Наследники Летучего Голландца. Тайна бригантины Мария Селест

 © Виолетта Баша, еженедельник "Моя семья"


Более трех веков будоражит воображение моряков и романтиков легенда о «Летучем Голландце», – корабле-призраке с капитаном-призраком у руля. Говорят, прогневил он морских Богов и был обречен на вечное скитание. Неизвестно, был ли прототип у этого мифического корабля, однако, реальные «потомки» «Летучего Голландца» существуют. В 1840 году неподалеку от столицы Багамских островов было обнаружено французское судно «Розали», дрейфовавшее в море с поднятыми парусами, но без экипажа. В 1881 году такая же история произошла с английской шхуной «Эллен Остин», а годом раньше, с судном «Атланта». Но самая захватывающая история случилась с бригантиной «Мария Селест».

 


Потомок «Летучего Голландца»

 


Американская бригантина «Мария Селест», груженая коньяком, вышла из Нью-Йорка в 1872 году к берегам Италии. Однако, дойти ей суждено не было. Прошло достаточно времени, чтобы переплыть Атлантику, а судно как в бездну кануло. Спустя два месяца моряки бороздившего Атлантику парусника «Дей Грэйша» заметили неизвестную бригантину, идущую под парусами, и стали подавать ей сигналы. С борта незнакомца ответа не последовало. Странная бригантина будто бы шла сама по себе по воле ветра и волн. Матросы поняли, что что-то случилось с экипажем странника.

 


Брошенный странник

 


Морхауз, капитан парусника «Дей Грэйша», приказал догнать бригантину, чтобы в случае, если худшие опасения команды подтвердятся, оказать попавшему в беду судну помощь. Когда корабли поравнялись, старший офицер парусника «Дей Грэйша» Диво с двумя матросами поднялись на борт бригантины. По словам очевидцев, пройдя палубу и отсеки, они с изумлением обнаружили, что на бригантине никого нет. Гулкая пустота отдавала жутким эхом в трюмах, по палубе весело прогуливался морской ветерок. И... нигде ни одного человека, – живого или мертвого. Спасателей пробила дрожь. Неужели легенда о «Летучем голландце» – не выдумка? Было похоже, что исчезнувшая команда второпях спалась с бригантины бегством. В матросском кубрике царил беспорядок – всюду валялась наспех брошенная одежда, сундуки с пожитками и другие предметы обихода. Еще одна странная деталь говорила о произошедшей трагедии – нигде не удалось обнаружить судовые документы. Не было и самого необходимого: секстанта, морских карт, навигационных книг. Не доставало и одной из спасательных шлюпок. Но что за чрезвычайное обстоятельство заставило команду покинуть бригантину вдали от берега? Не ясно. Выяснить смогли только одно – бригантина называлась «Мария Селест». Судно по тем временам стоило немалых денег и это обстоятельство решило судьбу брошенного корабля. Парусник «Дей Грэйша» взял его «на прицеп» и спустя сорок дней доставил в Гибралтар. Капитан «Дей Грэйши» был уверен, что получит за спасенное судно приличное вознаграждение. Несмотря на то, что сразу же по прибытию в порт полиция начала расследование причин исчезновения ее команды, премию капитану парусника «Дей Грэйша» выплатили в размере двадцати процентов стоимости «Марии Селест», что сделало его весьма обеспеченным человеком. Однако, весть о таинственной находке сохранить в тайне не удалось, поползли слухи о новом «Летучем голландце», якобы привезенном в Гибралтар, страннике, бороздившем океан без всякой команды.

