Как вырваться из замкнутого круга?
Как вырваться из замкнутого круга?
Отголоски чеченской кампании продолжают звучать в северокавказских республиках
Вот уже несколько лет подряд федеральная власть пытается найти «лекарство» от терроризма, пустившего свои корни на Северном Кавказе. Однако, как показало время, одного силового решения проблемы недостаточно. Выдавленные из Чечни, боевики никак не могут успокоиться, постоянно меняют тактику ведения боя. В 90-х годах, когда война была ими проиграна, они применили партизанские методы, застигая врасплох силовые органы. Под прицел чеченских банд-формирований и их пособников попали соседние северокавказские регионы, ставших благодатной почвой для распространения экстремизма. Причин много и все они тесно переплетены между собой.
Однако, если начинаешь распутывать клубок, понимаешь, что основная из них — допущение федеральным центром консолидации всех богатств и рычагов управления в северокавказских республиках в руках узкой прослойки граждан на фоне обнищания всех остальных жителей. И если бы ни терракты, взявшие в плотное кольцо Северный Кавказ, вряд ли бы взор из Кремля был устремлен на юг России. Вплоть до прихода к власти Владимира Путина, никто из высокопоставленных чиновников не пытался выяснить, что же происходит в южном регионе, как живут там простые люди. Вся информация о социально-экономическом положении тамошних субъектов Федерации либо оседала в республиканских кабинетах, либо нехотя просачивалась через сито российского Госкомстата и где-то терялась в кремлевских кабинетах. Это гарантировало спокойную жизнь местной элиты, нередко злоупотребляющей служебным положением. В конечном итоге из рук вон плохое управление регионами: длительный застой в экономике, повальная безработица, коррупция, расслоение населения, беспредел силовых органов — стали хорошим прибежищем для чеченских сепаратистов-изгнанников. Все эти процессы происходят на фоне возвращения населения к религии, что приводит к радикализации беднейшей части молодежи и облегчает ее вербовку в отряды боевиков.
Немецкая газета «Die Zeit» пишет: «Москва не один год не обращала никакого внимания на Северный Кавказ, а когда стало поздно, пытается умиротворять его лишь с помощью оружия. Статистические данные дают приблизительную картину бедственного положения: средние доходы на Северном Кавказе составляют лишь половину от такого же показателя в целом по России, уровень безработицы — около 60 процентов. Социальная несправедливость вместе с радикальным исламизмом дает гремучую смесь. Козак предсказывал «драматический рост экстремизма».
Отпустив в свободное плавание российские регионы, первый Президент России Борис Ельцин и не подозревал к чему приведет их закрытость на юге нашей стране. Пытаясь свалить проблемы, одолевшие его в процессе реформирования российской экономики, на плечи субъектов Федерации, он тем самым создал стимулы для развития коррумпированной бюрократии в северокавказских республиках. Чего не произошло в Башкортостане и Татарстане, благодаря разумной политике региональных властей, то всколыхнуло юг России.
По словам председателя Исламского комитета России Гейдара Джемаля, российские власти никак не могут понять, что молодежь в северокавказских республиках борется не против России и не за сепаратизм. «Она борется, –—отмечает Гейдар Джемаль, — против коррумпированных бюрократий в своих республиках, против всем осточертевших кланов, которые поддерживают архаический формат существования в этих республиках, и требуют реформ».
Реформы просто необходимы. Федеральная помощь не стабилизирует ситуацию в регионе. В Дагестане, дотируемом на 82 процента из центра, выделение денег совпадает с убийствами министров, представляющих влиятельные кланы, и является ничем иным, как кровавым распилом бюджетных денег. В Кабардино-Балкарии бюджет республики на 90 процентов формируется за счет денег федерального бюджета, но от этого простым гражданам лучше жить не становится, потому что основная часть «бюджетного пирога» делится между особами приближенными к губернатору. Об этом свидетельствует и тот факт, что увеличение федеральной помощи в «горячем» регионе в 3,4 раза не привело к росту валового регионального продукта, а безработица за этот период увеличилась в 1,6 раза.
Постепенно такое положение дел приводит к расширению теневой сферы, снижению налоговых поступлений в бюджет и появлению новых просьб об увеличении дотаций. Государственный суверенитет, по мнению газеты «Die Zeit», с учетом зловещего чеченского примера не привлекает ни большую часть населения, ни республиканскую власть. Правителям лучше пользоваться субсидиями, поступающими от Москвы. Но как раз экстремисткая идеология, отчаявшиеся и ищущие мести люди являются для различных кланов Кавказа удобным инструментом в борьбе за власть и личные интересы.
А с дестабилизацией ситуации в регионе и того проще добиться милости федеральных властей, ведь нужно все больше и больше выделять денег на безопасность граждан. А задумывался ли кто о социальной и экономической безопасности граждан в этих республиках? Только после трагических событий вновь назначенный Президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков признался, что одной из причин печальных событий является высокий уровень безработицы, который заставляет жителей республики идти на крайности. Есть, конечно же, и определенные силы, которые пытаются помешать навести порядок в экономике (сложившаяся местная элита при бывшем главе региона Валерии Кокове). Назначение Президентом республики Арсена Канокова как раз и было дистанцированием российской власти от прогнившего насквозь режима Кокова.
На этом фоне нужно как можно быстрее сделать все возможное для прозрачности власти в дотационных регионах Северного Кавказа, поставить на контроль финансовые потоки. Когда будет сведено к минимуму управление так называемыми регионами-банкротами со стороны местных властей, тогда можно будет нормализовать социально-экономическую ситуацию и ограничить влияние религиозных веяний экстремисткого толка на жителей южного региона. Все самое трудное впереди. Хорошо, что, выделенным посланцем российского Президента на Северном Кавказе Дмитрием Козаком, огромным участкам работы (социальная сфера, экономика, аппарат управления), остававшимся до этого в тени, будет наконец-то уделено повышенное внимание.
Свидетельство о публикации №206040400090