Три презентации мая

Прошедшая весна была урожайной на книжные презентации. Май в этом смысле тоже не исключение. Но особенно мое внимание привлекли три презентации, несколько выделяющиеся из общего потока подобных мероприятий. С ними я и хочу познакомить читателей. Представлялись там очень разные книги, между которыми, на первый взгляд, нет ничего общего, кроме того, что каждая издана небольшим тиражом. Почему же я решила объединить рассказ о них под одним заголовком? Дело в том, что каждая из этих презентаций была не просто знакомством с новой книгой, но и поводом завести разговор на важную общественную тему, большую по своей значимости, чем сами презентуемые книги. Хотя и книги были тоже уникальные.


СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩИХ - ДЕЛО РУК САМИХ УТОПАЮЩИХ
 
15 мая в Концертном зале Центрального дома журналиста состоялась презентация книги «Норд-Ост. Неоконченное расследование… События, факты, выводы». Это – книга–боль, достаточно лишь взглянуть на список ее авторов, где возле имени каждого стоит примечание – потерявший (-ая) при теракте в «Норд-Осте» сына, дочь, брата…
Так и не дождавшись объективного расследования от государства, пострадавшие от теракта люди собрались в ОБЩЕСТВЕННУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ СОДЕЙСТВИЯ ЗАЩИТЕ ПОСТРАДАВШИХ ОТ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ «НОРД-ОСТ» и начали вести свое собственное расследование трагедии, унесшей жизни их родных и близких. Результаты этого расследования и составили содержание книги. Ее авторами – их 7 человек - собран огромный документальный материал, который с неопровержимостью фактов доказывает то, что пытается скрыть вялотекущее официальное следствие: всех погибших убил газ, задачи спасения заложников даже не ставилось при штурме здания Театрального центра.

Тираж книги 2 тысячи экземпляров на русском языке и 1 тысяча на английском.
Большую часть книги (159 страниц из 192) составляют Приложения, в которых представлены свидетельские показания, воспоминания очевидцев, заключения судебно-медицинских экспертиз и прочие документальные свидетельства, скрупулезно и тщательно собранные родными погибших за 4 года, прошедших после событий в Театральном центре на Дубровке.

Презентация книги проходила в рамках фестиваля «Нет террору!». Накануне, 14 мая, в гостинице «Космос» состоялся рок-концерт, а на следующий день, в ЦДЖ - пресс-конференции для журналистов. Вела ее Татьяна Карпова, у которой в «Норд-Осте» погиб сын Александр Карпов.

Участники пресс-конференции рассказали присутствующим о том, какие чудовищные ошибки были допущены при оказании первой помощи пострадавшим. Так, антидот, который им вводили наобум – налоксон - при передозировке может привести к смерти, а его кололи всем подряд, без учета возраста и веса, но самое главное, что в панике препарат кололи без разбора, при этом никто не метил, кого уже укололи, а кого нет. Кроме того, по показаниям медэкспертизы 76 из 117 погибшим от газа людям вообще не была оказана медицинская помощь.

Те, кто остался в живых, почти все стали инвалидами. У многих последствия отравления запрещенным газом проявляются со временем. Спустя 4 года 12 пострадавших полностью потеряли слух, каждый шестой не может жить без стационарного лечения. В этом году стали появляться новые симптомы – потеря памяти, причем, в первую очередь, у молодых. При этом документально - показаниями очевидцев - подтвержден тот факт, что газ, пущенный перед штурмом, не был немедленного действия, еще 20 минут после его применения люди в зале не спали. Следовательно, он не мог выполнить задачу предотвращения взрыва здания террористами, и смысла в его применении не было.

Особый интерес у журналистов вызвал скандальный эпизод с гей-клубом; это заведение сначала фигурировало в деле как место, которое по большой вероятности могло служить для подготовки теракта, но вскоре прокуратура закрыло дело о клубе, как только появились сведения, что его посещали высокопоставленные лица.

Увы, даже на этот раз не обошлось без провокации. Во время пресс-конференции с задних рядов зала поднялись аккуратно одетые молодые люди восточного типа, предположительно, таджики (чисто, без акцента, говорившие по-русски), которые развернули плакаты и начали скандировать речевки о том, что устроители пресс-конференции «отрабатывают заказ США». Меня поразило, как Татьяна Карпова спокойно и достойно отреагировала на этот позорный демарш. Она дала возможность молодым людям немного покричать свои разученные лозунги, а затем негромко сказала: «Хорошо, вы отработали свой заказ, теперь, пожалуйста, выйдите и дайте нам продолжить».

