Сдаёшься?

 Сдаёшься?


 Рассказ.


Ирэн - моя соседка. Она почти на три года младше меня, поэтому я считаю её малолеткой. С незапамятных времён повелось, что она интересуется всеми моими знакомыми, девушками - в особенности. Делает это очень просто. Выбирает первый подходящий момент и напрямую задаёт вопрос "кто она?"


Вот и сейчас тоже. Проходя мимо автобусной остановки, на секунду задерживаюсь возле стоящей там знакомой, но Ирэн успевает застукать меня.


- С кем это ты любезничал?


Её допрос забавляет меня.


- Да так... там... одна, - говорю неопределенно.
- Кто - одна?
- Она.
- Кто она?


Единым духом выпаливаю:


- Единственная, на любой вопрос которой я, не задумываясь, отвечу "да".


Замкнувшись в себя, Ирэн некоторое время обдумывает мой ответ. На лице её появляется улыбка. Нетрудно догадаться, о чём она думает. Все они одним миром мазаны: девушки, девочки, девчонки.


- Как далеко вы зашли с ней в отношениях?


Сразу мы перешли с ней на «вы»? Не знаю почему, но мне нравится дразнить её. Демонстративно предпочитаю на подобные вопросы не отвечать. Думай, что хочешь. С хитрющей улыбкой она изучает меня. Взглядываю на неё мельком. Расфуфырилась. Чего ради? Праздники вроде все прошли, до новых ещё далеко.


- Вень!
- Что тебе?
- Пойдём в кино?
- С тобой вдвоём?
- Да.
- А если кто увидит?
- Ну и что?
- Могут подумать либо ты моя, либо я твой.
- А как оно на самом деле?
- Где-то среди этой толпы девушка, которая станет моей, там же парень, он - твой.
- Спасибочки!
- Кушай на здоровье.


В глазах у Ирэн бесенята, её бы воля - и она меня растерзала. Ребёнок, даже вскружить собой голову и то не умеет, а данные, надо сознаться, у неё есть. Усиленно природа помогает ей. Ирэн растёт, как в сказке, - не по дням, а по часам. Постепенно обзаводится поклонниками. И какими! Один подобран к одному наподобие отсортированной картошки или грецких орехов. Все одинаковы по росту, цвету волос, лишены каких-либо физических недостатков. Сплошные шварцнегерры. Из одной секции, наверное, культуристов.


Украдкой наблюдаю за ними, Ирэн. По всем статьям она не уступает парням, напротив, пышностью причёски, роскошью одежды, как всякая девушка, превосходит их. Любопытно, начала она сознавать свою силу или нет? И как эта природная, взлелеянная своими стараниями, сила сработает в отношении меня?


Однажды подхожу к ней, как можно равнодушнее говорю: "Ты знаешь, Серёга должен был пойти со мной в кино, но его не отпускают. Не согласишься ли заменить его?..»


Я смотрю на Ирэн. В душе почти не сомневаюсь, каким будет её ответ. Мне интересно знать, достаточно ли жёстким будет её мщение.


От неожиданного для неё предложения щёки у Ирэн слегка розовеют. Она ровно ничем не выдаёт, что подобный разговор был у нас когда-то в прошлом. Неспешно она обдумывает ответ (форму отказа).


- Кино какое?
- "Шанс". Фантастика.
- Когда начинается?
- Сейчас, в шесть часов.
- Мне очень жаль, - произносит она долгожданные слова, но я не могу. Это нарушает мои планы.


Рискую пойти на уточнение.


- А завтра?
- Тоже самое, - без промедления следует ответ.


Итак, я прав. Все прежние отношения прекращаются. Отныне я, ничтожная особа, козявка, должен удостаиваться чести. Как?.. Шептать ей на ушко после тех парней, да ещё, доводись, то же самое? То-то ей будет работа посравнивать да поиздеваться. Нет уж, увольте!


Я достаю из кармана и демонстративно разрываю второй билет. Ирэн красноречиво крутит у виска.


- Не хватает?
- Извини, я не подумал, что без тебя мне будет свободнее, локти свои будет куда девать. Зря тебя побеспокоил.


Независимый и гордый, я ухожу. А спустя примерно час позволяю ей поймать себя в городском парке, месте, довольно отдалённом от кинотеатра. Я показываюсь перед ней в одной из аллей ЦПКиО всего на миг, но и его оказывается достаточным. Ирэн, как вкопанная, останавливается. Спустя время, она, не глядя на часы, с ходу сообразила, где я должен быть в эту минуту? Ну, малолеточка, научилась!..


Забираюсь глубже в зелёные заросли. Дышу свежим воздухом. На свою улицу возвращаюсь уже в потёмках и, - вот он сюрприз, - наскакиваю на Ирэн у своего дома.


- После кино? - любопытствует она.
Смотрю на свой хронометр.
- Н-нет... Оно давно окончилось, - с запинкой отвечаю.
- Да что ты говоришь! – с иронией она восклицает. - Понравилось?
- Очень.
- Интересно, у кого ни спросишь, все его хвалят. Сходить, что ли, самой?
- Сходи, не пожалеешь.
- А о чём оно?


