Игра воображения. Музыкальный экспромт. глава романа
Игра воображения. Музыкальный экспромт. 1966 год.
Счастлив он, чей путь недолог, пальцы злы, смычек остер,
Музыкант, соорудивший из души моей костер.
(Булат Окуджава)
После цыганской знойности и пряности Крыма (желтое, синее, лило-вое: степь, камень, полынный запах сливается с запахом морской соли и глици-ний) августовское предосеннее спокойствие Прибалтики, как камертон, на-строило душу на покой. Так я и жила на побережье под Таллинном. Бродила по лесным улочкам поселка, заросшим начавшей золотиться лиственницей, прыга-ла по камням у воды. На всю жизнь серое, нежное золото, цвет мха и розовость астр сохранили то мистическое ощущение предыстории, ожидания начала : вот сейчас душа отдохнет и... Наезды в Таллинн не нарушали покоя. В этом городе можно бродить часами, как в сюрреалистическом городе слепых, где никто те-бя не видит и не обращает внимания. Крохотные магазинчики художественных безделушек, галерея современного искусства, выставка цветов, чашка кофе в маленьком кафе у остановки автобуса - и опять тишина взморья.
Моя бабушка была занята рукоделием и бесконечными разговорами с хозяйкой дома. Ужасно переживая эстонскую надменную отстраненность, я не искала знакомств.
Когда в магазине я говорила одну и ту же фразу из пяти выученных мной по-эстонски слов: дайте, пожалуйста, бутылку молока - я получала ее со снисходительной улыбкой продавщицы. Услышав однажды позади слова, явно сказанные мне, я машинально ответила по-эстонски: «Извините, не понимаю.» И прибавила по-русски: сожалею, но я не говорю по-эстонски! «Я тоже!» - за-ставило меня изумленно остановиться и взглянуть на это приятное исключение из правил. Его вид меня еще больше озадачил, передо мной стоял типичный прибалт: высокий, спортивный, светлый, вот только карие глаза придавали чу-жеродную образу пикантность в соединении со светлыми волнистыми волоса-ми, которых была на голове - целая грива! Я сразу вспомнила, как юная Цветае-ва при первой встрече с Волошиным попросила погладить его волосы. Защипа-ло кончики пальцев, я засмеялась. Он смутился. Я помогла ему выбрать сливки и кефир и мы вместе вышли на маленькую площадь - два магазина, аптека, ка-фе. «Кофе?» Я только киваю. Я стараюсь не смотреть на него, ибо уже начинаю понимать: вот моя погибель. Откуда в шестнадцать лет такое четкое ощущение надвигающейся опасности? Мы сидим за столиком. Сливки? Сахар? Печенье?
- Вы прекрасно говорите по-русски! Но ведь сначала...
- Я учусь в Москве, отсюда язык, но с вами я машинально заговорил по-польски.
- ? !
- Да, простите. Я знаю вас по Москве, поэтому как к знакомой - на род-ном...
Мое изумление и любопытство отодвинули застенчивость и инстинк-тивную осторожность. Выпив по две чашки кофе, он - со сливками, я - черного, мы довольно непринужденно выяснили, что у нас есть общие знакомые в Моск-ве. Вернее он рассказывал все это, а я улыбалась и кивала. Он учился в консер-ватории и прекрасно знал моих друзей детства, скрипача Сему и Володю, бу-дущего фортепьянного гения, «Француза», как мы его дразнили за сногсшиба-тельно знаменитую французскую фамилию. А видел он меня на конкурсе имени Чайковского: когда в зал уже было не пробиться, и я стояла с Семой за кулиса-ми. В те дни, когда было его дежурство (он подрабатывал в зале им. Чайковско-го, чтобы содержать свою больную мать), Сема тихонько проводил меня за два часа до начала, позже уже не пробраться сквозь толпу, и оставлял в уголке за сценой с кипой бумаг и нот. Работал он через два дня на третий, поэтому я то целый день слушала вокалистов, то в полуобморочном от восторга состоянии - третий тур пианистов, то второй тур виолончели, вытягивая шею в зал на жюри, где сидел Ростропович, и наконец целый день - обязательную «Чакону» Баха у скрипачей. Бах вводил меня в состояние транса, и я не слышала даже востор-женное повизгивание Семки рядом. Вот тут он меня и увидел. В любом другом времени и месте я бы вошла в транс от него самого и уж тем более не забыла бы этого.
