Ctихи из пореформенной Pоссии

Николай Николаевич Жиров прожил шестьдесят пять лет и умер в 2002 году.
Он не убивался на тяжелых каторжных работах как, скажем, некий шахтер, лесоруб, колымский золотодобытчик или сургутский нефтянник. Всю жизнь Николай был учителем, воспитывал своих детишек и всех остальных какие только ни приходили в его школу, повинуемые закону о всеобщем обязательном среднем образовании.
Николай Николаевич умер до времени, от обширного инсульта, а затем и инфаркта, как среднестатистическая единица России, где продолжительность жизни мужской особи составляет всего лишь 58 лет.
Детские, юношеские и все сознательные годы жизни этого незаурядного человека прошли в Томске и в одной из деревень этой далекой сибирской области. В своей тонюсенькой и единственной книге "Заветные строки", изданной им буквально перед смертью и состоящей из десятка-двух стихов, двух поэм, коротких рассказов-бывальщин да небольшой повести, Николай, ничуть не рисуясь, написал о себе: "Я был учителем и остаюсь им в своем литературном творчестве, которому отдавал лишь свободное от основной работы время, и то далеко не все: то пел в художественной самодеятельности, то дремал на собраниях, то сидел на речке с удочкой, то собирал грибы, то трудился в огороде, управлялся с домашним хозяйством, - словом, жил полнокровной деревенской жизнью. Я не мучился подолгу над текстами. Они возникали в часы раздумий о бренной нашей жизни, и оставалось их только записать, в стихах или прозе..."
Суровая сибирская природа наградила Николая Жирова великолепным даром версификатора так необходимого всякому настоящему поэту. Он легко и разнообразно рифмует, строго соблюдает размер и поддерживает внутренний ритм стиха. Свободно и непринужденно повествует поэт о своей советской жизни, но заодно как бы и о всеобщей. Таковы "Баллада о велосипеде", "Баллада о брюках", "Доярке", "Ностальгия", "Песня о реке Оби", стихотворение "Мой дом", в котором поэт сочувственно сообщает:
"Жалею тех, кто не в деревне рос,
Не видел буйства трав поры цветенья,.."
По тематике своих произведений Николай Жиров - то, что называется "деревенщик". Но деревенская поэзия как и деревенская проза не малограмотными пастухами создаются. Это не романтическое нечто, о чем писал поэт мирно усопшей ныне Октябрьской революции В.В.Маяковский: "Сидят папаши - каждый хитр: землю попашет, попишет стих." Контробразы этому утверждению: американский поэт-фермер Роберт Фрост, русский помещик Афанасий Фет и советский писатель-деревенщик Федор Абрамов - профессор филологии Ленинградского государственного университета.
В своих литературных трудах Николай Жиров не превзошел блистательных высот А.С.Пушкина, да и кто из нас?.. Его деревенские стихи не стали пока знаменитыми шлягерами в стиле кантри, но с потрясающей душу проникновенной силой живет в них живой отзвук миновавшей жизни. Известно ведь: поэт - пророк. Больше таланта в человеке - значит - больший пророк, прозреватель, предсказатель, прорицатель. Как Борис Чичибабин. Так и Николай. Он не пишет стихи что называется "на заказ" или дежурные - "на злобу дня", а только по велению души, по вдохновению.
Говоря о себе как об учителе и осознавая в себе свой поэтический дар, Николай Жиров писал:
"Я в жизни мало знал хорошеего,
Мгновенья счастья редки были.
Мой труд ценили слишком дешево
И, может быть, продешевили.
Я не борец, и в том причина
Моей застенчивой беззвестности.
Купаясь в жизненной пучине,
Я утопаю в бездне честности".
Только и скажешь: "Это надо же, до чего человека довели! До сожаления в порядочности!" Тем-то и особенно ценен поэт, когда в искренности его нельзя усомнится. Это как и историки. Одним верят в достоверности излагаемых ими событиях и фактах, а другим нет. Отчего это, а? Да и где все эти бывшие царские Указы или Постановления "партии и правительства"? История - это чаще всего то как переотображена жизнь в литературных произведениях и то что остается в памяти народа. Разве, скажем, "Двенадцать стульев" не историческое теперь произведение?
Вот, остро переживая происходящие вокруг изменения, Николай Жиров с горечью отмечает:
"Молчит деревня - не поет, не плачет,
На помощь не зовет и некуда спешить.
Ей как-то все равно: что так и что иначе,
Живет себе так-сяк, ведь надо как-то жить!

