Есть только миг... часть 7

**
В среду утром я отправился в Домодедово. Рейс был ранний, поэтому я не стал звонить Ариадне из дома, а собирался сделать это с мобильного телефона из аэропорта. Накануне, во вторник я целый день провел в загородной командировке. Мне пришлось ехать на завод, где мы разместили заказы. Но на заводе возникли проблемы, и мне пришлось улаживать недоразумения, вносить исправления в чертежи. Потом ругаться с главным инженером. Короче, домой я попал только к 10 вечера.

Телефон Ариадны не отвечал и вечером. Я решил, что она, вероятно. Опять на какой-нибудь презентации.
Сборы мои в командировку много времени не отняли. Я бросил в дипломат зубную щетку, мыло. Бритву, прихватил на всякий случай небольшое полотенце. Вспомнив о намерении посетить пещеру, я вытащил из ящика гардероба свитер, достал кроссовки. Потом решил, что на этот случай хорошо бы взять куртку, джинсы. В дипломат все это не влезало. Пришлось достать с антресолей спортивную сумку, давно уже лежавшую там без дела. Сумка когда-то была предметом моей гордости. Большими красными буквами по синим бокам сумки было написано USSR и СССР. С ней я ходил в те славные времена на занятия карате.

Прибыв в Домодедово, я набрал номер телефона, но кроме длинных гудков я снова ничего не услышал. Ариадна не отвечала. Странно, подумал я. Самое время ей сейчас собираться на работу. Может быть, она принимает утренний душ и не может ответить? Я выждал еще 10 минут и снова позвонил. Тот же результат.
Недоумевая по поводу ее отсутствия, я прошел регистрацию и, проведя некоторое время в накопителе, где снова пытался соединиться с королевой, зашел вместе с остальными пассажирами в самолет.

Каково же было мое удивление, когда, сидя уже в кресле и листая газету, которую мне удалось ухватить при входе в лайнер, я увидел свою королеву, двигающуюся по проходу между креслами. Увидев меня, она одарила меня лучезарной улыбкой. И мне показалось, что именно в этот момент утреннее солнце, наконец, выбилось из-за облаков и проникло в иллюминаторы.

Мой сосед, молодой парень с красным лицом, которого я сразу почему-то для себя окрестил лесорубом, увидев Ариадну, тут же с головы до ног облизал ее взглядом. Да и не только он. Есть еще среди авиапассажиров почитатели женской красоты.
- Привет, Ваничка! Не ожидал? А мне удалось достать билет на этот рейс. Летим вместе.

Несколько комплиментов стюардессе оказались достаточными, чтобы организовать нам места рядом. Да и лесоруб не мог отказать королеве.
Одета она была прекрасно и изыскано. Вещей у нее не было, кроме маленькой сумочки, знакомой мне уже по случаю в метро.
- Ты что, так налегке и едешь?
- Нет, дорогой, я решила сдать свою сумку в багаж. Она достаточно громоздка и неуклюжа. С ней я выгляжу совсем иначе. А там у меня теплые вещи и спецобувь для осуществления нашего предприятия.

Самолет вылетел вовремя, уверенно набрал положенную высоту и ровно парил над облаками. Откровенно говоря, я люблю летать. Какая бы ни была на земле погода, пробив облака, самолет попадает в чистое небо. Здесь всегда светит солнце (если, конечно, это не ночь). Вот внизу там пасмурно, хмуро. Идет дождь. А сейчас мы вырвались наверх. И солнце немного назойливо лезет в иллюминаторы. Кое-кто задернул занавески. Но все равно, светло и радостно. И лица у пассажиров становятся светлее и добрее. Может быть, оттого, что взлет прошел удачно, и первая тревога миновала.

Сегодня мне было особенно радостно. Потому что рядом сидела красивая элегантная женщина. Мне хотелось шутить. Я рассказал ей о своем первом полете, о том, как мой сосед, лицо явно не кавказской национальности, прежде чем занять свое место долго искал, где же лежат парашюты. Я ему объяснил, что в пассажирских самолетах парашютов не полагается, потому что невозможно эвакуировать 150 пассажиров, пока самолет падает, что никто выпрыгнуть не сумеет. В ответ на это он сказал:
 - Таки я бы успел выпрыгнуть.
Потом я пытался пристегнуть королеву и себя вместе, соединив пряжки своего и ее кресельных ремней. Но это мне не удалось. Выяснилось, что можно поднять подлокотник кресла, расположенный между нами. И мы оказались совсем рядом. Ее величество положило свою голову мне на плечо, а я полуобнял ее. И так в блаженной близости мы промолчали оставшееся до посадки время полета.