Позже Сема после моей деликатной встряски припомнил, что тогда в Москве к нему «подкатился какой-то выпускник (а это было - как святой архан-гел с небес) и небрежно и настойчиво интересовался, кого это он, Семка, так проникновенно тискал под «Чакону» Баха». Но это было потом…
Оказалось, что мы живем соседями, но его дом выходит на море. Его друг и хозяин большую часть отпуска болтался на яхте по Балтике, а его жена-переводчица отбыла с делегацией в Швецию. Позже я узнала, что поляк он на-половину, а отец его - швед, там-то, в Стокгольме, навещая родственников от-ца, он и познакомился с милой русской переводчицей и стал навещать ее с му-жем в так понравившемся ему Таллинне. (Я много чего узнала о нем, когда мне осталось только узнавать о нем все, о чем я не успела его расспросить.)
Тогда же я ничего о нем не знала и не хотела знать, я только увидела вдруг его руку с чашкой кофе и уже не отрывала от нее глаз, пока он не заметил это, смешался, поставил чашку на стол и внимательно посмотрел на меня. Кля-нусь, я эти мраморные руки видела на выставке Родена, они не давали мне по-коя, я во сне видела: вот сидит за роялем Шопен (всегда спиной ко мне) и под-нимает эти руки над клавишами. Я тогда сильно увлекалась Шопеном и была влюблена в его первый концерт.
- Вы пианист? - выдохнула я.
- Я скрипач, - почти извиняясь сказал он, заметив, видимо, ошеломлен-ный восторг моего вопроса.
Далее в моей памяти какой-то блаженный провал, вероятно, я долго си-дела, уставившись на его руки, пока не подняла голову, посмотрев ему в глаза, из чувства самосохранения вскочила и, громыхнув молочными бутылками в плетеной сумке, понеслась к двери. Он бросился открыть мне дверь и мы столкнулись. Тут я закрыла глаза и замерла, не в силах отодвинуться, а он, ви-димо испугавшись, что я потеряю сознание, придержал меня за плечи и вывел на солнце. И я пошла домой, как сомнамбула, чувствуя только руку – эту руку – на моей.
Дома я попыталась читать, но, закутавшись в плед, покачивалась в кресле-качалке, бездумно уставившись в книгу. Я была не в состоянии думать, я просто замерла в ожидании. Чего? Кто-то из соседей - любитель музыки - опять поставил скрипичный концерт Мендельсона, и музыка, завибрировав в теле, за-пела во мне, сливаясь с моей душой... Господи, как же я сразу не поняла, сего-дня партию скрипки не сопровождал оркестр. Это играть мог только он. Вот тут я разрыдалась, осознав, что моему покою пришел конец. Всхлипывая и шмыгая носом, поддергивая на плечи сползающий плед, я мерным шагом, стараясь не подчиняться ритму музыки, зашагала по дорожке, по траве и кажется по грядке, дошагала до калитки и по привычному маршруту свернула к морю. Шагать по мокрым валунам было неудобно, я села на большой камень и погрузилась в со-зерцание вечного бледно-серого неба над серо-стальным морем. Но музыка и здесь нашла меня и я поняла, что лучше не сопротивляться. Я вся как-то сразу успокоилась, расслабилась, мысленно запела вслед улетающей мелодии. Я си-дела у воды, легкая рябь которой у камней никак мне не напоминала то живое, вечно стремящееся выплеснуться к моим ногам существо, зовущееся - море. Поэтому и не могло оно своим мерным ритмом отрешить от настоящего, захва-тить полностью. Шаги по камням я услышала, но не шевельнулась - пусть себе идут, куда шли, и видеть никого не хочу: слишком много я сегодня смотрела. Я не обернулась, когда шаги затихли у моего камня. Мы молчали и больше все-го я боялась, что он уйдет – и что он догадается, как я этого не хочу. Поэтому я упрямо попробовала доказать (и себе тоже), что цель моего пребывания здесь, на берегу, другая и чисто утилитарная.
- Я пришла искупаться.
- Ты купаешься в такой холодной воде?!
- Конечно, ведь я северянка!
