Вожаки

Наш класс с самого начала не был единым. Я даже представить не могу себе такого, чтобы без лидера. Болото… А у нас их всегда было двое или даже трое. Понятно, что они и их группировки всегда если не враждовали, то хотя бы боролись за право быть первыми в классе. Иногда происходили и серьезные стычки, иногда все решалось мирным путем на занятиях по физкультуре. Но со временем другие в чем-то опережали предыдущих и происходила естественная смена лидера, а старый уходил в его тень…
Где-то с третьего класса у нас сформировались два лагеря, две группы со своими вожаками. Семен, крепкий парнишка, в любых соревнованиях был первым. Легко мог постоять за себя. Всегда опрятно одет: серый пиджачок, на шее вместо галстука – бабочка. На уроках первым поднимал руку и имел кучу хороших отметок - идеальный во всем ученик. Единственное, что могло в нем не понравится, это его хитрость, желание из всего извлечь выгоду. Но это не помешало объединиться с ним таким же чистоплюям, выискивающим пользу из его компании. Чтобы списать у него домашнее задание достаточно было поделиться завернутым мамой апельсином, а если принесешь из дома игрушку-робота, то можно было рассчитывать и на помощь в контрольной.
Лешка был полной его противоположностью. Учился импульсами: то возьмется за учебники, то все забросит и носится каждый день после уроков на футболе. Сидит на занятиях и смотрит в окно, вроде мечтает: спроси его тут же о чем была речь – пожмет плечами, далеко были его мысли. Но на контрольной вдруг проявлялись такие знания, которых и не мог он знать со своей невнимательностью. Если девочки вздыхали по Семену, то Лешки всегда опасались. Мог он запросто напугать их какой-нибудь неожиданной выходкой или ляпсус сказать. Но парень он был достаточно сильный и выносливый, и Семену на уроках физкультуры постоянно «наступал на пятки». Бескорыстных товарищей у него было мало. Но только принесет он что-то интересное из дома, как тот бинокль, сразу находится множество «друзей» с просьбой: «Мне первому!» И обычно терялась эта вещь, а он следующий раз опять что-то несет в класс. А то миногу притащит и давай девчонок пугать: «Смотрите - змея!». Охламон…
Как-то жили бы спокойно, не появись у нас второгодник Гера. Классный руководитель попросила ребят помочь отстающему и все откликнулись на это. Гера быстро все наверстал, подружился с Лешкой и нашел точки соприкосновения с Семеном. Но кого он не любил, то это девчонок: ни одну косу не пропустит. Лешка смотрел на это снисходительно, сам был любитель над ними подшутить. Но вскоре Гера проявил новые качества: на переменках в туалете он останавливал ребят младших классов и заставлял выворачивать их карманы. Вскоре он сконцентрировал вокруг себя таких же бандитов и их шайка развернулась по-крупному: они начали орудовать и возле школы, и во дворах. Лешка не мог этого не замечать, но Гера с утра всегда подходил к нему и здоровался за руку, называя его «другом». Семен тоже держался нейтралитета и спокойно взирал на такой прогресс поведения бывшего второгодника. Его все происходящее мало касалось, а вот Лешкиных ребят, с которыми он играл в команде, задевало напрямую. Все они уже не раз хотели пожаловаться Алексею на бесчинства Геркиной банды, но видя дружеские их отношения, лишь махали рукой.
Все началось после того, как вдруг Гера вызвался сыграть матч в футбол против Лешкиной команды. Герка набрал подобных себе игроков из своей компании, у Алексея играли в основном ребята из младших классов. Началась игра жестко: здоровые пацаны легко отталкивали младших от мяча, смеялись над ними, издевались и дразнили. Лешке пришлось стоять на воротах: Миша, вратарь команды, задерживался. Конечно, в таких условиях игра проходила только на половине поля команды Алексея. Гера требовал, чтобы мяч передавали ему и с силой бил по воротам. Малыши всячески старались ему помешать, получая удары ногой, а то и рукой по загривку. Лешка уже не скрывая раздражения стал кричать, чтобы прекратили издеваться, но в ответ слышал только дружный смех Геркиной банды. Два мяча все-таки оказались в сетке, несмотря на умелую и самоотверженную защиту. На перерыве после первого тайма ребята чуть не плача терли ушибленные места, когда наконец-то прибежал запыхавшийся Мишка. На воротах он был практически непробиваем, и можно было теперь Лешке попробовать сыграть в нападение.
