Граждане неба

Граждане неба
Предисловие


Написать эту статью меня побудил недавно прочитанный в Интернете на форуме диалог между двумя братьями христианами разных национальностей, проживающих в разных странах, а ранее живших в одном государстве. Вот небольшая выдержка из этого диспута (имена изменены):

Андрей: «…, десятки тысяч верующих бывшего Союза и миллионы верующих во всем мире вознесли горячие благодарственные молитвы Отцу милосердия в связи с распадом СССР, именно с распадом Союза наступила долгожданная свобода для верующих. А сколько людей благодаря этому обратилось к Богу. Проблема многих верующих в том, что они являются рупором совковой пропаганды в национальном вопросе среди христиан. Их понимание национального вопроса не имеет никакого отношения к Библии - оно порождено имперскими амбициями той страны, в которой они выросли».

Борис:. « …свобода наступила не с распадом страны, а со свержением коммунистического правления, перестройкой, либерализацией, и демократизацией жизни».

Андрей: «..сербы, словаки, хорваты, поляки, украинцы, чехи и русские не хотят больше ходить в "славянскую" церковь (т.е. русскоязычную), а хотят ходить в словацкую, хорватскую и т.д., хотят на своем языке поклоняться Богу ! Украинцы хотят читать украинскую Библию, хотят петь и молиться по-украински! А в чем, собственно, ты видишь грех?"

Борис:. «…грех в том, как это было сделано. Грех во вражде, которую они начали сеять в церкви. Грех в разделении Церкви по национальному признаку. Грех в атрибутике мирских организаций (флаги), грех в разделении (производящие разделение). Грех в нелюбви к братьям. Грех в выборе приверженности плотскому единству (по крови) в ущерб духовному единству христиан".

Андрей: « только вот ослепленным дьяволом империалистам, которым нравятся большие империи, особенно тем, которые не нюхали гонений, этого не понять. Что такое для них спасение душ? Для них важнее сохранение империи. Здесь твое истинное лицо империалиста».

Борис:. «...я не империалист, это первое. Империалистами называют только тех, кто призывает захватывать чужие земли, ну и чей-то капитал попутно. Я же речь веду о сохранении страны, в которой я живу. И о том, что делить ее - плохо. Только и всего. Для меня, разумеется, важнее спасение душ. Тут и сопоставления никакого нету. Это не для меня, а для националистов дела политики ставятся на первое место, в ущерб духовным. Для меня же важно - это мир с Богом, возрастание в Духе, проповедь Евангелия, общение с братьями по вере везде, независимо от национальности».

Андрей: « Бог разделил людей на народы для познания ими Бога (ВАВИЛОН). А посему, никто да не соединяет то, что Бог разъединил".

Борис:. "... да,но, опять же, Бог разделил в то время за конкретный грех. То есть - следствие греха, а не Божье благословение. Следовательно, национальность не является ценностью в глазах Бога. И кроме того, Бог разделил и Бог же соединяет. Соединяет, как сказано в Писании, из двух одно - из евреев и неевреев новый народ, Церковь. Некогда не народ, а ныне народ. И теперь Бог говорит, что нет теперь ни иудея, ни эллина. В Церкви. Поэтому вносящие разделение в Церковь, в Тело - это вражда против Бога, преступление, за которое надо срочно каяться, чтобы не потерять спасение".

Андрей: «Все империи -- это противление Божьему установлению, и мешает познанию Бога».

Борис:. «...нет, ни Христос, ни апостолы ничего не говорили ПРОТИВ империй. С Римской империей они старались жить мирно и именно наличие единой страны помогло распространиться христианству. При мелких националистических государствах, это было бы сделать затруднительно. Против властей Писание также не говорит восставать христианам, или что это противление Богу. (См. тобой же помянутую 13 гл. Рим.). Разделение нарушает единство Духа в союзе мира.В Библии написано, что "НЕТ уже эллина и иудея". И столько сил было потрачено апостолами. чтобы объяснить евреям, что церковь состоит и из евреев, и не евреев, и что надо идти до края земли всем проповедовать о Христе. И церкви всегда были межэтнические, в церкви могли приходить люди любых национальностей. И служба велась на удобном и знакомом всем языке. Для славян, изучавших русский язык, такой язык русский. Проблемы возникают, когда начинают кричать, что мы уходим из церкви, создаем свою, где будем говорить на своем языке. Хотя никто никогда не мешал людям читать, петь, и общаться на любом языке.




