Объяснение к С днем рождения, Шлема

Уважаемый, Шлема. Поскольку Вы были запутаны и введены в заблуждение посланным мною ранее письмом, постольку я считаю своим долгом исправить эту ситуацию. Ведь нет ничего более обидного, чем непонятый или не до конца расшифрованный подарок. Весь текст разбит на смысловые абзацы. Из этой же логики я буду выстраивать свое объяснение.

Абзац первый
Вводит читателя в странное состояние, которое можно именовать, как: «где-то я это уже читал». С первых же предложений становится понятным, что рассказ ведется от первого лица. Вторым лицом (но далеко не последним) в этом рассказе становится некий Чужак. Причем это не его имя, а отношение повествователя к своему спутнику. Стоит подчеркнуть, что сам автор в первом абзаце не делает особого различия между первым лицом и вторым. С чем это связано? Закономерный вопрос, на который можно ответить так: это связано с тем, что Чужака нет. Однако в ходе рассказа становится понятно, что чужак все-таки есть и поэтому надо искать другой ответ, на поставленный выше вопрос. Обратимся ко второму абзацу (может, там мы найдем ответ).

Абзац второй
Мало того, что в этом абзаце нет ответа - в нем нет ничего. Даже память героя куда-то исчезла. Только голая пустыня. И еще одно упоминание чужака. Зачем нужен второй абзац? Видимо для того, что бы сгустить краски, нагнать атмосферу опустошения. Вполне забавное ощущение, когда вокруг и внутри пустота… сродни медитации. Итак, восприняв второй абзац как самобытный, чем-то связанный с первым и, возможно, со всеми последующими, мы переходим к рассмотрению абзаца третьего.

Третий абзац
Описание ситуации. Медленно текущие мысли (странно, что они вообще есть) – эти двое уже три недели идут по пустыне. Странно все это. Я бы вот не смог три недели идти по пустыне. А если бы и смог, то уверен, что после первой недели в моем мозгу прекратились бы всякие химические процессы. Эта подозрительная фраза о наличие мыслей приводит нас к заключению, что происходящее нереально, что это не часть биографии и даже не попытка воссоздать реальные события. В третьем абзаце упоминается что-то еще, но об этом и говорить не хочется, тем более после того, как мы поймали автора на откровенной лжи.

Абзац четвертый
Что бы описать происходящее в четвертом абзаце, все-таки придется вернуться к третьему (как бы мне этого не хотелось – все еще кипят эмоции по поводу обманутых ожиданий). Дело в том, что в абзаце, предшествующем четвертому упоминается о некоем прошлом, в котором была вода, в котором была жизнь. Четвертый абзац подводит наивного читателя к мысли о том, что воды-то больше нет. Это же надо, какая чушь! Воды нет. Да вода покрывает почти всю Землю, а они – воды нет. Стоп, там же сказано, что воды нет во фляге… ну, тогда приношу свои извинения автору и продолжу объясняться перед Шлемой. Еще в четвертом абзаце делается ироничный намек на будущее. Однако о будущем далее.




Абзац четвертый после первого
В этом абзаце происходит невероятное: автор символически представляет читателю компас, у которого есть только одна стрелка, указывающая на север. Север означает будущее. А юг (прошлое) забывается и исчезает. Герой в этом импровизированном компасе играет роль стержня, который связывает нас с реальностью. Чужак как раз и есть та стрелка, что смотрит на север (в будущее). Очень важный абзац. Значение его нельзя недооценить.

Шестой абзац
В этой части повествования мы все еще не видим причины, по которой автор не делает характерных отличий между героем и чужаком. Зато в этом абзаце есть не менее интересный момент – смены дня на ночь. Какой контраст, какие чувства… Ночь всегда пугала человека своей таинственностью, но эта ночь в пустыне вводит в дикий ужас. Почему так происходит? Ведь прохлада должна радовать, уставших от жары путников, но нет – этого не происходит. Возможно, автор хотел показать, что герой и чужак боятся не холода и не луны, а смерти. Именно смерть, по преданиям многих народов – это существо из тьмы и холода. Умирать герою нельзя. Их путь еще не завершен.

Седьмой (волшебный) абзац
Во-первых, объясню, почему этот абзац волшебный. Да потому, что мы наблюдаем магический ритуал. Перевоплощение из образа дня в образ ночи, копание жертвенной ямы и создание энергетического поля, посредством соединения (без гомосексуальных намеков, пожалуйста) двух тел. Этот магический ритуал использовался еще древними инками, хотя современными инками он использоваться не мог – умерли они.

Адекватный переход от волшебного седьмого - гипнотический восьмой абзац
Сон. Сон в пустыне, женщина-собака, опасный. Конечно, их защищает энергополе, о котором идет речь выше, однако эта защита только снаружи. От миражей, навеянных песчаным миром им не избавиться. В этом абзаце мы снова начинаем сомневаться в реальности чужака, который взял и заснул, и ничего ему не приснилось, он даже не храпел. В отличие от чужака, герою снится сон. Типичный для сумасшедшего парня, гуляющего по пустыне в течение нескольких недель, сон. Между прочим, во сне фигура чужака, за которой он гонится (по дедушке Зигмунду) означает то, что он видит в чужаке своего отца (своего прямого конкурента, поскольку отец любовник его матери). Стоит отметить, что автор уже давно забил на мнение Зиги, поэтому в данном тексте ловить психоаналитические смыслы бесполезно!

