Эвтаназия

 Эвтаназия.

 Он был очень необычным человеком. В детстве и юности много читал, но начитанным по-книжному не был - всё пропускал через себя, и плоские и скучные вещи в его изложении вдруг оживали, и становились интересными, объёмными, вкусными. Слушать его было непросто: на тебя изливался поток сознания, и к разговорам с ним надо было внутренне подготовиться - тогда начиналось пиршество ума и духа! С виду невзрачный, с бегающими карими глазками под тёмными очками, одетый во всё чёрное, потрёпанный, но тем не менее аккуратный, он являл собой целый мир - человек-фонтан, человек-оркестр, человек-театр. Он любил выпить, но делал это тихо, даже можно сказать интеллигентно, никогда не терял рассудка и чувства меры и такта. Деликатность его не имела границ. Например, он стеснялся покупать туалетную бумагу: ведь продавщицы – женщины, неудобно как-то… Даже маленьких детей он называл на "вы" - и это звучало без нарочитости, ибо так ему было свойственно.
 Но однажды он не угодил милиционерам: то ли план по сдачи пьяниц они недовыполнили, то ли просто были не в духе, но наш герой попал в числе прочих подвыпивших накануне какого-то весеннего праздника в милицейский УАЗик. Когда открыли двери машины перед отделением милиции, то из битком набитого отсека стали выходить чуть выпившие мужичонки с гвоздичками в руках, - представляете, восемь или десять мужичонков с чахлыми букетиками гвоздичек у каждого! Должно быть, праздник отметили на работе и шли домой - своих женщин поздравлять, а тут их и взяли... Только у одного из них гвоздик не было, у чёрного в тёмных очках - ему некого поздравлять было с праздником, не было у него женщины. Толи постеснялся обременить чью-то жизнь, толи просто не получилось, но он жил один.
 В отделении вновь прибывших быстренько распихали по клеткам-камерам, кого-то родные и близкие нашли и через несколько часов вытащили на свободу, а кого-то милиционеры оставили до утра - чтобы план по арестованным был выполнен, и чтобы остальная часть дежурства никакой работой не омрачалась.
 Только вот один из задержанных так на свободу и не вышел. Его вынесли. И увезли. Потому что он умер. Это был мой знакомый.
 Мне потом по секрету некто поведал, как всё было. Мой герой стал рассказывать сокамерникам историю российских тюрем - ну, к слову пришлось. Все с интересом его слушали. Незаметно к дверям подошёл один из милиционеров, и ему очень не понравилась манера говорить у оратора. Его выволокли из камеры, и потащили в дежурную часть. Тот увидел большое скопление милиционеров, и стал рассказывать им историю советской милиции. Тем это тоже очень не понравилось, и они его стали бить. Валенками. Чтобы следов не оставалось. Они же, милиционеры, знают, как бить. А мой знакомый не выдержал: что-то в нём оборвалось, и он умер. А поскольку он был чуть выпивший, то врачи потом оформили смерть, как сердечный приступ.
 А рассказал мне это один из милиционеров, который там присутствовал. Нет, не бил, а просто присутствовал.
 - "А что я мог сделать? Я ведь всего лишь участковый! Никто! Они бы меня и слушать не стали! А потом бы ещё и начальству донесли... А мне детей своих кормить и растить надо! Куда я ещё подамся?.."

     Рассказ вошёл в книгу "Время ПИ или Музыка ни о чём, записки питерского таксиста"
       Книгу можно приобрести здесь: http://shop.heliconplus.ru/item.php?id=376


Рецензии
Здравствуйте!
Обычно читаю резензии других(чтобы не повториться), но тут столько Вам понаписали:) не осилила, да и мысль моя касалась маленького по сути,но большого и важного вопроса - названия.
Перечитала и миниатюру несколько раз и "попробовала на слух "Эвтаназия" и вот к чему пришла.
Ваше название очень-очень подходит к миниатюре, потому что герой Ваш был никому не нужен (обычный рядовой случай), а потом вдруг стал мешать. Его жизнь была "никчемной и никому недорогой" (это образно!), а по сути - умнейший человек, грамотный. Но он мешал именно своей грамотностью, эрудицией. А когда производят эвтаназию? Чаще всего, когда у близких нет сил или средств бороться за жизнь человека (не рассматриваем случай, когда больной сам не хочет жить - это враки! все хотят жить, но не видят выхода для себя), когда человек становится не нужным, мешающим спокойной жизни обществу.
У Вас очень тонко раскрыт символизм, взаимосвязь между названием и текстом великолепна. Просто после чтения, в самом начале восприятия, кажется, что это банальная ситуация с милицейским произволом, но при анализе...
Спасибо
С уважением

Маргарита Свидерская   30.08.2008 11:00     Заявить о нарушении
Да, вот это рецензия!
Спасибо Вам, Маргарита, за такой подробный анализ - перечитал несколько раз, задумался... Писал-то я по наитию, никаких глобальных планов не вынашивал (писание вообще, на мой взгляд, питается наитием, интуицией, абстрактным восприятием - это потом уже начинаешь рефлексировать, анализировать).
Вы говорите об обычной истории - как не пафосно это звучит, но за каждой обычной историей - человек, его жизнь, единственная и неповторимая.
Недавно нашёл дневник своего прадеда 39-42 года, письма его и к нему последних лет его жизни (он умер в 44-м). Всего несколько "насмешек судьбы" - и его жизнь представляется трагичной, до слёз (блестящий выпускник Политеха в Петербурге, кандидат наук - и прошлась по нему революция, и после гражданской никому его кандидатская уже была не нужна, и перед пенсией ему пришлось заново писать диссертацию - которую он так и не защитил из-за войны; это только так, один штришок).
Есть и ещё один момент: каждая человеческая жизнь уникальна - но сколько убитых СИСТЕМОЙ (неважно, какой системой - не только тоталитарной).
Да, заставили меня же над собственным опусом задуматься! Спасибо Вам большое, Маргарита!
Низкий поклон!
С уважением,
Сергей

Сергей Варсонофьев   30.08.2008 15:10   Заявить о нарушении
Что Вы! Это Вам спасибо!
Маловато текстов, которые читаешь, а только потом, когда тебя зацепило, начинаешь пласт за пластом открывать, думать, анализировать.
Буду рада прочесть еще, вы хорошо маскируете в сюжете такие тонкие, духовные вещи.
С уважением

Маргарита Свидерская   30.08.2008 19:17   Заявить о нарушении
Вгоняете меня в краску, Маргарита...
Но всё равно - спасибо за добрые слова!
Всего доброго!

Сергей Варсонофьев   30.08.2008 19:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.