И я лихо скинула плед и сарафан и побежала в воду - от него! Ноги мгновенно заныли от холода. Идти по мелководью было далеко и, чуть закрыв колени водой, я шлепнулась в этот ледяной ужас и попыталась плыть. Остатки гордости вместе с разумом превратились в ледышку, я вскочила и с приличной скоростью зашлепала к берегу.
- Довольно холодно! - попыталась я сказать как можно веселей, но ви-димо мой вид красноречиво говорил об обратном, так как он бросился ко мне с пледом, обхватил, прижимая к себе, поставил на камень и начал энергично рас-тирать. Тут у меня поплыло перед глазами, и не только от холода, поэтому я слабо попыталась отстраниться.
- Сними немедленно купальник!
Я закоченелыми руками начала придерживать у горла плед, пытаясь движением тела сбросить холодную мокрую тряпку, но не справилась. И тогда он спокойно просунул руки под плед и стянул с меня этот чертов купальник. И какое счастье, что даже стоя на камне, я была ниже его и не видела его лица, вернее, он - моего, потому что глаза мои округлились от изумления и запозда-лого ужаса. Меня сотрясала дрожь, но я не знала уже, чем она вызвана. Он под-хватил меня на руки и почти бегом понес в дом, что выходил на побережье. Я так замерзла, что плохо соображала и не сопротивлялась. В доме я была уложе-на на маленьком диванчике у камина, укутана еще двумя пледами, скоро запы-лали поленья в камине, а передо мной стояла чашка горячего чая с медом и ли-кером. Держа чашку двумя руками, я следила за его быстрыми, точными и нервными передвижениями по комнате. Горячий чай, мед, его присутствие со-грели меня мгновенно и уже жар прилил к коже. А он как раз стал на колени перед диваном, закутывая меня поплотней в плед. Его рука оказалась у моего лица и, теряя остатки разума, я сделала то, о чем мечтала весь день: прикосну-лась к чудным, трепетным пальцам губами. Он вздрогнул и отшатнулся, как от удара током. - «Еще чаю?» - Не глядя на меня вскочил, принес еще чашку, по-ставил на столик и отошел в глубь комнаты к роялю. Взял скрипку и певучий низкий звук ударил по моим нервам с гипнотической силой. Сверкающие звуки взвились в мелодическом созвучии и резко оборвались. Я увидела, как его рука, подрагивая, держит скрипку, как бережно кладет ее на рояль. Меня обдавал та-кой внутренний жар, что я рванула плед от горла - вниз и мы не спускали уже глаз друг с друга. Он оказался возле меня, глаза мне застилали слезы - так вдруг я захотела остаться в этом мгновении и не выходить в реальность.
- Ну что ты, малышка?
Дрожащей рукой он погладил по щеке и потянулся поправить плед. Тут я, мгновенно оценив разницу в возрасте и мое тщетное желание задержать этот миг без времени, возраста и обстоятельств, застонала и, смигнув слезы, посмот-рела на него - близко, увидела подрагивающие губы и испуганные глаза, в ко-торых такая любовь засветилась мне навстречу, что я зажмурилась и уткнулась ему в грудь, судорожно вздыхая, прячась от потрясшего меня чувственного ог-ня. Он нежно гладил меня по щеке, шее, плечам, успокаивая, но сам понимал, что это дает взаимный обратный эффект, так это напоминало любовные ласки. Мои губы почувствовали бешеное биение пульса в ложбинке у основания его шеи. Он отстранил меня рывком и бросил – как мне показалось - холодно: оде-вайся! Ошеломленная непонятной мне переменой настроения, я резко вскочила, забыв про плед, вскрикнула, осознав, что обнажена, но в эту секунду была за-ключена в объятия, из которых уже не захотела выйти. Мой первый в жизни поцелуй был нежен и страстен. Его губы мягко раскрылись и язык скользнул навстречу моему, доставив новое блаженство. Быстрыми поцелуями он покры-вал мое тело, легко касаясь шеи, плеч, груди, а я, погрузив пальцы в его волосы, только порывисто вздыхала от удовольствия.
- Тебе надо уйти, ты такая малышка, - убеждал он между поцелуями, не выпуская из рук.