Давно ли бушевал здесь жаркий пыл страстей,
Гармони заливались звонкой песней?!
И было всем намного интересней.
Теперь жизнь равнодушна, без затей.

И кажется: ничто души не тронет,
Дни протекут бесследно, вразнобой...
Когда в деревне не поют гармони,
То это неестественно, как боль."
Что же не устраивает деревенского поэта? И находим ответ в стихотворении "Элегия":
"Вконец доконали неволей и нормами.
Уехали семьи одна за другой...
Богата по горло Россия реформами,
Да не было умной из них ни одной".
Язвительный дар Пушкина увлекает деревенского поэта и он, подобно Александру Сергеевичу, создает грозное стихотворение под названием "Временщику".
 "Ты, как бульдозер, раздвигая
 Людские толщи мощным лбом,
 Особой жалости не зная,
Лез к полной власти напролом.

 Когда ж достиг желанной цели,
Вдруг оказалось мудрено.
Страну разули и раздели,
Тебе, как видно, все равно.

Чубайсы расхватали даром
 Плоды народного труда,
 Благословленные Гайдаром
Искать дорогу в никуда.
 
 Принес России разоренье
Твоих "реформ" коварный блеф.
Проклятьем многих поколений
Пребудет твой позор в Чечне.

Ты стал колль-клинтонским холопом
 И тем нимало не смущен,
Ты предал Крым и Севастополь,
За что не будешь ты прощен.

Гляжу я возмущенным взглядом
 На след твоих кровавых рук...
Уж оставался бы прорабом,
А ты куда поперся вдруг?!
(1996 г.)
Словом, "чудище обло, озорно и лайяй". Такова уж судьба российского литератора. Он если разгневается, то такую эпиграмму накатит, что сам себе и удивляется. "Ай да Пушкин! Молодец!" -воскликнул Пушкин, закончив "Евгения Онегина". За что царь-батюшка потом гноил-перегноил нашего национального гения.
Не могу сказать, что остальная часть книги "Заветные строки", особенно прозаическая ее часть, остановили мое внимание. Слишком много в них (для меня) личностного и сугубо краеведческого. Но книга эта, изданная Николаем Николаевичем тиражом в 50 экземпляров за три тысячи рублей, попала ко мне по "иммигрантским" каналам. После всякой низкопробной чуши, "блататы" и "Зайки моей" для меня, не видевшего Россию двенадцать лет, книга эта стала первым и единственным свидетельством российской реальности. Без громких фраз, без истерического надрыва, как лучший и задушевный друг, поэт Жиров двумя-тремя фразами рассказал мне о времени и о себе. Это не то что "Почем чашечка кофе в Москве на Неглинной?"
По опыту всей своей предыдущей жизни автор этих строк знает, что в глубине России живут и творят тьмы и тьмы первородных талантов. Это не символисты и не имажинисты, не кубисты, конструктивисты и футуристы. Но их поэзия так искренна, глубока и прозрачна, как прохладны и освежающи животворящие родниковые струи их огромной Родины.
Да, Николай Жиров - не Александр Пушкин. Как и автор этой короткой рецензии - не Виссарион Белинский. Мало того, я ни "за", ни "против" того, как поэт из глубинки отобразил уходящую на его глазах пореформенную Русь. Он просто и доверительно писал: "Своей судьбе перечить стану ли?" Так и я, пытаясь заворожить судьбу, не могу не отдать посмертную дань и необходимую честь собрату по перу, коллеге по цеху и творческим дерзаниям, поэту из Томска, поэту с большой буквы - Николаю Николаевичу Жирову.


Рецензии
"Книга тиражом в 50 экземпляров за 3000 рублей".Владимир, какое нужно иметь сердце, чтобы оно болело за этого неизвестного поэта, его доверительные строки.Делает честь Вам эта публикация, как русскому человеку, болеющему за свою Родину, ту, что располагается за МКАДом. Галина.

Галина Алинина   07.08.2011 17:20     Заявить о нарушении
Для меня Н.Н.Жиров, его поэзия, его судьба - знамение времени, типичность.
Искренность, смелость, открытость его поэзии - указание на то, что перед нами истинный поэт.
Спасибо, Галина!
Всегда рад пообщаться с вами.
С добром.

Володя Морган Золотое Перо Руси   07.08.2011 20:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.