Парадоксы творчества. Парадоксы судьбы

ПАРАДОКСЫ МИРА И ТВОРЧЕСТВА.

Мы такие умные, такие талантливые и такие бедные.
Это расхожее выражение стало, чуть ли не синонимом образа русского человека. И ничего не меняется с течением времени. Торжествует глупость и пошлость во всех областях, по прежнему горе от ума и горе уму, и гордые заявления о собственной гениальности и непризнанности с авторских страниц и на этом сервере.
Я не просто о людях, как обычно, а о писателях с русской душой, о тех, кого знаю и люблю. Так уж вышло, что уживаются в моей душе польские, украинские и русские предки, и все равно славяне в итоге, а посему был у них когда-то общий язык, и культура одна была. Трудно говорить о другом менталитете, о себе проще.
Чтобы никого не обижать, начну все-таки с себя. Наша лень, мечтания и вера в чудо - она не знает границ. Наверное, именно русским людям свойственна одна уникальная вещь, даже определив свои способности, оценив все более или менее объективно, мы снова полюбуемся на сотворенное, и откладывает в сторону, и увлекло уже что-то новое. И хочется писать, читать, и жить в гармонии с самим собой, то есть не суетиться, не просить у сильных, не бегать по издательствам, не дорабатывать явные промахи, а уже вперед и с песнями, к новым вершинам.
И сразу же появляется комплекс, что не понимают, не принимают, не хотят поработать (рутина и усидчивость) - это вообще вещи далекие от понимания, от моего гения, для этого есть те, которых так образно определил Раскольников, а я пойду по ним к светлому и сытому своему грядущему. И что получается- есть может быть и не плохая, но очень сырая рукопись, есть предложения, но нет особенного желания собраться и доделать, довести до конца, а уж недовольства, хоть отбавляй. И обязательно есть тот самый враг, который зарубил, завалил меня бедного, не хочет издавать и проталкивать, денег давать не хочет. Но на что давать?
- Ваши студенты не услышат гениального поэта, Вы будете отвечать перед эпохой, они Вас проклянут за меня, - так при мне, не моргнув глазом говорил декану один из нас. Я все ждала, пока он улыбнется, обернет это в шутку, но не тут то было, оскорбленная невинность, и дикая уверенность в собственной правоте. Мы посмотрели потом друг на друга и не знали смеяться или плакать. Я лично в тот момент поверила, что он гениален, до того момент пока не увидела рукопись. Но и потом казалось, возможно, это неудачные строки, но дальше. И сейчас еще сомнения закрадываются, а вдруг это мы не поняли, не увидели, у него-то сомнений нет никаких.
Присутствовала при разговоре делового немца и нашего прожектера, который готов был на словах горы свернуть. Тот обрадовался, заинтересовался, попросил бизнес план составить для совместной деятельности. Я заглянула в бизнес план первая. Вы не поверите, там на первом месте дюжина самых дорогих компьютеров, канцтовары на миллион, стол для директора за 50 тысяч, аренда офиса в самом центре, и площадь такая, что гонки устраивать можно, еще какая-то необходимая обстановка (это в самом начале дела, когда еще ничего нет), и только десятым пунктом и дальше, очень скупо, что и как будет делаться. Аппетиты невероятные, запросы громадные, ничего по существу, и снова вопль, он жадный, он меня не понял. Но если мы с кем-то собираемся сотрудничать, если рядом деловые люди, то не стоит строить планов грамодье, ничего не показав, и только что-то туманно предлагая. Второй поэт, когда стали говорить о первой книге, гордо заявил - меньше 10 тысяч экземпляров - говорить нечего, пальцем о палец не ударит. Но потом, за свой счет и 100 книжек продать не смог, а кто-то должен был за 10 тысяч заплатить. Не нашлось такого, и хорошо, что не нашлось.
Я согласна с тем, что труд должен оплачиваться, и литературный тоже, но только при условии, что от него есть реальная польза или прибыль на худой конец, что книги достойны того, что за них платят. Те, кто читают не только все подряд, но и десятой доли купить не могут, они будут платить только за то, что им по-настоящему интересно, необходимо. Мне страшно смотреть на завалы в магазинах. Не могу найти только «Розу мира» Д.Андреева, остальное есть все. Какая же это должна быть книга, чтобы за ней пошли и купили.