В аэропорту Большое Савино мы довольно долго ждали получения багажа. Я решил, что поеду на завод за пакетом завтра, и чтобы меня не ждали сегодня, позвонил туда.
Пока я размышлял на эту тему и звонил, Ариадна успела очаровать какого-то служащего аэропорта, может быть дежурного, щеголявшего в синей форме, и тот рассказал ей, где находится Кунгурская пещера и как туда доехать с железнодорожного вокзала.

-Ваничка, - сообщила она мне, все узнав. – Надо ехать в Кунгур на электричке. Ехать часа два. Это примерно сто километров от Перми. Поехали за твоим пакетом, а потом сразу в Кунгур. Там и заночуем. Наверное есть там какая-нибудь гостиница. Пусть не пять звезд. А утром пойдем на поиски.
-Нет, ваше величество, сделаем по-другому. Я успел позвонить на завод и отложил встречу на завтра. Едем сразу в этот Кунгур. Я уже договорился, что приеду за пакетом завтра. Я же не буду таскать его с собой и ползать с ним по подземным штрекам, штольням, или, как они называются, шкуродерам, кажется.

Ариадна на мгновение задумалась. Что-то в этом предложении ее смутило.
.Потом она просияла своей голливудской улыбкой и с восторгом согласилась.
- Конечно, Ваничка. Я только подумала о том, что когда мы достанем ИХ, нам нужно будет ИХ оберегать больше, чем твои бумажки.
Наконец багаж был получен. Сумка Ариадны была не такая уж большая. По сравнению с моей.
-Что там у тебя?
-Как что? Свитер, куртка, джинсы, кроссовки, фонарь, веревка, свечка. Вот и все.

Мы подрядили частника довезти нас до железнодорожного вокзала. Запросил он не мало, но все равно это было меньше, чем берут в Москве в Шереметьево.
Почему-то Ариадна уверовала в то, что изумруды находятся именно там, в Кунгуре, в этой прославленной пещере.

Дома, в Москве, я успел отыскать в Интернете кое-какую информацию об этой пещере. Она пользуется популярностью у любителей приключений. Ежегодно ее посещает несколько тысяч человек. По всей вероятности она обустроена, освещена, оборудована ступеньками там, где нужно, ограждениями и прочими мерами безопасности.

Когда мы садились в вагон, я обратил внимание на двух парней, которые шли по платформе и о чем–то разговаривали. Мне показались их лица знакомыми. Где же я их видел? В самолете, - вспомнил я. Они вошли последними и заняли места в хвосте.
-Смотри, - сказал я, - вон те парни летели с нами в самолете. – И надо же, какое совпадение, тоже едут в эту сторону. – Вещей у них не было. Парни мне сразу как-то не понравились. Где-то на уровне собачьего чутья я испытал к ним неприязнь и почувствовал исходящую от них опасность.
Чушь, - подумал я. – Мало ли что почудится. Я посмотрел на Ариадну. –видела ли она их. Они прошли мимо окна вагона, и Ариадна несомненно не могла не видеть их. Но лицо ее было невозмутимо.
- А ты не боишься, что кто-то знает о нашей поездке и будет пытаться выследить нас? Чтобы отнять камушки?
- Следить? Нет, не думаю. Я никому ничего не говорила.
- А Георгий?
- Что Георгий?
-Он не может выследить? Связать твое отсутствие на работе и дома с попыткой найти клад?
- Да нет! Георгия сейчас в Москве нет. Он уехал в Анталию. Отдыхать.
- Откуда ты знаешь?
- - Он сам мне сказал. Я видела его у нас в офисе. Заходил к боссу. А потом подошел ко мне и похвастал, что едет, мол, в Турцию на две недели.

- А знаете ли вы, ваше величество, что Кунгур, куда мы сейчас едем, это последний европейский город на границе с Азией.
- Значит первый, если возвращаться из Сибири?.
- Значит так.
- Сидевший напротив нас интеллигентный старичок поинтересовался:
- В Кунгуре никогда не были?
- Нет, едем в первый раз.
- Что же вас туда влечет?
- Да вот хотим пещеру посмотреть.
- В пещеру многие едут. Но и сам город интересен.

 Вообще-то Кунгур когда-то был одним из самых больших городов Урала. Через него проходил Большой Сибирский тракт. И это превратило его в важнейший пункт транзитной торговли.
-Вы наверняка знаете много о городе, - решил я польстить старику. – Расскажите.

