Парадный портрет в золоченой раме

Видавшие виды таможенники на канадско-американской границе в Плацбурге вздрогнули. И было отчего. В ответ на стандартный вопрос «Что везете?» крупный русоволосый парень высунулся из канадского джипа и чуть ли не по словам ответил: «Портрет мадам Хиллари Клинтон!».
Машину тут же загнали в гараж, начались утомительные телефонные переговоры с самим Белым домом, длившиеся полдня. Когда они, наконец, успешно закончились, старший иммиграционный офицер сказал восхищенно на прощание:
- Ну, ты, русский, даешь!
Вот уже тому два года, как портрет супруги президента США Билла Клинтона, выполненный канадским живописцем Игорем Бабайловым, украсил один из залов Капитолийского холма. А у художника надежно хранится теплое благодарственное письмо мадам Хиллари, удивительный по сходству портрет которой был написан им заочно к пятидесятилетию первой леди и по заказу очень влиятельного лица.
Игорь Бабайлов считает себя счастливчиком. Во-первых, от сопричастности. Потому что родился рядом с красавицей Волгой, в старинном удмурдском городе Глазове, утопающем весной в ярком серебре плакучих ив по берегам мелеющей реки Чепцы. Здесь, в глубинке громадной России, рождались и могут еще рождаться крупные характеры, прекрасные живописцы, владеющие широким, сильным мазком вдохновенной кисти.
Другая удача Игоря в том, что он воспитывался и вырос в семье Валерия Валерьяновича Бабайлова - профессионального художника, и в советское время продолжавшего работать, развивая традиции русского реализма в живописи и не поддаваясь ни лубку, ни слащавости. Под руководством отца будущая знаменитость получила свои первые серьезные опыты рисования... в три года. Равнялся впоследствии на Игоря и младший брат Владислав, закончивший Кунгурское художественное училище, Строгановку, Ижевский университет, прекрасный резчик по дереву.
Очередная счастливая звезда засияла над Игорем в его тринадцать лет. Ее зажег широко известный тогда детский журнал «Юный художник». Учебный год уже начался, в этом популярном издании было напечатано объявление о наборе в Московскую среднеобразовательную художественную школу при Суриковском институте. Счастливая опечатка! На самом деле это был не «набор», а «добор». По каким-то неизвестным причинам требовался всего лишь один-единственный ученик. Из многих тысяч юных соискателей со всего огромного Союза пройти творческий конкурс и победить на экзаменах удалось только Игорю.
Интернат стал для него школой жизни. Хотя талант у будущей знаменитости был разносторонен, он решил специализироваться в портретной живописи. В учителя себе «назначил» великанов-западноевропейцев Рембрандта и Тициана, из русских - Репина, Крамского, Серова. На побывку в родной Глазов ездил он редко, пропадал в торжественных залах Третьяковки, гонял в холодных электричках, «на перекладных», в Ленинград ради Эрмитажа и Русского музея.
Чем измеряется успех живописца? Количеством персональных выставок и лестных отзывов посетителей? Или числом созданных произведений? А может быть, кошельком заказчика? Не знаю. Всего этого у Игоря и в России было предостаточно. Среди написанных им портретов наиболее знаменита “Natasha” - член семьи Никиты Сергеевича Хрущева из третьего поколения... Наверное, все объясняется просто: слишком много талантливых людей в России, переизбыток. Потому мы и здесь. А может наоборот: наконец-то востребован наш талант...
Десять лет назад, сразу после окончания известной во всем мире Художественной академии Сурикова, с новыми молодыми надеждами Игорь Бабайлов приехал в Канаду. Под сильным впечатлением от увиденного художник за какие-то четыре месяца создает своеобразный шедевр современной живописи под названием «For Gold, God and Glory”.
…По разным причинам предпринимают люди путешествия на край света, но плывут на одном корабле. До десятка и больше персонажей изображено на картине художника, и посвящена она возбуждающему человеческие чувства историческому факту – прибытию Христофора Колумба к неизведанным берегам Америки.
Борт старинного парусника. Команда сгрудилась вокруг командора Христофора... Кто открыт и искренен, а кто более сдержан и скрытен, но свет надежды озаряет лицо каждого.