И уж если на гонорары мы хотим жить, и жить, судя по всему, красиво, что это должно соответствовать тому, что мы делаем.
Можно, конечно утешиться тем, что современные школьники и Толстого из-под палки читают, а вот Булгакова сами в руки берут, и даже до того, как он возникает в программе, и цитируют, и знают часто лучше учителей, и в Достоевского многие заглядывают, хотя он труден для них. Почему? Потому что простой вопрос - интересен, берет за живое. Должен быть и сюжет, и интрига и стилистика, и уровень, а просто ли всего этого добиться сразу, с первого дня, когда я говорить научился, писать вроде тоже и достаточно.
Милая девушка здесь сетует на то, что ее нет в рейтингах, хотя она лучше всех, кто-то написал роман века, и на весь мир о том заявляет.
Представляю себе того же М.А.Булгакова, который кричит, что он написал роман века.
 Даже если мне что-то и показалось по поводу себя любимой, то это еще не факт. Заявки очень громкие, даже страшно становится вдруг. Такие рукописи открываешь скорее любопытством, а вдруг и на самом деле - роман века. Зависть, конечно, замучает, потом, когда такое выяснится, но можно и порадоваться за человека, и ради общего дела и несчастной нашей русской литературы даже рекламу дать, друзьям посоветовать почитать, но при условии, что это и на самом деле роман века. Открыла таких 3-4 романа, где сам автор или кто-то из его очень близких друзей такие заявления сделал. Зависть не замучила. Хорошо, если это просто рекламная компания, понять и простить такой ход можно, чтобы количество читателей заметно увеличилось, хуже если сам автор верит в то, что он гений, и только окружающие его не понимают.
Работая в газете, пошла набираться опыта у старших толковых редакторов, о том, что делать с литераторами, которые хотят напечататься. В прошлом веке ведь именно там все лучшее и выходило в мир, а только потом, если было интересно и раскупалось, решались книжки издавать. Я тоже решила, что это хорошая идея, и носилась с ней.
Очень проницательный седовласый главный редактор большой газеты в дружеской беседе разоткровенничался:
- Я никого не печатаю, даже если это Пушкин или Гоголь. На одного Пушкина и Гоголя придет тысяча графоманов, и я не смогу им объяснить и доказать, что это никуда не годится, и прогнать их не смогу, и легче напечатать, чем объяснять, почему печатать не хочешь. Нужен будет целый штат консультантов, а ты представляешь сколько скандалов, жалоб, инфарктов и судебных исков, если не надоело жить спокойно, то не лезь в это.
Полезла, и с особенным рвением. Я сама пишу, и знаю, как это трудно, работать в стол. И было несколько достойных сильных материалов, которые оказались случайно у нас, каким-то чудом, а потом пошло - поехало знакомые и знакомые знакомых с уникальными письмами откровений, с рассказами обо всех видах секса, со статьями обо всех партиях и политиках. Темперамент такой, что с ног валились в прямом, а не переносном смысле. Написано все это совершенно безграмотно, пошло, но один старик за мной месяц ходил и убеждал, что он хочет пользу принести всему миру и нашему бедному городу, и только я ему мешаю это сделать и на жизнь себе заработать. Наконец позвонил и заявил, что умирает от голода, и хоронить его будут за мой счет. Я предложила поработать над текстом, хотя бы формой, если не содержанием. Он тут же предупредил, что ни одного слова не станет выбрасывать, ничего переделывать не будет - и так сойдет - все съедят дорогие земляки и не подавятся. И речь не шла о политике или разных взглядах на жизнь, а просто о творчестве, о форме, приобретавшей чудовищные оттенки и размеры.
И как последний аргумент он принес мне пять книжек других авторов, где написано так же, а то еще и хуже, а ведь издали, а ему просто не везет, никто не понимает и понимать не собирается. Книжки и на самом деле были такого же уровня, в этом он прав, но как объяснить, что это беда наша. Сколько в свое время, если вам около 40 вы прочитали самых массовых «Роман- газет» из 24 номеров, которые год выходили? У меня хранится 2-3 номера и на самом деле ценных за каждый год, а остальное?
