Суперкомпьютер

Бразилия. Ресифи. Военно-воздушная база НАТО. 08 декабря 1990 года. Торчим на севере Бразилии. У нас зима, у них лето. Их север чуть-чуть ниже нашего экватора. Недалеко на стоянке стоит американский самолет с системой АВАКС. Здесь они базируются. К нам подходит группа американцев. Видимо никто из них раньше не видел ИЛ-76. С интересом рассматривают швейцарскую раскраску наших хвостов. Один дотошный американец что-то листает в толстом справочнике, а затем пытается доказать своим коллегам, что согласно бортового номера самолет принадлежит СССР. Его поднимают на смех, аргументируя это невозможностью присутствия советского самолета на военно-воздушной базе НАТО, а также швейцарскими флагами на нашем хвосте и бэджах. На английском спрашивают, кто мы такие. Отвечаем, что мы мол, мы швейцарцы. С нами тут же начинают говорить на французском, на что мы продолжаем невпопад отвечать на плохом английском. Просят разрешения подняться на борт. Мы разрешаем. Одного из гостей заинтересовала клавиатура бортового компьютера. Действительно, такого кнопочного монстра уже давно нигде не увидишь, но он уважительно сказал, что, наверное, это клавиатура очень большого компьютера. Если Вы никогда не бывали в штурманской кабине ИЛ-76, специально для Вас более подробно опишу эту клавиатуру. Кнопки бортового компьютера громадного транспортного самолета выглядели примерно как клавиши пишущей машинки Ундервуд или трехрядной хроматической гармони. Ход таких клавиш составлял примерно миллиметров 10 -15. Но, что самое главное, после нажатия на любую из клавиш, она фиксировалась в нажатом положении какой-то механической собачкой в своем ряду, и выскакивала в исходное состояние исключительно после нажатия другой клавиши этого же ряда, своей механикой очень напоминая устройство выключателя допотопной настольной лампы. Так как любое нажатие кнопки, в том числе и выключение компьютера, оставляло зафиксированной хотя бы одну клавишу, штурману, прежде чем начать работу, необходимо было привести клавиатуру в исходное состояние, т.е. отжать все клавиши. Навигаторы особенно не утруждали себя поисками этой самой запавшей кнопки, и давным-давно нашли простой и очень эффективный способ приведения компьютера в рабочее состояние. Перед началом работы они нещадно лупили ладонями по клавиатуре, а если своих ладоней им было жаль, то они буквально трамбовали клавиатуру логарифмической штурманской линейкой, которая являлась неотъемлемой частью не только бортового компьютера, но и каждого советского штурмана. Естественно, что все механические собачки-фиксаторы, от таких аплодисментов, тут же «отпускали» зафиксированные клавиши. Со стороны это очень сильно напоминало бурное выражение радости навигатора, наконец-то занявшего свое рабочее место перед началом увлекательнейшего полета.
После ухода американцев мы долго смеялись. Еще громче смеялись наши спецы, после того, когда с ответным визитом посетили американский «АВАКС» и увидели их бортовой компьютер.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.