За дверью

…все заветные мечты когда-то исполняются… Когда-то и где-то – потому, что всему свое время и свое место…

Семенов разглядывал старую покосившуюся дверь, висящую на единственной петле в изъеденной червями дверной коробке. Еще вчера за дверью был чулан, но это вчера, а сегодня…
Сегодня утром Семенов проснулся с ощущением того, что находится в чужой квартире. Оглядевшись, он отметил, что находится в старом полуразвалившемся доме 113 5-го песчаного переулка, то есть там, где он заснул вчера вечером. Этот дом достался Семенову в наследство от его деда.
С работой 45-ти летнему Семенову не везло с того времени, как он окончил истфак педагогического института. По специальности Семенов работал 5 с половиной лет, а потом… Сокращение преподавательского состава, безденежье, работа слесарем, уборщиком, продавцом пирожков, бетонщиком, грузчиком… - всего и не упомнить. Последние 7 лет Семенов жил непостоянными заработками… Впрочем это была не жизнь, потому что жить Семенову хотелось с каждым днем все меньше…
Из-за покосившейся двери доносились странные звуки и пахло как-то непонятно, и все же очень приятно. Это был запах из далекого прошлого. Нет, не запах родного дома, не рук матери и даже не духов первой возлюбленной…
В течение часа Семенов курил дешевые папиросы и смотрел на дверь. Через щель под дверью из чулана по ногам Семенова струился необычно свежий и прохладный воздух.
Открой дверь и посмотри…
А вдруг…
Что?
Ну, не знаю…
Открой её

Открой!
Но…
ОТКРОЙ!

Внутренний голос подсказывал Семенову, что дверь нужно открыть… Но он не был уверен, стоит ли это делать…
ОТКРОЙ!!!
Семенов подошел к двери и потянул за ручку… Еще вчера здесь был чулан…Дверь нехотя поддалась. Семенов зажмурился… легкий бриз окутал его и тут же пропитал, заняв каждую клетку его тела.
Когда Семенов открыл глаза, то увидел перед собой берег моря, волны, накатывающиеся на него, играющие отражением солнца на гребнях…
Сошел с ума…
А ты проверь.
Да не может быть!..
Может.
Он сделал шаг и ступил на сырой прибрежный песок. Вдали раздавались крики чаек. Семенов оглянулся… Двери за спиной не было – она исчезла… если конечно она была. Зато на ее месте шелестела листьями пальмовая роща.
А как же назад?
А зачем?
Домой…
Где твой дом?
Там.
Ты уверен?
Да.
И все-таки…
Что?
Ты останешься здесь?
Не знаю…
ТЫ ОСТАНЕШЬСЯ ЗДЕСЬ!
Да.
Семенов сел на песок и закурил последнюю сигарету.
Волны все так же шумели, набегая одна за другой на песчаный берег. Мираж… или реальная жизнь… впрочем, неважно, что это было, но оно несло с собой спокойствие и умиротворение.
Еще минуту назад он сомневался, открыть ли дверь в чулан, но теперь был уверен, что здесь – конечный пункт его назначения – то к чему он стремился всю свою жизнь, сам того не понимая. Сюда он шел все 45 прошедших лет… а ведь надо было… хотя, всему свое место и, что главное, свое ВРЕМЯ. Здесь и сейчас старый дом воплотил в жизнь самую заветную его мечту…

Долгими одинокими вечерами он часто погружался в воспоминания, в те дни, когда было гораздо ярче весеннее солнце, гораздо свежее утро и романтичнее ночь. Он любил вспоминать как еще ребенком он с родителями в первый и последний раз отдыхал на море. Где это было – неважно, важно – когда…

Он чувствовал запах счастья и детства здесь и сейчас. Неважно, что произошло между ТОГДА и ТЕПЕРЬ… это не имело значения.
Я остаюсь…
Да…
Он встал, и, скинув потрепанную куртку и туфли, пошел босиком вдоль полосы прибоя туда, где за горизонт опускалось уставшее за день солнце – большое, красное и немного печальное. Волны подхватили брошенные вещи и, поиграв с ними немного, отнесли подальше от берега, где бережно опустили их на морское дно. Навсегда…

Дом шел под снос.
Его хозяин на требования явится в земельный комитет города не ответил и не явился… Позже выяснилось, что он больше не живет в своем полуразвалившемся доме, и что его уже давно никто не видел. Дом отошел в муниципальную собственность…

