Есть ли конкуренты у единоросов?

ПАРТСТРОИТЕЛЬСТВО
Есть ли конкуренты у единоросов?
О «пятой программе», «сценарии раскола» и других средствах борьбы за влияние
До думских выборов 2007 года осталось менее двух лет. Многие участники предыдущих предвыборных кампаний уже сейчас пытаются правильно выстраивать линию поведения. Партия «Родина», в ответ на жесткое обращение с ней на выборах в Мосгордуму, решила подготовить пятый национальный проект «Сбережение нации». Тем самым она желает громко заявить о себе как о самом достойном участнике избирательного процесса. По мнению «родинцев», проект будет в основе их предвыборной программы, которая частично реализуется в Алтайском крае. О своем пятом национальном проекте («Дети России») заявила и «Единая Россия», она предлагает Президенту в ближайшее время озаботиться проблемами детства.
Конечно же, «большое будущее» единоросов зависит от успешной реализации национальных проектов и закона о местном самоуправлении. Каждый неуверенный и плохо подготовленный шаг, как это было с монетизацией льгот, может сильно подпортить репутацию. Аналитики полагают, что именно принятие закона о замене льгот денежными выплатами в некоторых регионах сыграло решающую роль на местных выборах. Бытует и такое мнение, что всему виной череда внутрипартийных раздоров, связанных с неуклюжими попытками нащупать идеологическую платформу: правые и левые потянули партию в разные стороны. Часть левых примкнула к «Родине», а правые высказались о создании новой партии.
В ряде субъектов Федерации единоросы, ратующие за представление главе государства кандидатуры губернатора правящей партией, проиграли выборы. На региональных выборах в Ненецком автономном округе (единоросы проиграли КПРФ), в Амурской области (объединению «Яблока» с Партией Жизни) и во Владимирской (единоросы и коммунисты набрали почти одинаковый процент голосов избирателей) «Единой России» не позавидуешь. Оступились и в студенческом городе Томске, проиграв на муниципальных выборах партии пенсионеров. Здесь, возможно, сработало протестное голосование, мобилизованное этой левой партией.
Конечно, поражения единоросов — «капля в море»: подумаешь, из 18 выборов в региональные законодательные органы «партия власти» потерпела поражение в двух. К тому же ей сразу после окончания выборов удается разбивать ряды оппозиционеров, вербуя их в свои — включая в собственные парламентские фракции. Однако неудачные избирательные кампании — это уже тревожный звонок. Тем более, что в семи из 18 субъектов Федерации «партия власти» набрала менее 30 процентов голосов, например в Ненецком автономном округе (24 процента), Владимирской области (20,5 процента), Амурской (16,2), Рязанской (22,2). Еще две проблемы, на которые стоит обратить внимание правящей партии, — низкая явка избирателей и высокий процент протестного голосования. В ряде регионов на выборы пришло менее половины избирателей (в Тамбовской области — 45,1 процента, Москве — 34,77, Хабаровском крае — 34,5, Тверской области — 34,25). А протестное голосование превысило планку в 15 процентов (в Таймырском автономном округе — 20, во Владимирской области — 17,9, Магаданской — 16).
Заметно активизировались левые партии. КПРФ, несмотря на раскол в своих рядах, на выборах в региональные законодательные органы власти в деcяти регионах из 18 набрала свыше 15 процентов голосов. При этом в 16 субъектах РФ компартия не опускалась ниже третьего места, в ее активе одно первое место, десять — вторых и пять — третьих. Однако партия, на протяжении долгих лет занимающая лидирующие позиции в российском парламенте и ничего не сделавшая для усиления социальной защиты в стране, вряд ли сможет вновь стать первой. «Раздвоение» коммунистов, связи с опальным олигархом, дележка партийной кормушки, заискивание перед властью и неспособность решать социальные проблемы — все это уменьшило число желающих голосовать за эту партию.
Российская партия пенсионеров, аккумулируя протестный электорат, смогла провести своих депутатов в региональные парламенты Иркутской, Тульской, Сахалинской, Амурской, Магаданской, Ивановской областей и Республики Марий Эл. В Магаданской области партия пенсионеров набрала 21 процент голосов избирателей (в самом Магадане — 25, обогнав единоросов), «Единая Россия» — 29 процентов. Правда, высокий результат партии пенсионеров эксперты связывают с фигурой Владимира Буткеева — лидера партсписка, который дважды был депутатом Госдумы РФ и очень популярен в регионе. Ни одна другая партия не смогла предложить своего «раскрученного» лидера.
Сейчас, по мнению экспертов, в результате крупного внутреннего конфликта в руководстве партия пенсионеров теряет шансы на раскрутку. Конфликт развивается по схожему с КПРФ сценарию.