Тогда и вспомнила я разговор наш с редактором, и поняла, о чем он говорил. Но в этом только на собственной шкуре убедиться можно, а потому каждому из нас желательно побывать по другую сторону издательского дела. И даже не от спокойной жизни, а потому что писательство принимает огромные масштабы, как пропуск в мир богатых и знаменитых, хотя бы в масштабах нашей страны, добрая половина туда и рвется. Мне казалось, что в знаменитой пьесе «Пена», все преувеличено. Когда жена пытается найти хоть один приличный роман у своего мужа и приходит в ужас ( ему надо восстановиться в СП, потерял членский билет), но это было тогда и есть теперь сплошь и рядом.
Местный поэт, который был пастухом, но ему это не понравилось, с восторгом говорил о советской власти, которая ему все дала. Она и на самом деле была той золотой рыбкой, как ее не любить.
- Я всю жизнь пролежал на диване, в санатории каждый год ездил, встречи по всей области организовывали, книжки по плану выходили, а тут с протянутой рукой ходить надо.
Жалкое зрелище. Но никто никогда не жил ни в одной стране мира за счет поэзии, не бывает такого. Как не бывает и того, чтобы гениального человека не читали, и даже очень талантливого не заметили рано или поздно, не признали. Я согласна с тем, что это не массовое чтение, но во все времена у нас находилась часть умных людей, способных оценить по достоинству талантливое произведение. Могу согласиться с тем, что они, скорее всего, не выходят в Интернет и не могут заглянуть на Вашу страничку, просто потому что не владеют компьютером, или непривычное это дело - перед монитором сидеть. Но тогда остается только одно - издать сотню экземпляров за свой счет, это не так уж и дорого, и дать знающим людям, тем, кому доверяете, и просто посмотреть читабельно ли это или нет. Если все сто не осилят, если не будет восторгов, значит что-то надо по -другому делать, но будете знать, что уже не пошло и не пойдет. И идти придется другим путем. Хотя проще разругаться с ними и все забросить. И такова русская душа. Мы хорошие люди, умные, талантливые, но почему немец Штольц всего добился, а Обломов так и остался на диване лежать, на мир смотреть и сокрушаться о пропащей жизни?
Сегодня нет никакой цензуры, кроме собственной совести и экономических интересов. И каждый если немного пошевелится и среди спонсоров найдет умных и понимающих, они есть, но если они вложат в Вас деньги и ничего не получится, каково будет ваше самочувствие.
Как говорит мой друг:
- Давай исходить из того, что не продастся ни один экземпляр твоей газеты (книги) и что дальше? Вопить о глупости и пошлости или изменить саму книгу ( газету). Первое проще, второе требует невероятных усилий, но только такой путь продуктивен и точен.
При всех перекосах, недостатках сервера, о которых вы часто говорите здесь все-таки видно какую-то общую картину. Можно попробовать (если Вам это нужно) попасть в рейтинги, если важно только это, можно (не буду говорить как) добиться минимальных результатов, но потешить свое самолюбие. Тут правда, нет равных нашим попсовым певцам, они уже все придумали, но кое-что и тут сгодится. Об этом мы говорили с юными дарованиями, для которых очень важны первые строчки, цифры и погоня за призраками. Но в таком случае не забудьте, что на это уйдет бесценное время, силы, таланты, а их отпущено не безмерно, и мало что прибудет. И вы уж точно оттолкнете от себя того умного и яркого читателя - друга, который Вам необходим. Когда мы отправляемся на тусовку, то вряд ли ищем там каких-то серьезных знакомых и отношений.
Я не верю, что кто-то пришел сюда только ради того, чтобы покрасоваться на первых строчках, а потом уйти в небытие. Хотя, возможно и это имеет какое-то значение для вас. А если издали огромным тиражом и не читают, как труды Ленина или Маркса, но деньги вы при этом получили, этого достаточно?
Смею надеяться на то, что для любого, даже самого циничного из нас, литература в первую очередь средство общения с определенным кругом людей, беседы со своим читателем, которой так не хватает в реальной жизни, если за любимое дело еще и вознаграждение есть, то замечательно. Но общение бесценно.