От имени всех участников организации «Норд-Ост» Татьяна Карпова официально заявила, что родственники погибших после длительных и безуспешных попыток добиться объективного расследования от государственных структур, больше не верят ни прокуратуре, ни депутатам, и намерены впредь действовать самостоятельно, прибегнув к помощи международных инстанций, для чего и сделали английский вариант книги-документа, который собираются разостлать по международным правозащитным организациям.

Это заявление вызвало бурю эмоций у Эллы Памфиловой, присутствовавшей на пресс-конференции по поводу презентации книги о Норд-Осте. Она вскочила с места и воскликнула, что собирается помогать пострадавшим от Норд-Оста и возмущена этими словами Карповой. На что Татьяна Карпова ответила: «Мы видим Вас только последние дни. Где Вы были все это долгое время?» После этого Панфилова с явной обидой вышла из зала. Но надо отдать ей должное, она не ушла совсем, после окончания презентации я увидела ее сидящей в ожидании в холле.

Кроме пострадавших от Норд-Оста в пресс-конференции участвовали матери погибших в Беслане детей из организации «Голос Беслана», представительница организации «Взорванные судьбы», созданной родственниками погибших при взрыве самолетов в августе 2004 года, и представительница Волгодонска, где множество человек пострадали от взрыва в 1999 году. Всех их объединяет общая проблема: государство не смогло защитить их от терактов. Но и после трагедии они остались один на один со своей бедой: государство не берет на себя обязательства ни в поиске истинных виновных в этих терактах, ни в адекватной материальной компенсации пострадавшим от них: потеря кормильцев, покалеченное здоровье – личная проблема каждого. В одиночку решить ее пострадавшим не под силу, но соединив свои усилия, можно добиться многого. Поэтому все участники пресс-конференции подтвердили, что отныне они объединяются в борьбе за свои права и намерены создать единую организацию всех пострадавших от террора.


ВСПОМИНАЯ САХАРОВА

20 мая в том же зале Центрального дома журналистов прошла презентация первого собрания сочинений академика Андрея Дмитриевича Сахарова, которая проводилась в рамках мероприятий, посвященных 85-летию этого выдающегося человека ХХ века. Собрание сочинений, выпущенное издательством «Время», состоит из 8 томов и издано тиражом в 2 тысячи экземпляров.

Пока готовы только первые пять томов, они уже поступили в продажу. В двух из них, озаглавленных «Тревоги и надежды», впервые собраны вместе публицистические работы, выступления и интервью Сахарова, часть из которых была опубликована в прессе в разное время. Следующие три тома - это «Воспоминания» Андрея Дмитриевича. Еще три, которые увидят свет в ближайшее время, представляют собой уникальный роман-дневник ученого и его супруги Елены Боннэр, который они писали вместе в годы горьковской ссылки, он дополнен ее вступительной статьей и современными комментариями и публикуется впервые. Как рассказала редактор книги Елена Холмогорова, в этих дневниках есть куски, которые были украдены КГБ и потом по памяти восстановлены Еленой Боннэр. По словам организатора презентации - директора Центра-музея имени Сахарова Юрия Самодурова, самой Елене Георгиевне - вдохновительнице этого собрания сочинений, вложившей в него массу сил и труда - состояние здоровья не позволило приехать из Бостона, где она постоянно проживает последние годы.

Презентация книг Андрея Сахарова превратилась во встречу его друзей, единомышленников и последователей. Большинство в зале составляли люди почтенного возраста. Рядом со мной сидел писатель, публицист, бывший диссидент Вадим Белоцерковский, специально приехавший из Мюнхена для участия в праздновании юбилея Андрея Сахарова. Это для меня Сахаров – человек-легенда, для таких же людей, как Белоцерковский, он современник, соратник и друг. Наверное, это последний юбилей, на котором смогли присутствовать те, кто хорошо знал живого Сахарова.