Автор: для человека нет большего оскорбления, когда кто-то плохо отзывается о его национальности или народе, к которому он принадлежит.Это все равно, что оскорбили твою семью или твоих родителей, а значит и тебя лично. Как спичка, вспыхивает от огня, так и целый народ или нация вскипает от разжигания национальной вражды и ненависти. Угнетение, неравноправие, порабощение и эксплуатация одного народа другим – всегда в перспективе породит движение за национальное освобождение против угнетателей. В конце 19 в люди создали Интернационал, возглавивший эту борьбу в мире. Среди мыслителей 19 -20 вв. существовало мнение, что наиболее стабильным будет национальное государство, организованное по принципу «одна нация – одно государство». В полной мере это проявилось, когда огромную многонациональную державу СССР, разорвали в конце двадцатого века на части руководители национальных республик, входящих в ее состав, в угоду личных интересов в большей степени, чем в интересах народов. Но и в независимых национальных государствах живут люди из других народов, которые также считают себя коренным населением, хотя и в меньшинстве. И, как не логично, но и в национальном государстве не исчезает национальный вопрос. Опыт переселения или департации национальных меньшинств, каждое в свою автономную область, резервацию, или на пустые незаселенные земли, показал, что они возвращались туда, откуда их вывезли насильственным образом, или покинули эту страну в поисках государства, где их примут.

В то же время федеративные республики, объединяющие множество народов и наций, могут существовать в мире только при абсолютном равноправии политическом, языковом, религиозном и культурном каждого, входящего в союз народа. Этот же принцип действует в любых человеческих обществах и организациях.


