Время свито в кольцо

 моему сыну...


 Я приехал в больницу к отцу. У отца инсульт. После двух инфарктов. Но держится молодцом, шутит, непривычно кривя набок рот. Взял меня за руку, ладонь морщинистая, теплая и сухая – старческая. Мне неловко смотреть, отворачиваюсь к окну, за окном петербуржская осень. Давно ли, каких-то тридцать лет назад казалось, ничего нет в мире сильнее этой руки, а теперь боюсь пожать ее чуть крепче. Сажусь на подоконник у изголовья кровати, закурить бы, но вспоминаю: больница, в палате не курят. Ну тогда просто посидим, помолчим. Мы никогда не были близки, всю дорогу молчим сколько себя помню, верно, вялый я собеседник. Это сейчас, а прежде он месяцами пропадал в командировках: то на Байконуре, то в Капустином Яру, я рос без отца, спрашивается, о чем говорить? О погоде? Рядом мать – только от врача – сразу рассказывает, что выяснила, какие прогнозы. Я смотрю на нее, рассеянно слушаю, вновь замечаю, как она постарела, сдала, давно уж нет той молодой, сильной женщины, способной вмиг решить неразрешимые проблемы. И любит меня не так как раньше, по-другому, меньше что ли, все внимание отцу, понятно – мы уже давно живем раздельно. У меня свои дела, работа, у них свои, маленькие, так я иногда думаю. Но мы – одна семья: я, мать, отец и мой восьмилетний сын.
 - Был у Миши?
 - Был.
 - Ну, как он? Как в школе?
 - Нормально.
 - Деньги отдал?
 - Отдал.
 - Сколько?
 - Столько, - я развожу руки, показывая, сколько.
 - Идиот, - сокрушается мать, - ты можешь серьезно, клоун? Ведь ты клоун.

 Согласен. Я - клоун.
   
         ***

 Это уже прошло, слава Богу, то невыносимо тяжелое время, когда я смотрел на сына, как в последний раз, стараясь запомнить его улыбку, его смех, восторг - папа, папа! Папа приехал! - и он мчался ко мне в зеленой кофточке, семенил быстро-быстро счастливый ребенок, весь открытый миру, опасно открытый, маленький, беззащитный, а я стоял у машины, ждал его, раскинув руки, и сердце сжималось от жалости и тоски. Такая хрупкая жизнь, чистая и хрупкая - хрусталь, полная до краев наивной радостью его жизнь - капля, а значит, моя, крошечная, невесомая, драгоценная моя жизнь.

 Я всегда должен быть рядом, вдруг что случится. Кто укроет его слабого, распахнутого настежь, кто кроме меня? Эти две клуши - мать и бабка? Не смешите меня, не смешно! Что они смогут, случись что? А вдруг пожар или мальчишки пристанут, начнут мучить, или заболеет, или урод-извращенец притаился в кустах и ждет, сволочь? Но на это мне только кивают в ответ, как бы соглашаясь, а сами смеются в душе, и даже отец, его дед, говорит, я просто удивляюсь, что болезненная моя любовь приняла, дескать, гипертрофированные, опасные формы, и это - дед, родная кровь, не поверю. Как в тот раз, когда мы гуляли в Парке Победы по аллеям, и бежит собака - огромный дог, ну просто лошадь, а Миша отстал - что-то нашел в траве, и все спокойно идут себе, хорошо я заметил, бросился с криком наперерез, поскольку с собой ничего, пластиковая бутылка лимонада 0,7 - только и остается кричать, но орал так, что дога снесло в аккуратно подстриженные кусты то ли криком моим, то ли ветром. Хозяин потом сердился, крутил у виска - себе покрути! Кто знает, что у нее в голове? Мне тот случай долго припоминали, когда мы уже развелись по причине моей якобы маниакальной подозрительности и некоторой тяги к алкоголю, с чем до сих пор не согласен в унылые часы трезвости. Ох, сыночек, кровинка моя - ласковое солнышко. Кто я без тебя? - птица с перебитым крылом. Хорошо лететь птице?

