Психологизированная академическая гимназия

 
Строение атома – это детская игра,
по сравнению с детской игрой.
Афоризм

ВВЕДЕНИЕ
На удивление многих, Россия за последние годы развивается быстрыми темпами. Политики думают, что это дело их рук. Финансисты и экономисты не исключают своих заслуг. Только не претендуют на свою долю те, кто внес, по-видимому, основной вклад: семья, педагоги и социальные работники, в том числе и психологи и, конечно, медицина. Если отметить личностный фактор, то мы бы отметили, что все большее влияние на общество оказывает феномен мягкой демократии. Для такой демократии нужен особый тип личности. По нашему мнению, петербуржско-балтийский. Мы не ставим себе задачу распределять заслуги. Историки это сделают потом лучше. Главное сейчас – в правильном направлении повернуть финансовые потоки. Нельзя упустить тот шанс, который история дает нам в той области, от которой будет зависеть все остальное.

Образовательная система попала в очень сложную ситуацию. Создались своеобразные ножницы. С одной стороны, с развитием инфотехнологии, педагогика и педагоги все в большей степени становится инженерной дисциплиной и профессией – инженерной педагогикой. Учитель превращается в транслятора знаний. С другой стороны, воспитание детей также требует высокого профессионализма, причем психолог-педагог приближается к медицине. Получается, что в классе нужно иметь уже два специалиста – психолога и педагога. Во многих младших классах школ вводится уже по два педагога. Это все же полумеры. Нужно идти дальше.

ЭСТОНО-БАЛТИЙСКАЯ И ПЕТЕРБУРЖСКО-БАЛТИЙСКАЯ ЛИЧНОСТИ

Не скрою, мысль, с которой я вас сейчас познакомлю, далось мне с большим трудом. И даже после озарения, не могу к ней привыкнуть. Однако нет другого варианта. На мой взгляд, главной движущей силой общества является ведущий тип личности (петербуржско-балтийская), которая выкристаллизовалась к концу прошлого столетия в стране. Корни такого типа личности теряются в далекой истории. Следует сразу же подчеркнуть, что петербуржско-балтийская личность не принадлежит одному этносу, а ее черты имеются у всех жителей. Немало и таких, которые относятся к другим типам личности. Причем, это черты личности, а не этноса. Эпоха стихийного формирования личности и в России, и в Европе постепенно завершается. В течение определенного периода будем продолжать, как бы черпать из наследства прошлого (как нефть). Но настало время научиться его возобновлять и преумножать. Такова парадигма нашего проекта. Если вы с ней согласны, то остальное уже дело техники. В Санкт-Петербурге возникла петербуржско-балтийская личность. Понятно, что прародителем петербуржско-балтийской личности является Петр 1. Место Северной столицы, на наш взгляд, он выбрал не только из-за стратегических соображений. Важен и природный фактор. Северное расположение привело к тому, что появился более уравновешенный тип характера. Вековые традиции допетровской Руси ослабли на фоне Северной Пальмиры. Расчет Петра 1 оказался верен, он заложил не только основы новой России, но и новый тип характера и мышления. В одном он оказался плохим провидцем: потребовалось много больше времени, чем он отпустил для перехода в новое состояние. Петербуржская и эстонские балтийские личности фактически во многом совпадают. У них много общего в истории.


 
 х х х
 
Поразительное открытие сделал немецкий исследователь-психолог. Он проверил, с какого возраста люди способны бескорыстно помогать другим. Оригинальные наблюдения показали, что уже в возрасте до 18 месяцев, а иногда и раньше, малыши с удовольствием шли на выручку взрослому «дяде». Причем в экспериментальной группе из 24 малышей все обладали даром альтруизма (бескорыстия). Способность к альтруизму требует два качества: умения понимать цели другого человека и желание контактов с другими.
 
 х х х
 

В ментальной сфере у человека такого типа личности увеличена доля интуитивного мышления, может принимать решения в условиях дефицита информации. Законопослушна (не переходят улицу на красный свет, останавливаются и пропускают пешеходов на обозначенном переходе, не платят зарплату в конвертах, не скрывают доходы и т.д.). Занимаются благотворительностью. Не страдают от химической и нехимической зависимостей. Позитивно смотрят на жизнь и не нуждаются в психологической поддержке. Суициды не характерны. Обладают эмпатией (способностью к сопереживанию). Владеют инфотехнологией, и стремится к непрерывному образованию. Взяток не дают и не берут. Отсутствует коррумпированность. Ценят искусство. Любят детей и придерживаются либеральной концепции в воспитании. Толерантны к взглядам и верованиям других.




СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЗИРОВАННОЙ ГИМНАЗИИ

Специалисты по психологии берут на себя основные функции по формированию личности учащихся в гимназии. У директора появляются два зама: первый по психологии, второй – по технологии обучения. Роль классных руководителей берут на себя психологи-педагоги.

В состав гимназии, кроме обычных 1-12 классов, входит детский сад. В детском садике появляется новая 0- группа. Эта группа состоит из беременных женщин. С помощью пренатального (дородового) психолога (пренапеда) осуществляется обучение и воспитание не родившихся еще детей, (обучение плода реализуется косвенно, через беременную женщину по особой методике).


Заместитель директора по психологии, одновременно выполняет обязанности администратора психологической сети. В его непосредственном подчинении находятся классные руководители- психологи, а также психолог-технолог по обучению. Кроме того, в гимназии формируется группа психологов-лаборантов. В их компетенцию входит мониторинг учеников и детей в детском саду, а также весь комплекс поддерживающего психологического обслуживания, как учащихся, так и педагогического состава. В гимназии оборудуется психологическая лаборатория.

По своему статусу психологизированная гимназия является академической. В ней формируется ученый совет, который возглавляется доктором по психологии. Многие педагоги и психологи являются магистрами.

При региональной больнице формируется медицинская группа поддержки гимназии. В состав этой группы входит школьный врач, пренатальный (околородовой) психолог, педиатр, детский невролог, детский психиатр, логопед.

ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЗИРОВАННОЙ ГИМНАЗИИ

1. Формирование личности учащихся петербуржско-балтийского типа (если к этому есть соответствующие условия). В зависимости от регионов, могут быть и другие типы личности, свойственные местным условиям и истории.

2. Психологическое сопровождение от дородовой периода ребенка, до окончания гимназии.

 3. Овладение парадигмой мягкой демократии


 х х х
В истории педагогики возникло два альтернативных направления, которые очень близки к нашему проекту психологизированной школы. Школа итальянского врача и психолога Марии Монтессори (1870-1950) и школа Рудольфа Штайнера (1861-1925) . В этих школах ребенок признавался личностью, развитие задатков у ребенка, принципы самообучения, опора на биоритмику организма, коллегиальность управления школой и др. Во всем мире 600 штайнеровских школ, в Финляндии -20. Эти школы в Финляндии используются как экспериментальные, в которых отрабатываются инновационные идеи. В школах Монтессори работали кроме педагогов и врачи. Более широкого распространения эти направления не получили из-за отсутствия готовности педагогики и психологии в то время, чтобы поддержать эти новаторские идеи. Сейчас уже более разумно использовать полученный ими опыт в психологизированных гимназиях.
 х х х


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

У педагогики имеется шанс для радикальной перестройки системы образования в течение длительного периода. Из-за фундаментальных изменений принципов к развитию личности ребенка торопливость опасна. Однако и у существующей не психологизированной школьной системы перспектив нет. Начинать нужно с создания хотя бы одной психологизированной гимназии академического типа. По нашему мнению, больше всего к этому подходит Санкт-Петербург.

История не оставляет особого выбора. Несколько глобальных проектов было осуществлено: ракетно-ядерный, космический, информационный (компьютеры и глобальная сеть). Теперь наступила очередь для психологизации образовательной системы (после 20010 года). По-видимому, на психологизацию уйдет 10 лет (до 2020 г.). Психологизация откроет путь для мягкой демократии и широкому распространению петровского типа личности. Почти одновременно с этим начнется постепенный переход к эре нанотехнологии. На самом деле, реализация принципов макронаноуправления потребует мышления наноэпохи. Будем поспешать медленно.

Мы излагаем лишь наше, ограниченное тремя гносеологическими законами, человеческое мышление. Реальность, естественно, внесет свои коррективы
 
РЕКОМЕНДАЦИИ

Для более полной картины желательно после этой статьи прочитать работы автора, опубликованные на этом сайте. Вот они:

- Психологический манифест и комментарии к нему.
- Из рук в руки. Возможен ли психологический конвейер?
- Нужен ли новый педагогический саженец
- Прирастать Санкт-Петербургом.
- Русь сертифицированная
- Тайна экономического чуда
- Хочешь быть умным? Следуй трем гносеологическим принципам.



2005-2006 гг.
---
Фрактальная монотипия Леа Лившиц

 



 


Рецензии