Старт с площадки роста

РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Старт с «площадки роста»
Выяснение отношений «центр — регионы» уходит на второй план. На первом — активизация отраслей-«локомотивов»

Эпоха латания (и создания) дыр
Разрушение прежней структуры экономики, разрыв хозяйственных связей и освобождение от неконкурентоспособных предприятий происходили на фоне неблагоприятной рыночной конъюнктуры, что еще больше усугубило социально-экономическое положение российских регионов.
Если в промышленно развитых субъектах РФ — Иркутской, Тюменской, Липецкой областях — к середине девяностых объем производства снизился до 47 — 61 процента от объема 1990 года, то в Ивановской области и Хабаровском крае — до 22 — 27 процентов, в Дагестане — до 17 процентов. Больше всех от кризиса пострадали легкая промышленность (объем производства в 1994 году сократился до 26 процентов от дореформенного уровня), машиностроение (до 45 процентов), химия и нефтехимия (до 44 процентов).
В этот период (1991 — 1994 годы) поддержка регионов была сведена к минимуму, политически и экономически ослабленная федеральная власть ничего не могла противопоставить нарастающей экономической обособленности субъектов Федерации. Центр потихоньку устранялся от вмешательства в дела регионов, при этом постоянно перекладывая на них финансовые обязательства. Ситуация в сфере разделения доходных и расходных полномочий между уровнями власти запутывалась.
С середины 90-х годов начинается процесс подписания договоров о разграничении полномочий между федеральными и региональными властями. Некоторые субъекты РФ смогли добиться увеличения собственных налоговых доходов (Татарстан, Башкортостан). Другие регионы договорились с центром о реализации на своей территории федеральных целевых программ (ФЦП). С 1995 по 2000 год 24 региона включились в освоение федеральных инвестиций, в том числе Тверская, Ростовская, Челябинская области, Удмуртия, Якутия — не самые бедные. В то же время один из самых бедных регионов России — Ивановская область с 1997 по 2001 год была включена в перечень поддерживаемых территорий лишь один раз (1997 год — программа «Содействие снижению социальной напряженности на рынке труда»). В 2001 году на финансирование 25 федеральных программ из российского бюджета было запланировано почти три миллиарда рублей. В некоторые субъекты РФ средства выделялись и в рамках ФЦП, и дополнительно на региональное развитие (без принятия ФЦП). В числе таких регионов Адыгея, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Коми. Кроме этого, та же дотируемая Калмыкия, а также Мордовия стали «оффшорными дырками» (низкие налоги по сравнению с другими субъектами РФ) в российском бюджете и казне соседних регионов.
Спрашивается, а насколько эффективно использовали регионы «свалившиеся» на них финансовые ресурсы? Министр регионального развития РФ Владимир Яковлев назвал ФЦП (периода 1994 — 1996 гг.) программами выживания, среди недостатков которых — многочисленность получателей, необязательность всех уровней бюджета по их исполнению, отсутствие ярко выраженных приоритетов в развитии регионов. Так, в рамках программы по развитию островов Курильской гряды (1994 — 2005 гг.) было выполнено только 40 из 153 мероприятий.

Уравняем до нуля?