 А так все начиналось красиво и романтично, с чеховской какой-то прозрачной печалью: валялся утром в простынях буквально мертвый, омертвевший, в жуткой депрессии, вызванной тяжелым похмельем, и пришла она, светлая и чистая, ангел, и принесла апельсин, то есть совокупность полярных величин, где с одной стороны я - грязный, опухший и вонючий - это темная сторона, а с другой апельсин - оранжевое солнце. Теперь-то ясно, что это был не столько цитрус, сколько ключ, отворивший мою истерзанную раздумьями и ожиданием душу, но тогда я просто съел его без вопросов, как царевна яблоко в известном произведении гения. Царевна заснула на триста лет в хрустальном гробу, мне не довелось, что-то не сложилось, видно фрукт не тот или я - не царевна (последнее неоспоримо), однако никогда не прощу себе эту слабость, тем более, кислятина страшная, но поглотил, а как откажешь? Все поглотил, и апельсин, и ее саму, ангела, хоть был и не в форме, забыл, дурень, старую истину избитую в веках о данайцах дары приносящих. Ночи любви пронеслись и что осталось? Очень мало чего: не считая внезапной беременности, обязательства перед многочисленными хмурыми родственниками, смотрящими тревожно исподлобья, папу помню скупого на слова, маму, братьев и сестер, детей-племянников – и все как-то тревожно смотрят, с немым укором, семейное, что ли? Можно было, конечно, плюнуть мысленно, развернуться и уйти в даль по хрустящему снегу, что мне свойственно, и чтобы солнце светило в спину, но жизнь, та, не родившаяся еще, данная мною кому-то, кого не знаю, таинственная и драгоценная, перед которой отступают все амбиции, раздумья о выгоде, логика и здравый смысл, та жизнь держала меня крепче хмурых взглядов и возможной опасности алиментов, хотя какие алименты - смех один. Вот взять, к примеру, дельфина или кенгуру. Получишь с них алименты, даже если догонишь? Так и с меня, как с дельфина – полкило рыбы, копейки не в счет.

 Потом ярким пятном на сером холсте – рождение сына, и тещу не пустили к доченьке-ангелу, чему она безмерно удивлялась и даже пыталась драться с охраной, а я спокойно прошел на правах отца и видел кричащий рот в белом кульке, стоял и смотрел безмолвно, ощущая необратимые изменения своей природы; а вернувшись домой уснул и мне приснился сын уже большой, незнакомый, будто мы гуляем в лесу, в сосновом бору, собираем грибы, тихо так вокруг, светло и чисто, и он идет с лукошком и все заглядывает мне в лицо снизу вверх, а я смотрю вперед и вдруг вижу огромного медведя или льва, жуткого косматого монстра, готового прыгнуть. Я пытаюсь спрятать сына за дерево, укрыть его как-то, но он стоит открыто, совсем не боится. И вот зверь прыгает, и я неожиданно наотмашь бью в его морду тяжелым топором, волшебно появившемся в руке. Он падает с хрипом на какие-то корни, пробует отползти, но я настигаю его и снова бью жестоко, не помня себя, в голову, в шею бью-бью-бью острым топором похожим на секиру в кровавое месиво, а сын тянет меня за одежду, хочет оттащить, и я просыпаюсь.

