О писательском призвании
Как только не называют писателей – и мастерами слова, и врачевателями человеческих душ, и знатоками человеческих душ… В каждом из этих, скорее метафор, чем определений, безусловно содержится зерно истины. Но этих определений мало, они вряд ли помогут разобраться в огромном разнообразии тех личностей, которых именуют писателями. Чтобы разобраться, надо бы поделить их на категории, упростив эту нелегкую задачу. А для этого надо выбрать удачные критерии… лучше меньше, если нельзя ограничиться одним.
В выборе критериев, мне кажется, важны следующие аспекты:
1. Способность к анализу, умение обобщать и делать выводы, умение логично, доступно и грамотно излагать свои мысли. Это – критерий минимально необходимого мастерства.
2. Знание человеческой психологии, умение улавливать и использовать особенности и малейшие оттенки человеческой личности, её тайных желаний и стремлений для того, чтобы добиться наибольшей убедительности текста.
3. Изящество стиля, образное мышление, владение такими "инструментами", как сарказм, ирония, юмор, а также всеми теми "приёмами", которые повышают эстетичность текста.
4. Целевые установки. Очень важно, какие цели ставит перед собой писатель, чего он хочет добиться, воздействуя на читателя.
Ограничимся пока этими критериями и будем надеяться, что их не понадобится больше. Пользуясь только первым из них, мы уже можем подразделить огромную армию пишущих на писателей и, простите, графоманов. Качество мышления остаётся главным "разграничителем" писателей от графоманов. И если, к примеру, знание психологии есть "дело наживное" и можно поправить приобретением знаний и жизненного опыта, то уровень интеллекта зависит в гораздо большей степени от генетики и формирования личности в детские и юношеские годы... Все претензии - к родителям и отчасти к себе самому, отчасти к среде, в которой нас угораздило вырасти. Эта среда порой хуже злейшего врага... лишь немногие целеустремлённые таланты могут ей успешно противостоять. История сохранила свидетельства того, как выходцы из низших слоёв общества добивались успеха благодаря своему интеллекту и талантам, но это всегда были люди огромной силы воли и целеустремлённости.
Пункт 3 применим для определения класса писателя, уровня его мастерства.
Что касается целевых установок – вот они-то и помогут нам разобраться, кто такой писатель и каким он должен быть. На мой взгляд, если не вдаваться в частности, возможны две целевые установки:
А). Формировать или модифицировать мировоззрение читателя, склонив его к своей точке зрения.
Б). Развлечь читателя.
Понятно, что эти две цели не взаимоисключающие, однако в применении к конкретному писателю одна из них является главной, а вт орая – вспомогательной или даже неосознанной. Ясно, что ярко выраженный писатель типа А является в большей или меньшей степени философом, стремящимся завоевать адептов и изменить мир (к лучшему или к худшему – это уже другой вопрос), а ярко выраженный представитель типа Б – скорее всего лишь бизнесмен, стремящийся реализовать свой более или менее интеллектуальный товар. Я намеренно исключила из рассмотрения «личную» составляющую писательской мотивации – желание добиться успеха и известности, так как она характеризует всех представителей этой профессии, как и всякой другой, мало-мальски творческой профессии. И совсем не принимаю во внимание «романтическую» составляющую, которую характеризуют сентенции типа: «Писатель – это тот, кто не может не писать».
Вот теперь мы подошли к самой сути вопроса: каков писатель и каким должен быть. Итак, допустим, что писатель Y - писатель типа А, а писатель Z - писатель типа Б. (Я не использовала букву Х потому, что она уже достаточно скомпрометирована в русском языке – во избежание двусмысленности изложения). Можем ли мы теперь сказать, что Y – это хороший писатель, а Z – плохой? Или наоборот? Очевидно, нет, так как в это понятие мы вкладываем нечто большее, чем мастерское владение словом и выбор цели из тех, что были предложены выше.
Итак, хотим мы или не хотим, возникла необходимость подключить еще (хотя бы) один критерий для прояснения этого вопроса. И это, мне кажется, должен быть нравственный критерий, хотим мы этого или нет. В самом деле, ведь арбитром здесь выступает общество – ему принадлежит последнее слово. Следовательно, деятельность писателя должна быть необходима и полезна обществу в целом, способствовать его продвижению вперед. Ведь нравственность – это осознанная необходимость жизни в обществе себе подобных.
Творчество писателя должно быть нравственным, вне зависимости от того, относится ли он к типу А или к типу Б, и должно способствовать росту нравственного самосознания чеовеческого индивидуума. Писателя, соответствующего этому критерию, мы можем отнести к категории хороших писателей, даже если его уровень мастерства не столь высок, однако чем выше его мастерство, тем лучше. Наоборот, писателя, действующего вразрез с нравственной позицией общества, даже если уровень его мастерства очень высок, назвать “хорошим писателем” язык не повернется, коль его творчество деструктивно. Нельзя назвать хорошим писателем того, кто пропагандирует расовую ненависть, насилие, сексуальные извращения и иные пороки, как нельзя назвать хорошим врачом того, кто обладая высокими профессиональными знаниями врача, использует их во зло конкретному человеку и обществу в целом. Ведь, будучи “врачевателем душ”, писатель просто обязан подчиняться принципу “Не вреди”, как и любой другой врачеватель.