Второй тайм начался, и довольные улыбки Геркиной команды вдруг исчезли, когда буквально сразу же мяч влетел в их ворота. А забил его даже и не Лешка, а Ванек - мальчишка ростом едва доходившим Герке до груди. После того, как предводитель команды отругал своего вратаря последними словами, игра продолжилась. Теперь банда озверела, но кроме злости требовалось умение: второй мяч влетает в сетку и счет сравнялся. Лешка пробил с такой силой, что мяч буквально с вратарем вошел в ворота. Геркин верзила-голкипер валялся на земле, крючась и держась за живот, и ныл от боли, когда их предводитель оттащил неудачника, пнув напоследок ногой, и встал на его место. Третий мяч не заставил себя долго ждать: пролетев от Лешкиной ноги мимо расставленных рук Герки, он ударил его в голову и дальше рикошетом от нее влетел в верхний угол ворот.

После поражения в том футбольном матче Гера перестал здороваться с Лешкой и все время ходил мрачный и замкнутый. Ребята предупреждали своего товарища, что Герка что-то против него затевает, что Алексей ему как кость поперек горла, только связывает руки расправиться с его товарищами, что он не остановится, пока не станет единственным лидером в классе. Но тот только отмахивался и убегал гонять мяч во дворе. Но случился тот вечер...
…Сильнейший пинок в живот - и Лешка согнулся пополам. От неожиданного удара перехватило дыхание, он как рыба открывал рот и пытался поймать воздух…
Вечером в проходе между сараями не часто увидишь прохожих: тут и подкараулила Геркина банда возвращающегося домой футболиста. Их вожак подошел к корчащемуся Алексею, схватил его за волосы и стал ловко бить коленом по лицу. Вмиг весь Лешкин рот заполнился горячей кровью, красные круги поплыли перед глазами…
Очнулся он уже когда было совсем темно, в ушах шумело, тело ныло – похоже его мутузили ногами. Кое-как он добрался до дома, умыл лицо и свалился замертво в кровать. Он не смог встать ни на следующий день, ни через день, когда к нему пришли друзья и наперебой стали рассказывать, про ужасы, чинимые Геркой в классе. Лешка слушал их, не в силах даже пошевелить головой, и молчал, мысленно ругая себя за излишнее доверие. Нужно было скорее приходить в себя и дать отпор, как бы это не было сложно. А сложности поджидали серьезные: в результате такого победного шествия Геркина банда количественно выросла на глазах. Почувствовав силу этого здорового парня, к нему переметнулось множество крепких ребят. Единственный, кто остался безучастным к происходящему, это Семен, который по-прежнему небескорыстно давал списывать Герке. Его не останавливал даже жалкий вид его двоюродного брата Андрея, постоянно битого бандой, но не подчинившегося их вожаку.
Через неделю поправившийся Алексей пришел наконец в школу. У входа в здание его уже встречали ехидными улыбками Геркины товарищи, отбирающий время от времени мелочь у мимо проходящих ребят. «Давай, давай, проходи. Еще одну порцию сейчас отвесят. Ха-ха…»
Еще хромая, он прошел в класс. Герка соскочил с подоконника, где примостившись, списывал домашнее задание с тетради Семена, и торжественной походкой подошел к Лешкиной парте: «Может еще в футбол погоняем?» Его наглая широкая улыбка обнажила прокуренные до желтизны зубы. «Чуть позже. Только не пытайся опять подставить голову под мяч», - Лешка еле сдерживал волнение. «А ты не подставляй свою голову под это», - огромный Геркин кулак угрожающе приблизился к носу Алексея и задержался в сантиметре от него. Но тут прозвучал звонок…
С каждым последующим днем становилось ясно, что еще одна драка неизбежна. Издевательства, подножки в коридоре, толкание в спину только раззадоривали Лешкин протест, и дело его чести было наказать главного обидчика. Дома он не терял зря времени: Гера был старше его и сильнее. Победить в этом бою можно было только техникой, прошлый футбольный матч являлся этому подтверждением. Поэтому он повесил за канат к крюку в потолке туго свернутый матрас и лупил его по вечерам, отрабатывая силу удара, учась отклоняться от воображаемых выпадов противника, защищать уязвимые места. Узнав про это Герка понял, что если он сейчас не отобьет Лешкино желание с ним драться, потом может оказаться это сделать гораздо труднее...