 Вечерами, лежа на полу, на дубовом паркете в нашем уютном доме, где теперь только дым и пепел моих сигарет, я думал, жизнь, наконец, состоялась. Чего тебе еще надо, лопух? Радуйся, меняй памперсы, плати за свет, жарь котлеты. Тебе был нужен смысл? – вот он бегает на кривых ножках, нарезает круги, визжа, как хрюшка, от удовольствия. Можно потрогать рукой - Сенека бы умер от зависти. Так и жили б мы с Мишей: гуляли, играли, смеялись, он бы рос у меня на глазах под защитой, а я учил бы его всему, что знаю, если б не теща–ведьма и ее неумелая, боязливая дочь – моя супруга, дай Бог им обеим здоровья и долгих лет, и вообще всему их семейному клану-мафии, в котором я поневоле оказался не пришей к звезде рукав. Теща буквально переехала к нам в связи с полной неспособностью дочери к каким-либо самостоятельным действиям. Квартира большая, не жалко, но этот неусыпный контроль: туда не ходи, здесь не кури, там не сори, и потом, у меня работа, тяжелые будни: днем сплю, ночью думаю, размышляю, сопоставляю, снова сплю, а тут крики, плач, шаги в коридоре – не жизнь, а каторга, не знаю, что у других, мне нужен покой, свежий воздух, как кенгуру. Шаг за шагом отодвигали они меня одинокого, скромного, в дальний угол. Теща брала внука к себе: сначала на день, я отвозил–привозил, потом на два, потом на три, потом супруга пошла работать ввиду моего якобы невыносимо склочного характера и постоянного пьянства, о чем искренне сожалею и всегда это подчеркиваю при редких встречах, а мне говорят, чтобы я подтерся своим сожалением и бездарными рассказами заодно, а я на это тихо возражаю, что сожаления будет достаточно, ибо рассказы могут еще принести кому-то пользу, на что слышу в ответ только глупый злорадный смех. Что делать, что делать, нет пророка в своем отечестве, как известно, и Вечность рассудит нас, расставит все по своим местам, где-то я уже что-то такое писал, помню, но вот что странно: когда я предложил Мише конфеты шоколадные и он отказался, а я спросил, почему, и он ответил, потому что мне тебя жалко, папа, и замолчал, а я все допытывался откуда жалость, отчего да зачем – я вдруг вспомнил отца. Как молния поразила меня яркая картина моего детства: вот я, ребенок, вхожу к ним в спальню. Отец сидит за столом, на столе осциллограф – металлическая коробка с круглым экраном, на экране хаотично движутся зеленые черточки. Я протягиваю отцу сломанную игрушку, он роется в деревянном ящике с инструментом (который теперь у меня), пытаясь найти в этом хламе среди разноцветных проводов какой-то шуруп или болт, а я смотрю то на него, то на этот убогий ящик и внезапно сердце мое пронзает беспричинная жалость. Какой он старый, одинокий, жалкий, отживший свое, бесполезный, бедный мой папа. В его жизни уже больше ничего не будет, как жаль – так думал я – восьмилетний сын своего молодого отца.

 Время свито в кольцо, как поется в песне давно умершего автора. Жив я, жив еще мой отец, жив, слава Богу, мой сын – его внук, и тот деревянный ящик перейдет к нему по наследству. Мы так похожи – я и Миша. Смотрю на него и вижу себя, ну прямо вылитый я: те же руки, ноги, глаза, все мое, даже в строении фраз что-то общее, моя кровь, одним словом, природа, не вытравить ее клану-мафии. Нет в нем только удушающего цинизма. Пока. Все впереди, все впереди. Пройдут годы и верю: когда-нибудь его малолетний сын, в свою очередь, откажется от шоколадных конфет из жалости к отцу – моему сыну, которого неожиданно, я удивляюсь, непривычно, трепетно люблю.