ГРАЖДАНЕ НЕБА

   Я родилась в середине 20 века в СССР после 2-ой Мировой войны в прекрасном черноморском городе Одессе на юге Украины, который с момента его создания более 200 лет назад был многонациональным.
   Впервые со словом «национальность», «нация» я столкнулась в пятилетнем возрасте, когда во дворе моего дома, где мы жили, с мамой, папой и бабушкой, кто-то из детей крикнул моему другу по детским играм Янке Комаровскому: «эй, ты, жид, пошел отсюдова, мы не хотим с тобой играться». Ян тогда заплакал и, растирая грязной ладошкой брызнувшие слезы, поплелся домой. Янке стукнуло семь и он осенью собирался идти в школу. Я решила, что он заплакал от обиды, что с ним почему-то не хотят играть дети.
   Значение оскорбительного прозвища я поняла много позже, когда после первого класса меня отправили в пионерлагерь на два месяца. В лагере все было замечательно, весело и очень интересно. Погода стояла прекрасная, мы загорали, купались в море, соревновались во всем, в чем только можно соревноваться. У нас никогда не хватало дневного времени, чтобы просто поговорить друг с другом. Но вот ночью, когда пионервожатый Дима, пожелав нам спокойной ночи, закрывал за собой дверь большой палаты, где нас было человек пятнадцать, а кровати стояли на расстоянии локтя друг от друга, начиналось бурное веселье. Мы вскакивали ногами на свои железные койки на пружинах и начинали подпрыгивать на них к потолку, как на батуте, кидаться подушками друг в друга, кто-то бегал по всем кроватям в догонялки, пока не сваливался на пол, дрыгая ногами, под дружный хохот других девочек, кто-то вытягивался в шпагате на полу, а кто-то становился на «мостик» и предлагал каждому стать на этот мостик сверху. Вволю наигравшись, мы затихали, ложились по кроватям, натягивая простыни до подбородка, чтобы было уютней, и начинались страшные рассказы и истории. С моря доносились вздохи волн и шепот соленого ветра, создавая особую таинственность, свет в лагере давно был погашен и только яркая луна, заглядывавшая в окна, освещала наши лица. Своего жизненного опыта у нас не было, поэтому мы вспоминали страшные истории о войне, услышанные от родителей. И вот тогда, во второй раз, я услышала, как выстрел, слово «жид». Девочка рассказывала, что во время войны немцы охотились на евреев, арестовывали, сгоняли в гетто, а потом убивали, а иногда отвозили в Германию, откуда немцы пришли к нам, и там их живых бросали в газовые печи, а из кожи «жидовской» немцы делали сумочки для своих фрау, а пепел шел на удобрения на поля. Рассказчица, казалось, мало понимала, как нужно относиться к тому, что она поведала семилетним слушателям. Кто-то из девочек тогда спросил: «а за что? Что они такое страшное сделали?», - и тогда последовал ответ, который я тоже запомнила на всю жизнь:"...а ни за что, говорят, что они много врут, не любят работать, ищут, где повыгодней, и воображают о себе много, а сами, папа говорит, Христа продали, гады такие... ”, - девочка весело рассмеялась. Спроси ее тогда, кто такой Христос, она бы не ответила. Большинство слушавших дружно поддержали ее смех. А мне почему-то очень захотелось плакать и я тихонько заплакала, так жалко стало евреев. Ведь Яника и его родителей я хорошо знала: какие они трудолюбивые и добрые люди. И тогда я поняла, как несправедливы бывают дети, повторяющие за родителями всякую чушь и небылицу. Я подумала, что с этим отношениям к евреям, они проживут всю жизнь.
       Позже, я научилась различать по каким-то особым признакам, кто есть кто: кто русский, а кто украинец, еврей, молдаванин, грек, армянин, болгарин, немец. Дети всех перечисленных национальностей учились со мной в одном классе в школе, а потом в институте круг расширился: и к ним добавились вьетнамцы, корейцы, казахи, узбеки, китайцы, белорусы, а позднее и несколько латышей и немцев. Для всех были открыты двери наших университетов, только для евреев и других национальных меньшинств были ограничения при приеме в вузы. Так протекало мое детство и юность в многонациональной семье народов. Бабушка говорила на украинском, а мы все на русском языке. Иногда другая моя бабушка вставляла словечки из еврейского языка, хорошо известные в нашей семье. У моей подруги Гали дома разговаривали на греческом, а вьетнамцы в общежитии, где жили мои друзья студенты, - на родном им вьетнамском языке. Но общим языком для всех был русский и мы все понимали друг друга. В детстве на вопрос:"какой ты национальности?", - я отвечала: "одесситка". Это вызывало добрую улыбку у взрослых, практически, у всех. И никто не настаивал на уточнении, наверно, внутренне соглашаясь со мной.
       Шли годы. Я становилась мудрее и опытнее. И уже меня не удивляло, что евреев презирали, грузин считали ловкачами и торговцами, цыган - ворами и обманщиками, а про молдаван и эскимосов слагались анекдоты. Тогда я поняла, что для некоторых моих соотечественников все-таки существует национальная проблема. Что есть люди, которые больны националистической идеей, граничащей с нацизмом, и тем мешают жить и трудиться людям из других народностей, проживающих с ними на одной территории. Я видела, что эту болезнь некоторые люди маскируют под особый патриотизм, любовь к своей родине, своему отечеству. И хотя чувство патриотизма присуще всем людям независимо от национальности, только нацисты стремятся к экспансии в чужие территории и истреблении других народов в угоду одному. Для обоснования своих действий нацисты объявляют на весь мир о неполноценности порабощаемого народа и отсутствии у такого народа права на жизнь, на самоуправление, свободу и на свои национальные черты.
       Когда я осознала, что весь мир, окружающий меня, и все на земле создано Великим и Всемогущим Богом, когда я поняла, что Бог – это любовь, что Он любит Свое творение, а значит и меня, тогда у меня появился новый стимул в жизни, я решила, что одной мне не постичь и не понять Бога. Я начала искать христианскую церковь и,Слава Богу, я нашла ее.
       Но существует ли национальная проблема в церкви? В чем же на самом деле состоит христианский патриотизм в таком случае? Проблемы появляются тогда, когда национальная идея превосходства одной нации над другой является источником раздоров и не только в политических вопросах, но и глубоко проникает в церковь.
       Кто-то сказал: "Христиане живут каждый в своей стране, но напоминают чужеземцев, ... они проводят всю свою жизнь на земле, будучи Гражданами неба".
       Когда-то на земле был один язык и один народ и, вот, что люди сделали повествует Библия:
«На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню]. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле. (Быт.11гл).
       Прошли тысячелетия, возникло множество разноязычных народов, люди строили и разрушали, кочевали и завоевывали чужие территории, в войнах одни народы покорялись более сильным другим народам, смешивались, люди мигрировали по всей земле в поисках лучшей жизни. Но истины и счастья, так и не могли найти.
       Чтобы помочь человеку познать истину, Бог спустился на землю и воплотился в Богочеловека - Иисуса Христа. Своим Словом, Новым Заветом и подвигом Своей жизни, начиная с победы над искушениями зла и кончая распятием и Воскресением, Он взял грехи каждого из нас и ценой своей жизни искупил нас,чтобы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Он показал людям путь к победе над законами смерти и тления, Он открыл путь в Царство Божие.

Он Сам пришел, увидев наши муки,
Пришел понять, ч т о не дает нам жить,
И почему молчим и опустили руки,
Что сделать, чтобы грех наш искупить.

Родился на Земле и жил среди людей.
И был одним из нас, страдающих и жалких,
Он знал, что человек в плену своих страстей.
И много нас, на плод запретный падких….