Свидетельство о публикации №206060400062
Выделил для себя три момента в Вашей статье:
1) "совсем не принимаю во внимание «романтическую» составляющую, которую характеризуют сентенции типа: «Писатель – это тот, кто не может не писать»".
2)"деятельность писателя должна быть необходима и полезна обществу в целом"
3) "Творчество писателя должно быть нравственным"
По 1): мне кажется, эту "романтическую" составляющую нельзя отбрасывать, потому что писатель - раб рока (пардон за выспренность). От него не зависит, хочет он - не хочет и даже может - не может. Он слышит от кого-то внутри себя: "Надо, федя!" и говорит ему "Есть!", "Йес!" и т.д. И, не задумываясь более ни о чем, пишет, бедняга, пишет... Часто сходя от этого с ума, а заодно сводя и других.
По 2) и 3) полностью с Вами согласен - но опять-таки дополню: нравственному обществу. А безнравственному никакие писатели не нужны, т.к. они ему не помогут. И вряд ли писатели в одиночку смогут что-либо изменить. Хотя кто сказал, что общество наше безнравственно? телек и те, кто в телеке? Так они еще не общество. Вообще непонятно кто.
Что-то я ушел не туда.
Замечательная статья!
Спасибо.
Всего Вам доброго,
Виорэль Ломов 17.12.2010 16:07 Заявить о нарушении
Что касается первого пункта: "раб рока" - это не для истинных писателей, а для графоманов (уж Вы меня извините, это не в Ваш огород камешек, просто я так думаю, а Вас я совсем не знаю). Истинный писатель - это глубинно думающий человек, в перспективе лет - мудрец. А мудрец, даже не вполне сформировавшийся, обладает внутренней свободой. Ему никто ничего не диктует ни сверху, ни изнутри, он сам себе говорит "надо", потому что он - это его собственная совесть, его собственное желание, его собственная внутренняя мотивация. И пишет он так, как хочет, как думает, как любит и ненавидит. Когда писатель пишет - он общается с миром, делится с ним своими мыслями, чувствами, наблюдениями. Он пишет - и мыслит, пишет, и страдает, смеётся, радуется, любит и ненавидит (да, да, и ненавидит тоже!). Кому-то достаточно пообщаться с друзьями, членами семьи, сослуживцами, а ему этого мало. Он общается с миром, потому что такой у него масштаб - если говорить о настоящих талантах, о тех, кто имеет что сказать и умеет это делать. Правда пообщаться с миром хотят и менее заметные личности - иногда потому, что их не удовлетворяет тот круг общения, который у них сложился, а иногда потому, что они преувеличивают масштабы своей собственной личности. Вот они и вливаются в неразливанное море графоманства, но в этом нет ничего плохого. Настоящие таланты в нём крепнут и закаляются, учатся плавать и выживать, остальное уйдёт в "песок истории" - простите за неуместную, быть может, метафору.
А согласиться с тем, что "не задумываясь более ни о чем, пишет, бедняга, пишет..." - я не могу. Меньше всего я склонна видеть "бедняг" в тех замечательных людях, философах и учителях человечества, которые прокладывали путь в будущее своими идеями. Неужели Сократ, который не написал ни строчки, принципиально отличается от тех мудрецов и философов, которые записывали свои мысли и учения? Спасибо его ученикам, они сделали это за него. Возможно, он не делал этого из скромности, но он тоже общался с миром, посредством своих учеников. А если взять других, которые писали? Чем Вольтер напоминает "беднягу" из Вашей сентенции? Вольтер, с его гордым духом свободы, с его неистребимыми сарказмом и иронией, с его насмешливостью и остроумием... Чем напоминает "беднягу" Бернард Шоу? А сходят с ума только люди, склонные к этому по строению своей психики, и ещё те, кому слишком много довелось пережить потрясений, что не всегда в человеческих силах. А писателям иногда и вправду достаётся, если только они пишут не детективы или одни любовные романы. Но это и есть плата за их внутреннюю свободу.
Что касается "нравственного общества", то его никогда и не было. Оно тщится быть нравственным, но идёт привычным путём, периодически нарушая свои же нравственные законы. Борьбу добра со злом никто не отменял, и конца ей не будет, увы! Но здесь и сейчас мы должны за это бороться, начиная прежде всего с самих себя. И писатели - не "развлекатели", а именно писатели, в этой борьбе должны быть впереди. Потому что они - Совесть и Разум Человечества.
Вот и меня потянуло на пафос и большие буквы...
И Вам всего доброго!
Адела Василой 17.12.2010 17:41 Заявить о нарушении
Но, право же, как здорово, что на этом сайте есть такие "привереды" как Вы!
Виорэль Ломов 17.12.2010 18:46 Заявить о нарушении
Другие романы тоже "про жизнь".
Виорэль Ломов 18.12.2010 00:15 Заявить о нарушении
С теплом, Адела
Адела Василой 04.01.2011 07:34 Заявить о нарушении
Радости, тепла, удачи.
Виорэль Ломов 04.01.2011 08:16 Заявить о нарушении