Кто-то читает газеты лёжа, кто-то сидя

Опубликовано в журнале "Журналист" за 2006 г., №6, июнь
http://www.journalist-virt.ru/2006/6/74.php



 Пенитенциарной газете «Закон и жизнь» уже 25 лет. Газета для убийц, воров, насильников – для преступников! Издание главного управления федеральной службы исполнения наказаний России по Красноярскому краю. Выходит раз в месяц на 12 страницах тиражом 5600 экз. И ещё раз в месяц под тем же названием выходит приложение для сотрудников, обычно на 4-х страницах тиражом 1330 экз. Корпоративная газета. Многотиражка особого типа, немногим известного.

 Про пенитенциарную журналистику законопослушные люди знают мало, хотя ей уже более ста лет. Наша газета в городе не известна, мы не рекламируем себя. А уже освободившиеся из колоний не хотят читать нашу газету – зачем лишний раз напоминать себе о столь неприятном периоде жизни.

 Когда в России появился первый пенитенциарный журнал, его мог купить каждый. И читали его обычные люди, никак не связанные с уголовно-исполнительной системой, читали и каторжники, и надзиратели. После революции журнал закрыли.

 Интересно, что такую модель журналистики не скопировали из-за границы. Это наше самобытное явление. Если за рубежом в тюрьмах и выпускались газеты, то это были уникальные случаи. В Советском Союзе же явление приняло массовый характер – в каждом регионе управление исполнения наказаний (только тогда оно называлось по-другому) обязано было выпускать газету для осуждённых с целью их перевоспитания. Конечно, читать их могли и хотели далеко не все, хотя очень многие имели шанс.

 Такие газеты уже давно перестали быть секретными и на них уже перестали писать: «Не выносить за пределы учреждения». Теперь их можно читать не только в колонии – но не зарекайтесь!

 Доступна всем – лишь подпишитесь. Однако среди наших подписчиков нет свободных людей, одни только зеки. Это не плохо. Ведь газету мы делаем именно для них. Хотя для нашей аудитории мы скорее не «Закон и жизнь», а «Сучья правда». Но выписывают. Может, даже читают…

 А чего не читать-то! Политики нет, рекламы нет, порнухи и криминала – упаси, Боже! Либо нейтральные приказы, либо дифирамбы о жизни осуждённых в других колониях, письма, невольничья лирика, бородатые анекдоты… Интересно-с… Иногда советы, как написать жалобу, или ещё какой-нибудь документ.

 Увы, редакция думает, будто знает, что интересно нашему читателю. «Эротику и пошлостей им надо!» Почему-то многие так думают. И сотрудники, и люди, далёкие от системы.

 Наша газета не единственная в своём роде. В каждом регионе есть своя «Сучья правда». И каждая редакция думает, будто видит насквозь свою аудиторию. «Мы знаем, чего они хотят, но мы им этого не дадим. Нельзя!» Согласен, многого нельзя. Пенитенциарная – значит, исправительная. Желтизной преступника не исправишь. Но откуда мы можем знать, о чем они хотят читать?

 Наше общение с читательской аудиторией ограничивается разговорами с общественными корреспондентами сиречь внештатниками. Если они постоянно нам пописывают, значит, они знают, что интересует обычного зека. Да мы и сами это знаем!

 Может, поэтому мы «Сучья правда»?

 Человек, оторванный от общества – кем он вернется? Общественно опасным – то есть общество для него будет опасно. Ну так что же, он же не оторван. Посредством газеты он в обществе. Среди себе подобных невольников. И о жизни за забором он узнаёт из чёрного ящика с голубым экраном. А вы ведь знаете, как жизнь в кадре не похожа на реальную.
 
 Ещё скудные новости из-за забора зеки узнают на свиданиях. Но родственники – это не средства массовой информации. Не будем о них.
 
 Событий в колонийской жизни всегда мало, один день похож на другой. Вот и придаём незначительным событиям статус знаменательных. Всего-то посадили цветок да поставили клетку с хомячком, а уже событие. Открытие живого уголка в колонии! А значительные события как-то теряются, остаются незамеченными. Объединение Красноярского края – какая богатая тема. А мы лишь упомянули, что это было, и всё.
 
 Хм… наверное, создалось ощущение, будто у нас всё так ужасно, что осталось только нас упразднить. Однако не такая уж и плохая у нас газета.
 
 Всё-таки мы даём необходимую осуждённым информацию. Ведь ни из каких других газет им не узнать о новостях системы. Откуда же ещё, как не из нашей газеты, взять сведения, касающихся уголовников лично?
 
