Кирилл и Мефодий

Как мы уже сказали, в 862 году в Моравию императором Михаилом посланы два брата Константин и Мефодий, которым история приписывает составление знаменитых алфавитов кириллицы и глаголицы, а так же перевод на славянский язык Библии и богослужебных книг.

О Кирилле и Мефодии нам известно достаточно. Родились они в греческом городе Солунь. Мефодий был старшим братом в семье, Константин (Кирилл - его монашеское имя) был седьмым, младшим братом в семье. Их отец был военный чиновник.

Константин с малых лет отличался большими способностями и учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего патриарха Константинопольского. За свой ум и выдающиеся познания Константин получил прозвание Философа.

Они имели, по-видимому, большие связи в столице и могли рассчитывать на светскую карьеру; но Мефодий ушел с должности правителя одной славянской области в монастырь Олимп (Малая Азия).

Кирилл участвовал в посольстве Фотия к арабам Багдадского халифата, по случаю обмена пленных, при чем явился превосходным полемистом с мусульманскими учеными богословами. Когда в 858 г. Фотий сделался патриархом, Кирилл, вероятно, по его почину, стал во главе миссии к хазарам 860, куда отправился и Мефодий.

Что это была за миссия? Известно, что доминирующей религией Хазарского каганата был иудаизм, к тому моменту прочно закрепивший свои позиции более чем столетним существованием, но часть хазар исповедывала христианство, а часть ислам.

Часть подданных хазарского кагана попросили миссионеров для подкрепления в вере некоторых слоев симпатизировавших христиаству. Скорее всего, это были подданные кагана, жившие на берегах Кубани. Вот что они сказали императору: "С одной стороны Сарацины, с другой Евреи хотят обратить нас в свою веру, просим у Вас мужа сведущего в книгах…"

Итак, Кирилл и Мефодий путешествовали к Хазарам-черкесам (которых некоторые историки считают предшественниками казаков). Хотя надо отдать должное, что братья не преминули использовать возможность проповедовать самому кагану. В результате этого было крещено 200 человек, и хотя сам каган не принял Христа, он разрешил проповедовать кубанским хазарам. Что привело к созданию епархии.

На пути, во время остановки в Херсонесе (Корсунь) Таврическом (Крым), Кирилл открыл останки Климента, папы римского (I - II века), умершего, как думали тогда, здесь в ссылке.

Но самой главной находкой братьев в Корсуни, было Евангелие и Псалтирь на русском языке. То, что византийские историки называли языком русским, на деле был древний болгарский язык, практически полностью легший в основу кириллицы.

Откуда они взялись? Мы уже говорили о первых готских епархиях в Крыму еще в 4-ом веке. Сегодня мы уже никогда не узнаем имен тех людей которые сделали перевод Евангелия и Псалтиря, но факт, что эти люди были и это были не Кирилл и Мефодий неоспоримый.

Но воспользоваться этими переводами и завершить начатое неизвестными людьми великое дело просвещения славян надлежало именно братьям.

В 862 г. пришли к императору послы от моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке.

Кирилл и Мефодий в 863 г. отправились в Моравию. Здесь они проработали более 3 лет; обращали язычников, утверждали в вере и нравственности уже верующих, обучали славянской грамоте, переводили богослужебные части Священного Писания и главнейшие церковные чинопоследования, и всем этим, а особенно своей славянской церковной службой, вызывали неудовольствие латинско-немецкого духовенства, тем более опасное для Моравии, что Людовик Немецкий возобновил войну против нее.

Немецкие епископы восстали против святых братьев, утверждая, что Богослужение может совершаться лишь на одном из трех языков: еврейском, греческом или латинском. Святой Константин отвечал им: "Вы признаёте лишь три языка, достойных того, чтобы славить на них Бога. Но Давид вопиет: Пойте Господеви вся земля, хвалите Господа вси языци, всякое дыхание да хвалит Господа! И в Святом Евангелии сказано: Шедше научите вся языки..".

Братья решили возвратиться на родину и - для закрепления в Моравии своего дела - взять с собой некоторых из учеников-мораван для посвящения в иерархические чины.

В конце 866 г. Болгария удалила свою греко-византийскую иерархию и призвала новую латинскую из Рима. Поэтому братьям пришлось задержаться в Венеции. Там в 867 г. им пришлось вновь диспутировать на тему "трехязыковой ереси", в результате чего они вынуждены были направиться в Рим, прихватив с собой мощи Климента.

Узнав о том, что святые братья несут с собой святые мощи, папа Адриан II с клиром вышел им навстречу. Братья были встречены с почетом, папа Римский утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке.

Находясь в Риме, Константин заболел и, как говорит его житие, получил видение о своей близкой смерти. Перед смертью он принял монашеский сан с именем Кирилл. Через некоторое время Кирилл умер. Это случилось 14 февраля 869 года, когда Кириллу было 42 года.

После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии

Мефодий продолжал евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу, а также одного из польских князей.

В последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг.

Скончался апостол славян 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет.

И хотя существуют некоторые различия в оценке их деятельности разными историческими школами, нужно признать, что это были настоящие миссионеры, которые по значимости своих дел и свершений не уступали первым апостолам Христа.

Чего стоит хотя бы рассказ о хазарской миссии. Руководитель научно-исследовательского центра Ассоциации христианских церквей Владислав Бачинин в своей книге "Византизм и евангелизм" пишет, что "красноречие и обширные знания помогли ему одержать победу и добиться расположения кагана, который разрешил создать христианскую епархию в Тмуторокани и обещал не преследовать христиан". Хотя это тема для отдельной статьи, коротко замечу, что в настоящем миссионере мы видим наряду с верой и дерзновением, умение правильно и вовремя говорить, а так же хорошую образованность.


Рецензии