Рецензии
Ну вот, Денис, этот рассказ очень ярко характеризует ваше писательское кредо - и другие рассказы тоже очень похожи на этот.
Вы хорошо умеете художественно или около-художественно, ярко и выпукло, жизненно, излить желчь. И это - все, что вам нужно от вашей способности к письму.
Как заметила некая Веруня по поводу другого рассказа: "Замечательно написано на разрыв". Ну, может для Веруни и эстетов иже с ней с этого сайта, "на разрыв" - это все что нужно, чтобы было замечательно, но не для литературы. Не писал ни Чехов, ни Цвейг, ни Сомерсет Моэм, ни О'Генри рассказов "на разрыв". Не писали "на разрыв" и Набоков с Буниным. Во всех ваших рассказах совершенно явно фигурируете лично вы любимый, ваше психо-эмоциональное состояние, ваша боль и переживания. И, хотя это и будет неприятно вам, отдает-таки откровениями алкоголика - претензии тещи и жены ведь не совсем безосновательны, правда? Но самое главное - какова затронутая в рассказе проблематика? Сама по себе жизненная история чем интересна читателю? Чему он научится, о чем задумается, где в чем-то просветлеет после такого рассказа? На скамейке с друзьями-алкашами он не подобное разве слышит о неудавшейся их жизни? Ну, может быть, на скамейке будет не так художественно-выпукло-ярко-на разрыв. Этот рассказ напоминает то, что люди писали в постах вконтакте 20 лет назад. Ярко, на разрыв. Свои переживания. В моих рассказах историй обо мне самом - 5%, не больше. Хоти они почти все написаны от первого лица. Нет, Денис, у писательства должен быть иной смысл, чем просто излить душу. А способности к писательству у вас хорошие. Понимаю, что критика моя очень строга. Прошу не расстраиваться и не обижаться.

Максим Эрштейн   16.11.2025 00:13     Заявить о нарушении
Ну так этот "рассказ" и написан 20 лет назад, когда люди писали посты в контакте, что легко установить по дате публикации. Насколько я знаю, вы тогда вообще не писали, только, возможно, читали, что, может быть, сохраняло ваше душевное состояние сбалансированным, более снисходительным и терпеливым. И событий из моей личной жизни в нем не думаю, что больше 5%, хоть, как вы говорите о своих рассказах, и написан он от первого лица. Уже не впервые вы предполагаете меня героем моего текста. Здесь, в многочисленных отзывах, я уже объяснял это неоднократно самым разным читателям, которых вы с безосновательным, на мой взгляд, для вас высокомерием называете "эстетами иже с ней с этого сайта", и уже устал объяснять. Многие из них не более эстеты, чем вы или я. Ввиду вышесказанного ваши размышления о справедливых претензиях тещи и жены, об откровениях алкоголика пропущу, лично я не пью алкоголь уже лет 30, скажу только вкратце, что специально эту тему не педалировал, просто так получилось в процессе письма, так меня текст повел, что со мной часто бывает, показалось мне тогда, что так будет более выигрышно - "на разрыв", как вы справедливо заметили). И снова потянулись сентенции, длинные периоды о задачах Литературы, о проблематике рассказа, что читатель непременно должен задуматься и чему-нибудь научится, и просветлеть, и, видимо, воспарить и лететь на прозрачных крыльях знания в счастливую даль. И более не возвращаться. В отличие от вас, Максим, я на Литературу не претендую. Я хоть и пожилой человек, но сохраняю пока необходимую для этого ясность рассудка, поэтому сложные решения задач Литературы, проблематику рассказа вам придется найти у Сомерсета Моэма, Пришвина, Проспера Мориме, О'Генри и прочих сопоставимых авторов. Для меня более чем достаточно разрыва. Мне уже, скажу откровенно, и разрыв тяжело потянуть. Жизнь течёт, мне много лет. Я изменился.
Никаких обид, старина. Это не критика. Это попытка вставить в мою голову свои мозги. Полагаю, чем меньше я буду думать о смысле писательства, о задачах Литературы, тем лучше буду писать.