Хуже на левом фланге идут дела у «Родины». На прошедших в 2005 году региональных выборах свыше пяти процентов голосов она набрала только в десяти регионах (ЛДПР — в 15). «Выстрелила» «Родина» только в Воронежской области, заняв второе место с 21 процентом в активе. Успех был обеспечен в регионе — думском избирательном округе Дмитрия Рогозина.
Борьба за бренд, отсутствие четкой экономической программы и слаженной работы в регионах значительно ослабили позиции «Родины». «Подлило масла в огонь» августовское заявление Михаила Ходорковского о поддержке партии «Родина». Многие сторонники партии не поверили в то, что борец с олигархами Дмитрий Рогозин вдруг стал другом «Юкоса». Развеял сомнения гонитель «еврейских олигархов» депутат Госдумы РФ, верный «родинец» Андрей Савельев. Он отметил, что Ходорковский, пройдя путь страданий, уже не олигарх, а заключенный, который со дня на день непременно превратится в общественного деятеля и выскажет много дельных мыслей. Однако такой поворот событий явно не вдохновил избирателей.
После провальных думских выборов 2003 года, где СПС и «Яблоко» ограничились четырьмя процентами, им удалось провести ряд относительно неплохих кампаний. «Яблоко» набрало по пять процентов в Челябинской и Пермской областях и шесть процентов в Свердловской. СПС получил восемь процентов в Прикамье, семь — в Свердловской области и почти 15 процентов в Екатеринбурге. Осенью позапрошлого года СПС прорвался в тульское, иркутское, калужское законодательные собрания, в декабре — в брянское. В прошлом году более успешно выступил в Амурской области, Чечне и, превысив пятипроцентный барьер, вошел в Рязанскую и Ивановскую облдумы.
Союз «Яблока» и СПС, о котором обе стороны неоднократно заявляли в прессе, принес успех только в Москве, объединенные демократы набрали 11,1 процента (на выборах в Госдуму РФ в 2003 году они получили в Москве 18,3) и провели в городскую Думу трех человек. Но вряд ли это можно назвать успехом: в предыдущем созыве у демократов в Мосгордуме было 10 мандатов. На этом фоне более удачным выглядит союз «Яблока» с Партией Жизни Сергея Миронова. На Таймыре он набрал 21,7 процента, уступив 10 процентов единоросам, а в Амурской области — 17,6 процента (первое место).
Причина столь низкого доверия электората к СПС — отсутствие каких-либо новых идей ввиду внутрипартийной борьбы и полуторагодичного отсутствия лидера. Главный спонсор партии Анатолий Чубайс, изрядно вложившийся в бренд СПС, не хотел с ним расставаться (примерно половина региональных организаций партии несамостоятельны и зависят от денег из центра, а целый ряд их созданы на базе местных отделений РАО ЕЭС). По мнению «эспээсников», он сохранял лидерство в партии в ожидании ослабления рычагов управления у власти, в том числе и у единоросов. Тем более что на фоне других оппозиционных партий СПС для руководства страны является более привлекательным союзником. Некоторые члены партии и сейчас надеются, что власть почувствует необходимость иметь под рукой оппозицию, растущую из того же корня, что и она сама.
Однако такие мечты сегодня вряд ли сбудутся. Во-первых, занятые своими собственными проблемами деятели федерального уровня забывают о партийном строительстве в регионах, а местные боссы сдают по дешевке партию олигархам («Родина» — в Томской области, СПС — в Свердловской).
Во-вторых, наиболее перспективных членов других партий единоросы вербуют в свои ряды, предлагая лучшие условия.
В-третьих, конкурирующие партии, используя финансовые инструменты, без труда инициируют раскол в партии, очень похожий на внутрипартийную борьбу. В но вейшей истории нашей страны такие случаи были в КПРФ, что-то близкое к этому происходит в «Родине», партии пенсионеров. Также конфликтная ситуация возникла в связи с претензией бывшего главы российского правительства Михаила Касьянова на лидерство в Демократической партии России.
Все эти факторы плюс популярность региональных элит и участие в выборной гонке уважаемых людей на стороне «партии власти» (в Москве — мэр города Юрий Лужков, в Нижнем Новгороде на ближайших выборах заявлены губернатор Нижнего Новгорода, мэр регионального центра и председатель Законодательного собрания, в Челябинской области — ее губернатор) сводят на нет все попытки оппозиции вести торг с властью. Тем более что региональные лидеры и крупный бизнес понимают, что лучше вести диалог с властью, чем с партиями-временщиками.
P. S. Накануне Нового года прошли выборы в Челябинскую и Чукотскую думы. По предварительным данным, с большим отрывом победу одержала «Единая Россия».
Владимир ШАКИЕВ (обозреватель отдела политики газеты «Республика Башкортостан»).
03.01.06


Рецензии