Как спилить зубы акулам капитализма?

ПРАВО
Как спилить зубы «акулам капитализма»?
Охотники за доходными активами не успевают расталкивать друг друга локтями
Девяностые годы прошлого века разучили нас удивляться людям в масках с автоматами, врывающимися на заводы и фабрики. Ежедневно телевизор, газеты, радио сообщали о захвате собственности. Привлекательных объектов было множество. Несовершенство законодательства без особых трудностей позволяло имуществу кочевать от одного хозяина к другому. Постепенно активы аккумулировались в одних руках, происходило формирование крупных промышленных групп (вертикально–интегрированных компаний), нацеленных на получение прибыли. Казалось бы, все идет к формированию цивилизованного рынка. Однако постепенно обнажились правовые пробелы, этим умело воспользовались рейдеры (захватчики чужой собственности).
Новый этап перераспределения собственности
После операции «Юкос» Президент России Владимир Путин дал открыто понять, что передела собственности не будет и крупные компании вряд ли поменяют своих хозяев, разве что по взаимному согласию и в пользу государства. С этих пор власти попытались все сделать, чтобы не испортить рейтинг нашей страны. Пришло понимание: нужно защищать частную собственность, систематическое перераспределение которой подчеркивает экономическую нестабильность, отталкивает инвесторов. Задумались об имидже регионов и отраслей. Недружественные поглощения подрывают основы рыночного хозяйствования (неприкосновенность частной собственности), неудел оказываются работники предприятий (зачастую, рейдеры на месте промышленных объектов организуют торговые точки, сдают в аренду площади), а прибыльное производство уходит в небытие.
В прошлом году на федеральном уровне произошло более 60 корпоративных конфликтов, связанных с недружественными поглощениями. Сумма капитала, вовлеченного в такого рода разборки, составляет около 10 миллиардов долларов (почти половина приходится на Москву). Всего в России по фактам корпоративных захватов в прошлом году возбуждено 346 уголовных дел.
Сейчас активность рейдеров в столице пошла на спад. Рейдерское движение направилось в регионы: сначала в Ярославль, Иваново, Смоленск, сейчас отголоски этого явления можно наблюдать в Сибири. В марте 2006 года произошло сразу две попытки силового захвата: ОАО «Ангарскцемент» (крупнейшее предприятие Иркутской области в своей отрасли), складов новосибирской компании «Сибпластком» (управляет розничной сетью магазинов — бренд «Посуда–Центр»). В Санкт–Петербурге атакам рейдеров подверглись компании, расположившиеся на Невском проспекте (магазин «Дары моря», ресторан «Петербургский уголок» и многие другие). Прокуратура северной столицы возбудила уголовные дела по факту захвата Фрунзенского плодовоовощного комбината, завода «Измерон», попытке овладения головной организацией Сосновоборского проектно–изыскательского института ВНИИПИЭТ (крупнейший исследовательский центр в области атомной энергетики в России). В Башкортостане попытка захватить предприятия топливно–энергетического комплекса предпринималась в преддверии президентских выборов 2003 года, когда один из кандидатов попытался воспользоваться нестабильностью российского законодательства и с помощью федеральных структур заполучить «лакомый кусочек». Однако в итоге он не стал ни руководителем региона, ни овладел нефтянкой. В дальнейшем им было проведено несколько рейдерских атак в разных уголках нашей страны.
Наиболее активными и крупными рейдерами в России считают Сулеймана Керимова (в его активе успешные набеги на Ингосстрах, Орско–Халиловский металлургический комбинат, Главмостстрой, торговый центр «Смоленский пассаж») , Алексей Кузьмичев (SUN Interbrew, Западно–Сибирский металлургический комбинат, ТД «Смирновъ», «Мегафон»), Павел Свирский (завод «Красный котельщик», Кропоткинский и Лабинский масложировые заводы, СМАРТС).
Берегись, рейдер идет!
Специалисты предупреждают: захватчик клюнет, если ваш бизнес стал прибыльным, вы получили инвестиции или стали известны. Схемы силового захвата включают методы «черного пиара», неправомерный арест пакета ценных бумаг на основе исков миноритарных акционеров (имеющих 1 — 2 или чуть больше процентов акций), административное давление со стороны чиновников и представителей судебных органов (в том числе множества проверок и исков), силовой захват предприятия, угрозы в адрес его руководства. Расходы на такую многоходовую комбинацию достигают до 30 процентов от стоимости захватываемого объекта. Поэтому рейдеры не останавливаются ни перед чем. Одному директору предприятия даже в качестве «страшилки» прислали гроб. Потом на основании справки из ЗАГСа сделали заключение о его смерти и выбрали нового начальника (письменно запротоколировали).
Как обезопасить себя от захвата предприятия? Юрист ООО «Столичный аудитор» Вера Нефедова предлагает совершить несколько предупредительных процедур. Во–первых, нужно наладить связь с судебными органами, что сразу же узнать о наложении ареста на имущество или запрета на распоряжение им. Во–вторых, договориться с держателем реестра акций о сообщении информации по движению акций. В–третьих, на внеочередном собрании акционеров внести изменения в устав: установить срок полномочий исполнительного органа пять лет, повысить процент голосов, необходимый для принятия решения на собрании (допустим 75 процентов). В–четвертых, сформировать кредиторскую задолженность в балансе из своих кредиторов. Можно начать контратаку (начать скупать акции рейдерского предприятия). Такой же точки зрения придерживается многие специалисты в области корпоративных захватов.
