Харуки Мураками Страна чудес без тормозов...

Харуки Мураками
«Страна Чудес без тормозов и Конец Света»

Техническую сторону сюжета можно изложить следующим образом.
Существует Система – полугосударственная организация – которая занимается защитой информации. Но на всякий метод Системы кракеры находили свой способ взлома способа шифровки. В конечном итоге Система приглашает к себе на работу Профессора, известного нейрофизиолога, который разрабатывает принципиально новый способ шифровки данных.
Идеальный шифр может быть только один – у которого нет ключа. Информация шифруется и дешифруется через идеальный черный ящик, устройство которого не знает даже сам его хозяин.
Таким черным ящиком является ядро мозга, которое искусственным путем отделяют от верхней коры, и стабилизируют.
Главный герой романа – нейроконвертор, занимающийся такой шифровкой. При этом по ходу романа выясняется, что существует два уровня конвертации данных: «стирка» и более глубокий – шаффлинг.
При стирке данные загружаются в правое полушарие мозга, пропускаются через систему знаков, никак не связанную с этими данными, переправляются в левое полушарие и выгружаются в виде цифр, которые заносят на бумагу. Ключ к расшифровке спрятан в индивидуальном разделении мозга на правое и левое полушарие.
При шаффлинге происходит погружение в ядро мозга.
***
К моменту встречи главного героя с Профессором из 26, отобранных Системой нейроконверторов, которым была проведена операция, умерло 25 и накладывается запрет на глубокий шаффлинг. Профессор, к этому моменту уходит из Системы и работает в собственной подпольной лаборатории.
Он вызывает главного героя к себе и поручает ему все-таки провести шаффлинг. Главный герой выполняет порученное и навсегда погружается в свое внутреннее сознание.
***
Роман состоит из двух, на первый взгляд, не связанных между собой частей, главы которых перемежают друг друга.
«Внешние» главы, посвященные жизни героя во «внешнем» мире, составляют часть, названную «Страна Чудес без тормозов».
Если бы она не была написано Мураками, можно было бы смело ее издавать под обложкой, на которой крупными буквами следует написать – помесь детектива с ужастиками. Сначала герой оказывается между двумя (даже тремя) огнями – квакерами, Системой и кем-то третьим, которым очень нужны последние наработки Профессора. Потом он совместно с внучкой ищет его глубоко под землей, где обитают отвратительные жаббервоги, боящиеся только ультразвука и почему-то рассыпанных скрепок. В общем название вполне оправдывается содержанием.
Описанию «внутреннего» мира-сознания посвящен «Конец света».
Действие в нем происходит внутри сознания главного героя, которое в результате разрушительного шаффлинга начало порождать воспоминания о том, чего не было. Этот ирреальный мир оформлен в виде Города главного героя, при входе в который Страж всем отрезает Тень. Лишенные своих прародителей Тени медленно умирают, но это за исключением главного героя, мало кого волнует.
И еще в Городе живут Единороги. Они питаются эмоциями людей и зимой, переполненные ими, иногда умирают.
Главный герой работает в Городе Читателем снов. Он каждый день приходит в Библиотеку и, взяв в руки череп, читает заложенный в нем сон.
***
Вот краткое изложение романа, занимающего более 500 страниц.
О чем этот роман, наверное, каждый решит для себя сам. Мне показались интересными две мысли.
На мой взгляд, Мураками сумел, причем весьма профессионально, сконструировать сновидения человека. Это как бы реальность, но всегда как бы. В наших снах действуют спрессованные образы, увиденные нами часто на протяжении всей жизни. (Помнится, З. Фрейд пытался в одной своей работе понять, что послужило причиной его сна, в котором появился его отец).
Мураками удалось остаться на грани этой мнимости. При этом его мастерства вполне хватает на то, что читатель верит в «реальность» происходящего.
Вторая тема менее разработана. Еще Пастернак в комментариях к «Гамлету» писал, что вся суть последнего заключается в тех нескольких мгновениях от того момента, когда Гамлет узнает, что он ранен отравленной шпагой, до его кончины. Наступает момент безграничной свободы. У человека уже нет обязательств перед окружающим и самим собой.
Каждый использует эту свободу по своему. Гамлет расправился с врагами. Герой книги Мураками пытается проанализировать свою жизнь, выбрасывает кредитные карточки и едет на берег моря, ожидая пока «дождь… в мыслях превратился в полупрозрачный занавес – и накрыл меня с головой».
Интересную мысль нашел в одной рецензии на эту книгу:

«Этот «я» - один из самых прекрасных в мировой литературе типов. ...Это восхитительно самодостаточный, упивающийся одиночеством, общением с самим собой молчун; у него нет друзей, но он вовсе не страдает от этого; и войны миров в финале не происходит именно из-за его покладистого характера - ему проще уйти во внутренний мир, чем цепляться за внешний. Мураками - человек, который даже апокалипсис приватизировал, подогнал его исключительно под себя.»
***
И еще конечно важно «как» все это написано. Мураками - удивительный рассказчик, плетущий из слов паутину своего завлекательного мира. Паутину, в которую попался уже не один миллион читателей.


Рецензии
Добрый день, Анхел.
Удивительно точно, созвучно моему впечатлению от романа Вы написали рецензию. А знаете, когда-то очень давно в районе Питера действительно жили Единороги.
Благодаря Вам я снова вспомнила эту замечательную книгу, и поняла, что в паутину мира «Страны чудес…» Харуки Муруками попала навсегда.

Александра Стрижёва   28.06.2011 12:53     Заявить о нарушении
Александра, день добрый!

"Страна чудес..." относится к периоду "легкого", "джазового" стиля у Мураками. Сейчас он стал классиком и от "Кафки на пляже", например, уже откровенно хочется зевать. :(

Алхел Манфелд   29.06.2011 00:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.