 


Тайна бригантины «Мария Селест»

 


Несмотря на все старания, следствие по делу «Марии Селест» зашло в тупик. Однако, судно в порту не стояло. Нашлись смельчаки, зафрахтовавшие его, хотя о нем ходила дурная свала, и «Мария Селест» плавала по морям еще двенадцать лет. И все-таки рок явно затаился в намерении расправиться с проклятым судном. В 1884 году «Мария Селест» у берегов Гаити наскочила на риф и затонула, унося с собой на дно неразгаданную тайну. Впрочем, время от времени появлялись версии исчезновения команды несчастной бригантины. Одна другой страшнее и все – весьма далекие от правды. Согласно одной из них, команду захватили в плен пираты. Никаких подтверждений этому не было. Говорили о разразившейся внезапно на судне эпидемии чумы. Но откуда бы взяться носителям чумы на уединенном корабле, если при отходе из порта никто из команды не болел, а в океане корабль до бегства команды ни с какими кораблями не встречался. По крайней мере, по тем данным, которыми располагало следствие. И куда продевались трупы умерших от предполагаемой эпидемии? Не могли же они перед смертью выброситься в море? Все версии были столько же полны мистики и невероятны, как атака неведомых морских монстров или падение метеорита на палубу. Но куда же пропала команда «Марии Селест»? Ведь ни одного трупа обнаружено не было! В самом деле моряки погибли, или скрываются в неизведанных землях под вымышленными именами, как это делают люди, плохо ладящие с законом?

 


Расследование 60 лет спустя

 


 Сменилось три поколения, а достоверных данных о пропавшей команде бригантины «Мария Селест» найти так и не удалось. В 1935 году английский журналист М. Китинг предпринял попытку докопаться до истины. Расследование началось с изучения архивов следствия, но не принесло ничего нового. Однако, судьба улыбнулась дотошному журналисту, – ему удалось найти Пембертона, повара с загадочной бригантины, глубокого старика, который чудом спасся. Он и поведал историю трагического плавания более чем шестидесятилетней давности.

 


«Пьяная» вербовка

 


 Вот что рассказал корабельный кок. Роковой рейс был воистину проклятым. Капитаном «Марии Селест» был человек по фамилии Бриггз. Согласно документам, представленным морскому прокурору судовладельцем, в команде числилось семнадцать моряков, на самом деле их было только десять. При этом только капитан с женой и его первый помощник Хулок числились в списке и действительно были на судне. Остальные члены команды в списке, содержавшем вымышленные фамилии, совсем не значились. Таким образом, список был «липовым», что само по себе уже было тяжким нарушением закона. Причиной этого был тот факт, что набрать матросов на этот трудный рейс было очень сложно, а список из «мертвых душ» подавался заранее. До последнего часа перед отплытием бригантины вербовщик ходил по портовым кабакам, спаивая до беспамятства приглянувшихся ему здоровенных верзил, притаскивал их на корабль, а протрезвев, бедолаги обнаруживали себя на борту судна уже далеко от берега. Троих из набранных таким зверским способом моряков не досчитались на паруснике «Дей Грэйша», – моряки этого парусника решили вволю погулять в приморском кабаке, а в итоге оказались на проклятом рейсе «Марии Селест».

 


Предчувствие бунта


Не удивительно, что невольные «рекруты» вскоре после отплытия из Нью-Йорка отказались повиноваться капитану. Чтобы предупредить надвигающийся бунт, старпом Хулок избил до полусмерти одного из бунтарей. Хулок, был «правой рукой» капитана и верным его помощником, души не чаявшем в своем «кэпе», чего нельзя было сказать про его отношения с женой капитана. Худлк и супруга капитана возненавидели друг друга с первой же встречи. Мадам любила побренчать на корабельном рояле, предаваясь этому занятию часами, и Хулок, терпение которого лопнуло, наорал на нее. Впрочем, ссору капитану кое-как удалось замять, а бунт подавить. Но рок уже навис над злополучной бригантиной. Ненависть, царившая на корабле, явно прогневила бога морей.