Мне лично жаль смотреть на блестящих журналисток, которые возглавили экономические журналы, и журналы по медицине, потому что там были вакансии, а литературных журналов в нас нет. И они пытаются что-то сделать, но это тот случай, когда гора рожает мышь, притом, что они не жалуются на свое материальное положение - нормально платят, и уходить некуда, но постепенно начинают тихо ненавидеть то, что делают. Хотя это их выбор. Думаю, что редко кому удается найти ту самую золотую середину именно в творчестве, потому что оно не востребовано в том виде, в том количестве, которое мы можем ему дать. Нам лгали, тайно или явно, когда ставили литературу во главу угла, есть много других интересных вещей, и человек волен выбирать, а если мы мало что предлагаем, и много требуем, что же тогда остается?
И еще одно наблюдение, по-моему, совершенно провальными становятся романы на школьную тему. Собственно они и не могут быть романами - это скорее только повести, потому что масштабы не те, и есть там такие подводные течения, такие столкновения между разными группами, что это уже в лучшем случае публицистика. Ведь не случайно, кроме «Человека в футляре» А.П.Чехова, никто ничего до сих пор так и не смог написать, да и там это скорее горестная пародия на странный и страшный мир школы.
Конечно, похвально стремление человека осветить эту глобальную проблему, но похоже, скорее, на конкретный случай, а не типичный мир романа. Ведь и на производственную тему ничего в свое время не вышло, роман - это больше профессии и области реальной, это панорамы жизни, столкновение разных людей и судеб, и вовсе не так важно, чем человек занимается, важно какой он и как это делает.
Это к вопросу о том, почему не признают и не понимают нас не только те, кто и не должен понимать, но и те, кого хотелось бы видеть среди своих читателей.
И опять же, если мы работали в газете под девизом «Добрые вести в каждый дом», то люди повернулись лицом. Ведь большинству нормальных и думающих людей надоели давно чернуха и порнуха, они хотят почитать добрые истории о таких же славных людях. Когда мой «боевой» знакомый переключил боевик и стал смотреть фильм «Неспящий в Сиетле», а потом достал кассету с фильмом «Семья на прокат», я была искренне потрясена и не поверила. Такой дядя, мастер спорта по всем видам борьбы, и вдруг. И смотрел он эти незамысловатые фильмы с огромным удовольствием. Мы привыкли считать читателя значительно дурнее, чем он есть на самом деле, но он в большинстве своем хочет интересных историй, не о походах по магазинам Ксении Собчак, не о бандитских разборках, а о таких же людях, как и он сам, о том, чего у него давно нет, из-за того, что мы его снабжаем тем, что ( по нашему разумению) он и должен читать и знать. Но это еще одно из заблуждений.
Так и с книгами. Нам надо просто уметь рассказывать свои добрые истории. Я не говорю о сказках, о любовных романах, которые похожи один на другой, как близнецы -братья, но это надо уметь делать, или учиться, не впадая в крайности.
Никогда никто не знает, а если говорят, что знают, то наверняка врут, какой фильм, какая книга станет популярной, читабельной, а какая нет. У каждого писателя есть один почти гениальный роман, а если он написал их 40 -50, уверовав, что все одинаково хорошо, вот тогда трагедия и начинается. И хорошо если издают и читают, а если похоронят? Что делать тогда еще живому творцу?
Никого ни о чем не просить, верить в то, что рукописи не горят и не особенно надеяться на спонсоров.
Никто не спорит с тем, что мы такие умные, эта аксиома не нуждается в доказательстве, а почему бедные? Потому что ставим не на то, не на тех, и при всем при том ждем лежа на диване золотую рыбку, щуку, Якубовича с миллионом, щедрого спонсора, который еще и поверить и оценить должен и рискнуть. Нам - то особенно рисковать нечем, мы только хотим 10 тысяч экземпляров и с каждого свой процент получать.
А если бы золотая рыбка подарила вам не спонсора, а издательство, в котором и поработать самому придется, согласились бы себя любимого издавать, но и всеми побочными делами заниматься, всей суетой?
Если Вы так уверены в своей неотразимости, то, вероятно, стоит попробовать. Но творчество - это не совсем лотерея, в которой совсем уж результат не предсказуем, есть какие-то ориентиры, жаль только, что нам они совсем не известны, да и знать не очень хочется. Но нельзя от них отстраняться и жить в другом измерении.