- Хорошо, я уйду, - шептала я, полностью потеряв способность думать о чем-то, кроме его рук и губ на моем теле. Он касался меня осторожно и нежно, словно я - хрупкая фарфоровая ваза, или нет, гора взбитых сливок, тронь и все осядет в лужицу молока. Я подумала об этом и засмеялась, он вопросительно посмотрел на меня. Пришлось объяснить, и мы засмеялись вместе.
- А теперь возьми меня, как ты берешь свою скрипку, - шепнула я, не думая о двойном смысле своих слов, в ту минуту я хотела оказаться у него в ру-ках, чтобы он владел мной, как своей скрипкой. Он странно на меня посмотрел и, теряя остатки самообладания, подхватил и понес в свою комнату.
Мой первый любовный опыт оказался восхитительным. Все было - для меня. Глаза мои закрывались под его поцелуями, но желание видеть затуманен-ный любовью взгляд притягивало к лицу, которое утром еще было незнакомым. Ладони его скользили по коже, отзываясь трепетом, губы касались тех таинст-венных мест, где ласка ощущается как удар током. Мое тело пылало и тянулось навстречу ему. Очарованная сладкой новизной, я не стыдилась всю себя отда-вать его нежным пальцам и жадному рту, всхлипывая от переполнявшего вос-торга. Нетерпение учащало наше дыхание и мне нравилось чувствовать, как го-рячие волны ветерком пробегают по моей коже. Мои руки так же скользили по его телу и я не испытывала ни тени смущения, откровенно любуясь мужчиной, распаленным страстью. Впервые увидев рядом обнаженное тело, я не чувство-вала страха или любопытства. Я читала о боли и слезах, с которых начинается настоящая жизнь женщины, но сейчас не думала об этом, поглощенная новыми ощущениями. Наши ласки становились все более страстными и я уже ничего не соображала, захваченная ритмом бешено стучавшей в висках крови. Все чувст-ва слились в огненный вихрь, наполнивший тело горячим блаженством. С вос-торженным стоном мы одновременно выдохнули переполнявшее нас счастье. Он долго еще ласкал и целовал меня, когда я затихла в изнеможении.
- Ты - чудо! - сказал он, когда я поцеловала сводившую меня с ума ру-ку, - моя скрипка может волшебно играть, - мы посмотрели друг на друга боль-шими глазами и я покраснела, а он счастливо засмеялся.
- Без чашки кофе я умру и ты не сможешь больше играть! – постаралась я скрыть охватившее вдруг смущение
Он достал мне чудный шелковый халат-кимоно хозяйки дома и, пока-зав на ванную, пошел варить кофе. Я быстро заглянула в смятые простыни и за-лилась румянцем. Ах, вечно у меня все так глупо и по-детски! Я скомкала про-стыню, чтобы прихватить потихоньку с собой. Когда я вошла, поднос с кофе стоял на столике, он сидел перед камином на полу, подбрасывая поленья. Я села рядом и уставилась в огонь.
- Ты в этом кимоно похожа на японку, особенно когда вот так сидишь с руками на коленях, как примерная девочка!
- Любая японка выглядит как девочка, даже если ей сто лет.
- Сто? Тогда меня не так мучает совесть, что я воспользовался неопыт-ностью ребенка.
- Я не ребенок. Мне скоро шестнадцать лет!
- Да, ты уже не ребенок, - задумчиво посмотрел он на меня, - Почему? Ты ведь первый раз видела меня сегодня?
- Я знаю тебя сто лет! - и я рассказываю ему про Родена, про сны и Шопена и даже про Цветаеву и Волошина.
Он расхохотался и сказал:
- Я счастлив! Я счастлив, что год назад увидел девочку с таким лицом, что по нему можно было слушать Баха, даже если бы выключили звук! Я счаст-лив, что ты так любишь купаться в холодной воде!
Тут я начала кататься по полу от хохота, пока он не подхватил меня и не усадил на колени, как примерную девочку. Мы пили кофе из одной чашки и целовались, потом в том же порядке покончили с другой и съели бутерброд, ку-сая с двух концов.
- С тобой я веду себя, как шестнадцатилетний мальчишка.
- Это легко исправить. Сыграй мне.