Абзац девятый
Пробуждение… обычно с просыпанием связано начало чего-то нового, не обязательно приятного и все же… В этой истории с пробуждением ничего не изменилось, даже ритуал преображения с повязыванием на голову рубашек не принес ожидаемой ясности. Ценители Сигизмунда могут ликовать – герой абсолютно погряз в своем бессознательном. Девятый абзац еще сильнее утверждает нас во мнении, что чужака нет. Однако…

Первый юбилей – десятый абзац!
…однако тут-то мы и понимаем, что дело вовсе не в иллюзорности чужака, а в потере чувства реальности самим героем. Значит, чужак есть и это факт! А вот реальность начинает уплывать. И, о ужас, путники умирают… Юбилейный абзац и смерть… как-то не сочетается. Видимо автору это то же не понравилось, и он продолжил рассказ одиннадцатым абзацем.

11 абз.
Очень символично! Очень сильно! Ночь, которая ранее олицетворяла собой смерть, возвращает к жизни обоих героев. Привычный ритуал, перевоплощения и рытья жертвенной ямы не получился. Читатель ждет смерти героев. Ан нет! Какие-то руки, кого-то достали. Подробнее об этом в следующих абзацах. Здесь же хотелось напомнить читателю, что мы пытаемся найти ответ на вопрос «почему автор делает героя и чужака такими похожими»? Пока ответ мы не нашли, зато увидели много других интересных моментов. Заглядывая вперед, сообщу, что ответ все-таки будет найден, но все должно идти своим чередом.

АБзац дВенадцатый
В этом абзаце появляются первые признаки реальности. Герой и чужак относятся к окружающему миру с недоверием. Оно понятно: еще недавно оба готовы были умереть. С точки зрения всего рассказа этот момент переломный. Два путника либо перешли в иное состояние, либо очутились в ином мире. Весьма сложно понять. Однако продолжим следить за ходом событий.

Чертова дюжина
Недавно мы не могли разобраться с характерами двух людей, как вдруг на страницах произведения появляются совсем другие личности. Хотя нет, личностями их назвать трудно. Просто толпа людей. И все же. Этот отвлекающий маневр, как нам кажется, автор сделал, что бы дать себе и читателю пару минут на отдых от постоянного поиска ответа, на обозначенный ранее вопрос. Очень важно отметить появление еды и питья. Резюмируем: новый мир, новые люди, источник жизни – похоже, автор стремился создать очень позитивный образ происходящего.

Четырнадцатый абзац
Вот оно! Автор просто издевается над читателем. Вместо того, что бы описать-таки характер чужака, он берет и соединяет его образ, образ героя и толпы в одно целое. Это целое без прошлого и без имени куда-то идет по пустыне. Единственное, что знает человеческая масса – надо идти. Бред какой-то. Вы только представьте себе кучу людей, которые понятия не имеют, кто они такие и что с ними было, но зато они вполне уверены в том, что им надо куда-то идти, причем всем вместе. Может пункт их назначения станет понятен к концу рассказа, а если нет? Если нет, то я лично начищу автору морду, за такие литературные выкрутасы…

Кабздец – уже пятнадцатый абзац
Караван пустыни. Настоящее племя «идущих вместе». Все организовано, хотя предводителя нет. Прослеживается четкая дифференциация по половозрастному признаку. Замкнутое само-на-себя общество. Герой воспринимает чужака и всех окружающих как свою родню. Все это очень странно. Возникает ощущение, что они идут по пустыне уже очень долго… не месяцы, а годы… Посмотрим в следующий абзац, может там найдется разумное объяснение этой абсурдной ситуации?

Жестьнадцатый абзац
Действительно, должны были пройти годы для того, что бы огромное количество людей смогло забыть кто они такие. Наверное, только герой задается вопросом о своем происхождении. Но все безрезультатно. Да и интересы уже изменились – любовь, семья… еще раз повторюсь – прошли годы… Но ведь автор, негодяй, ничего не упоминает о прошедших десятилетиях. Почему? Да все просто и очевидно! Потому что этот рассказ, хоть и отдаленно, но все же, напоминает очень известную историю. Историю о том, как Моисей водил сорок лет евреев по пустыне. Вот оно! Вот ответ на все вопросы: этот рассказ о двух евреях идущих по пустыне. Видимо они заблудились в пустыне, а потом нашлись с основной массой беглецов. За годы хождения они потеряли память. Все стало на свои места… Только остается вопрос: «А где сам Моисей»?

Семь (опять волшебство) надцатый абзац! Заключительный!
А вот и Моисей, точнее человек с именем М. Он вещает перед входом в прекрасную долину, где путники смогут жить и радоваться жизни. Но что это? Автор либо сволочь, либо антисемит – это вовсе не евреи. Оратор говорит о кока-коле (не воспринимать как продукт - плейсмент), о Лас-Вегасе. Что за чертовщина? Ведь все уже было понятно. Причем здесь это? Озадаченный читатель (в лице Шлемы) чешет кучерявый волос на задней части головы и растерянно оз
ирается по сторонам: «Что это»?
Вот именно на этот и другие вопросы, возникающие в ходе чтения рассказа, я дам ответ.
1. Два человека, идущие по пустыне – это два человека, идущие по пустыне. Они ничем не отличаются, потому что им не надо отличаться. Их ведь только двое.
2. Толпа людей, шагающих по Неваде – люди, которые скрываются от кредиторов. Они то же ничем не отличаются (а зачем им это? они же в бегах)
3. Кока-кола… ну ладно, раскусили – это действительно продукт плейсмент :)
4. Связь с историей из библии – для того, что бы история была узнаваемой, а продукт плейсмент - незаметным :)


Рецензии