Вот и пришлось мне, правда немного побыть этаким двуликим Янусом, как человек причастный к изданию с ужасом смотрю на толпу желающую напечататься любой ценой, а как человек пишущий возмущена тем, что этим почти никто не занимается. Молодые и способные в вольном плавании остаются, они ни о чем не подозревают, им хочется только писать и печататься, те, кто хоть одним глазом видел этот процесс, понимает, как это невероятно трудно во всех отношениях. А тут еще и экономика настигает, и финансы душат.
НО что остается? Работать над словом, над формой и содержанием, вопреки всему, а еще необходима удача, только в тот момент, когда она постучится в дверь, мы должны быть готовы встретить ее и броситься в объятия своему, а не чужому издателю. Если все силы будут потрачены на возню, на споры и перепалку, то так все и завершится, не успев начаться.
Есть, конечно, миллионер Пауло Коэльо, но он один на весь мир, и почитайте внимательно, через что ему пришлось пройти, нам и не снилось такое.

(Это небольшой конспект беседы с пожилым очень умным филологом, с которым мы уже говорили о сервере, о моих впечатлениях, о современной литературе и о писателях сегодня вообще).



2

ПАРАДОКСЫ СУДЬБЫ

Странное это понятие - судьба. Недаром в разных религиях и верах она всегда была связанна с какими-то персонажами, часто появлялись богини судьбы. Мы прекрасно знаем Мойр у греков и Мокашь у славян. И эта богиня в женском обличии пряла нить жизни, которая обрывалась в определенный момент.
И понятно, что рано или поздно такое должно было случиться с каждым, но вот в какой момент это происходило, вот что важно, и всегда возникает вопрос, можно ли предотвратить какие-то события, нужно ли предотвращать?
Говорят, что человек ушел слишком рано, но кто определил этот срок, рано или поздно, и как такое вообще возможно знать.
Но если взять за аксиому, что все предопределено еще в момент рождения (глобальные события, и время ухода), то наверняка в середине, в течении жизни есть какие-то варианты. Если представать себе, что и там все ясно и понятно, то жить становится невыносимо. Мы просто должны ждать каких-то роковых исходов, и забыть о жизни.
Я все-таки склонна верить в то, что в жизни нашей, если не дату ухода, то какие-то события имеют варианты.
Мой любимый роман Ричарда Баха «Иллюзии» построен как раз на постижении в ином пространстве разных вариантов судеб двух любящих людей.
Наверное, неблагодарное занятие, определять, что было бы, если бы я пошел не в тот вуз, встретил не того человека, но это до такой степени интересно.
Что было бы, если бы Тезей не встретил Ариадну, и она не полюбила его, не захотела спасти, очень многим рискуя, и понятия не имея о том, что с ней будет в дальнейшем.
Заблудился бы в лабиринте царевич, и съел бы его минотавр, а если бы он его и одолел, то и тогда, наверняка, не смог бы выбраться из лабиринта, рано или поздно все завершилось бы печально, с этим не поспорить. И что же получается, что из всех возможных вариантов, в его судьбе оказался лучший - любовь и спасение. И самое удивительное, что от него то самого ничего в данном случае не зависело. Он не прилагал усилий для того, чтобы оказаться спасенным - это судьба. Печальной оказалась судьба его спасительницы. Ариадна, предавшая близких, была предана любимым и отдана в руки самого веселого и непутевого из Богов - Диониса. Она так и оставалась одинокой и покинутой и оставила этот мир.
 И сразу же возникает вопрос, а есть ли кто-то в этом мире, кто мог бы именно этот вариант для Тезея выбрать?
Чаще всего люди думали о том, что существует разумная сила, которая и руководит нами.
Иногда ее называют высшим разумом, иногда долей, в славянском варианте. Ведь у нас были две богини - Доля и Недоля, если тебе досталась первая, все будет замечательно, она во всем тебе поможет, а если вторая - тогда берегись, чтобы ты не предпринимал - ничего не получится. И казалось, что от самого человека уже ничего зависеть не может. Это судьба.