Уже стояла зима, но стоявшие друг против друга ребята скинули с себя пальто и шапки. Никого уговаривать выйти на бой не пришлось, хватило лишь слова «Пошли». Излюбленный Геркин прием – удар ногой в пах, а потом добить стонущего противника, на этот раз не сработал. Лешка легко увернулся и в ответ ударил его кулаком точно в нос. Брызнула первая кровь, и Герка с ревом бросился вперед, но был встречен еще одним ударом, рассекшим ему губу. Но прорвав Лешкину оборону быстрым наскоком, он схватил его и бросил на снег. Теперь они уже были похожи на волчат, визжащих от ярости и рвущих в клочья друг друга...
Наконец утомившиеся в долгой схватке они встали и разошлись, кровь и снег перемешались вокруг по натоптанному кругу. Противники вытирали лица. «Это не все, еще поговорим», - кричал Герка, хватая протянутое его товарищами пальто. Но что-то вдруг произошло. Его неоспоримая непобедимость вдруг оказалась разрушенной. Что-то надломилось в сознании всех присутствующих. Лешка дал серьезный отпор, неожиданный. Значит он победил. Но война на этом еще не окончилась…

На следующий день в школе произошли разительные перемены: девочки стали уважительно оглядываться на Лешку, перешептываясь в стороне, улыбки его врагов куда-то исчезли, Семен вдруг подошел к нему и протянул для пожатия руку, что никогда еще не случалось. Андрей улыбался, но изучающе смотрел на вчерашнего победителя. Соседи по парте, футбольные друзья, от души были рады его видеть и хлопали по плечу. Лишь Гера о чем-то тихо разговаривал с членами его банды, на переменах выскакивал куда-то и вместе со звонком вбегал в класс. Чувствовалось, что им затевается что-то грандиозное, он жаждал реванша. Футбол был временно заброшен еще с первой драки, и домой Лешка шел в сопровождении своих друзей, готовых к любым неожиданностям…
Жизнь мальчишек моего времени всегда сопровождалась драками. И быть лидером не пройдя через это, не утвердиться в глазах товарищей, было совершенно не реально. Драки были полусерьезные, в виде возни на полу, кто кого прижмет лопатками вниз; кулачными боями один на один в окружении подбадривающих друзей и просто ротозеев. Но то, что произошло в тот год, отложилось в памяти всех моих сверстников, и истории про события минувших дней до сих пор обрастают легендами у нынешних учеников нашей школы…
В тот день Гера почему-то не пришел в класс и его парта пустовала. Не оказалось на месте и его близких соратников. Весь день в воздухе стояло какое-то настороженное напряжение, предчувствовалось какое-то ужасное событие, что дало повод собраться всем близким Лешкиным товарищам после уроков и проводить его до дома. Но путь их не оказался таких легким, когда дорогу вдруг преградила группа бандитов из вражеского лагеря, вооруженных палками. У противника было численное превосходство и серьезная экипировка, что не давало Лешкиной компании особых шансов на победу. «Может… сделаем ноги?», - предложил кто-то из друзей шепотом. Предложение разумное в такой обстановке… Но сзади что-то зашевелилось: из-за угла вышла еще одна группа во главе с самим Геркой. Проход был полностью блокирован. Лешка незаметно притянул к себе Ваньку, того невысокого паренька, что забил первый гол в том злополучном матче: «Когда начнется заваруха, ныряй в сторону и беги. Мал ты еще для этого», - Лешка опередил его протест. «Ну, что, пацаны: вас по одному бить или всех сразу кучей?» - вперед вышел Гера, единственный у кого не было в руках палки. Его расчет в этой засаде был прост: покончить раз и навсегда со всеми своими врагами.
