Зарисовочка
Начало весны, и вдруг наставшие холода застали город врасплох. Ждали весны - дождались похолодания. Народ на остановке рядом с "Космосом" переминается с ноги на ногу - холодно. Автобуса нет целую вечность. Рядом с киоском, в котором продают всякую мелочь, в протаявшей луже на асфальте лежит пьяный. Не просто лежит - изо всех сил пытается подняться, одной рукой заботливо прижимая к себе сумку с пустыми бутылками, а другой - безуспешно цепляясь за стенку. Народ на остановке наблюдает.
Зрелище тяжёлое и обременительное для совести; вот какая-то женщина не выдерживает: "Мужчины, что же вы, ну помогите же ему!". Народ переглядывается.
Человек средних лет в форме военного отделяется от толпы и пытается помочь пьяному подняться на ноги. Раз, другой… Бесполезно…Бессмысленный взгляд и разъезжающиеся ноги, полная и откровенная бессознательность. Только руки продолжают как-то автоматически обшаривать пространство и цепляться за всё вокруг в поисках опоры.
Я смотрю на это уже несколько минут. Добровольцу явно нужен помощник, ещё хотя бы один "спасатель", чтобы дотащить горемыку-пьяницу до ближайшей скамейки (это метра четыре) и усадить на неё. Иначе ничего не получится.
Вот какой-то дядька, перешагнув через ногу лежащего, проходит к киоску и покупает сигареты. На его лице - выражение светского любопытства. Я смотрю на пьяного: "Вот ведь придурок, это надо же так было напиться… Пожилой, а глупый…" И - другой, тревожный голос в сознании: "Он почти голой спиной лежит на льду… Он же почки застудит. Его нужно поднять в любом случае, какой бы он сейчас ни был… Почки - это же страшно"…
Среди людей, стоящих вокруг, кажется, никто не подойдёт больше, не поможет. Они лишь наблюдают.
Что же я-то стою? Мы вдвоём с этим вот человеком, который пытается что-то сделать, вполне справимся; мне сейчас нужно просто поддержать пьяного с другой стороны, это не трудно… Но я не двигаюсь с места. Трудно решиться вдруг оказаться в центре внимания этих людей, каждый из которых, возможно, подумает: "Ну-ну, выскочка, строит тут из себя гуманитарную помощь".
Вот и военный, потеряв надежду, бросает незадачливого алкаша лежать, где лежал. Бестолковая рука снова обшаривает стенку, нога в расшнурованном ботинке опять заёрзала по льду. Снова спиной на землю. Не могу этого видеть. Скорее бы автобус подошёл, от стыда подальше.
Автобус действительно вскоре подошёл, наполнился оживлённой толпой и увёз меня от моего позора.
С тех пор прошло достаточно много времени, но до сих пор остановка у "Космоса" одним своим видом напоминает мне о моём малодушии. Что же я так… Мне бы… Да надо бы…
НАДО БЫ.
2003
Свидетельство о публикации №206050900236
Как мы больны, самозначением и позой.
Воображаем в пустоте, мы, - бал.
И мимолелётное внимание чтим - грозным.
Сергий Р 10.05.2006 01:54 Заявить о нарушении