 - Возник город в 17 веке еще при царе Алексее Михайловиче, который велел построить здесь крепость. Кстати, интересно, что Емельян Пугачев безуспешно пытался взять эту крепость. Любопытно также, что в честь защитников Кунгура от пугачевских войск в 1874 году был возведен обелиск в честь столетия избавления Кунгура от пугачевцев. А в 1930 году взрывали церкви и соборы, а площадь эту, где стоял обелиск, переименовали в площадь имени Пугачева. Вот вам и превратности истории!
- Это все идеология, - вмешался я.
 – Верно, идеология.- согласился дедок. - А вот как дошли до жизни такой, что если раньше здесь собирали невиданные урожаи озимой ржи, самый дешевый хлеб в России, то теперь все завозят из Европы. Прямо как в анекдоте:
 Встречаются два мужика:
- Иван, а что это у вас пшаница не растеть?
- Дык не содим ведь!
- А че не содите?
- Дык не растеть!

 В это время по проходу между сиденьями деловой походкой прошли те два парня, которых я заметил на перроне. Ариадна снова не обратила на них внимания, а у меня опять что-то екнуло внутри.
 Между тем сосед продолжал:
- Окружавшие город земли давали невиданные урожаи. Выращивали пшеницу, ячмень, гречиху, горох. По Сылве, Чусовой и Каме тысячи пудов зерна, круп и муки отправляли отсюда в Пермь, Соликамск, Чердынь. На Высочайше утвержденном в 1783 году гербе Кунгура изображен “рог изобилия с сыплющимися из него колосьями разного хлеба, означающие плодоносие вокруг онаго города”.
- Что же случилось?
- Случилось много чего. В начале 18 века здесь началась горнозаводческая история. Однако, посланец Петра Первого Татищев сначала в Кунгуре основал горную канцелярию, а потом передумал и перенес свою ставку в другое место – туда, где сейчас Екатеринбург.

- Меня озимая рожь и даже герб города волнуют мало. Мне не дает покоя пещера.- вздохнула Ариадна.
- Пещерой вы будете довольны. Это одна из красивейших в нашей стране.
Электричка благополучно довезла нас до Кунгура

Совсем рядом с пещерой находится гостиница «Сталагмит». Когда мы сунулись туда, нам вежливо объяснили, что «местов нет», потому как желающих много. Сейчас лето, самый разгар пещерного сезона. Много иностранцев.
Выяснили, что в городе есть еще гостиница «Ирень». Нам дали номер телефона. И мы узнали, что места есть. Правда «Ирень» находится в городе, в самом центре. Но что делать? Где-то надо было обосноваться, переодеться и просто отдохнуть.
«Ирень» представляла собой обычную общагу. Удобства оказались на этаже.
-У нас дорогие коммунальные услуги, объяснила нам коридорная, открывая номер. В номере стоял черно-белый телевизор, который показывал, как выяснилось, всего один канал, да и то плохо. Хотя в счет за номер за пользование телевизором была указана плата 10 рублей в день. Впрочем, телевизор нас мало интересовал.

Нужно было где-то перекусить. В кафе при гостинице есть оказалось нечего. Более приличное заведение обнаружилось совсем рядом с гостиницей и называлось оно «Ермак». Впрочем, и там еда нас особенно не порадовала, хотя цены нс, прямо скажем, разочаровали.
Время уже близилось к трем часам. Поэтому мы, облачившись в соответствующую одежду, поехали к пещере.

Эта жемчужина Урала находится на правом берегу реки Сылва. Река очень красивая.
У входа в пещеру местные жители торговали сувенирами. Открытками с видами подземных сводов. Предлагали напрокат телогрейки, которые здесь называются фуфайками.
Войти в пещеру можно только с организованной экскурсией. Обычно эти экскурсии начинаются с утра, а сейчас желающих набралось человек 10. А для полной экскурсии надо 20. Немного поторговавшись с кассиршей, мы договорились, что заплатим еще за 5 человек, и тогда экскурсия состоится.

Экскурсоводом оказалась довольно симпатичная девушка, окающая и говорящая на сибирский лад. Еще не войдя в пещеру, она слегка охрипшим голосом сообщила нам, что общая длина изученной части составляет 6 километров, но полагают, что неисследованные ходы как минимум в два раза длиннее. Узнали мы, что первый план пещеры был составлен еще посланцем Петра Первого – картографом Семеном Ремизовым, и что еще раньше в этой пещере останавливался Ермак со своим отрядом по пути в Сибирь.

