Порнография выдуманное зло или злая выдумка
что творец стремиться к изживанию из
себя половой страсти, а создатель
порнографии – к ее разжиганию».
Николай Бердяев
Порнография (от греч. pornos – развратник и grapho – пишу), данный термин возник во Франции в XIII веке после выхода в свет книги Ретиф де ла Бреттнона «Порнограф, или Размышление порядочного человека об истинной безнравственности проституции», означающий, непристойное, вульгарно-натуралистическое изображение или словесное описание полового акта, имеющее своей целью сексуальное возбуждение.
Сегодня существует множество точек зрения на вопрос, что же считать порнографией. Множество сторонников и противников данного явления, так и не могут найти общего знаменателя, от которого зависит определение того или иного творения порнографией. Исходя из этого, постараемся определить, что же все-таки такое это за явление.
Основная задача попытаться определить разницу между эротикой и порнографией, определить, что же такое порнография и так ли страшно это «зло», как нам пытаются представить.
“С самого начала надо развеять миф. Эротика и порнография – это не специфические области, подчиняющиеся только своим законам. Как виды искусства и не искусства они оперируют соответствующими приемами.
Вообще всю сексуально направленную продукцию можно условно разделить на три категории. Порнография, эротика и произведение искусства. Порнография призвана возбуждать и только. Эротика – это стимул к сотворчеству. А произведение искусства – полифонично. То есть порнография – это дешевая проститутка. Эротика – девушка вашей мечты. А произведение искусства – это сосуд, и от вас зависит, чем вы его наполните. Так, «Калигулу» можно смотреть только из-за порнографических сцен. И тогда для вас это будет – порнография. Можно увидеть разложение Римской Империи – и тогда это будет совсем другое”, – пишет Юлия Сергеева в статье «Чем отличается эротика от порнографии?». С одной стороны, автор этой статьи прав, но только с одной стороны, есть люди, которые воспринимают произведение искусства как что-то низкое и приземленное, но они имеют на это право, каждый человек имеет законное право воспринимать и понимать все, так как ему захочется. Но есть люди, которые из любой низменной и приземленной вещи могут сделать высокохудожественное произведение искусства. Поэтому пример, который был приведен автором данной статьи, стоит на грани.
Как утверждает И. С. Кон, твердо установлено три момента:
1) порнография вызывает у людей половое возбуждение и стимулирует работу сексуального воображения;
2) однако, лишь немногие люди пытаются или хотели бы сами воспроизвести и пережить увиденное, особенно если эти материалы противоречат их нормативным установкам и содержат элементы насилия;
3) интерес к таким материалам и стимулам быстро угасает.
Но давайте по порядку… Сначала рассмотрим правовой аспект данного явления, причем будем рассматривать этот вопрос только применимо к России, но, необходимо иметь в виду, что любые споры об эротике и порнографии имеют определенную идеологическую окраску, что касается и официальных документов.
Во времена СССР в Уголовном кодексе от 27 октября 1960 года существовала статья 228 «Изготовление и сбыт порнографических предметов», на данный момент Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 года содержит две статьи предусматривающие уголовную ответственность за деяния подобного рода:
- статья 242: «Незаконное распространение порнографических материалов или предметов»;
- статья 242.1: «Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних». [Уголовный кодекс Российской Федерации – М.: «Новая Волна», 1996.]
Как и у любой статьи Уголовного кодекса у данных статей существуют комментарии, которые позволяют специалистам руководствоваться применением данных статей, но хочу предупредить, что нас интересует определение порнографии, предмет, объект и субъект данного преступного деяния, а не их применение на практике.
Вопрос №1: «На что посягает данное деяние?» или «Объект данного преступного деяния?»:
а) «Комментируемое преступление посягает на общественную нравственность, признанные в обществе представления о пристойном и непристойном, приличном и неприличном по отношению к половой, интимной жизни людей». [Постатейный Комментарий к Уголовному кодексу РФ 1996 г. / Под ред. Наумова А. В. – М.: «Гардарика», Фонд «Правовая культура», 1996.]
б) « Объектом данного преступления является не только психическое здоровье населения, но и общественная нравственность». [Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В. М. Лебедев. – 3-е изд., доп. и испр. – М.: Юрайт-Издат, 2004.]
в) «Опасность преступления заключается в причинении вреда общественной нравственности в сфере сексуальной жизни, половой морали.