- Слышь, Васильич, что-то тут чулан какой-то странный!
- А чё с ним такое?
- А ты сам глянь-то.
Двое рабочих, в последний раз проверявших дом перед сносом, удивленно переглядываясь смотрели на то что увидели за дверью чулана. Среди кучи морского песка и мелких ракушек лежали совершенно мокрая потрепанная куртка и старые туфли, в которых, как в двух странных аквариумах сновали мелкие зеленые рыбки…
- Чертовщина какая-то!
- Ладно, ляд с этим чуланом…
Закрыв дверь, оба развернулись, и, тихо переговариваясь, пошли к выходу.
Вслед им из-за закрытой двери чулана в последний раз шепнуло море…


Рецензии
Да, я действительно этот текст раньше видел, по крайней мере слышал его воспроизведенеие. Не помню, высказывался я по нему или нет, но сейчас ты получишь небольшую порцию критики. Предлагаю отнестись к ней по принципу: "кто меня хвалит, тот враг мой..." и т.д.
Начнем по-порядку.
1. насчет сбывания мечт. в тексте только однажды обозначено, что было мечтой Семенова. Мечтал ли он оказаться на этом "тропическом побережье" или хотел вернуться в детство? Если это его мечта, что же он так упорно сопротивляется внутреннему голосу, а тот наоборот точно силком его тянет: "ТЫ ОСТАНЕШЬСЯ ЗДЕСЬ!" И после этого: "Да". Ну, остануть, так останусь, ничего не поделать. Или он помимо этого мечтал просто убежать от своей жизни? В общем, не очень видно его мечту, также не понятно, как она сбылась. Дом воплотил, как в сказке?Если только: "всему свое время и свое место"...
2. Теперь то же самое побережье, море, рыбки, но на этот раз для двоих рабочих. Им-то оно нафига? Зачем им остатки чьей-то мечты? Красиво? Да. Интересно? Да. Между прочим мне больше всего в этом произведении понравилась последняя сцена, как они стояли перед чуланом. Красиво. Не более.
3. Вернемся в начало, где упоминание о его возрасте, образовании, специальности, работах, заработках... Это важно? Или это всего лишь объяснение того, что ему жить хотелось все меньше? Не хочу сказать ничего плохого о литературном языке нашего коллеги Мих. Третьякова, но в этом абзаце мне показалось, что писал он, а не ты. Настолько уж много деталей, которые как бы и не нужны для такого сжатого текста. 45 ему лет или 25 - какая разница? Истфак он кончал или что - зачем это? и т.д.
4. "дешевые папиросы" по-моему это штамп. К тому же дальше, когда он сел на песок, он "закурил последнюю сигарету". Да и в течение часа курить, глядя на дверь чулана в собственном доме, где прожил всю свою жизнь,зная, что за дверью что-то интересное и не решаясь ее открыть, как-то неправдоподобно.
5. На месте двери шелестела пальмовая роща. Я бы посоветовал изменить именно изложение. Представь размер двери и размер рощи. В контексте это показано так, что роща была именно на месте двери и больше нигде. :)
6. "конечный пункт его назначения" это значит, что он пришел туда помирать? 45 лет он шел туда. С рождения. А там вообще люди еще есть? Или ему никто не нужен? Одичать же можно.
7. "Долгими одинокими вечерами он часто погружался в воспоминания". Во-первых, само предложение не отсюда (представляется полумрак, какой-то средневековый английский замок, камин, старый пердун в халате в кресле-качалке, свечи, вся фигня...). А во-вторых, о чем же он вспоминал? Что за романтические ночи были у него? Из воспоминаний показано только детство, и то один его эпизод: с родителями на море и всё. Неужели только это он и вспоминал всю жизнь, работая на всех тех работах?
8. Насчет сноса и муниципальной собственности. Собственность на объекты недвижимого имущества (лечка пошла) оформляется обязательной государственной регистрацией и вся фигня... Это на самом деле очень долгий процесс. Напиши лучше, что дом был признан бесхозяйным. Это быстрее. И, по-моему, если бы шел под снос, то местная администрация не стала бы его вешать на свой баланс. :)
9. И наконец, твое любимое слово: "ляд". Вот любишь ты его! Убери нафиг! Сам знаешь, что бы сказал тот рабочий.
10. Ну и самая концовка: "им... ...шепнуло море". Ну им-то оно чего шепчет? Пусть послышатся звуки звуки моря, но не "им", по-моему.
И один последний вопрос: как, почему и для чего куртка и туфли, которые море бережно положило на дно, снова оказались в чулане? Если он перенесся, как терминатор, то как же остальная одежда?

Владислав Резников   05.04.2006 09:40     Заявить о нарушении