тут же ассоциации с другим тоннелем, который что-то там с чем-то связывал в Карамадонском ущелье… Блин, всё, я больше не могу… Пошла плакать…

кап…

кап…

кап…


Рецензии
"Вот скажи мне, американец. В чем сила? разве в деньгах? Вот и брат говорит, что в деньгах. Я, вот, думаю что сила в правде. У кого правда, тот и сильней".
Вы правы. Широта замысла. Зона покрытия. Да.

Варвара Тимирязева   20.10.2006 19:59     Заявить о нарушении
Ой, Варвара, извините - очень редко захожу сейчас на Прозу, только сейчас заметила Вашу рецензию. :(

Спасибо на добром слове - приятно, что ещё есть кто-то, кто считает меня правой. :)

Пипетка   28.10.2006 14:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.