Половая мораль отражает половую жизнь людей и влияет на их сексуальное здоровье, а так же на развитие любого общества и государства.
О состоянии половой морали в России свидетельствует наблюдаемый рост венерических болезней и СПИДа, разрушение института семьи и системы полового воспитания несовершеннолетних и др.”. [Уголовный закон в практике мирового судьи: Научно-практическое пособие / Под ред. к. э. н., доц. А. В. Галаховой, - «Норма», 2005.]
Во всех пунктах составители данных комментариев указывают основным объектом данного противоправного деяния общественную нравственность – завидное единодушие. Создается впечатление, что порнография – это единственное в мире негативное явление, способное перевернуть с ног на голову всю общественную нравственность.
В пункте «в», говорится, что о состоянии половой морали свидетельствуют некоторые показатели:
1. «…наблюдаемый рост венерических заболеваний и СПИДа…» - для полноты картины и правдоподобности необходимо заметить, что венерические заболевания обозначаются как заболевания передающиеся половым путем (ЗППП), а чтобы не быть голословным, возьмем некоторые цифры: “…заболеваемость ЗППП приобретает характер эпидемии. Невиданное распространение получил сифилис. Если в 1991 г. на учете в лечебно-профилактических учреждениях состояли 46,6 тыс. человек, то в 1998 г. – 835,8 тыс. человек, т. е. в 18 раз больше. Распространенность гинекологических заболеваний среди девочек-подростков составляет 12 – 14%.
Молодому поколению россиян начинает всерьез угрожать СПИД. Первый случай заболевания СПИДом выявлен в России в 1987 г., а уже на 1 января 1999 г. было зарегистрировано 10952 ВИЧ-инфицированных (из них 450 детей), в том числе 357 больных СПИДом (115 – детей)”.
2. «…разрушение института семьи…» - остается загадкой взаимосвязь половой морали и причин разрушения института семьи. “Семейная политика в России всегда жестко держалась под контролем государства и была тесно связана с социальной жизнью”. [Бельский В. Ю., Беляев А. А., Лощаков Д. Г. Социология: Учебник / Под ред. канд. фил. наук, доц. Д. Г. Лощакова, - М.: ИНФРА-М, 2002.] Также следует заметить, что современное состояние семьи, как института, оценивается многими исследователями как кризисное, но это ни как не связано с сексуальной моралью, а, прежде всего с тем, что семья выступает в качестве социального института в последней инстанции. Семья должна обеспечивать своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации подрастающего поколения, объединяя своих членов чувством любви и общности. Думаю, что половая мораль имеет место в этой схеме, но ни как не влияет на кризисное состояние семьи. “Процессы общественной трансформации в России внесли глубокие изменения в сферу социально-экономических отношений, модифицировали систему ценностей и моделей социально-экономического поведения семьи. Меняется вся система социальных институтов, регулирующих социально-экономические отношения”. [Мацковский М. С. Российская семья в изменяющемся мире // Семья в России, 1995.] Думаю, что дальнейшие комментарии по этому поводу излишни.
3. «… разрушение… системы полового воспитания несовершеннолетних…» - тут совершенно непонятная ситуация, в СССР и в постсоветской России никогда не было системы полового воспитания несовершеннолетних, она была совершенно не нужна, она была идеологически чуждым явлением, всем известно, что секса в СССР не было. О какой системе полового воспитания можно говорить, если в нашей стране на сегодняшний момент производится примерно 250 – 280 тыс. абортов у девочек-подростков, то есть, примерно каждый десятый аборт в стране; если в последние годы каждый десятый новорожденный рождается у матери в возрасте до 20 лет, а на свет появился феномен подросткового материнства. На мой взгляд, половое воспитание несовершеннолетних как раз и должно дать указанной категории слушателей необходимую информацию о способах контрацепции, защиты от ЗППП, особенностях полового созревания и психологических аспектах этого процесса, заложив тем самым основы сексуальной культуры, а, не как считают многие, рассказать только о технике полового акта.