Я села в привычную «позу лотоса», в которой могу сидеть часами, и замерла. Первые такты Паганини обрушились на меня, и забылось все, что про-изошло со мной с утра, все ушло как в песок, осталось только чистое наслажде-ние звуком. Голова запрокинулась и на последней нежной ноте адажио я опять беззвучно запела в унисон. Я не сразу поняла, кто подошел ко мне, потом взяла его руки и стала целовать их - ладони, каждый палец, пока он не отдернул их и не встряхнул меня за плечи.
- Не делай этого, я ревную.
- Вас двое - музыка и ты, но музыка - это ты! Это я должна ревновать к ней! - я кивнула в угол.
- Не бойся, девочка! Ты дала мне все, что может скрипка, плюс все, что можешь только ты!
- А что я могу?
- Отдать себя!
- Но я же не умею, любил меня ты, - сказала я растерянно.
- Ты научишься, но этого дня уже не будет у тебя: он мой! - и он опять поцеловал меня, но уже уверенно и крепко, - И все равно я виноват, что совра-тил тебя, такую малышку.
- Но ведь это я совратила тебя! Сейчас я не пошла бы в эту воду даже за вечное спасение души. Даже за билеты на Рихтера!
Тут мы опять засмеялись и пошли к морю искать мои сарафан и ку-пальник. Вечерний туман размыл очертания сосен на берегу, соединил воедино жемчужно-серое небо и серо-стальное море нежной перламутровой дымкой, и только там, где за туманом садилось солнце, серый перламутр окрашивался нежно-розовым, как в сердцевине раковины. Две чайки резко кричали в тишине, потом смолкли, а мы стояли, замерев и держась за руки, не в силах оторвать глаз от этого волшебства. Потом я увидела свой сарафан и побежала, а он стоял и смотрел, как я иду к нему в лиловом кимоно, расписанном розовыми пионами и серыми аистами. Мокрые волосы сзади высохли и распушились, нарушая чет-кую линию карэ, за которой я всегда так следила, босые ноги осторожно пере-ступали по камням. Я подошла вплотную к нему, я была ему по плечо. Он под-нял в ладонях мое лицо и поцеловал в глаза.
Последовавшая неделя была прекрасна, как сон. Мы бродили но улоч-кам старого города, забредая в невероятные тупички, нависающие над городом, крохотные садики, бархатные от плюща, тайком целовались на истертых скамь-ях в холодных сумрачных соборах. В каждом кафе он ставил передо мной ва-зочку со сбитыми сливками и мы слизывали воздушное лакомство с ложечки, касаясь друг друга губами. А после нескольких чашечек кофе с ликером «Ста-рый Таллинн» я приходила в лирическое настроение и читала ему все стихи, что помнила наизусть - а увлекалась я тогда «серебряным веком», что ходил по рукам в списках: Гумилев, Мандельштам, Цветаева... Цветаеву я любила до са-мозабвения. Пританцовывая на брусчатке мостовой и размахивая в такт руками, я почти пела:
Никто ничего не отнял -
Мне сладостно, что мы врозь!..
или:
Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!..
или любимую «Психею». «Комедьянт» никогда не читался до конца.
Вы столь забывчивы, сколь незабвенны.
Ах, вы похожи на улыбку вашу! -
я произносила уже в тесном кольце его рук, а следующее:
Ваш нежный рот - сплошное целованье... -
захлебывалось в бурном поцелуе. Мне это ужасно нравилось, и с каждым днем я старалась выпалить как можно больше строчек до того, как его губы накрыва-ли мои. Таллинн - рай для влюбленных. Никто не обращал на нас внимания. Я вела себя с ним, как юная девочка, окруженная его любовью и нежностью. Да я ведь такая еще и была.
Но по утрам, в обязательные и священные четыре часа занятий музы-кой, мы были равны. Играл он божественно и каждый звук отдавался во мне та-ким всплеском восторга, что я готова была умереть каждую минуту. Та осень была вся соткана из пассажей Паганини и Сибелиуса. Когда я первый раз ус-лышала концерт Сибелиуса, я оцепенела под обрушившимся на меня шквалом эмоций. Глубоко вздохнуть я смогла только при первых звуках адажио. Он бро-сил играть, заметив мое состояние.
- Ты никогда это не слышала? Девочка, ты так растрачиваешь себя, - и он снял губами слезинки с моих щек, - Я сыграю еще раз, а ты просто сиди и наслаждайся.