С самым невинным видом Ирэн взирает на меня.


Неохотно и в самых общих чертах разъясняю ей сюжет. Как и следовало ожидать, её это не устраивает. Она хочет знать всё. Говорю ей о полной бессмысленности пересказа произведения искусства, построенного на чувстве. Не помогает.


- Да ну его с фильмом! - восклицаю. - Завтра расскажу. Сейчас я хочу спать.
- Нет, сегодня! - решительно заявляет она.
- Не буду. Я пошёл домой.
- Иди, иди. Только знай, что твоя мать у нас.
- Ну и что из того?
- Приду с ней и не дам тебе спать, пока не расскажешь.


Смотрю на неё, пытаюсь определить, способна ли она на такую проделку.
Глазами она говорит мне "да".


- Ну, ладно,- неохотно соглашаюсь.- Слушай.


Ирэн радуется, и - напрасно. Со всеми мелкими подробностями начинаю пересказывать ей содержание фильма. Тонкими, удивительно подходящими к месту вопросами, Ирэн пытается запутать меня, но - тщетно. Фильм я, естественно, посмотрел, но вчера, и он мне действительно понравился. И не только мне. Впервые в своей жизни я услышал аплодисменты в кинозале. Объяснять ситуацию Ирэн не собираюсь. Удивительно быстро она соображает, как я её провёл.


- А теперь, - спокойно предлагает мне, - сознавайся, что ты в кино не был.


С возмущением смотрю на неё. Сознаюсь в этом, а потом и в другом, третьем. Ишь, чего захотела. Разворачиваюсь и вбегаю в дом. Отныне меня и тебя, Ирэн, всегда и всюду будет что-то разделять, спросить меня повторно о том же самом ты не сумеешь.


Охота за мной начинается со следующего дня. Ни свет, ни заря Ирэн зас-какивает к нам. К счастью, меня уже нет дома.


- Ушёл на зарядку,- сообщают ей мои домашние.


Быть может, занятие это, увернуться от встречи с человеком, кому-то покажется бесхитростным. Могу разуверить их в этом, исходя из собственного опыта. Ничто не помешает перейти ей ту же самую улицу вслед за вами. Что будете делать вы, когда отправитесь в магазин и увидите, что она уже там?.. Или, напротив, вы в магазине, а она туда заходит?.. Вы можете запросто столкнуться с ней в автобусе, метро, троллейбусе, в библиотеке или кинотеатре. Уклониться в иной момент будет не менее затруднительно, чем открыть новую частицу в физике.
 

Вот соображения, по каким я со всей серьёзностью отношусь к охоте, затеянной на меня. Ирэн с пылом включается в навязанную мною игру. Мне приходится туго, Я постоянно что-то изобретаю. Вот я сталкиваюсь с ней на центральной улице. Мы идём навстречу друг другу, сближаемся, сходимся почти вплотную. И вдруг я, не дойдя до неё каких-то десять шагов, исчезаю. Я вхожу в дом, в котором живёт мой товарищ, он же и её хороший знакомый. Она заскакивает туда, якобы за книгой, но меня там нет. Есть в
этом доме, значит, кто-то ещё, к кому я пожаловал, но он ей неизвестен.
Быстро она спускается назад, терпеливо ожидает моего появления у входа. С самым невозмутимым видом я выхожу, но не из этого, возле которого она дежурит, а дома напротив. Спокойно иду дальше, защищённый потоком автомашин.


Мельком успеваю заметить, с каким трудом ей удаётся обуздать себя. Сладость побед воодушевляет меня. Ненароком я теперь попадаюсь ей на каждом шагу.


Мне нравится подпускать её на минимально близкое расстояние. Кажись ещё немного и меня ничто не спасёт, но в самый последний момент я нахожу единственную, присущую только этому случаю, возможность и ускользаю. Изо всех сил стараюсь убедить, что в происходящем нет ни капли преднамеренности, всё - игра случая.
 

У неё на виду я выхожу из её дома. Заходил туда с единственным вопросом: "где Ирэн?"


Но наивысшей удачей, пиком торжества, считаю случай в универмаге. В один и тот же момент мы заходим с ней на междуэтажный эскалатор, она - снизу, а я - сверху. Где-то на середине мы съезжаемся. Рассеянно оглядывая окружающих, натыкаюсь взглядом на неё.

 
"Здрас-с-те!"- здороваюсь с замечательным простодушием.


 Ирэн не отвечает на моё приветствие. Её взгляд выразил все её чувства красноречивее всяких слов и долго потом мерещился мне.


Наша игра с ней после этого случая приобретает неожиданный поворот. Ирэн прибегает к хитрости, она исчезает. Я не могу, как прежде, ходить везде. В любом месте она может достать меня из засады. Изменяю стратегию своего поведения.