Без жертвы не спастись мятущейся душе.
И крест с Распятым - наше избавленье,
Но лишь любовь ко всем, Его любовь уже
Живет, превозмогая боль и униженье.

Один за всех! Все против Одного.
К стыду людей, в Нем Бога не признали.
Но Он воскрес, дыхание Его
Крылатым Духом на земле прозвали.

Бессмертная душа! Христос воскрес!
Его пречистый свет струится к нам с небес.

Церковь, которую создал Христос назвали Его именем. Его подвиг и желание следовать за Ним зажигают сердца уже более 2000 тысяч лет многих и многих поколений людей на планете.
Уроки жизни разных народов, и, особенно, многострадальной еврейской нации, история которой описана на страницах Библии, показывают - только народ, соблюдающий Слово Божье, благословенный. Народ, забывший Бога, несет наказание, вплоть до полного уничтожения, стирания с лица земли, и методы могут быть самыми жестокими. Таковы непреложные условия жизни людей на земле. Так было и с еврейским народом: и вавилонский плен, и рассеяние по всей земле, и Холокост(планомерное уничтожение еврейской нации немецкими фашистами).
       Наша территория - это весь мир. Церковь Христова – это живые души, поверившие и решившие жить так, как написано в Библии: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны».
       Что можно добавить или что убавить, к тому, что хочет Бог от каждого из нас?
Разделять церкви по национальному признаку – это сеять разделение между народами.
       В церкви рядом могут стоять белые и черные, цветные и с желтым цветом кожи, люди из разных стран наши братья и сестры. Голос каждого, независимо от наречия,  вплетается в общий хор голосов, славящих Бога. Это, как разные инструменты одного оркестра, создающего изeмительную музыку. Важно только одно, чтобы они не фальшивили и звучали чисто и гармонично Патриот своей родины, будет любить свою землю,где Бог дал ему родиться, украшать ее садами,цветами, парками, любить своих сограждан, лелеять, молиться за процветание своего государства, и мир на земле, что и делают многие люди.
       Патриот христианин будет любить свою церковь, заботиться об ее росте, о расширении связей с братскими церквами во всем мире, о дружбе и взаимопомощи между членами церкви, и вне ее, о расширении служений церкви людям, о воспитании подрастающего поколения в христианском духе и истине. Чем больше церквей по всему лицу земли, тем большая вероятность мирного сближения народов. И еще один аргумент. Мечтой всех христиан на планете является Царство Божие. Знаете, а ведь, когда мы признаем Бога своим Господином, а себя Его подданными, детьми, наследниками Его нетленного богатства (как Он Сам нас назвал), мы уже имеем Царство Божие. Там, где царит любовь, мир, взаимопомощь, где нет вражды, ненависти, амбиций и гордыни, там - Царство Божие, как в душе, в сердце одного, так и во множестве людей в мире.
       «Люби все другие народы, как свой собственный», - это, как заповедь: «возлюби ближнего, как самого себя»! Люди, поступайте так, как Граждане неба!


Рецензии
Перед тем как решать СЛОЖНЫЕ задачи,
сначала надо научиться решать ПРОСТЫЕ.

Если не можешь поднять 20 килограмм - не хватайся за 200,
если не знаешь арифметики - не нанимайся бухгалтером,
если не умеешь любить свой народ - как сможешь полюбить другие?

Никто ещё не стал святым за один день,
поэтому освящение (отделение всё большей части себя для служения Богу и людям) -
это длительный процесс, а не одномоментный акт.

Сначала нужно стать эгоистом, научиться СЕБЯ любить, в себя инвестировать.
Надо от чего-то отказаться (не убей, не укради...),
и что-то в свою жизнь привнести (в себя посеять).

Затем надо научится любить ОДНОГО человека.
Если получится, то Бог даст детей, и я научусь любить ГРУППУ людей.
Затем Бог научит любить РАЗНЫЕ ГРУППЫ людей (например Родину, которая об тебя ноги трёт),
ну а потом, в самом конце, я научусь любить ВСЕХ людей (с врагами включительно).

Поэтому национализм (как нож) - не плох и не хорош.
Сам по себе он нейтрален: для эгоиста - это шаг вперёд,
а для христианина - это два шага назад.

Именно эту направленность (к Богу, к любви - или от Него) и следует приветствовать или осуждать,
а не само явление национализма, которое всего лишь ступенька в лестнице.
А уж поднимаемся мы по этой лестнице, или катимся вниз - вот это уже зависит только от нас.

Ступенька здесь не виновата.

Стоящих на ней и устремившихся вверх я называю патриотами,
а катящихся вниз - шовинистами.