В пещере 58 гротов и около 60 озер, сообщила нам наша руководительница. Я поинтересовался, как ее зовут. «Лена», -призналась она.
Лена проинструктировала нас, как вести себя там под землей. Мы не должны были отставать, кричать, трогать руками что-либо, не пытаться отколоть кусок породы на сувенир.
-Кунгурская пещера, - сообщила нам Лена, - образовалась не в известняках, как большинство пещер, а в мягком гипсе. И поэтому многие наклонные ходы, отполированные тысячами ног, стали скользкими. Поэтому в некоторых местах пришлось вырубить ступени и сделать поручни.
- Что-то я сомневаюсь, что в этом цивилизованном подземелье, где проходят тысячи, мы что-нибудь сумеем найти, - сказал я Ариадне.
- Все равно, это шанс.
- Ну, да. Остап сколько стульев перепортил, но так и не нашел драгоценности. А пещер гораздо больше, чем стульев.

С поверхности, с воли, с дневного света по тоннелю, длиной около 40 метров мы двинулись в недра Ледяной горы.
- Это первый грот. Называется Бриллиантовый, - сообщила Лена. Зрелище было великолепным. Каменные своды грота сверху донизу были украшены какими-то занавесями из снежных кристаллов. Чуть дальше гирляндами свисали сосульки-сталактиты, а навстречу им снизу торчали белыми свечками ледяные сталагмиты. Невидимые прожекторы подсвечивали все это великолепие оранжевыми, желтыми, зелеными лучами.
Я буквально остолбенел. Только что мы стояли на прогретом солнцем склоне зеленой долины, и вдруг через две минуты очутились в царстве Снежной Королевы. Дохнуло настоящим холодом.
- Ой, как красиво! – Ариадна с восторгом прижалась ко мне.
- Вам не холодно, ваше величество?
- Пока нет.

Но самым холодным оказался грот под названием Полярный. В него мы попали, пройдя метров 20. Нас встретили огромные ледяные глыбы причудливой формы. За огромным ледяным столбом со скалистого уступа сползал вниз ледяной водопад.
Наша проводница явно спешила. То ли маленькая группа и меньше денег, то ли устала, провела уже с утра 3 группы. Поэтому мы почти бегом проследовали гроты Данте, Склеп, крестовый.
- Я пока не вижу грота, из которого 7 ходов.
-Да, я тоже. Правда некоторые ходы заделаны решетками от несанкционированного доступа любопытных. Но с 7 ходами нет.

Далее мы прошли грот Руины Помпеи, Скульптурный и Метеорный. В центре его находилась большая осыпь из опавших камней.
- Смотри, действительно как будто падающий метеорит!
- Этот эффект достигается особой подсветкой, - пояснила Лена. – Пожалуйста, я вас просила, не пытайтесь ничего отковыривать, снова сделала замечание, заметив, как один из туристов все-таки, несмотря на полученную инструкцию, пытается отколупнуть от скалы сувенир.
- Впереди нас ждет главная достопримечательность Кунгурской пещеры – Титанический грот!
Когда мы, пройдя еще два грота, попали в него, нас поразило огромное подземное озеро. Словно заколдованное в своей неподвижности оно тускло поблескивало.
-Глубина этого озера достигает 3 метров, а его площадь 1100 квадратных метров, температура воды 5 градусов, - сообщила Лена.
Казалось, что лестница просто висит в воздухе, а под ней пустое пространство. Не сразу стало ясно, что это отражение сводов в гладкой поверхности озера.
- Все это интересно, но где же 7 ходов, 7 шагов, ваше величество?
- Я в недоумении.

Наша экскурсия завершалась. По искусственному, как нам сообщили, 18 метровому тоннелю мы попали в грот Хлебниковых, оттуда, минуя еще два, я уже не стал запоминать их названия, мы вышли снова в грот Данте, расположенный недалеко от выхода из пещеры .Все наше путешествие заняло час с небольшим. Туристы продрогли и уже сами стремились поскорее выйти на солнечный свет.
- А нет ли здесь грота, у которого в разные стороны, как лучи расходятся 7 ходов? – решил попытать я проводницу. – Мне говорили, прикинулся я шлангом, что самое фантастическое зрелище именно там.
- Я здесь работаю недавно, - простуженным голосом ответила Лена. – Возможно, я не все знаю. Вы видели, кое где некоторые походы заделаны решетками. Может быть, где-то и есть. Но в эти ходы проникать категорически запрещено. Тот путь, по которому мы прошли, совершенно безопасен, расчищен, укреплен и освещен. А те ходы, доступ в которые затруднен из-за обвалов и осыпей, в них нельзя. Чтобы попасть туда требуется специальное разрешение и соответствующая квалификация.


Рецензии