Конечно, так могут оправдываться лентяи, и разве о черной и белой полосе в жизни мы с вами не ведаем? Всегда, в любом деле человеку необходима удача. Понятие удачи и неудачи и определяет, на мой взгляд, нашу судьбу. Случайно ли или нет, мы встречаем определенного человека, оказываемся в определенной ситуации, и мир меняется в ту или другую сторону. Но при такой встрече очень важно и самому не оказаться равнодушным, глухим и слепым. Так проще, сказать нет, уйти в сторону, а потом сожалеть о несбывшемся. Можно ошибиться, можно что-то важное потерять, но только так и обрести что-то вполне реально.
И самое удивительное из того, что с каждым из нас случается - мы никогда не знаем, что обернется благом, а что злом.
Я всегда думаю о судьбе самого яркого, на мой взгляд, поэта второй половины прошлого века Иосифа Бродского.
Он мог быть инженером или учителем, пишущим стихи. И в тех же самых условиях прожил бы незаметную жизнь в своем Питере, тогда именуемом Ленинградом, дожил бы до старости, никому, кроме узкого круга людей неизвестным и ушел из мира с парой книжек.
Но то, что он был осужден - отвратительный сам по себе факт, перевернул его судьбу в не худшую сторону, как потом выяснилось. Наверное, тюремный опыт для такого, как он - самое ужасное, что из того могло быть. Но это вытолкнуло его в мир, сделало большим поэтом. Вторая половина его жизни оказалась такой яркой и наполненной творчеством, что, вероятно, получил он это за страдания, лишения и гонения, когда достойно их прошел, но все-таки не смог примириться с тем, что там происходило.
Когда показывают его снова и снова в Венеции, рядом с поэтами, читающими стихи, как должны кусать локти все, кто остался учителями и поэтами, пишущими стихи. Именно такие люди, относительно благополучные, потом и становятся самыми яростными завистниками, которые не терпят чужих успехов, вольностей и свободы.
Это судьба. Вероятно, это так и есть. Только почти уверенна, что и сами мы должны оказаться либо в нужном месте в нужное время, или совершать какие-то поступки, часто нелогичные, противоречащие морали в обществе, если это общество тоталитарное или какое иное, не очень удобное для жизни.
Думаю, что очень тесно связанно с пониманием судьбы и знаменитое, написанное еще Ф.И.Тютчевым: «Молчи, скрывайся и таи, и чувства и мечты свои».
Это очень выгодная позиция для любого, только как-то за маской равнодушия или гробового молчания, по-моему, и жизнь проходит. Если мы перестанем быть откровенны, писать, говорить, то, что же останется.
Нужно ли таить чувства? Еще наш гений показал все, что произошло с Татьяной, когда она объяснилась в любви, но если бы этого не случилось, была бы ее судьба иной? Вряд ли, но она стала бы совсем другой у Онегина, любовь прошла бы мимо. Много спорят о том, любил он ее или не любил, но те самые волнения, мимолетные чувства, письмо его к ней, все это бы исчезло. И что осталось бы? Пустота.
И все-таки молчать или говорить, сделать выбор или отстраниться, каждый из нас решает сам, только последствия такого решения не сразу становятся ясными и понятными, и результаты могут принести самые неожиданные. Нам на самом деле не дано угадать, как отзовется наше слово, каким боком обернется наш поступок.
И не удивительно, что больше всего об этом рассуждает в своем знаменитом стихотворении «Письмо римскому другу», Иосиф Бродский, который не мог не задуматься о том, что с ним происходило.
Есть ли какое-то правило для того, кому, где и как суждено быть, жить и умереть? Если бы было, жизнь, вероятно, была бы самой скучной вещью на свете. Но интрига и состоит в том, что ничего и никогда нам не известно:
Здесь лежит купец из Азии. Толковым
Был купцом он - деловит, но незаметен.
Умер быстро: лихорадка. По торговым
Он делам сюда приплыл, а не за этим.

Рядом с ним - легионер, под грубым кварцем.
Он в сражениях империю прославил.
Сколько раз могли убить! А умер старцем.
Даже здесь не существует, Постум, правил.