 
Каждый день с большими предосторожностями открытыми пространствами пробираюсь к центру города, фонтану. Места, более удобного, чем это, поблизости нет нигде. Сюда, к главной городской площади, сходится со всех сторон восемь улиц. Каждая в отдельности хорошо просматривается. Если устроиться за асфальтовыми дорожками между кустами сирени, оттуда можно увидеть всё. Сзади меня прикроет газон, спереди - фонтаны.


Внимательно всё обдумав, отправляюсь в облюбованный угол в первый раз. Среди вяжущих, читающих, разговаривающих пенсионеров отыскиваю свободное местечко. Со всеми удобствами устраиваюсь там. Достаю из портфеля сборник стихов различных европейских поэтов. Луис Камоэнс, Самюэл Тейлор Колридж, Николау Ленау, Поль Верлен, Стефан Малларме - имена эти неизвестны школьной программе, тем, кто проходит каждый класс её пусть даже и с отличными оценками, как Ирэн. Прежде, чем приступить к чтению, изучаю сидящих передо мной. Старички с газетами, старухи с вязаньем. Трое студентов, сгруппировавшись в кружок, испещряют листы бумаги значками высшей математики. С их языков то и дело слетает слово "гамма-факториал". С отвращением смотрю на трёхтомный учебник, к которому они прибегают при рассуждениях, открываю свою книгу. С чего начать?.. Заранее предвкушаю удовольствие от предстоящего мне занятия. Вскоре я оказываюсь в шоке.


"В лучах моей мадонны я слабею, я от неё не защищён и тьмою (Господь послал жестокий жребий мне). - в слезах, в печали следую за нею, Она владеет нераздельно мною, И я хочу сгореть в её огне." Франческо Петрарка...

 
Слова, противоестественные моему состоянию.

 
"Анжуйской девушке служу я в прежнем чине, Блаженствую в кольце её прекрасных рук, То нежно с ней бранюсь, то зацелую вдруг, И по пословице: не мудр, но счастлив ныне". Пьер де Ронсар.


Хотелось бы знать, как он до такого докатился...
 

Всё я в мире изведал, что радует нас, Я купался в лучах темнопламенных глаз"... Джордж Гордон Байрон...

 
Наваждение какое-то. (У Ирэн чёрные глаза).


С досадою перелистываю остальные страницы сборника. Прикидываю, не
лучше ли будет, если и я перейду на гамма-факториал Григория Михайловича Фихтенгольца? Но на мгновение представляю, как где-то в глубине одной из улиц меня терпеливо выжидают, и решаю потерпеть. Читаю я почти до полудня, той самой минуты, когда на площади появляется хорошо знакомая мне фигурка в клетчатой юбке. Кладу книгу в сумку, поднимаюсь, прикрываясь фонтаном, гордо прохожу мимо.


Назавтра моё поведение повторяется один к одному.


Двух раз для Ирэн вполне достаточно, чтобы сообразить, моя позиция неуязвима. Она смиряется. Но как?..
 

Подобно мне она приносит книги, читает. На меня - ноль внимания.


Я продолжаю знакомиться с поэзией европейских поэтов, но, боже, что это за чтение: сонет Петрарки - Ирэн, стансы Ронсара - Ирэн, поэма Байрона - Ирэн, стихи Мазуччо Гварини, Сен-Желе - Ирэн, Ирэн. С некоторого времени подобное положение вещей меня начинает бесить. Что мне делать? Уйти?.. Не то. Подойти к ней?.. Ни за что!.. Я мучусь, а на неё вроде бы как снизошло озарение. Сидит спокойно, благочинно, читательница, словно ей здесь библиотека. Книга без движения покоится у меня на коленях.
 

Но вот в один из дней ситуация чуть-чуть изменяется в сторону, далеко не лучшую для меня. Она садится не на свою, а другую скамейку. Располагается она ближе ко мне. Причина, заставившая её так поступить, уважительна - прежнее её место оказывается занятым. На следующее утро она садится ближе ко мне уже безо всякой причины. На меня словно находит какой-то ступор, я остаюсь на месте.


С математической точностью Ирэн передвигается ко мне. На каждую скамейку она тратит ровно по одному дню, хотя и имеет возможность сразу подойти ко мне. Я полностью парализован. Логичность её поведения сказывается на мне особенно сильно, когда она оказывается очень близко.


И вот он наступает тот окончательный, решающий день, когда она непринуждённо направляется в мой угол.
 

Молча, не взглянув на меня, садится рядом со мной. Встряхивает пышной, как у Мирей Матье, шевелюрой. Некоторое мгновенье сидит, подставив солнышку лицо. Потом она счастливо вздыхает и поворачивается ко мне. Такой красивой я её никогда не видел.


В её сияющих глазах торжество победы надо мной.


- Сдаёшься?- коротко спрашивает.


 К О Н Е Ц

 В. Кравцов Псевдоним: Хрестоматийный

 gorvana@mail.ru

 


Рецензии