Борис Альшулер, физик, сын человека, который работал над водородной бомбой вместе с Сахаровым, поделился своими воспоминаниями об Андрее Дмитриевиче, которого считает своим учителем в науке и жизни. Сахаров, по его словам, ломал все стереотипы, его мироощущением было – начинать жизнь каждый раз с чистой страницы. Очень эмоционально он напомнил, как в начале 80-х годов Елена Боннэр, живущая в месте с мужем в ссылке в городе Горьком, тяжело заболела, ей необходима была операция на сердце. И началась изнурительная борьба Андрея Дмитриевича за то, чтобы жену выпустили на лечение в США, где такую операцию могли сделать и где жили ее дети и мать. В 1985 году она получила разрешение на отъезд. Затем Альшулер перешел к рассказу о том, как, все еще находясь в ссылке в Горьком, Сахаров в 1986 году написал Михаилу Горбачеву письмо, где доказывал, что необходимо освободить из тюрем узников совести. Письмо это чудом через многие руки дошло до Горбачева и возымело свое действие, политзаключенных выпустили на свободу, а, кроме того, по решению Горбачева, из ссылки, наконец, Сахарову позволили вернуться в Москву. Это стало началом конца эпохи тоталитарного СССР.

Академик Сахаров, человек, которого знал и уважал весь мир, впервые получил разрешение выехать за рубеж только осенью 1988 года. Борис Альшулер, вспомнил, как Сахаров рассказывал об этой поездке на Ученом совете ФИАНа. Он, по его словам, был превосходным рассказчиком, с замечательным чувством юмора, увлеченным и умеющим увлечь слушателей. В тот день Ученый совет так и не состоялся, несколько часов все слушали рассказ Андрея Дмитриевича о путешествии по Европе и США.

Автор вступительной статьи к восьмитомнику - Ефрем Янкелевич, который с 1977 по 1989 год был представителем «невыездного» академика Сахарова на Западе – свое выступление начал с того, что позиция Сахарова как правозащитника и мыслителя формировалась в эпоху холодной войны. В условиях противостояния двух полярных лагерей, на которые тогда разделилось человечество, Сахаров искал ответ на вопрос: как не взорвать мир. Он отстаивал тезис о международной защите прав человека, так как полагал, что государство не суверенно в этом, что права личности должно защищать мировое сообщество. К сожалению, отметил Ефрем Янкелевич, взгляды Сахарова актуальны и сейчас. В начале ХIХ века российское правительство повторяет то, что говорили нацисты в 30-х годах ХХ века, заявляя миру: не ваше дело, что мы делаем с нашими евреями, пацифистами и коммунистами. «Культ государства и преклонение перед силой», - это та опасность, о которой предупреждал Сахаров, когда личность по отношению к государству ничтожна. К сожалению, все повторяется, понятия о приоритете ценностей искаженны, лишь 5-10 % населения России разделяют взгляды, которые отстаивал Сахаров.

Борис Пастернак, генеральный директор издательства «Время», рассказал, как из смелой задумки, в которую до конца не верил никто из всего творческого коллектива работающего над ней, идея выпустить собрание сочинений Сахарова стала реальностью, воплотившейся в красиво изданные книги. Теперь, после их публикации, появится возможность для серьезного изучения творческого наследия Сахарова. «Меня потряс масштаб его личности, когда я прочел все его записи», - поделился своим впечатлением Борис Натанович. По его словам, на этапе вложения денег издательству помог Анатолий Чубайс (к сожалению, тираж этого уникального издания просто мизерный).

Пастернак принес с собой на презентацию 7 экземпляров уже выпущенных 5 томов, и передал их Юрию Самодурову. 2 экземпляра – для библиотеки Сахаровского центра, остальные – на усмотрение его директора. Юрий Самодуров тут же преподнес книги в подарок самым на его взгляд заслуживающим это гостям: Борису Альшулеру, Ефрему Янкелевичу, Елене Чуковской, Елене Жемковой (исполнительному директору правозащитного Центра «Мемориал», первым почетным директором которого был Андрей Сахаров) и журналисту из города Грозного Мураду Нашхоеву (его собственная библиотека сгорела, а жить без книг, сказал Самодуров, этот человек не может).

Одновременно с собранием сочинений на презентации была представлена еще одна книга – двухтомный Библиографический справочник «Андрей Дмитриевич Сахаров», выпущенный издательством «Права человека». Представила справочник его автор-составитель Елена Савельева, посвятившая работе над ним 4 года. По ее словам, этот справочник сделан для тех, кто изучает правозащитное движение в СССР. Елена Савельева рассказала о структуре и содержании справочника: I часть - «Труды» - это указатель всех написанных Сахаровым работ, их всего 923, включая 107 научных работ, 814 работ, посвященных общественно-политической деятельности (в том числе Конституция Сахарова и его предвыборная программа), и 2 книги мемуаров; II часть – «Публикации» - указатель всех существующих публикаций работ Сахарова на многих языках (всего их на данный момент более 3 тысяч). Как отметил Борис Беленкин (Центр «Мемориал»), с момента выхода этого справочника начинается эпоха эффективного, фундаментального изучения Сахарова.