Только одно становится очевидным, по крайней мере, для меня, в момент, когда реальность невыносима и происходят какие-то скверные вещи, когда ясно ощущается тупик и отчаянье (этот тяжкий грех), готов захватить душу в плен, в тот момент и появляется, тоже неожиданно человек. Говорят, что Бог беседует с нами, посылая нам какого-то человека, хорошего или дурного в зависимости оттого, что должно произойти, и находится выход из положения.
Хочется, конечно, чтобы, как в старой песне, тот кого мы встретим был добрым:
Человек был тише ночи, человек был проще неба,
Только был он добрым очень, никогда жестоким не был.
Но если появится человек совсем другого склада, и этого не стоит отталкивать, он в первую очередь и побудит к какому-то действию. Ярость, зависть, даже ненависть, конечно, мало приятны, но они заставляют действовать вопреки, и за это нужно быть благодарной судьбе.
Недаром самый обаятельный из бесов, Мефистофель, созданные гением Гете, и сообщает миру, что без него он остановился бы и замер, и только он не дает скучать человеку. Конечно, там скрыта ирония невероятная, но в ней есть доза и доля правды.
И если уж зашла речь о том, что неведомо и непредсказуемо, о судьбе, которая бывает доброй матерью и злой мачехой, то очень часто думаю о том, что этот день может оказаться последним. В потоке времени мы не особенно о том думаем, но ведь на самом деле так оно и может оказаться. И очень горько и страшно, если обидел любимых людей, не выполнил обещанного, не расплатился с долгами.
Но если бы представился такой уникальный случай, и вы знали, что это день последний, только единственный, чем бы занялся человек, как бы он его провел?
В жилах славян, вероятно, есть какая-то доля крови викингов, и они, как известно, были отважными воинами, и позорной считалась смерть на соломе, дома, в кругу семьи. Не потому ли когда не было войн на родной земле, лучший из королей Гаральд, зять Ярослава Мудрого, отправился в Британию, на чужую войну, чтобы погибнуть в сражении. Странные выбор на первый взгляд, но для него не могло быть другого пути. Тот, кто еще в юности покорил половину миру, отвоевал свой собственный, и женился на дочери Ярослава Мудрого, он просто не мог умереть как простой смертный. Но так поступали короли.
По-моему очень страшно, если последний день будет окрашен насилием, драками, болью жуткой и поражением, смерть в любом случае - поражение жизни перед небытием. Не потому ли не только философы, но и грозный Валтасар, зная о том, что дни, а то и часы сочтены, предпочитали пиры, а не сражения, если нет надежды на победу. Приятнее получить не боль, а наслаждения, прежде чем покинуть этот мир. Думаю, что у каждого есть священное право самому выбирать свою смерть.
Если говорить о судьбе поэта, творца, то никак не обойтись без двух самых ярких поэтов серебряного века. Баловнем судьбы оставался Александр Блок, слава его при жизни была невероятной, но вот все, что случилось потом, у последней черты - больше похоже на фильм ужасов. Можно говорить о революции, о безумных и пьяных большевиках, которые погубили бы любого, а уж тем более такого поэта. Но все время проигрывавший ему во всем Н.Гумилев (он и не скрывал, что писал и акмеизм придумал вопреки А.Блоку, и все его женщины любили Блока), но вот последний день, легенда именно у него получилась на славу. Он оставил за собой «несравненное право самому выбирать свою смерть.
Я никогда не поверю в то, что он был жертвой их произвола, и так же, как командовал собственным расстрелом, он все время вел игру с ними, такую странную, невероятную, но он заставил изменить собственную судьбу своих палачей, должна была остаться в веках легенда о том, как он погиб. И в тех же обстоятельствах, в том же августе, все произошло только так, как и могло быть у бесстрашного офицера, еще в юности сбежавшего в дикую Африку.
Он должен был в том же августе, когда задохнулся его вечный грозный соперник, красиво погибнуть, высказывая сопротивление всем, кто был по ту сторону.
Невольно вспоминается и расстрел великого испанского поэта. Думаю, что там ситуация была немного иная, там невозможность противиться насилию черных всадников, безликих и безгласных, обреченность, а все потому что все современники пишут о страхе перед смертью, перед насилием, которые испытывал испанец, воспитанный вроде бы на бое быков и прочих дикостях. Это он должен был быть мужественным, но не судьба.