Не знаю, получилось ли у меня. Я всегда растворялась в музыке и не замечала окружающее. Отвлечь меня могли только его руки с летающим у скрипки смычком. С пылающими щеками, с приоткрытым ртом, я пожирала глазами его сильные изящные пальцы, вспоминая их ласку, и он сразу чувство-вал мой взгляд.
- Не смотри так! - бросал он резко, еще не очнувшись от музыки, но пальцы уже начинали дрожать и он откладывал скрипку, - Я не могу играть!
Он становился передо мной на колени и обнимал, прижимаясь лицом и прихватывая губами тело вместе с ситцем сарафана. Ноги мои тут же подгиба-лись и я, трепеща, опускалась на пол, переполненная ликованием, что наконец-то он только мой. Однажды он прочитал мне по-английски несколько строчек и перевел как подстрочник, без рифмы. Это был сонет Шекспира. Потом я нашла перевод Маршака:
Едва лишь ты, о музыка моя,
Займешься музыкой, встревожив строй
Ладов и струн искусною игрой, -
Ревнивой завистью терзаюсь я.
Обидно мне, что ласки нежных рук
Ты отдаешь танцующим ладам,
Срывая краткий, мимолетный звук, -
А не моим томящимся устам...
Но если счастье выпало струне,
Отдай ты руки ей, а губы мне.
- Мне этого мало! Я хочу твои руки, твои губы, твою скрипку, твою му-зыку, тебя!
- У меня создается впечатление, что нас - трое: ты, я и скрипка, - улыб-нулся он.
- У меня создается впечатление, что нас - четверо! - возразила я серьез-но.
- Ты права, - так же серьезно заметил он, - Я бешусь, когда ты полно-стью уходишь в музыку. Я ревную, я теряю тебя в это время.
- Но ведь это твоя музыка! Господи, я запуталась.
- Я тоже, - шепнул он, целуя меня в шею, проводя губами ниже, пока я не задышала учащенно. Он терпеливо и нежно научил меня искусству любви, но я так боготворила его, что сама могла самозабвенно ласкать, гладить, цело-вать бесконечно. Мы любили друг друга на коврике у камина, на столе в кухне, на маленьком диванчике, везде, где заставало нас головокружение желания.
Долго на таком пике это продолжаться не могло, скоро все и закончи-лось. Через две недели я уехала.
Наши короткие встречи в течение почти двух лет были на каникулах, которые я теперь неизменно проводила у тетушек в Москве, вдруг воспылав к ним нежной родственной любовью. Семка, друг детства, которому я почти все рассказала, выручал нас. Он врал напропалую теткам, громко и ненатурально, но проникновенно рассказывая о двух случайно и удачно купленных билетах на концерт, помогал мне натянуть пальто и, вдохновенно импровизируя, глядя в мои круглые глаза и усмехаясь, бросал:
- Если не поймаем машину - останется у нас, мать не выгонит! - и вы-талкивал меня за дверь.
- Сема, мы действительно на концерт? - на всякий случай спрашивала я.
И он, печально глядя и вздыхая, бросал:
- Когда захочешь! И вообще...
Я знала, что он с детства был влюблен в меня, но сама от детской шум-ной непосредственности не смогла перейти к большему.
- Я тебя очень люблю, Семка!
- Я знаю, но жду, когда ты повторишь это без слова «очень».
Вдвоем мы забегали в соседнее кафе, отряхиваясь от снега, Сема разде-вал меня, вел к столику, где в ожидании нас он листал партитуру, рассеянно прихлебывая кофе. Сема, застенчиво отводя глаза от наших лиц, на которых, должно быть, все было написано, говорил:
- Вот, привел! Отпущена до утра. Но ты, подружка, лучше забеги к ма-тери, покажись. Так я пошел? - и оставлял нас.
Мы потягивали сухое белое холодное вино, глядя в глаза, обжигались, спеша, горячим невкусным кофе. Он отбирал у меня чашку и говорил:
- Кофе - дома.