Денис Плотников   16.11.2025 04:12   Заявить о нарушении
Так что же вы хотели вызвать у читателей этим рассказом, для чего он? И я не слишком верю вам, что это не про вас. Не верю и полагаю, что, так же, как и рассказ "Зависть" - это на 90% про вас. Но вот "Зависть" мне в целом понравился, и я понимаю, для чего он, что он дает читателю. А вот этот рассказ - мне сложно представить, что он не про вас, что он был написан по мотивам чьих-то откровений или ваших наблюдений, или что вы придумали все это - зачем? Ведь в целом все отношения между персонажами в этом рассказе, все ситуации - обычны, типичны, банальны. Придумывают что-то такое эдакое. Ну предположим, что ваша цель - пронзительные, образные, художественные описания душевных движений, отношений - типа как у Бунина или Набокова. Просто богатство видения, чувствования, восприятия, ассоциативного мышления, как у этих двоих. Ну ладно. Может быть для этого этот рассказ. Ну ок. Но тогда нужно намного художественнее. Намного.

Максим Эрштейн   16.11.2025 05:12   Заявить о нарушении
Ну я уже вам ответил, куда-то делся мой ответ. Или сайт тупит или я. Все это, конечно, про меня, но этих событий, что вы прочли, в реальности не было. Точнее, были частично, схожие, очень незначительной частью, 5%, я писал, ну, может, 10, я не мерил с безменом. В любом случае, 90% рассказа фантазии моей головы. Пардон за математику)

Денис Плотников   16.11.2025 05:29   Заявить о нарушении
А зависть 100% фантазия. Этих событий в реальности вообще не было

Денис Плотников   16.11.2025 05:31   Заявить о нарушении
Но могло бы быть, правильно? Это не фантазия в том смысле, что вы вели бы себя именно так в подобных ситуациях.
Этих событий не было, но они могли бы с вами быть. Так? Т.е. это потенциально про вас. Если так, то мне все ясно.
В моих рассказах все тоже в точности именно так - потенциально они во многом про меня, хотя со мной и не было в реальности такого.
Тогда мне все понятно, просто нас с вами волнуют в жизни совершенно разные вещи. Мне бы и в голову не пришло писать рассказ о том, как человек бесится от того, что неправильно и бездарно запомнил строку из Бунина. А вам пришло - значит вы думали об этом, вас это волновало. Это про вас-таки,
хотя с вами и не было. А вообще все это интересно. Интересно вдруг увидеть, о чем люди могут фантазировать. Это дико мне, ново. Мои рассказы-фантазии в основном о необычных людях, в основном о "посторонних" по Камю, о порывах совести, поступках, стремлениях. Тоже много из этого потенциально обо мне.
Вы дали мне некоторые идеи этой перепиской. Не ожидал. Благодарю.

Максим Эрштейн   16.11.2025 05:50   Заявить о нарушении
Да бога ради. Не за что

Денис Плотников   16.11.2025 05:52   Заявить о нарушении
Он не бездарно запомнил строку из Бунина. Он забыл её, и бездарно пытался воспроизвести, т.е. сказать от себя, по сути сочинить. Это две очень большие разницы.

Денис Плотников   17.11.2025 01:03   Заявить о нарушении
И весь его ужас в том, оттого его слезы, что там даже была не строка, а одно только слово. По своей бездарности он даже слова не смог сочинить. Оттого он серый клоп на краю пропасти. И жена это видела, его бездарность и слабость, и вообще всё его состояние в тот момент - это уже совсем для него мрак.
Все очень грустно)

Денис Плотников   17.11.2025 01:40   Заявить о нарушении
Хотя мыслей жены на этот счет мы не знаем. Не думаю, что она уж так сильно его ругала. Думаю как раз, что она совсем иначе воспринимала тогда и его и себя. Но он об этом не знает, для него там полный аут в том эпизоде

Денис Плотников   17.11.2025 01:55   Заявить о нарушении
"Он забыл её, и бездарно пытался воспроизвести, т.е. сказать от себя, по сути сочинить."
Да, именно так, я просто неточно высказался. Но, повторюсь, я воспринял этот момент рассказа скорее комплиментарно для героя, т.к.
на мой взгляд, он, когда-то запоминая, уловил самую суть, и эту же суть весьма точно воспроизвел, т.е. сам сочинил. Поэтому на клопа ну никак не тянет.
Если вы хотели создать ощущение его бездарности, то со мной это не прошло - надо было что-то более топорное,
к примеру "звучит какой-то странною тоской". Вот это не несет первоначального смысла, и лишь отдаленно напоминает оригинал, и это - да, клоп.
А у вас "звучит никем не узнанной тоской" - блин, ну это неплохо, это даже хорошо, это точно. Вдумайтесь, функционально это аналог того, что было у Бунина.
Хотя я помню, вы с этим не согласны. Ну, у всех свой безмен. Кто-то и горошину через сорок перин чувствует.