К 2002 году произошло сворачивание федеральных программ развития регионов. На смену им пришла ФЦП «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов РФ», рассчитанная до 2015 года (из федерального бюджета — более 12 миллиардов рублей), тем самым был взят курс на «выравнивание». Сразу же было обозначено 29 регионов, нуждающихся в господдержке развития объектов инженерной (в том числе Московская, Новосибирская, Тюменская, Иркутская области) и 28 (среди них Ингушетия, Тыва, Марий Эл) — социальной инфраструктуры. Выделено также 26 приграничных регионов (Ленинградская, Челябинская, Калининградская области и др.). По данным МЭРТ РФ, по итогам первого года реализации программы улучшаться положение стало в Алтайском крае, Ивановской области, Чувашии, Мордовии и некоторых других регионах.
Однако не удалось и этой программе избежать участи многих других, до этого реализуемых в регионах. Так, по данным Счетной палаты РФ, в 2003 году около 10 процентов средств, выделенных в регионы на реализацию ФЦП «Сокращение различий в уровне социально-экономического развития регионов РФ», было использовано нецелевым образом. Почти половина этой суммы пришлась на четыре региона: Воронежскую, Иркутскую, Нижегородскую и Тверскую области.
Между тем шло постепенное перераспределение доходных полномочий в пользу федерального центра. С каждым годом у таких экономически мощных регионов, как Башкортостан и Татарстан, оставалось на развитие все меньше и меньше денег. За десятилетие доля налоговых отчислений в федеральный центр увеличилась с 25 до 70 — 75 процентов. Правда, чтобы это не так сильно сказывалось на экономике и социальной сфере, центр выделял средства на развитие (федеральные целевые программы «Социально-экономическое развитие Башкортостана» и «Социально-экономическое развитие Татарстана»). В центре и в некоторых регионах видели только одну сторону этого процесса и возмущались величиной поступающих (в рамках этой программы) средств в многонациональные республики. Например, такую точку зрения высказал на семинаре школы публичной политики в Уфе научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин. По его мнению, деньги в рамках этих программ выделялись необоснованно. Что на это ответить? Обратимся к цифрам. Башкортостан даже при доле налоговых отчислений в федеральный бюджет в 56,8 процента (в 2002 году) уплачивал в казну больше налогов, чем Рязанская область (в три раза — при доле отчислений 62,9 процента), Калмыкия (в 4,4 раза — при доле 88,6), Алтай (в 20,5 раза — при доле 57,7 процента) — об этом сообщал информационный интернет-портал Федеральной налоговой службы.
В целом политика перераспределения доходных полномочий в пользу федерального центра носила дестимулирующий характер. В результате таких действий и улучшения внешнеэкономической конъюнктуры у государства появились огромные финансовые средства (Стабилизационный фонд), которыми оно пока не способно распорядиться в полной мере. По разным оценкам экспертов, только за прошлый год в результате всплеска инфляции Стабфонд потерял от 80 до 110 миллиардов рублей (деньги размещены на беспроцентном счете в Центральном банке России).
По прошествии нескольких лет глава Минрегионразвития Владимир Яковлев признался, что курс на выравнивание субъектов РФ был не совсем оправдан и сейчас нужно сделать ставку на опорные регионы. Одним из последствий «политики выравнивания» стал рост числа дотационных регионов. Познав все удовольствия «трансфертной иглы», регионы перестали в открытую показывать собственный экономический и налоговый потенциал (северокавказские республики), утратили имеющиеся прежде стимулы к развитию. Система контроля опутывалась коррупционными нитями. Действия Кремля не заставили себя долго ждать. Закончилось противостояние федеральной власти и местных элит заменой системы выборов губернаторов. Однако коренной чистки регионального политпространства не произошло, главной по-прежнему оставалась цель — сохранить стабильность как в обществе в целом, так и в отдельных регионах.
В экономическом плане ситуация ухудшилась. С 1995 по 2003 год снизилась внутренняя конкурентоспособность регионов (то есть уменьшилось число субъектов РФ, чей уровень валового регионального продукта выше, чем в среднем по стране, — с 23 до 18), сообщил в Уфе на конференции, посвященной региональному развитию, главный редактор научного журнала «ЭКО» Сергей Казанцев. Разрыв между сильными и слабыми регионами продолжает увеличиваться.