Думаю, с половой моралью мы разобрались, ее состояние оставляет желать лучшего и это вовсе не заслуга порнографии, а когда заходит речь об общественной нравственности, то вообще становится не по себе. По определению, общественная нравственность: “покоится на системе норм и правил, идей, обычаев и традиций, господствующих в обществе и отражающих в себе взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т.д.”. [Курс уголовного права. Том 1. Общая часть. Учение о преступлении (под ред. доктора юридических наук, профессора Н.Ф.Кузнецовой, кандидата юридических наук, доцента И.М.Тяжковой) - М.: ИКД "Зерцало-М", 2002]
Негативное отношение общественной нравственности к непонятно чему, так как “…нормативные правовые документы до сих пор не содержат понятия «порнография»…” [Уголовный закон в практике мирового судьи: Научно-практическое пособие / Под ред. к. э. н., доц. А. В. Галаховой, - «Норма», 2005.], но об этом чуть позже, и совершенно пассивная реакция на отсутствие какой бы то ни было пропаганды ЗОЖ и разрушение системы учреждений физической культуры; на отсутствие желания молодого поколения получать образование; на криминализацию и коммерционализацию жизни общества; на увеличение проявлений насилия (не только сексуального, а еще и физического, психического и эмоционального); к увеличению числа суицидальных проявлений и т. д. После этого очень настороженно стоит относиться к этой общественной нравственности, на которую ссылаются все кому не лень.
Вопрос №2: «Что же такое порнография?»:
а) “Материал или предмет является порнографическим, если он, взят как целое, направлен на возбуждение похоти (грубочувственного полового влечения) и если он в явно, очевидно циничной, непристойной форме изображает половое поведение человека и при этом не имеет существенной литературной, художественной или научной ценности. Порнографический характер материала или предмета должен быть, как правило, очевидным для любого обычного человека, не обладающего специальными знаниями. Использование экспертизы для установления порнографического характера материала или предмета допустимо тогда, когда такой характер не является очевидным, исходя из общепризнанных представлений о пристойном или непристойном в изображении половой жизни человека”. [Постатейный Комментарий к Уголовному кодексу РФ 1996 г. / Под ред. Наумова А. В. – М.: «Гардарика», Фонд «Правовая культура», 1996.]
б) “Порнографические материалы – это живописные, графические, литературные и иные издания, в которых крайне непристойно, цинично, вульгарно-натуралистически изображаются половые отношения, анатомические и (или) физиологические подробности полового акта, акцентируется внимание на физическом контакте половых органов в целях возбуждения половых инстинктов. Порнографию следует отличать от эротики, также сопряженной с изображением чувственности, сексуальных сторон жизни человека, однако не направленной на порождение нездорового полового чувства. Грань между ними достаточно условна и во многом зависит от исторических, религиозных и национальных традиций. Во всех случаях для установления порнографического характера материалов или предметов необходимо проведение комплексной судебной экспертизы (искусствоведческой, литературоведческой, сексологической и др.).
Под порнографическими предметами понимаются предметы, грубо-натуралистически, детально изображающие половые органы человека”. [Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А. И. Рарог. – «Проспект», 2004.]
в) “Под порнографией имеется в виду непристойное, циничное изображение половой жизни людей. В отличие от эротического изображения в порнографии внимание акцентируется на контактах половых органов.
Порнографическими материалами могут быть кино- и видеофильмы, печатные издания, изображения, фотографии, т. е. живописные, графические, литературные, музыкальные и иные произведения, основным содержанием которых является изображение анатомических или физиологических потребностей сексуальных отношений.
К предметам порнографического характера относятся статуэтки, макеты половых органов и т. п.
Для установления порнографического характера материалов и предметов необходимо проводить искусствоведческие экспертизы”. [Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В. М. Лебедев. – 3-е изд., доп. и испр. – М.: Юрайт-Издат, 2004.]
г) “Порнография, порнографическая продукция по существу не имеет художественной или научной ценности, как, например, произведения литературы и искусства, изображающие красоту и совершенство человеческого тела. Она развращает людей, особенно совершеннолетних, тем самым обесчеловечивает межполовые отношения и, как следствие, обесценивает личность. …
К порнографической продукции (порнографическим материалам или предметам) относят натуралистические, циничные изображения сексуальных действий на тему педофилии, зоофилии, садомазохизма и некрофилии. …
К порнографическим материалам и предметам не относятся изображения обнаженного человеческого тела или его частей с научными или познавательными целями: медицинские атласы, учебники, муляжи и т. д.
От порнографии (порнографических материалов или предметов) необходимо отличать эротику (эротические произведения), которая также сопряжена с отображением человеческого тела, но без специальной цели вызвать похотливые желания и помыслы”. [Уголовный закон в практике мирового судьи: Научно-практическое пособие / Под ред. к. э. н., доц. А. В. Галаховой, - «Норма», 2005.]