Максим Эрштейн   17.11.2025 03:45   Заявить о нарушении
Не, я не хотел создать ощущение его бездарности. Это даже неинтересно. Я-то как раз думаю, что все с ним в порядке. Надо было не наскакивать сходу на эту строку в предобморочном состоянии, три ночи не спав (не знаю уж отчего он не спал, возможно, от сложных размышлений о своем Бунине)), с язвой желудка или с чем там, с микроинфарктом, посреди суеты и гула проспекта, выпендриваясь перед женой, а вернуться домой, поспать часа три, поесть, выпить кофе или что он там пьет и спокойно подумать в тишине. Там ведь, если внимательно прочесть, дело в сущей мелочи, в тиши. Он "в тиши" выше впарил, в предыдущую строку, валенок, а у Бунина она в последней, он чуть тоньше чувсвовал, не торопился эту тишь побыстрее воткнуть. Если бы он в тиши поставил на место, правильно, где она и должна стоять, он бы наверняка и чуждою вспомнил, помогла бы фонетика тишь-чуж. Не уверен, конечно, но было бы легче. А выше впарил оттого, что напрочь забыл "сквозь сон" и заменил его на "в тиши", а для "в тиши" в последней строке уже не осталось слов подходящих). Оттого, из-за этой мелочи и возникла там узнанная-понятая-прожитая, все уже пошло через жопу. Но это уже тонкие вещи, их в миниатюре не объяснишь, здесь единственное, что поможет - внимательный читатель, тот, талантливый, о котором Набоков грезил, но здесь с этим, сами понимаете, дефицит).
А ощущение бездарности только в его голове, я вовсе не хотел, чтобы читатель счел его бездарным. Да это и неважно. Фактическая его одаренность или бездарность мне неинтересна, мне интересна его голова и реакции.

Денис Плотников   17.11.2025 12:36   Заявить о нарушении
И все же, раз уж разговор об этом зашел и я уже дважды от вас это слышал, между "никем не узнанной" и "всем чуждою" тоже существенная разница. Там вокруг этой чуждою у него полмонолога рефлексии. Всем чуждая - значит, неинтересная, никому не нужная, чужая; "неузнанная" же совсем иной смысл несет. Но это уже не так важно, чем то, что я выше написал

Денис Плотников   17.11.2025 15:23   Заявить о нарушении
Для нас, конечно, не важно. Не для него)

Денис Плотников   17.11.2025 15:29   Заявить о нарушении
И вот, сквозь подробные, тонкие мелочи, мы и добрались до того, что, судя по всему, вас во мне интересует, для чего я пишу. Мне единственно интересна семантика. Я старею, и пишу для того, чтобы мозги мои не покрылись мхом, что уже происходит. Вовсе не для Литературы. И даже не для читателей. Все просто)

Денис Плотников   17.11.2025 15:56   Заявить о нарушении
Вы очень правильно заметили - "все это очень тонко". В этом и проблема. Если вы хотите быть понятым, то такие тонкие вещи не пройдут. Набоков однозначно чувствуем и понимаем многими - однозначно, подчеркиваю. Он настолько ясно, выпукло и недвусмысленно выразителен, что никто в его смысловых тонкостях не путается, все чувствуют приблизительно одно и то же.

