Портреты придуманных музыкантов

Текст произведения на модерации в связи с возможным нарушением законодательства РФ


Рецензии
"Дар одухотворять, облагораживать"
Много моментов, которые хочется перечитать и подумать. Но перечитать потом, попозже, в тишине, на природе, шурша страницами. Это литература тонкой настройки, такое с экрана не вбирается.

Где тот круг музыкантов, среди которых это передаётся из рук в руки?

Елена Ермолова   29.03.2006 04:09     Заявить о нарушении
Елена, спасибо. Я не думаю, что есть такой круг. :) Я -музыкант, преподаватель, но у нас больше обсуждают учеников и прочую учебную рутину. Я это написала не так давно - пару месяцев назад и еще редактировала.

Наталия Май   29.03.2006 16:37   Заявить о нарушении
А ведь учёба перестаёт быть рутиной, когда учителя помогают ученикам, которые сами тянутся к идеалу.
Вас читали Ваши ученики?

Елена Ермолова   30.03.2006 08:39   Заявить о нарушении
Нет, я вообще в нашем учебном заведении не афиширую свою писательскую деятельность. :) Хотя некоторые знают, что я член Союза писателей.

Наталия Май   30.03.2006 11:13   Заявить о нарушении
Меня удивляет, что "музыкальная литература" - это не художественная литература о музыке. "Доктор Фаустус" - как назвать?
Художественный текст вдохновляет как ничто иное, и уроки литературы в приложение к музыкальному образованию были б очень кстати. Кому вести, как не Вам? Хотя бы факультативно?

Елена Ермолова   31.03.2006 15:13   Заявить о нарушении
Да, музыкальная литература как учебная дисциплина - это не художественная литература о музыке. Это другое. Если это интересно, то я объясню. Это изучение самих произведений композиторов - причем детальное, надо большую часть их сочинений буквально знать наизусть, а это огромные тома симфоний, опер, квартетов и так далее. Анализ формы, построения. Изучение истории эпохи - эстетики, философии, тенденций в развитии музыкальных жанров. Здесь много всего. Это необъятный предмет. Это как история - но история музыкального искусства. В консерватории этот предмет называется "история музыки". Чтобы его вести, надо иметь гигантскую музыкальную память. Там идет муштра студентов - их заставляют все это учить, а потом играть оперу или симфонию с любого места, а они должны ответить: часть первая, экспозиция, побочная партия... к примеру. Они должны знать, сколько произведений у каждого композитора, в каком году он что написал, как он писал, какой замысел, какая структура, уметь детально все разобрать.

Художественная литература о музыке - это Ромен Роллан с его Жаном Кристофом, Оржеховская с ее великолепной книгой "Шопен" и литературными портретами Листа и прочих, Дэвид Вейс с книгой о Моцарте. Там дан автобиографический путь музыкантов но в форме литературного произведения, изложенный не языком учебника, а художественным языком. А разница тут большая. Я те же научные статьи или курсовые работы писала совсем другим языком, более сухим, наукообразным, менее образным. Там такой язык требуется.

Я сама преподаю сольфеджио, гармонию, элементарную теорию музыки - то есть развитие слуха и многое другое. На меня очень повлияла Оржеховская с ее книгой Шопен и миниатюрами - портретами Вагнера, Листа. Я с детства ее очень люблю. И мне всегда хотелось написать что-то подобное, но я решила писать не о реальных музыкантах, а придумать своих персонажей, как это сделал Ромен Роллан, придумав Жана Кристофа Крафта.

Наталия Май   31.03.2006 16:28   Заявить о нарушении
А насколько реально через биографию сделать живым сольфеджио? Мне встречалось много детстких книжек, где пытаются в игровой форме подать серьёзное знание, но выходит чушь: серьёзное теряется в сюжете, сюжет перебивается утомительной серьёзностью. А вот в биографию, в освоение философии жизни может вписаться изумительно хорошо. Я помню потрясение человека, который услышал, что трезвучие - это буквально три звука. Как так три? Любые три? Ничто не мешает попробовать, любые ли. Можно брать три звука и слушать. Дружная семейка нам подходит, сварливая - нет. И если взять пару тысяч аккордов (а это легко, если услышатся человеческие характеры), то обнаружатся подобия. В любых науках, искусствах, делах, отношениях множество проб даёт опыт. Если я на даче выдрала за раз полсотни сорняков, и 3/4 из них одинаковых, то скажите мне, что это лебеда, и я запомню её на всю жизнь. И если 3/4 понравившихся аккордов имели по два пробела в виде одной белой клавиши, т.е. брались "через одну", то становится интересно, а что же это такое? А почему не подряд? А почему не через две? А почему всего между ними клавиш, если считать вместе с чёрными, то 3 и 2, то 2 и 3?
Вопросы, заданные насчёт аккордов, либо само озвучивание такой кучи вопросов по поводу какого-то опыта, перенесётся на людей, вещи, игры. Перетаскивание способов познания между мирами - это же так интересно. Схожего так много! Теория музыки и программирование - чуть ли не одно и то же. В перетеканиях аналогий так много свободы и смысла!

Елена Ермолова   01.04.2006 06:20   Заявить о нарушении
Наверное, вы правы. Можно это сочетать. Но у нас пока жестко по программе преподавание, у меня не дети, а уже студенты. В музыкальной школе больше свободы, но там учатся для себя, для удовольствия. А здесь очень много материала надо проходить и надо втиснуться в жесткие рамки. У нас просто называют список книг, которые рекомендуется прочесть - именно художественную литературу о музыкантах. А потом могут их просто обсудить.

Наталия Май   01.04.2006 08:51   Заявить о нарушении
Повезло тому, у кого было медленное начало: сильное впечатление в детстве, которое годами обрастало ощущениями, и теперь музлит их лишь обобщает.

Елена Ермолова   02.04.2006 07:50   Заявить о нарушении