От пустыни «равенства» — к полюсам развития
В июне прошлого года Правительство России окончательно пришло к выводу, что нужно развивать опорные регионы и «полюса роста», тем самым разворачивая масштабную стройку на всей территории страны и вовлекая в процесс производства новые отрасли и регионы. Тогда же в качестве опорных были названы Калининградская область, регионы Северного Кавказа, Сибирь и Дальний Восток. Аналитики из рейтингового агентства «Эксперт РА» к опорным регионам отнесли Башкортостан, Татарстан, Самарскую область, Пермский край и еще ряд регионов. А «полюсами роста» признали Ямало-Ненецкий автономный округ, Новосибирскую область, Хабаровский край, Якутию и другие.
В январе этого года Минрегионразвития РФ одобрило «Стратегию социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года», тем самым закрепляя за республикой статус опорного региона. По словам Премьер-министра Правительства РБ Рафаэля Байдавлетова, приоритетными направлениями развития республики до 2020 года станут модернизация экономики, направленная на повышение ее эффективности и конкурентоспособности, а также увеличение инновационной восприимчивости. Акцент будет сделан на развитие химической и нефтехимической промышленности, АПК, машиностроения и металлообработки, цветной металлургии, транспорта и строительства. В ближайшей перспективе — создание особой технико-внедренческой зоны.
Предполагается, что основой экономического роста станет развитие инфраструктурных отраслей. Так, по словам министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа, уже в этом году на развитие социальной и инженерной инфраструктур Дальнего Востока и Забайкалья будет дополнительно выделено 7,5 миллиарда рублей и еще три миллиарда — на дорожное строительство. Федеральный центр будет помогать развивать в этих регионах несколько ключевых направлений: строительство сети аэропортов, автодорог, магистральных трубопроводов, лесопереработку, рыбную промышленность и туризм. По мнению заместителя департамента науки и промышленной политики Москвы Андрея Ушакова, сейчас главная задача — создавать крупные межрегиональные проекты. Так, совместное строительство Москвой и Читинской областью медеплавильного комбината на Удоканском месторождении дает возможность забайкальскому региону выйти из числа дотационных субъектов РФ. В Бурятии ряд инфраструктурных вопросов, возникающих в процессе организации туристической рекреационной зоны на озере Байкал, будет снят с реализацией программ по развитию энергообеспечения региона (Минпромэнерго РФ и РАО «ЕЭС») и по обеспечению связью (Минсвязи РФ). Губернатор Иркутской области Александр Тишанин считает, что основную роль в развитии опорных регионов сыграет партнерство государства, региональных властей и бизнес-сообщества.

Инкубаторы будущего
Большие надежды руководство страны возлагает на особые экономические зоны. В этом году начали действовать ОЭЗ технико-внедренческого типа в Зеленограде, Томске, Дубне, Санкт-Петербурге и промышленно-производственные — в Елабуге и Липецкой области. Основные их преимущества: устранение бюрократических барьеров, налоговые и таможенные льготы, помощь инвесторам со стороны бюджетов всех уровней в возведении инфраструктуры. По оценкам Минэкономразвития, льготы способны снизить издержки инвесторов почти на 30 процентов. В мире действует около трех тысяч ОЭЗ в 120 странах (в США — около 250 зон внешней торговли, в Великобритании — 30 зон, в Южной Корее — 17 видов ОЭЗ), сообщает Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами. В ближайшее время будут созданы еще два типа ОЭЗ — туристско-рекреационные и портовые.
Таким образом, начинается новый этап борьбы за инвестиционные ресурсы государства. И здесь регионы в первую очередь должны доказать свою привлекательность для вложений. Помимо создания ОЭЗ, в которых роль регионов велика, руководство страны начало обращать внимание не на отдельные территории, а на «площадки роста» (стратегические отрасли в регионах), способные втягивать все новые и новые отрасли. Большое значение будут иметь активность холдингов и их умение сотрудничать с федеральными и региональными властями. Совместные крупные проекты, в первую очередь инфраструктурные, в дальнейшем смогут вытащить из дотационности не один регион, а также позволят дать импульс для развития инновационной сферы. Нынешние наукограды (их 10 — Обнинск, Бийск, Королев, Фрязино и другие) должны превратиться в опорные элементы национальной инновационной системы и обеспечить развитие приоритетных направлений науки, техники и технологий. Цель — поддержание национальной конкурентоспособности в высокотехнологичных отраслях.
Владимир ШАКИЕВ (обозреватель отдела политики газеты «Республика Башкортостан»).
25.04.06


Рецензии