Везде, мы сталкиваемся с тем, что порнография имеет своей целью возбуждение сексуального возбуждения, но если быть совсем честными, то каждый взрослый человек знает, что иногда порнографический предмет не возбуждает вовсе или гораздо меньше, чем иной эротический.
Думаю, что так запутанно, туманно и витиевато на вопрос, что же такое порнография, и каким образом отличить ее от эротики, еще никто не объяснял, но учтите, эти выдержки сделаны из официальных комментариев к Уголовному кодексу нашего государства. Поэтому будьте осторожны, переключая канал телевизора или покупая газету в киоске «Роспечати» в присутствии представителя закона. Кто знает, к чему это может привести? А студенты, преподаватели медицинских ВУЗов и медицинские работники вообще ходят под статьей.
«Самым большим парадоксом экспертизы порнографии является полная неясность: кто, как и на основании каких критериев должен ее проводить. – Пишет С. Т. Агарков, в статье «Сексологическая экспертиза порнографии», - Отсутствие в законе сколько-нибудь вразумительного определения этого феномена и безнадежная устарелость нормативной документации советского периода позволяют оспорить в суде любое экспертное заключение».
Теперь, когда штудирование законодательства утомило всех без исключения, своей, мягко сказать, запутанностью и неоднозначностью, давайте обратимся к мнению ученого, а именно к мнению И. С. Кона: “Дело не только в форме и степени откровенности изображения, но и в содержании эротических образов. Разные культуры и разные индивиды неодинаково воспринимают и оценивают одни и те же образы. Проблема здесь не столько в эстетике, сколько в сексуальных пристрастиях. Одного человека не смущают ни обнаженное тело, ни натуралистическое изображение полового акта, а другой краснеет даже от вида обтягивающего трико артиста балета (именно потому, что эта натяжка его волнует). Гетеросексуальных мужчин возбуждают лесбийские сцены и шокируют изображения мужских гомосексуальных отношений, лесбиянки находят отвратительными и оскорбительными изображения полового акта и т.д.
В массовой культуре и коммерческой эротике границы приемлемости еще более размыты. Популярный американский учебник сексологии определяет эротику как "сексуально-ориентированный материал, приемлемый для зрителя", а порнографию - как "сексуально-ориентированный материал, неприемлемый для зрителя".
В любом современном обществе существует более или менее развитая сексиндустрия. Например, американцы ежегодно расходуют на эротику (видео- и кинофильмы, телевизионные программы, книги, журналы, технику) от 4 до 6 миллиардов долларов. От массовой продукции нельзя ждать высоких эстетических качеств. Коммерческая эротика не претендует быть ни учебником жизни, ни школой любви, она, как правило, примитивна, вульгарна и физиологична. Однако ее потребление является массовым, в сексшопы (у нас их стыдливо называют "интим") и порнотеатры ходят вовсе не потенциальные преступники и сексуальные маньяки, а нормальные образованные люди, причем мужчины делают это в 2.5 - 3 раза чаще женщин. Напротив, среди яростных борцов с порнографией имеется непропорционально много людей с неблагополучной или заторможенной сексуальной жизнью, которые не получают сексуального удовлетворения или не могут принять собственных эротических желания. "Защита нравственности" позволяет им обсуждать и "проветривать" собственные психосексуальные комплексы и одновременно – чувствовать себя выше других”. [Кон И. С. Надо ли бояться порнографии? / http://sexology.narod.ru ]
Теперь необходимо развеять еще один укрепившийся миф – «Порнография наносит непоправимый вред физическому здоровью и психике человека»…
Р. В. Беледа и В. Г. Тактаров в статье «Сексуальная жизнь и здоровье» пишут: «…секс полезен – это аксиома: не может принести вреда организму физиологическое действие (половой акт), направленное на продолжение человеческого рода. Только благодаря сексу человечество не исчезает как биологический вид. О том, что секс ведет к оздоровлению физическому и духовному, а также существенно продлевает жизнь людей, известно с древнейших времен. Половое же воздержание, наоборот, ведет к ухудшению здоровья человека, сокращает дни жизни, способствует развитию заболеваний, особенно так называемых гормонозависимых». Но возникает правомерный вопрос, какое отношение секс имеет к просмотру порнографии? А отношение очень даже очевидное, по мнению большинства зарубежных и ряда отечественных сексологов, порнография, в которой не демонстрируются сцены жестокости и насилия, не содержится сцен с явными сексуальными парафилиями, может быть полезна для взрослых людей, что касается молодежи, такая порнографическая продукция нередко может служить своего рода пособием по сексуальной грамотности, а для пожилых людей, чья сексуальность прошла пик своей активности, просмотр этой продукции может выступить в качестве эффективного стимулирующего половое возбуждение средства.