Человеческий страх, вещь совершенно понятная и объяснимая, и она присуща любому, но как хочется быть бесстрашным даже перед лицом самой грозной опасности.
Можно ли в этом изменить собственную судьбу, не от этого ли зависит, как мы примем неизбежное.
Но когда говорят о судьбе России и каждого из нас, о том, чего невозможно изменить, то все время повторяется один сон.
И снова снится мне последний русский император, в Екатеринбурге, вместе с семьей он ждет своего смертного часа. Что можно было им придумать страшнее. Ведь та трагедия, она дика вдвойне, и потому что наши предки убили царя и последнего царевича, а не просто человека. Это оказалась та черта, после которой уже ничего не осталось и ничего не могло оставаться в судьбах и душах наших, и изменились все судьбы в день того расстрела. Пока он еще был жив - оставалась какая-то надежда на то, что Россия не погибла, что все наши судьбы не могут быть изменены настолько. Но как только расстреляли Никлая Александровича Романова, мир рухнул, потому что всем известно, каково жить без царя в голове и главное в душе. Образовалась черная дыра в наших судьбах, которую никогда и ничем больше нельзя заполнить. И самое главное - невозможно представить страдания человека, достаточно мужественного и рассудительного, когда он понял, что будут убиты его жена, его любимые юные дочери и больной мальчик, убиты зверски, только потому, что они были рождены в императорской семье. Больше они ни в чем не были виноваты.
И сравнивая судьбу Иосифа Бродского, который тоже пострадал от этой власти и последнего императора, ясно видно, как она бывает непредсказуема, как неожиданно может повернуться, то одной своей стороной, то другой. Ничто не предвещало беды, когда на свет появился наследник престола, но беда разразилась, ничего хорошего не светило тому, кто был осужден и сослан, но он смог вырваться и гулять по своей Венеции, размышляя о судьбах человека и мира.
Можно себе представить, хотя вряд ли до конца, что испытывали те, кто по разным причинам были приговорены к смертной казни, а потом она заменялась иным наказанием. Наверное, увидевший так близко смерть, стоявший на самом краю, должен был одуматься и изменить свое отношение к миру. Если у него ничего не получалось, то он упускал свой последний шанс.
Когда ты к чему-то упорно стремишься, но не получается, говорят - не судьба. И есть еще одна поговорка о том, что чему быть, того не миновать, наверное, это так, и все-таки хочется думать, что если мы судьбу не выбираем, то можем на нее влиять. И на сколько сильным бывает это влияние. Письмо, телефонный звонок, случайная встреча со старым или новым знакомым, и жизнь резко изменилась, и снова ты влюблен, ждешь телефонного звонка или письма. Но не думаю все-таки, что стоит так уж упорно молчать, скрываться и таить свои чувства, если о них никогда никто не узнает, то станет легче, только нужна ли нам такая легкость?
Каждый день мы стоим на пороге нового, но только в редкие дни что-то меняется в нашей жизни раз и навсегда, и тогда судьба улыбается каждому из нас.
Но есть ли она, или это только образное выражение и случайность?


Рецензии
Добрый день, Любовь!!!
Как стремительно бежит время!
Думаю, Вас уже не волнуют старые проблемы, обозначенные в этой миниатюре, всё прошло.

Вячеслав Вячеславов   30.11.2016 09:49     Заявить о нарушении
Добрый день, Вячеслав!!!
Не совсем так, то что касается творчества и судьбы, то мало что меняется в мире - все-таки есть темы вечные, убедилась, прослушав курс Лекций - какая это гениальная возможность сегодня
Вот здесь, то из-за чего нам приходилось ехать в Питер и столицу, сегодня в открытом доступе, учись не хочу.
http://www.lektorium.tv/lecture/14208

Так я к тому, что они мало чем отличаются от того, что в свое время читали нам, имена авторов некоторых добавлены, и личность лектора забавная, глубокая, интересная, а в остальном все как в юности..

В лекции № 3 у нее там очень хорошо наглядно о классиках, об особенностях их труда и отношения к ним, мы так подробно этого не рассматривали, хотя о писательском творчестве говорили очень много.
Люба

Любовь Сушко   30.11.2016 10:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.