Умер Станислав Лем А вы были среди его читателей?

Станислав Лем (1921 - )

Польский фантаст и сатирик, роман которого "Солярис" был экранизирован в 1971 году Андреем Тарковским. Книги Лема переведены на 30 языков мира, продано более 12 миллионов экземпляров. Лем по всей видимости лучший фантаст конца XX века из тех, кто не пишет на английском. Лем часто пишет с известной долей юмора, но исследует серьезные вопросы моральной ответственности человека за технологический прогресс, возможности науки и наше место во вселенной.

Станислав Лем родился во Львове (нынешний г.Львiв, Украина) в семье Сэмюеля Лема - преуспевающего врача-ларинголога. В детстве Лем глотал книги одна за другой - стихи, романы, научно-популярную литературу. Попадались под руку и книги отца по анатомии.

В автобиографическом очерке Лем вспоминает, что когда в университете измеряли уровень IQ, то его равнялся 180 баллам. Лем изучал медицину в Львовском университете и в Ягеллонском университете г.Кракова, его учеба была прервана Второй мировой войной. Во время оккупации Лем работал авто-механиком и сварщиком, был членом движения Сопротивления. Лем избежал концентрационных лагерей благодаря поддельным документам, скрывавшим его еврейское происхождение. К концу войны Польша была занята войсками Красной армии и в течение следующих 50 лет страна находилась под контролем Советского Союза. В 1946 году Лем переехал в Краков. По окончанию учебы он получает звание доктора медицины. Работая ассистентом в научно-исследовательском институте он в свободное время начинает писать рассказы. В это же время он печатает научные статьи.

В начале своей литератрной карьеры Лем публиковал лирические стихи, эссе и романы. Его первым романом стал "Человек с Марса" (1946), который был опубликован в журнале. В 50-е годы Лем всерьез заинтересовался научной фантастикой, в свет выходят такие его работы как Астронавты (1951), Магелланово облако (1955) и Эдем (1959).

В 1948-49 годах Лем написал автобиографический роман CZAS NIEUTRACONY в трех томах, но книга вышла в свет лишь в 1957 году - а в те годы у цензоров было слишком много претензий к первому тому.

Ранние романы и повести Лема были более или менее оптимистичны, созданы под влиянием соцреализма. В них писатель исследовал этические вопросы технического прогресса, размышлял о будущих цивилизациях и моральной ответственности ученых. В 60-е годы Лема занимает уже более независимую позицию, экспериментальную и даже в некотором роде радикальную. И хотя коммунистическое правительство Польши не выносило критики, власти считали научную фантастику незначительным жанром. Благодаря этому стало возможным именно в рамках этого "безобидного" жанра задаться вопросом о прогрессе, запрещенным идеологией. В 60-е годы Лем создал очень много - роман Кибериада (1965) - в нем рассказана была история о двух роботах, обладающих способностью к творчеству, "Истории о пилоте Пирксе" (1968). В это же время он создает и Сумму Технологий (1964) - сборник философских эссе.




27/03/2006 Умер Станислав Лем

В дневниках ЖЖ (livejournal.com) здесь и там видны лаконичные записи "Лем умер".

Это звучит значительно, это звучит достойно, но... Более вразумительнее звучат, мне кажется, не короткие реплики, которые способна была бы выдавать и программа, проанализировав ленту новостей.

На мой взгляд совершенно замечательно говорит "юзер" "Grinin-draco" в короткой заметке

"Лем - вместо некролога"


"Открываю вчера френдленту в надежде, что кто-нить вспомнит про День Театра - а там нате: умер Лем.
В некрологе по ссылке прочел, как его выгнали американцы из своих рядов за непочтительность - очень тронуло. И впрямь - непочтительный чел.
Любили мы его, конечно не за это, а за то, что писатель хороший, но мне кажется, что именно МЫ ЗДЕСЬ любили его по-особому за его ернический едкий непочтительный ум. Было в нем что-то наше. Думается, если бы нобелевка была нашей - быть ему нобелитетом.
Впрочем, к делу это отношения не имеет. Классиками не проездом через Швецию становятся, а он им уже стал. И не в фантастике спешал, а в литературе.
И даже шире.
Он один из самых-самых... - и сейчас сходу не могу подобрать ему компанию кого-нить по-самее - мощных скептиков нашего времени. Мощь тут не в буквальной пророческой правоте набора могучих "ага!", а в крепкой позиции: когда все шаталось в самоопьянении накаченного оптимизма, приправленного игриво-чернушным цинизмом (для отмазки), он один оставался надежно и крепко трезв, без выгораживания специальных алиби для себя любимого.
Много ли людей такой закалки мы знали? Особенно среди писателей, где что ни гений, то или калаголик или паяц.
А он к тому же был еще и умен как мало кто. Честный ум - это почти парадокс.
В эгрегоре Творцов - верю, что есть такой - он себе место обеспечил.
А там последних не бывает - все первые.