Американский сексолог Б. Зилбергелд утверждает, что порнографическая продукция может помочь избежать сексуальной монотонности в супружеской жизни. К примеру, по данным американского журнала “Psychology today” проводившего в 1981 году опрос среди своих читателей, 92% мужчин и 72% женщин подтвердили, что используют порнографическую продукцию для повышения своего сексуального возбуждения.
Более того, имеются доказательства того, что мужчины, которые просматривают порнографические изображения с участием двух мужчин и одной женщины, производят сперму более высокого репродуктивного качества, чем те мужчины, которые просматривают порнографию, в которой фигурируют только женщины. Результаты данного исследования опубликованы в интернет-журнале Biology Letters. Утверждение о том, что просмотр порнографии с групповым сексом улучшает качество спермы идет в разрез с общепринятыми представлениями о сексуальных предпочтениях мужчин, но сочетается с теорией о «соревновании спермы» - утверждает руководитель данного исследования, Ли Симмонз из университета Западной Австралии, г. Перт - «Соревнование спермы» имеет место тогда, когда у самки есть двое или более самцов, это очень стимулирует организм самца вырабатывать репродуктивно активную сперму, для того, чтобы повысить шанс появления на свет именно его потомства.
Безусловно, нельзя забывать, что если человек просматривает порнографическую продукцию, содержащую сцены насилия и жестокости, то, как отмечают исследователи, это явление вызывает у некоторых людей смещение нравственных ценностей и может выступить одним из факторов, провоцирующих сексуальную преступность, но прямых доказательств того, что совершение конкретным человеком сексуального преступления всегда или в большинстве случаев вызвано просмотром порнографических материалов нет. Также нельзя забывать, что наиболее уязвимой группой в социальной структуре общества считается подрастающее поколение, но эта группа уязвима не только для воздействия материалов порнографического характера, но также и эротического, и, что является самым важным, к любым другим воздействиям, так как эта социальная группа находится в процессе социализации, причем, в самом его интенсивной стадии.
В заключении хотелось подвести некоторые предварительные итоги, если при определении порнографии руководствоваться нашим законодательством, то всенепременно должно быть сочетание двух важных элементов, а именно: первое, вульгарно-натуралистическое, циничное, непристойное изображение или описание полового акта (фиксация полового акта); второе – данная фиксация полового акта должна не соответствовать нравственным критериям, оскорблять честь и достоинство человека и вызывать у него сексуальное возбуждение, или как гласит закон – «на порождение нездорового полового чувства». Бред, причем, полный!
Исходя из вышесказанного, можно считать, что порнографией не является, к примеру: вульгарно-натуралистическое, циничное и непристойное изображение полового акта, если оно не соединено одновременно с сексуальными девиациями и не зафиксированы с натуры, или если не делается акцент на контакте половых органов… Что же касается, оскорблений чести и достоинства человека и возбуждения нездорового полового чувства, то тут можно сломать не одну ученую голову. Если с чувством чести и достоинства человека можно еще разобраться, то с половым чувством мы точно упремся в тупик. Как отличить здоровое половое чувство от нездорового? Хорошо ли, когда человек вообще не испытывает полового чувства? И вообще, не странно ли, что все мы занимаемся сексом, а когда находится человек или группа людей, которые открыто говорят об этом, мы начинаем их осуждать и призывать опомниться, крича, с пеной у рта, что это непристойно, это вульгарно и мерзко… Так кто кого обманывает?
И в самом конце хочу процитировать Николая Хавронюка, кандидата юридических наук, статья которого опубликована в журнале «Юридическая практика»: - «Если демонстрируемые в фильме чьи-то гениталии не соответствуют сложившимся в обществе представлениям о добре, чести и достоинстве, общественном долге, совести, справедливости, то это – порнография, если соответствуют – то нет. Или есть под картиной, на которой цинично изображен половой акт, написано: «Твой долг – улучшить демографическую ситуацию!» - то это не порнография. Нет такой надписи – порнография. Не издевательство ли это над общественной моралью?».
Антоша, март – июнь 2006 года
Свидетельство о публикации №206060400075