Однако без вмешательства государства победить рейдерство, как явление, не удастся. Председатель президиума коллегии адвокатов «Джон Тайнер и партнеры» Валерий Тутыхин считает, что типичный корпоративный захват в России пронизан коррупционными сетями. Еще на стадии подготовки силовой акции агрессор выкупает налоговое дело в ФНС, получает через регистратора или по другим каналом реестр акционеров, заручается поддержкой властных и силовых структур. Потом добивается вынесения решения суда в свою пользу (обычно отдаленных от места событий регионов) и при полном попустительстве милиции с группой боевиков отбивает у хозяина объект собственности. Обнаглевшие рейдеры зачастую посягают на государственную собственность. По словам главы департамента имущества Москвы Владимира Силкина, в столице насчитывается около 20 — 30 помещений, ранее принадлежавших правительству Москвы, которые перешли в руки недружественных структур. Пик захвата городской собственности пришелся на период реформирования службы регистрации (конец 2004 — начало 2005 года). Как ни странно, административная реформа, призванная сократить число коррупционеров, сыграла на руку мошенникам.
Куда же смотрит власть?
К сожалению, именно власть, может быть, даже неожиданно для себя, дала сигнал для подъема рейдерского движения в начале 2000–х гг. Сначала была популяризирована тема «нового раздела собственности», потом стала выстраиваться вертикаль власти (выборная должность главы региона была заменена на назначаемую). Реформа госустройства ослабило позиции регионального руководства. Ставленники федерального центра попали под «двойной огонь». С одной стороны, им нужно стало построить гармоничные отношения с местной элитой (политики, бизнесмены), с другой — в регионы нагрянули столичные гастролеры–рейдеры, имеющие далеко идущие связи в Москве.
Однако на фоне расширения госучастия в экономике (возврат лоно государства крупных российских компаний) и построения новой модели управления территориями определенные подвижки стали происходить в законодательной сфере. Вступивший в силу в конце 2002 года очередной закон о банкротстве снизил популярность процедуры признания предприятия несостоятельным с целью его захвата. По данным Высшего арбитражного суда РФ (ВАС РФ), в 2002 году в арбитражные суды поступило 106500 заявлений о признании должника банкротом, а в 2003 году — 14277.
Среди последних новаций (еще не прошедших процедуру утверждения) — предложения Совета по конкурентоспособности при Правительстве России (ликвидация формы собственности — ЗАО, а также решение о рассмотрении конфликтов собственников только в судах общей юрисдикции и только по месту регистрации). Таким образом, с введением этой новеллы собственников предприятий не застанет врасплох решение суда из далекого региона (решение райсуда Краснодарского края по иску к «Вымпелкому», Рязанского райсуда к Лукойлу). Сейчас в нашей стране 2500 судов и отследить все их решения физически нереально, так что атаку рейдера владелец бизнеса может прозевать запросто.
Директор депарламента Федеральной налоговой службы Сергей Дуканов считает, что заявление о продаже доли в уставном капитале должен предосталять не руководитель продаваемой компании, а продавец (нужно внести изменения в закон о государственной регистрации). Глава Минэкономразвития Герман Греф предлагает обязать компании приглашать на учредительное собрание, где принимается решение о смене руководства или о переходе долей, нотариуса или регистратора. Председатель думского комитета по собственности Виктор Плескачевский находит в каждом предложении подводные камни. По его мнению, одно из них может привести к увеличению числа чиновников (инициатива Грефа), а другое — вплоть до возмещения государством ущерба, причиненного недобросовестными покупателями (новация налоговиков). К тому же, предложение ФНС ничто иное, как палка о двух концах. Оно открывает новые горизонты перед недобросовестными продавцами, которые могут уклониться от регистрации (продаваемого имущества) и покупателям придется через суд возмещать свои деньги.
Пока суд да дело, ВАС РФ предлагает судебным органам обращать внимание на сделки с имуществом по заниженной стоимости, на его частую перепродажу за короткий срок, на факты сокрытия информации.
По серьезному стали относиться к борьбе с рейдерами и в регионах. В Москве и Санкт–Петербурге созданы специальные комиссии при правительстве города. В Центральном федеральном округе начала работать группа по предотвращению захватов предприятий под руководством полпреда округа Георгия Полтавченко. В Сибири власти ограничиваются осуждением рейдеров и разговорами о необходимости обмена информацией обо всех случаях силового захвата.
Московский комитет по экономической безопасности задействует в работе систему оперативной поддержки (режим он–лайн). В состав антикризисных региональных штабов входят сотрудники налоговых и правоохранительных органов, учреждений юстиции. Одна из функций штаба — мониторинг и сбор информации о профессиональных рейдерах и разработка их предполагаемого маршрута. Почти по такой же схеме действуют и в городе на Неве. В дополнение к этому в Москве совсем недавно мэр города запретил перепрофилировать промышленные объекты под офисы, тем самым сделав захваченное имущество нереализуемым.
В Башкортостане, как отметил на недавнем деловом форуме в Уфе глава администрации Президента РБ Радий Хабиров, руководство региона не вмешивается в гражданско–правовую сферу. Под пристальное внимание администрации Президента и Правительства республики попадают лишь те случаи, которые могут повлечь за собой социальные последствия. Одна рейдерская группа неоднократно пыталась заполучить Баймакский машиностроительный завод, но у нее ничего не вышло. Опыт защиты от рейдерских атак свидетельствует: в республике чаще удавалось успешно противостоять рейдерским атакм, нежели отдавать имущество. В целом, не только в Башкортостане, но и в России сложилось устойчивое сообщество (Правительство, судебные органы, общественные организации, арбитражные управляющие), способное противостоять захвату предприятий.
Владимир ШАКИЕВ (обозреватель отдела политики газеты «Республика Башкортостан»).
Пока готовился материал была предпринята попытка самарской (рейдерской) компанией захватить крупнейшее башкирское строительное объединение, однако из этого ничего не вышло.