Мы ехали в переулки Арбата, где он снимал крохотную квартирку, и там привычно погружались в музыку и любовь. Комната, в которой помещались только тахта, шкаф и прокатный рояль, была завалена кипами нот и книгами на пяти языках, что вызывало у меня благоговейный восторг и зависть. Со стены на меня смотрели три женщины. Темноглазая, с прелестной улыбкой, вся в оре-оле вьющихся, небрежно собранных волос, польская еврейка - его мать. Свет-ловолосая пожилая дама в темном платье с кружевным воротником, сколотым камеей, - его шведская бабушка, которая так любила своего единственного сы-на, погибшего во время войны при бомбежках Берлина, где он служил в швед-ском посольстве, и зная, что в Варшаве осталась его большая любовь и должен появиться ее внук, - сразу после войны приехала, разыскала, обласкала и по-могла. К ней он и ездил часто в Швецию. Третий портрет был мой. Я сидела на стенке ограды и играла с котенком. Я долго не могла понять, откуда это, но ока-залось, что в Таллинне он заметил, как прохожий сфотографировал меня, побе-жал за ним и уговорил сделать для него снимок. Меня тут, оказывается, видели все наши общие знакомые, вся консерватория! Он варил мне кофе, «крепкий, как любовь», и играл, пока я пила, слушая, созерцая и наслаждаясь. Постепенно я начинала рассеяно теребить пуговицу платья и он со смехом откладывал скрипку. Нас бросало друг к другу и ничто не могло отвлечь от любви, которой мы самозабвенно предавались до утра. Мы строили планы, как я вскоре приеду в Москву учиться и мы будем неразлучны. А он, оказывается, считал месяцы до моего восемнадцатилетия - чтобы официально жениться на мне!
В семнадцатый мой день рождения он приехал к нам, чтобы просить моей руки! Я не упала в обморок только потому, что мои родители уехали в от-пуск неделю назад. День рождения мы провели восхитительно. Подарки и сла-дости были раскиданы по всей квартире. Бутылки шампанского, припасенные отцом для большой компании друзей, и бокалы стояли всюду, звучал только клавесин. Мы изредка, накинув халат, перекусывали на кухне, относя кофе в постель, целовались, ели конфеты, он кормил меня привезенным из Москвы ви-ноградом (в ноябре!) и так любил, что я кричала от восторга и наслаждения. На зимние каникулы я приезжала к нему в Москву и это было так же прекрасно. То была последняя наша встреча.
Весной был выпускной концерт, после которого Ойстрах пригласил его еще на год на стажировку. Он умолял поехать с ним к матери, которой много писал обо мне. Устроил даже визу. Я позвонила ему накануне отъезда и отказа-лась ехать. Я знала, что брак наш невозможен. Через месяц я должна была приехать поступать в институт. Мы попрощались на месяц, а через неделю я получила письмо от Семки, который писал, что, расстроенный моим отказом, он сдал билеты и улетел на следующий же день, чтобы успеть вернуться к мо-ему приезду. Самолет его разбился, едва пересек границу. Его скрипка была с ним. Меня с ним не было.
Как под гипнозом я сдала выпускные экзамены, приехала поступать в институт и сделала все, чтобы провалиться. Семка, Француз и все ребята не от-ходили от меня ни на шаг. Мои маршруты по городу были так тщательно рас-считаны, чтобы я не попала в те места, где мы бывали вместе. Во мне все было мертво. Музыку я слушать не могла. Однажды, увидев Сему со скрипкой в фут-ляре, я зарыдала так, что он, перепугавшись, вызвал скорую.
На следующий год я уехала учиться в Ленинград. Чувство вины за эту смерть не отпустит меня до конца моих дней…
А на самом деле… Жизнь моя была мало похожа на голливудскую сказку. Обычная жизнь, как у всех. Мало кто из друзей знал, что помимо внеш-ней, открытой для всех и ничем не примечательной жизни, у меня была еще другая, тайная, в которой я жила так, как мне позволяла фантазия. Смело я соз-давала мир, в котором меня окружала любовь, красивые и талантливые мужчи-ны, отчаянные приключения не давали мне скучать, я была красива и желанна и жизнь напоминала сказку. Иногда я рассказывала кое-что самым близким под-ругам, выдавая выдумку за истинную жизнь, и они верили мне, и ахали от вос-хищения, и тосковали от жажды испытать такую же фантастическую любовь. Но моя жажда была стократно сильнее, ведь я знала, что в реальности ничего этого не будет никогда…
Свидетельство о публикации №206041000015
Сергей Иларионов 10.04.2006 04:44 Заявить о нарушении
Маслова Марина 10.04.2006 11:02 Заявить о нарушении