 К тому же наша газета доступнее остальных. Зарплата у зеков, если есть, то маленькая, и выписывать другие газеты – дорого. А в розницу им продавать никто не будет. Киосков ведь в зоне нет. А на нашу газету подписка на год стоит 75 рублей. Некоторые подписываются «общаком». Пятеро в камере скидываются и читают газету по очереди… или курят её вместе… Мы за этим не следим. Надеюсь, что всё же читают.
 
 Есть рубрика «В помощь освобождающимся». Рассказываем о работе Центров социальной адаптации, о том, как куда пойти работать на свободе, где жить и т.д. Иногда бывшие, уже освободившиеся, осуждённые рассказывают, как они устроились на воле. Вам это не интересно, а вот преступникам – необходимо. Вдруг пригодится за забором.
 
 Собственно, набор тем почти всегда стандартный. Как и в других пенитенциарных газетах. На первых страницах – официальная информация, приказы и постановления, репортажи из зала суда, комментарии прокурора. Затем – вести с мест (новости из колоний), профилактика и лечение болезней, перепечатки о системе из других изданий. Ближе к концу – религиозная страничка, стишки осуждённых. А на последней странице – забавности: анекдоты, карикатуры, иногда сканворд.
 
 Иногда – мораль. Мол, нарушать режим нехорошо, членовредительство – опасно, и подумайте-ка о своих родственниках, с которыми вы лишены свиданий из-за вашего недостойного поведения.

 Непрофессионально это. Перевоспитываем, борясь со следствием, а причину не замечаем. Наверное, многие не понимают задачи такой корпоративной прессы и не в полной мере осознают значимость пенитенциарных газет. Или просто не верят.
 
 Газету мы печатаем в самой обычной типографии – там, где печатается большинство газет города. Печать чёрно-белая. В других регионах подобные газеты, бывает, выходят в двух цветах, но я думаю, что здесь главное не цвет, а содержание, которое у нас, по сравнению с другими подобными газетами, гораздо интереснее. А цвет мало что решает – нам ведь совсем не нужно выделяться на прилавке среди конкурентов. На прилавке нас нет. И конкурентов у нас нет.
 
 С одной стороны это хорошо – нам очень удобно работать.
 
 А с другой стороны это очень плохо – у нас есть желание сделать газету лучше, но нет стремления. Нам не нужно бороться с конкурентами за читателя. Нас и так будут выписывать. Возможно, даже читать… Но наша газета – отнюдь не отличная. Были бы у нас конкуренты, не исполнилось бы нам 25 лет.
 
 И такое – во всех «Сучьих правдах». Хотя сделать пенитенциарную журналистику качественной – можно. Даже необходимо!

 Редакторам в первую очередь нужно узнать, о чём же хочет читать рядовой зек. Верстальщикам надо подучиться, чтобы верстка была интересной. Многим следует пересмотреть модель издания – чтобы газета не была, как и небо, в клеточку. Журналистам – забыть казённый язык и писать так, чтобы читалось. Вместо безобразных стишков печатайте классику. Она и качественнее, и интереснее. И хватит петь гимны системе – о плохом тоже надо рассказывать, критиковать…
 
 И обязательно нужно наладить обратную связь! Публикуйте письма родственников, отвечайте в газете на любые вопросы читателей. Да если письмо и не будет напечатано – ответьте как-нибудь по-другому, не через газету.
 
 К тому же надо думать, что печатать. А то, увы, мы тоже допустили оплошность. На последней странице рядом с анекдотами – «НЕполезные советы»: «Даже самую унылую комнату оживят самые обычные дети, красиво расставленные по углам». Где вы в зоне возьмёте детей? Шутка не для нашей газеты и не для нашей аудитории!
 
 Страшно далеки мы от читателя. Надо исправляться – не сидеть в кабинете управления, набирая на компьютере письма общественных корреспондентов да пописывая что-нибудь время от времени. Работайте на земле – едьте в колонии, разговаривайте с осужденными. Они общаться любят – много интересного наговорят.
 
 Мы уже начали этим заниматься.


Рецензии
Так подумалось,что у вас прямо какая-то санаторно-воспитательная газета.И,кто знает,правды в ней возможно побольше,чем в обычных./не даром же они ее так прозвали?/Да и на воле для мужчин сейчас почти нет серьезных газет и журналов.Все голые бабы,да купить-продать.А про то,как выживать в этом мире мужику-совсем ничего нет.

Ирина Давыдова 5   21.11.2016 21:58     Заявить о нарушении