Ярмарка карьерных амбиций

 Уже давно в Череповецком государственном университете говорилось о том, что надо приближать своих выпускников, в частности, и студентов, в целом, к непредсказуемой стихии современного рынка труда. Быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Было большое количество разговоров «на высоком уровне», встреч, переговоров, взаимных претензий и обид, обоснованных чем-то и ничем необоснованных амбиций. Наконец, поток взаимных упреков иссяк и когда страстно доказывающие неизвестно кому свою правоту стороны остыли, оглянулись вокруг и заглянули внутрь себя, выяснилось – вообще-то они нужны и интересны друг другу. А раз так, необходимо искать какие-то новые и эффективные пути взаимодействия. Кроме того, не забывая и о том, что сам студент в этом диалоге сторон тоже далеко не последнее звено.
 19 мая в ЧГУ впервые в практике его деятельности, если не считать довольно скромный по своим масштабам и привлекаемым силам День карьеры, проведенный в апреле 2005 года, состоялась Ярмарка вакансий для выпускников этого вуза, а также студентов 3 и 4 курсов различных специальностей. С самого начала предполагалось, что это мероприятие будет несколько отличаться от подобных ярмарок, столь часто, к месту и ни к месту, проводимых как у нас в городе, так и далеко за его пределами. Все таки в студенческой среде ситуация с получением рабочего места отличается от «взрослой». С одной стороны выбор у нынешних выпускников вуза может быть огромен. Как говориться, «от Череповца до самых до окраин». С другой, знание о том, где они могут применить получаемые в вузе компетенции, довольно скуден, а уровень квалификации все-таки оставляет желать лучшего. Но если предприятиям не встречаться со своими потенциальными работниками, начиная еще со студенческой скамьи, если не информировать их о том, что может ожидать их в будущем, если еще до начала «карьерного старта» не начинать конкурировать за их будущие умения и сердца, можно через некоторое время оставить свои предприятия без необходимой консистенции молодых талантов, свежей, брызжущей энергией крови, а значит поставить под сомнение свое собственное будущее.
 Именно поиск не таких уж далеких кадровых перспектив, прорывов, может манить и уже манит предприятия в наши вузы. Все идет по принципу: «Кто первый встал, того и тапки». Однако не все работодатели пока это четко понимают. Судя по нашей ярмарке в ЧГУ, особенно близорукостью страдают предприятия малого и среднего бизнеса. Вроде бы есть у них и кадровый голод, и дефицит новых идей, методов, подходов. Но пока разговаривать серьезно с выпускниками они оказались не в состоянии. Ни одно из предприятий этого типа, присутствовавших на ярмарке, не смогло ни представить своей презентации, ни поговорить с массовой аудиторией хотя бы о перспективах собственного бизнеса и в своей потребности в их горячих руках и умах. Отрывались на презентациях и гостевых лекциях исключительно представители больших акционерных и муниципальных предприятий: кадрового центра КУ «Северсталь», «Азота», «Аммофоса», Центра муниципальных информационных и ресурсных технологий и т.п.
 Особенно любопытным нам показалось выступление директора Кадрового центра Корпоративного университета «Северсталь» Светланы Корсаковой. Этот центр не только занимается рекрутингом персонала на предприятия северсталиевского холдинга в Череповце, но и не характерным пока для всех наших кадровых служб анализом рынка труда в нашем городе. В частности, в конце 2005 года Кадровым центром КУ проводился анализ средних зарплат на предприятиях Череповца. До них этим вообще никто не занимался, что в современных рыночных условиях зачастую приводит к тому, что фонд заработной платы в одних случаях оказывается необоснованно завышен, что приводит к повышению себестоимости продукции, а в других необоснованно занижен, что приводит к демотивации персонала и утечке ценных кадров на другие предприятия или даже другие сферы деятельности.
 Светлана и огласила пока «засекреченную» информацию о том, сколько в среднем в городе стоит труд специалистов того или иного профиля. Так, специалисты в технических областях, таких как автоматизация технологических процессов и производств, гидравлические машины, литейное производство, металлургия черных металлов «стоят» 16200 рублей. Производственный мастер (обработка металлов давлением, литейное производство, технология машиностроения) «весит» уже 20500 рублей. При этом лучшие мастера поднимают «потолки» своих зарплат до 30-40 тысяч рублей. «Цена» слесарю – ремонтнику ныне в 12 700 рублей, электромонтеру – 12300. Преувеличены, по- видимому, представления об огромных размерах зарплат представителей сообщества «хай-тек профессионалов». Системный администратор, инженер-программист, специалист по технической поддержке получают «всего-то» 14900 рублей.
 Запомнилось, да и понравилось выступление перед студентами колоритнейшего начальника отдела маркетинга А.Козыря из МЦИРТ. Он поведал собравшимся, например, и о том, что геоинформационные технологии, которыми занимается его центр, в мире используются уже почти во всех сферах деятельности: в армии, в туризме, в супермаркетах и т.п. У нас же по старинке, даже на крупных предприятиях, предпочитают работать на бумаге.
- Вот и наступают «на собственные мины». - по-военному горько пошутил бывший военный. – в то время как у американских рейнджеров всегда для таких случаев имеются специальные мобильные карты.
 В заключении скажем несколько слов и о поведении самих студентов и на ярмарке и по поводу ярмарки. Несмотря на обильные рекламные возлияния и на предупреждения со стороны преподавателей и завкафедр, студенты большого рвения для участия в ярмарке не принимали. Нет, они были, конечно. Но масштабы и эффективность участия могли быть в разы больше. И если бы не героические усилия заместителей по воспитательной работе ИЭИ и ИМиХА Н.В. Дорофеюк и А.К. Кудрявцевой, особенно последней, ярмарка бы, наверное, лишилась своего получившегося приличным масштаба. Ясно, что студентов необходимо «с младых ногтей» приучат к подобным мероприятиям, но обязательно ли их водить туда строем?


Рецензии