Достоевский понимаем также однозначно и недвусмысленно. Я сталкиваюсь с этим в своей писанине постоянно - если хочешь выразить какой-то очень тонкий, деликатный оттенок - это невероятно сложно. Чтобы тебя поняли правильно. Восприятие у всех разное, в одних и тех же словах люди видят зачастую весьма разный смысл. В этом и состоит искусство писателя - выражаться ясно. Если бы вы знали, сколько подобных моментов у меня было в обсуждениях с читателями моих романов. Я понял одну важную вещь - какой-то очень тонкий, личный, семантический оттенок, живущий в твоей душе - нельзя выразить. Его не поймут. Он живет только в твоей душе. Он не обьективен. Писать можно только об обьективных вещах, которые могут быть поняты общим, известным восприятием. Когда Блок пишет "и правит окриками пьяными весенний и тлетворный дух", то он выражает не только то, что он лично почувствовал, но то, что почувствовал бы на его месте почти каждый. И при этом это тонкое, остроумное и живое чувство. В этом и есть величие писателя. Именно то же самое у Набокова с Достоевским. Лично мне этого страшно не хватает - я тоже часто выражаю что-то такое, что потом, в разговорах с читателями, оказывается неверно понятым. Это - проблема писателя.

Здесь в "Зависти" у вас именно такая проблема. Я не почувствовал то, что вы хотели донести. Потому что тонкость эта - лишь у вас в душе, и читаете так - только лично вы. Вы должны рефлексировать такие вещи, прежде чем решиться такое написать. Мы все, писаки, должны.

Вот посмотрите, две строки:

Звучит в тиши всем чуждою тоской
звучит никем не узнанной тоской

Вы пишете: "Всем чуждая - значит, неинтересная, никому не нужная, чужая; "неузнанная" же совсем иной смысл несет."

А я не согласен. Никакой не иной смысл она несет, а тот же самый. И все - это ваш провал. Если читатель слишком глуп для вас, не достаточно тонок - это ваш провал.
Никем не узнанной почему? Потому что чуждой. Чуждая значит чужая, незнакомая, а это значит - не может быть узнанной.

Вы пишете "чуждая - значит, неинтересная, никому не нужная". А я не согласен. Для меня ваша фантазия о том, как человек страдает от его ничтожества по сравнению с Буниным - чуждая фантазия, но вовсе НЕ неинтересная.

Вот Семантические свойства слова "Чуждый" из словаря:
Значение
устар. то же, что чужой ◆ А царь тем ядом напитал // Свои послушливые стрелы // И с ними гибель разослал // К соседям в чуждые пределы. А. С. Пушкин, «Анчар», 1828 г. [НКРЯ]
имеющий мало общего с кем-либо, чем-либо, несходный с кем-либо по духу, взглядам, интересам и т. п.; далёкий ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
несвойственный кому-либо, чему-либо, неестественный для кого-либо, чего-либо ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
не обладающий чем-либо, не имеющий, лишённый чего-либо ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Вот такие пироги.

Максим Эрштейн   17.11.2025 18:24   Заявить о нарушении
Ну я согласен, Максим, про провал. Не согласен в фактической части насчет схожести узнанной и чуждой, и ваши доводы и приведенный анализ чуждой только, на мой взгляд, это подтверждает, но в целом насчет провала, что вы в него вложили - согласен. Тут ведь две вещи. Первую я уже вам объяснил: я не пишу ради читателя. Конечно, я бы, безусловно желал, чтобы меня понимали, правильно прочли, но как бы сказать... Если я встану перед выбором написать тонко для себя, чтобы сказать, мля, Денис, ты охрененно сейчас сделал, просто блеск, или написать так, чтобы тебя все поняли, пожертвовав при этом частью тонкости, изящности - я выберу первое. Возможно, надо менять текст, принижать что ли, следить за тем, чтобы тебя правильно поняли, согласен, все так, но у меня в приоритете письмо, лично мне необходимое качество, если это качество недоступно или неправильно понято читателем - ничего не поделаешь, ради него я не буду жертвовать красотой текста. В отличие от вас. И ваша позиция здесь, как автора, возможно, более правильная, справедливая. Согласен.
Второе, надо все же помнить, ну, или напомню, что текст этот, зависть, первый мой текст после 15-летнего перерыва, мне тогда не то что все эти вещи не приходили в голову, я достаточно внятно свои мысли не мог изложить. Я считаю, кстати говоря, что текст этот очень слабый технически. И очень трудно мне дался. Попробуйте сами молчать 15 лет, а потом что-нибудь сказать умное).
Дар Набокова слишком огромен, чтобы мог служить для меня примером. Возможно, он эти вещи вообще не учитывал, просто они в нем были внутри по умолчанию. Но спасибо за ваши мысли, они важны.