«МЫ ПОМНИМ КУРЛЮ»

25 мая исполнился ровно год со дня смерти Елены Курляндцевой – Курли, как звали ее все друзья и родные – искусствоведа, талантливой тележурналистки, красивой женщины. В этот день в Галерее Гельмана состоялся вечер памяти Лены Курляндцевой. Своеобразным памятником жизни и творчества этой незаурядной женщины стала книга «Курля», вышедшая из печати к этому дню. Дочь Курли, Ольга Сагарева, представляя ее гостям вечера, сказала: «Книга – самое адекватная форма тому, что делала мама. Я надеюсь, что она будет достойна ее».

Проходили вечер памяти и презентация книги Курли в особенной, почти «домашней», атмосфере. Возможно, потому, что организовано все было ее дочерью - она и две замечательные девочки - курлины внучки – это ведь тоже наследие Курли. Оля Сагарева объявила, что решила сменить свою фамилию на мамину, чтобы продолжить сильную женскую линию, которой славится их семья, и ярким представителем которой была Курля.

Это была необычная презентация. В центре квадратного зала с работами современных авангардистов стоял портрет Лены, окруженный цветами, рядом лежал привезенный из типографии тираж книги о ней. Красиво и печально играла скрипка в руках Сергея Рыженко. Временами она замолкала, уступая место тому, кто хотел сказать, что в его жизни значила Лена Курляндцева. Никто никого не представлял. Каждый подходил к микрофону и говорил то, что шло из души. Говорили художники-авангардисты, рок-музыканты, которым когда-то много помогала Курля, коллеги по работе, друзья. Общую мысль лучше всех выразил Артем Троицкий, признавшись: «Лена была моральным авторитетом для меня и многих моих друзей». Почти все присутствующие – друзья, коллеги, родственники Курли держали в руках книгу с ее именем и лицом на обложке. Многие рассматривали фотографии, опубликованные там, кто-то узнавал на них себя.

Сама эта книга, изданная организацией «Равенство», которой руководит Ольга Сагарева, тоже необычна. Она представляет собой дайджест из текстов Лены Курляндцевой к телесюжетам, сделанным ею в разные годы на каналах НТВ, ТВ-6, ТВС и «Россия», и ее искусствоведческими и критическими статьями, опубликованными в разных журналах. Отдельный раздел «Мы помним Курлю» состоит из воспоминаний о ней, написанных специально для этой книги известными деятелями культуры, журналистами, художниками и просто друзьями. Тираж, конечно, небольшой – 2500 экземпляров. А между тем, книга эта не просто дань памяти ее героине, это факт нашей истории, когда телевидение стало, как ни грустно это звучит, основным источником знакомства с искусством, а Елена Курляндцева сумела поднять жанр телесюжета на темы культуры на сопоставимый с самим искусством уровень. Она, в прямом смысле, «несла искусство в массы». Процитирую отрывок из книги, это слова Владимира Кара-Мурзы: «Ленины репортажи всегда выходили за пределы жанра. Она не была тележурналистом, работающим в области культуры. Она была в первую очередь, искусствоведом. Текст ее равнялся аналитической статье. … Она достигла высот своего жанра. Сейчас даже на канале «Культура» нет таких журналистов».

Схожие слова звучали и на вечере ее памяти. Подруга Курли, человек не публичный, сказала: «Мы лишились культуры на ТВ. Репортаж как событие исчез с экрана. Лена умела это делать необыкновенно, азартно. Вместе с ней захлопнулось окно в мир культуры».

Сама Курля никогда не записывала свои программы на видео, не хранила архивы своих телесюжетов, поэтому тексты ее передач пришлось разыскивать по архивам различных мониторингов СМИ и телеканалов, не все удалось найти, между концом 90-х и 2000 годом образовался провал. Но даже в этом неполном виде по сюжетам Курли, как по историческому исследованию, только в более увлекательной форме, можно проследить эволюцию современной культуры и ее отражение на телеэкране с начала 90-х до начала 2000-х годов.


Три презентации - такие разные по настрою. Три книжных издания – совершенно несхожие по содержанию. Сейчас, когда этот текст лежит передо мной уже написанным, я поняла, что еще сближает эти события и книги, и что побудило меня объединить их в одной статье. Это ПАМЯТЬ. Сохранить память об ушедших дорогих людях – общая цель, которая стояла перед авторами и составителями этих книг. Благородная цель и достойное воплощение.


Рецензии