Рецензии
спасибо..а как от бороться с повышением жилищно-коммунальных тарифов? которые растут быстрее доллара и цен на нефть?

Игорь Богданов 2   07.02.2010 18:34     Заявить о нарушении
Наши тарифы ЖКХ рассчитаны на обеспеченных граждан, также как и цена на бензин (она такая же, как в США).
Согласно экономической теории, расслоение населения больше в странах, имеющих высокие темпы экономического роста, особенно в тех, где рост происходит за счет сырьевой составляющей. Возможно, и распределение доходов было бы равномернее если бы не коррупционная паутина, опутавшая всю экономику. За те деньги, на которые построили МКАД можно было построить 3 такие дороги. Разгоняют инфляцию и рост цены деньги, взятые у другой части населения (бедной) - в виде казнокрадства, получения взяток, надувания спекулятивных пузырей. За каждым кризисом стоит определенная группа людей, которая владеет информацией и принимает грамотные решения (основной игрок на рынке государственных ценных бумаг - Центробанк накануне августовского кризиса 1998 года скинул почти все эти бумаги, доходность которых оценивалась в 180% годовых и заработал на этом сотни миллиардов рублей, а остальные купили бумаги, выплата по которым почти сразу заблокировалась, а они превратились в фантики). Центробанк в июне 1998 г. их продавал по дешевке, доходность по которым обещалась сказочная, а как их накупили, признал их обанкротившимися. Это подобно раздаче денег и женских аксессуаров в цирке Воландом, только Воланд их бесплатно раздавал, а Центробанк за деньги.
В июне 2004 г. небольшая паника в банковском секторе привела к тому, что государство поглотило ГУТА-БАНК и на его основе создало банк ВТБ-24. В мае 2008 года один из акционеров ГАЗПРОМА скинул чуть ли не миллиардный пакет акций газового гиганта (пока цена на акции не стала падать), а в октябре 2008 г. приобрел такой же пакет акций в 2,5 раза дешевле (сейчас этот пакет акций подорожал где-то на 70%). Воздух купил, воздух продал. На деньги от продажи воздуха можно приобрести хоть недвижимость, хоть транспорт.
В 1990-х гг. шло накопление богатство, перераспределение, сейчас его закрепление и не расщепление, остальных просят удалиться, их время не пришло и не придет никогда, свободных активов нет., также как и вакантных мест у руля управления государство. Покупайте их, у нас же рынок и все давно приватизировано.
Политика нашего государства сделать всех равных в нищете (3% богатых и 97% нищих), а чем население меньше, тем лучше, так богатство делить можно на меньшее количество участников и средний уровень жизни соответственно выше (что национальный доход или валовой внутренний продукт делить на 140 миллионов человек, а что 100, разница есть). Властеимущие заняты сами собой, лучше взять, что легко дается (нефть без труда можно продать за рубеж и "срубить" неплохие "бабки", нежели корячиться и получить небольшой барыш, переработав нефть в бензин).
А как Вы оцените шутку Кудрина: какая инфляция, ведь цены на алмазы падают?
Спасибо, Игорь за рецензию. С уважением, Владимир.

Владимир Шакиев   08.02.2010 08:58   Заявить о нарушении
вот вы все любомудрствуете...

Игорь Богданов 2   13.02.2010 19:25   Заявить о нарушении
Это экономика, Игорь. Конкретных рецептов не бывает. Каждый организм индивидуален. Нет универсального лекарства, которое подходит всем. "Что хорошо русскому, то для немца - смерть", - так выражался один персонажей из киноленты "Брат". С уважением, Владимир. Истина рождается в споре, путем рассуждений.

Владимир Шакиев   14.02.2010 17:56   Заявить о нарушении