Денис Плотников   17.11.2025 19:21   Заявить о нарушении
Я тоже никогда не пишу ниже того качества, того стандарта, который мне нужен - уж какой есть он у меня, и работаю над текстом до тех пор, пока не достигну его, и никогда не было, чтобы я что-то упрощал ради того, чтобы быть вернее понятым. В этом и есть искусство - и выразить именно себя, удовлетворить именно себя, ведь пишем мы в первую очередь для себя, и при этом пробудить чувство у читателя, передать ему себя, свое состояние, свою душу.
Точно как в живописи. Надо чтобы твои слова вызвали именно ту эмоцию в душе читателя, которую ты хочешь выразить средствами (беднейшими) языка. Часто это невозможно, если читатель сам никогда не чувствовал то, о чем ты пишешь.
Об этом прекрасно пишет Олдос Хаксли в своей книжке "Двери Восприятия" - рекомендую. Слова - это лишь символы, отсылающие в мозгу к опредленным образам, уже существующим там. Если их там нет, то слова - пустой звук.

Но Зависть, как я вам изначально и написал - хороший рассказ, где вы, несмотря на технические детали чуждая-неузнанная, в которых мы расходимся, доводите до читателя эмоцию, состояние героя. О Зависти думаешь на следующий день, она тебя затронула. Удивила тем, как человеку может быть хреново от осознавания собственной бесталанности. Хотя ее декадентский дух мне чужд, как я писал. А вот Время свито в кольцо - хорошо только во время прочтения, этот рассказ не заставляет ни задуматься, ни чем-то удивиться. И красоты там нет, эстетики. Прочел, подумал - да, вот житуха во всей ее....и пошел дальше.

Максим Эрштейн   17.11.2025 20:06   Заявить о нарушении
Предлагаю закончить сию полемику на лирической ноте:
http://stihi.ru/2025/01/17/1145

Максим Эрштейн   17.11.2025 21:11   Заявить о нарушении
Если в качество, понимаемое традиционно, ну, или как я его понимаю, и так уже сложную, многогранную, многокомпонентную сущность, дополнительно включать аспект непременного узнавания, понимания всеми, общедоступности - то да, здесь мне легче, чем вам, я этот аспект благополучно игнорирую и моя "профессиональная совесть" не страдает. Но думаю, лично для меня это невозможно. Лично у меня в тонких, едва уловимых озарениях, вспышках, не знаю, как сказать, "приходах") первая нестойкая мысль, как правило, самая верная. При ее искуственной препарации, хирургии точность неизбежно снижается. Лично у меня. Возможно, я недостаточно искушен, я это легко допускаю.
Этот рассказ, время, под которым мы пишем, люди, его прочитавшие, через десяток лет в случайных, прочих переписках не здесь по другим совершенно поводам, вспоминали его благожелательно, предлагали не снимать, чтобы непременно висел сверху, чтобы читали) Пишу, разумеется, не защищая, в отношении его качества у меня нет иллюзий, пишу о том, что восприятие у всех разное, слух, восприятие музыки текста, сама музыка в каждой голове своя).
Стих правильный, у меня здесь есть аналог Синдром Блока.
Можно закончить, как скажете.

Денис Плотников   17.11.2025 22:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 160 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.