Подробнее об этом см. здесь (ответ № 38):
http://forum-slovo.ru/index.php?topic=12795.msg615572#msg615572
и здесь: http://stihi.ru/2006/10/18-1213


Вениамин Зорин   20.02.2011 17:46     Заявить о нарушении
Спасибо, что не остались равнодушным к этой теме. Но, что собственно вызвало у вас такое высказывание "Перед тем, как решать СЛОЖНЫЕ задачи,
надо научиться решать ПРОСТЫЕ.Если не можешь поднять 20 килограмм - не хватайся за 200,если не знаешь арифметики - не нанимайся бухгалтером,
если не умеешь любить свой народ - как сможешь полюбить другие?" Я поделилась со своей точкой зрения по национальному вопросу в христианстве. Для меня дорога моя Родина, как, наверно, и Вам ваша, но перед Богом мы все едины

Натюз   23.03.2010 00:36   Заявить о нарушении
Христианин должен любить людей.

Всех людей: независимо от национальности (с врагами включительно).

Согласившийся с этим, устремившийся к этому идеалу может называть себя христианином.

Но это - цель. Так должно быть, но пока что это не так.
Для достижения этой цели надо пройти ещё и ПУТЬ к ней.
Сразу запрыгнуть на небо не удастся: туда надо подниматься по ступеням.

Подобно тому, как школа бывает начальной, средней и высшей
(состоящих в единой системе Министерства Образования)
подобно этому наверное и Церковь должна состоять их поместых, национальных и наднациональных структур, котрые и есть Вселенская церковь.

Я думаю, что для того чтобы «любить все народы, как свой собственный»,
сначала надо научиться любить свой народ (решать простые задачи),
и только потом можно будет говорить о любви к другим народам (решать задачи сложные).

Поэтому научить любить гада-соседа (поднять 20 кг) - это задача поместной церкви,
любить "вражеский" народ (поднять 200 кг) - это задача национальной церкви,
и всё это для того, чтобы в конце концов достичь вершин любви, выполнить задачу
Церкви Вселенской - научить любить всех людей без исключения.

То есть, хотя все эти структуры решают задачи РАЗНОЙ сложности,
но составляют они единое целое, ведут к одной цели - к человеколюбию.
Единственный же критерий, определяющий принадлежность к этому организму
(или чужеродность ему) - это согласие с его Главой: со Христом, с Его словом.

Вот почему я думаю, что национальные церкви - это одна из необходимых ступеней (площадка)
на которой собираются христиане для решения задач средней степени сложности
(там они учатся любить другие народы).

А катиться с этой ступени вниз, или использовать её для рывка вверх -
вот это уже зависит только от людей, которые там собрались.
Ступень (национальная церковь) не виновна в том,
что люди не желают возрастать в любви: это их вина, не её.

Поэтому разделение церквей по национальному признаку -
это не всегда "сеяние разделения между народами"
(здесь я с Вами согласиться не могу).
Это может быть и попытка сблизить народы тоже.

Да, есть национальные церкви, которые подчинилисьгосударству и обслуживают его интересы.
Такие действительно будут сеять вражду и ненависть к инородцам,
но подчинённые Богу всегда будут способствовать миру и взращивать любовь.

Нож не плох и не хорош - всё зависит от намерений его владельца.
Так и церковь: если это сначала церковь - а потом национальная, то она ведёт к свету,
а если национальное в ней доминирует (если слово Божье там вторично) - то она ведёт во тьму.

Нельзя запрещать спирт, спички или автомобили,
ибо не они являются причинами пьянства, пожаров и аварий.
Бороться надо с пьяными водителями, а не с автотранспортом,
с подлостью предстоятелей национальных церквей, а не с самими церквями.

Опять повторю: сам институт национальных церквей нейтрален;
эту структуру можно использовать как для возрастания в любви к другим народам,
так и для разжигания ненависти к ним.

Разруха начинается в головах (впрочем, там же она и заканчивается),
поэтому враг не снаружи - он внутри нас.

Не с формами надо бороться (они могут быть самыми разными, в том числе и национальными), а с их содержанием, которое может быть Христовым - а может и нет.

хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

P.S.

Опять сумбурно высказался...

Опять я не уверен в том, что смог донести до Вас свою главную мысль,
которая заключается в том, что сам факт существования национальных
(равно как и любых других поместных) церквей
нисколько не препятствует возрастать народам в любви друг ко другу.

Вы уж простите меня, многословного,
за неумение говорить коротко и по сути.

Вениамин Зорин   25.03.2010 11:27   Заявить о нарушении
Согласна! Главное, любить других, как себя, независимо от национальности. Спасибо за откровение!

Натюз   26.03.2010 10:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.