Новогодняя сказка или Триумф Монреальского балета

Голубой занавес со снежинками и персонажами, прозрачный и легкий, свисал в концертном зале. Публика заполонила все пространство и все места, включая балконы и ложи до отказа. Девочки разных возрастов в кружевных платьях и нарядных туфельках, некоторые с коронами на голове, прохаживались со своими мамами и папами перед представлением в фойе Национального Центра Искусств в Оттаве. Глаза их сияли счастьем. Всеми любимый и признанный в мире балет Петра Ильича Чайковского "Щелкунчик", в постановке хореографа Фернандо Наулт из Монреаля, открывал двери в новогоднюю сказку. Свет огромных люстр неспеша начал меркнуть, в оркестровой яме появился дирижер Аллан Левис и рождественское шоу Les Grand Ballets Сanadiens de Montreal (http://www.grandsballets.qc.ca/fr/index.cfm) началось.


Первое действие увело все внимание непосредственно на другую эпоху. Восхитительные костюмы и абсолютно точное содержание сказки Гофмана, без прикрас и искажения постановщиков, оставило в стороне все заботы сегодняшних дней. Настоящий бал, устроенный для детей! На сцене среди кардебалета танцуют так же мальчики и девочки, учащиеся балетных школ. Чародей и волшебник доктор Дроссельмейер творит настоящие чудеса, извлекая из совершенно пустых на вид огромных коробок заводных солдатиков и китайских фарфоровых кукол, которые, вдруг, оживают на глазах у изумленных детей и публики в зале.

Клара получает в подарок Щелкунчика и пару волшебных туфель, одну из которых пришлось швырнуть в мышиного короля во время схватки солдадиков и мышей к концу первого действия. Персонаж Клары с начала и до конца исполнила будущая юная балерина, вероятно десятилетнего возраста.


Костюмы мышей: серые и с розовыми, завивающимися хвостами, дополнили полупрозрачные дымчатого цвета маски с искрящимися глазами, сделанными из огромных стразов. Неожиданные эффекты, или просто фокусы, внесли большое разнообразие в этой постановке. Действие не останавливалось ни на секунду. После победы Щелкунчика над Мышиным королем его убитое тело пришлось уволакивать со сцены на карете скорой помощи комичной мышью-санитаркой. И вот кончился бой и Доктор Дроссельмейер превращает Щелкунчика в принца и они вместе с Кларой отправляются в царство сластей через страну снегов.


Вальс снежинок, предшествующий второму действию и заканчивающий первое действие, показал высокий профессионализм Монреальского кардебалета. Балерины - снежинки исполняли этот вальс, как одно целое, совершенно, точно и одновременно совпадая с музыкой и танцевальными движениями. В атмосфере присутствовала легкость, создаваемая кружением воздушных юбок и, то тут то там, сверканием блесток и "бликов" в оркестровой партитуре, а так же зависающих полетов газовых шарфов. Настоящая волшебная и неповторимая метель!


Второе действие начинается в теплых аранжево-- персиково - золотых тонах. Клара и принц приглашены Сахарной фейей на праздник. Из разных сторон сцены выплывают ангелочки и среди них новый комичный персонаж - заводила и организатор всего праздника - клоун - церемонимейстер. Костюмы всех без исключения исполнителей в этом действии - само совершенство! Фантазии художников-дизайнеров по костюмам можно было только поражаться. Это было что-то экзотическое, но в то же время выдержанное в классическом стиле. Все танцы были исполнены в новой хореографии Фернандо Наулта (http://www.bell.ca/en/about/ggaward/2000/nault.htm). Индийский танец - само чудо новшевства. Огромное полупрозрачное полотно, покрывая почти всю сцену и удерживаемое шестью мальчиками- послушниками, легко взлетало почти под самый свод, мягко и замедленно опускалось вниз, создавая образ скользящей вечности. Все остальные танцы дополняли друг друга.Внимание не останавливалось только на исполнении профессиональных фуете, поддержек и гранд-батманов. Замысел сказочного представления удался.


Большой праздник подошел к концу. После многочисленных сладостей и восхитительных танцев, исполненных сказочными персонажами: Русский, Испанский, Китайский и танец пастушков, второе действие закончилось превосходным pas de deux. Кларе нужно возвращаться. Появляется золотой крылатый лебедь и увозит Клару домой.


Балет заканчивается под неутихающие аплодисменты восторженной публики. Я же, находясь под впечатлением, еще долго и загадочно улыбалась после, прокручивая в сознании увиденное и в глубине души ликовала: "Давно не видела ничего подобного! Просто восхитительно! Браво! Браво! Бис!"


Рецензии