В своих исторических поисках живописец пользовался сохранившимися письмами сына Колумба, рассказывающего о своем отце. К тому времени было написано немало портретов знаменитого первооткрывателя континента, и все они – разные.
Подолгу засиживался Игорь в архивах и библиотеках, посещал музеи. А натурщиком был сам.
- Я родил моего Колумба из небытия! - восклицает художник, рассказывая о чарующем, колдовском секрете картины. – И все остальные моряки – это чистейший плод моего художественного воображения. Потому что прежде чем придать полотну нечто осязаемое, я позировал себе в зеркале, пробуя мимику того или иного чувства, отражаемую на лицах морских искателей. И свет, оживляющий картину, один. Это постоянный свет моей мастерской. Направленный прямо в лица персонажей, он объединяет всю живописную группу в нечто целое. И руки у всех на картине - мои. В то время я чувствовал, наверное, тоже самое, что давным-давно, пятьсот лет тому назад ощущали колумбовцы.
С этого живописного полотна началась, пожалуй, история русского художника Игоря Бабайлова как североамериканского мастера реалистической кисти. “For Gоld, God and Glory” обошла практически все иллюстрированные художественные журналы Америки. С той поры созданы сотни блестящих по исполнению портретов, хранящихся в частных коллекциях и собраниях. Среди них - пройдемся по названиям - портрет президента банка National of Canada «Аndre Berard», вице-президента телефонной компании Белл «Madame A. Lemire», портрет Лари Глобенжер и «The Golden Jet», запечатлевший знаменитого хоккеиста Боби Халла, «Portrait of a Little Girl», «Семья Демарэй», «Мужчины» –коллективный образ бизнесменов - основателей компании Synergistics Industries Ltd. И наконец, «The WW II Pilot» - портрет, выполненный художником по фотографии боевого летчика сороковых годов, хранящейся в Военном музее в Осло.
Поклонники и поклонницы, выставки, конкурсы, призы, семинары художников, агенты в семидесяти городах мира,свой вэб-сайт http://www.babailov.com и – заказы, десятки заказов…
Успех молодого художника закономерен. Десятки лет назад процветал модернизм. Сокурсники Игоря Бабайлова ударились в искусственно поддерживаемый андеграунд – их работы тогда раскупались на «ура». Но рухнул «нерушимый» Союз и оказалось, что кое-кому творческое подполье в нем было интересно только самим своим наличием. Сегодня многим стало ясно: модернизм устал. Вернее, устал зритель - от кричащих кругов, квадратов и пересекающихся линий. И оказалось, что в мире почти полностью утрачена культура рисунка и умение воплощать на холсте и бумаге живую натуру карандашом и красками.
- Дело доходит до удивительных вещей, - делится своими мыслями художник. – Я преподаю рисунок здесь, в Монреале, порой езжу в Калифорнию. Но вот как-то увидела мои работы по Интернету японская художница Саяка Ямагучи и специально приехала в Монреаль, чтобы взять классические уроки живописи и рисунка. Потому что, по ее словам, в Японии ей практически не у кого учиться.
Теперь в Токио Саяка занята организацией учебной студии для начинающих японских художников. А Игорь только что вернулся из Италии, где по приглашению Флорентийской художественной академии он также преподавал рисунок и искусство портрета и куда он вскоре вновь вернется в качестве профессора. Занят он был всего по три часа в день и, как все русские художники, навсегда очарованный Италией, привез с собой массу наработанных картин и этюдов, насыщенных солнечным светом и свежим воздухом.
Современные искусствоведы в оценке творчества художников-портретистов придерживаются двух диаметрально противоположных точек зрения. Писать нужно непременно с живой натуры, утверждают одни. Другие дают послабление: писать можно и по памяти. У Игоря Бабайлова своя сложившаяся манера в подходе к портрету.
Герой моего очерка, великолепный художник-профессионал живет заказами, у него налаженное производство. Но наряду с портретом президента какой-нибудь знаменитой компании, он рисует и уличного продавца велосипедов, и соседку сверху, и случайного знакомого, отыскивая в этих людях нечто, видимое только ему. А на упреки, что он работает с фотографиями, у него свои аргументы и исторические обоснования:
- Невозможно десятки часов подряд удерживать любого занятого человека в кресле натурщика, - со знанием дела утверждает художник, - как и противоестественно заставлять, скажем, пятилетнего ребенка сидеть неподвижно более двух минут. И нельзя жить в современном обществе, не используя современные технологии. Да, мы знаем: старые художники работали большей частью только с натуры или по памяти, - продолжает мой собеседник. - У меня другая манера. Я провожу в обществе заказчика два-три дня, на репортажные снимки трачу пять-шесть кассет фотопленки, делаю массу карандашных набросков и прошу для начала портрета хотя бы один сеанс. Успех зависит от силы таланта, от умения увидеть нечто, ускользающее от мимолетного, незаинтересованного взгляда. Я уверен: живи Леонардо да Винчи в наше время, он, не задумываясь, воспользовался бы возможностями фотографии и компьютерной техники. Он бы такие спецэффекты изобрел, что куда там «Титанику»!
Смотрю на художника, радуюсь за своего земляка и немного опасаюсь: не споткнулся бы где на долгом и трудном пути, да не сглазил бы кто. Вспоминаю нашего великого писателя Гоголя, тоже художника в своей первой профессии, выпускника Российской академии художеств, вложившего всю силу своих творческих раздумий в замечательную среди его многих, фантастическую и проблемную повесть «Портрет».
В дождливый монреальский декабрьский день Игорь Бабайлов снова уехал в Америку. Там его ждала напряженная работа. Сначала – в штате Джорджия (заказ на портрет женщины-адвоката), затем - в Южной Каролине. В городе Шарлот, в Северной Каролине, у живописца два заказа и еще два поступили из Вашингтона и Бостона...
В 2005 году Игорь триумфально завершил портрет бывшего премьер-министра Канады г-на Малруни. Старшее поколение помнит Малруни. Он сменил Пьера Трюдо – большого друга СССР. Дружба помогала Пьеру выторговывать для Канады особые условия сосуществования со «старшим братом» - USA. А господин Малруни известен тем, что его обвинили в краже 5 миллионов долларов из государственной казны. Нынче обвиняемый благополучно очистился и получил еще 5 миллионов в качестве компенсации за моральные издержки. Презентация поясного портрета размером с батальное полотно состоялась на Капитолийском холме, в канадском парлменте. С этого символического момента началось возвращение бывшего «политического трупа» Малруни в новую политику.
На год позже в нью-йоркском музее секса был выставлен бюст (в буквальном смысле) американского сенатора Хиллари Клинтон, жены бывшего президента США Билла Клинтона – нынешней соискательнцы этого поста. Видимо, неформальный титул ее мужа «отец народов» не дает ей спокойно засыпать и она хотела бы также тяжело работать в Овальном кабинете, чтобы заслужить звание «матери народов». Скульптор Дэниел Эдвард (Daniel Edwards) известен общественности как создатель скульптуры обнаженной Бритни Спирс в натуральную величину, стоящей на четвереньках на медвежьей шкуре в процессе родов.
На этот раз Эдвардс отметил, что постарался запечатлеть возраст и женственность Хиллари. "Я не хотел делать ей подтяжку", - сказал скульптор. По его словам, в его задачу входило "представить ее как женщину", для чего необходимо было "немного обнажить ее грудь".
В скульптуре грудь сенатора(ши) украшена цветочным узором, вокруг глаз миссис Клинтон обозначены морщинки, героиня мягко улыбается "президентской улыбкой".
Что ж, не тонкая ли классическая кисть нашего российского земляка-живописца Игоря Бабайлова подтолкнула модернового американского земляка-скульптора на столь возвышенное творение?

       - - - - -


Рецензии
Владимир! Случайно наткнулась на Ваш отзыв на странице Гелиа. Зашла к Вам на страницу. Прочла "Портрет в золочёной раме". Очень понравился рассказ. Познакомилась с художником Игорем Бабайцевым. Конечно, отличный художник. Но я бы
Хиллари не стала писать, хотя она в своём роде выдающийся политик. Как произведение искусства, портрет, вероятно, хорош. Буду дальше знакомиться с Вашими произведениями по мере возможности. Сама немного рисую и пишу. Сейчас, правда, некоторые проблемы со зрением. С уважением Нина.

Нина Измайлова 2   04.11.2017 14:34     Заявить о нарушении
Благодарствую, Нина!
Нынешняя Хилари - другая. Мы тоже.
Но думаю, в те времена заказ Хилари был весьма значительным для молодого ещё советского художника...

Володя Морган Золотое Перо Руси   06.11.2017 20:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.