Иногда, услышав о смерти бывшего кумира, удивляешься - как, разве он не давно уже умер?
Наверное немало людей сейчас так удивились смерти Станислава Лема.
Но ничуть не меньше - а я надеюсь, что больше - тех, кого эта нехорошая новость застала врасплох совсем в другом тоне - как знак потери чего-то более весомого, чем простой, хоть и печальный, уход из жизни человека немало пожившего и немало сделавшего, бывшего столько лет спутником наших мыслей и разговоров.
С ним ушла эпоха - которой был он сам.
Других - таких - не было.
Он не был первым - он был единственным.
Он создал себя - и стал необходим, буквально, как то, без чего нельзя обойтись и невозможно обойти. И не просто в досужих прях о фантастике и литературе, о месте фантастики в литературе, о литературности фантастики и прочей лабуде - хлебе насущном критиков. Он не был беллетристом - нанизывателем и раскладывателем прекрасных слов. Его фантазия сбивала невесомость мысли в образы столь плотные, что те, кому они явились, уже не могли от них отмахнуться, отделаться - как не могли избавиться от "гостей" обитатели станции "Solaris". Не сон золотой навеял - он вбил в нас как гвоздь тревогу-как-тайну, заворожил нас зрелищем опасного устройства Мироздания и наших собственных попыток выйти на очную ставку с Ним налегке, какие мы есть.
Он пришел к нам след в след за Хемингуэем - мифом о мужественности жизни-как-спорта - и явил образ совсем другого мужества: пилота Пиркса и ученого Криса Кельвина, Рогана из "Непобедимого" и Брэгга из "Возвращения со звезд" - мужества готовности к действию даже там, где оно казалось бы заведомо обречено на поражение. И не для утешения - себя и собой - а потому всего лишь, что, угодив в передрягу по имени Вселенная (никак не меньше) человек обречен не на выбор между потерями и выигрышами, поражениями и победами - а на действие вопреки всему противостоящему, и в первую очередь - вопреки собственной слабости.
Только такое действие, такое мужество, приподнимает его над ничтожеством перед лицом мироздания, позволяет встать вровень с ним.
Возможно Лем оказался единственным из писателей ХХ века избежавшим истеричной экзальтации экзистенциализма - потому что создал не Героя перед зеркалом, а человека бредущего сквозь Вселенную.
Когда мы утрем свои сопли, мы снова вспомним о Леме - и удивимся тому, что посчитали его умершим.
(И еще - посмеемся. Немногие умели смеяться как он.)

Выпьем за него - каждый по глоточку своего любимого... "

Выпить - это само разумеется. А вот все-таки как насчет еще поговорить?

Вспомнить, что читали. Что НЕ читали. И перечитать, перелистать уже прочитанное, спустя столько лет... благо все есть в разделе на http://www.lib.ru/LEM/

И потом, многие из нас читали сравнительно легкую художественную прозу,
а ведь у Лема есть и публицистика, например книга "Сумма технологий". Очень толковая книга.
В ней Лем размышляет о вопросах, казалось бы очевидных, как например, что такое "Гамлет"?

И эти размышления послужили для меня в некотором смысле ликбезом, после которого никогда не возникало уже сомнений, как относиться к эстетам, провозглашающим "Искусство ради искусства", "Шедевр ради шедевра", т.к. автор просто, так сказать "на пальцах" объяснил мне, что без читателя, без человека воспринимающего невозможно существование этого самого произведения искусства. Спасибо ему за это.



http://www.lib.ru/LEM/

Официальный сайт писателя (на польском и английском языках)
http://www.lem.pl


Рисунки Станислава Лема:
http://www.lem.pl/cyberiadinfo/english/lemdraw/lemdraw.htm

Биография Станислава Лема с фотографиями:
http://www.lem.pl/cyberiadinfo/english/osobie/biogrys.htm


Рецензии
Сентиментален. Читал и статью и рецки со слезами на глазах. Конечно можно сказать намного больше. Например о том, что наиболее лучшими продолжателями и последователями Лема у нас были братья Стругацкие. О том, что хотя совершенно очевидно, "Солярис" Тарковского не является ни в какой степени экранизацией Лема, это очевидное применение и продолжение метода Лема.

Вадим Фомченко   20.01.2013 15:17     Заявить о нарушении
На это произведение написана 31 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.