 


Гнев Богов


Затишье длилось недолго. Через несколько дней бригантину настиг шторм. Тучи казались тяжелее свинца, небо словно раскололось по воле разгневанных Богов, волны бросали суденышко как щепку, заливая палубу. Судно накренилось и должно было вот-вот пойти ко дну. Старший офицер бросился к штурвальному колесу спасать положение, но в это время из каюты раздался душераздирающий крик. От внезапного и сильного крена массивный рояль сорвался с места и раздавил жену капитана. Увидев тело погибшей, капитан Бриггз потерял самообладание, сорвавшись на крик и угрозы. Он считал рулевого, не удержавшего штурвал, виновником гибели жены и требовал, чтобы Хулок немедленно повесил его на рее. Хулок воспротивился. Впервые он отказался выполнять приказ «кэпа». Разъяренный капитан угрожал повесить всю команду и поджечь корабль. На корабле началась паника, перераставшая в бунт. Не зная, как спастись, вся команда во главе с Хулоком предавалась беспробудному пьянству словно перед концом света.

 


Капитан исчез, а матроса убили


Пока шла попойка на подпрыгивающем как мячик в бурных волнах корабле, капитан незаметно исчез с корабля. Столкнул ли его кто-то из разгулявшихся матросов в море? Бросился ли он сам за борт в приступе горя? Неизвестно. Моряки продолжали пьяный разгул, и в состоянии умопомрачения убили одного матроса. Смерть бедняги несколько отрезвила обезумевших. Хулок понял, что на корабле совершено преступление, отвечать за которое придется в порту прибытия. Учитывая смерть матроса, капитана и бунт на корабле, ему грозила смертная казнь. И тогда Хулок решил уговорить команду покинуть корабль. Из десяти членов команды после смерти жены капитана, гибели матроса и пропажи самого капитана, на корабле оставалось семь человек. Трое из них, включая Хулока, отплыли с бригантины на шлюпке. На корабле остались кок Пембертон, рассказавший спустя много лет эту историю журналисту, и те самые три матроса с парусника «Дей Грэйша», что попали на судно обманом. Они решили дожидаться спасения.

 


Сговор хитрецов


Если верить коку, когда парусник «Дей Гейша» наконец обнаружил покинутое судно, на нем все-таки были люди. Однако, капитан парусника-спасателя Морхауз вступил в сговор с оставшимися челнами команды «Марии Селест» и решил представить дело так, будто бы бригантина была брошена командой. В таком случае никому не придется отвечать по суду, и к тому же за доставку находки Морхауза ждала премия, которой он обещал поделиться с четверкой хитрецов. Иначе бы им пришлось отвечать перед судом за совершенное убийство. В порту Морхауз представил рапорт, в котором чистосердечно признался во всех деталях происшествия. Кроме одной. Он скрыл, что встретил на борту «Марии Селест» четырех человек, невольно пустив по свету легенду о корабле-призраке, странствовавшем без команды.

 


Не все так просто...


Казалось бы, история из мистической становится просто криминальной, и историки уверовали в это. Однако отплывшие на шлюпке пропали бесследно. Канули в пучине морской? Скорее всего. Остается еще один вопрос. Куда все-таки делся капитан «Марии Селест»? Ведь в шлюпке его не было, и вообще с самого начала бунта его никто не видел. Кроме слов кока, который вполне мог быть самозванцем, захотевшим, чтобы его имя осталось в истории, никто информацию о чудесном спасении четверки подтвердить не может. Тем более, что списки членов команды корабля-призрака были ложными. Рассказывают, что призрак капитана «Марии Селест» наведывался членам новой команды корабля до гибели бригантины в 1884 году. А сама эта гибель – свидетельство проклятия, тяготевшего над злополучным судном. Моряки же убеждены, что и сейчас можно увидеть в самых удаленных уголках морей и океанов внезапно возникшую из ниоткуда бригантину с надписью «Мария Селест» на борту и призраком у руля. Увидевших этот корабль-призрак ждут неприятности и даже гибель.
 


 


Рецензии
Стоит отметить что версия Китинга - целиком и полностью плод его фантазии.
Это давно доказано. Никакого кока Пембертона не существовало

Александр Смирнов Алекприст   16.07.2008 17:46     Заявить о нарушении
Так и этот текст - фантастика)
Спасибо

Виолетта Баша   18.07.2008 06:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.