«Набираем камни», - вдруг скомандовал Лешка своим, показывая под ноги. Спортивная дисциплина сработала моментально: все разом бросились поднимать куски кирпича, и тут же их град полетел в сторону противника. Обескураженные таким непредусмотренным поворотом событий обе группы Геркиной банды спешно стали отходить, все время уклоняясь от падения камней. Но все же некоторые куски кирпича нашли своих жертв: послышали первые вскрики от боли. В этой суете Ванёк быстро проскочил осаждающих и скрылся за поворотом. Придя в себя, Герка скомандовал нападение, и его банда нехотя стала приближаться к Лешкиной группе. Сам их предводитель бросился к Алексею со знакомым уже всем ревом. Камни в ближнем бою не помогали и друзьям пришлось встретить удары палок, отбиваясь кулаками. Противника было столько, что все даже не смогли протиснуться к окруженным, и часть банды ожидала своей очереди. Но нападавшие вдруг встретили отчаянный отпор друзей: длительная командная игра в футболе сказалась на умении организовать оборону. Герка, получив несколько серьезных ударов от Лешки, ретировался назад и стал кричать, подгоняя вперед своих бойцов. Обе стороны имели потери в виде корчащихся от боли товарищей, но постепенно оборона друзей переросла в контратаку. Кто-то из банды, почувствовав силу соперника, решил по-тихому скрыться, бросив оружие. Некоторые из Геркиных друзей так и стояли поодаль, решая когда же вступить в бой, и стоит ли вообще игра свеч. Как вдруг думать оказалось поздно…
Лешка не сразу разглядел приближающуюся группу ребят, которая с боем прорывалась к нему на помощь. После их появления Геркина банда буквально начала таять на глазах. К своему удивлению Алексей разглядел во главе нежданных союзников Семена и его брата Андрея. Тут же шнырял низенький Ванек, подгоняя криком бегущего прочь противника и отвешивая пенделей споткнувшимся… Оказалось, что он сразу, как выскочил из блокады, направился в школу и привел с собой это подкрепление. За считанные минуты от банды ничего не осталось и их предводитель оказался вдруг один, окруженный и беспомощный. И никто его не пожалел…

После этого события Геркина звезда закатилась. Он стал почти незаметным, кто-то из его бывших товарищей стал держаться Семена, кто-то, чувствуя силу Лешки, попал в друзья к нему. Алексей тоже изменился: под влиянием своей славы он стал груб, с друзьями недальновиден, не отличая настоящую дружбу от поиска сиюминутной выгоды. Внезапная дружба с Семеном как возникла, так и постепенно свелась на нет. Напряжение появилось сразу, как только начался раздел класса на зоны влияния: каждый мальчишка в классе должен был решить для себя, чьи поручения и команды он будет выполнять. Парты Семена и Лешки находились в разных концах класса, и так получилось, что их друзья сидели по-соседству со своими вожаками. Единичные случаи перейти на другую сторону все-таки происходили, но пресекались обоими лидерами тот час же.
Такая расстановка сил закрепилась теперь уже на длительное время. Каждый из лидеров должен был время от времени доказывать свое право быть главным в своей команде тем или иным способом. Лешка подтянулся по учебе, но так и не смог выйти в отличники, каким был умница Семен. На спортивных соревнованиях им не было равных, и основное соперничество происходило между вожаками. Но если в беге впереди был Лешка, то в атлетических видах побеждал Семен. Постоянная борьба за первое место во всем, что можно придумать, со стороны казалась забавной и благородной. Но трения между ними усиливались и обстановка постепенно накалялась. Наиболее близкие друзья даже считали, что стычки не обойти. Тем более вдруг неожиданно открылось, что Семен где-то раздобыл книгу по какой-то восточной борьбе. Один раз он даже продемонстрировал прием на переменке у всех на глазах, наказав таким образом одного из бывших Геркиных друзей. Удар был на столько эффективным, что парня под руки оттащили в медкабинет. Все это происходило на глазах у Лешки и, конечно, предназначалось ему в назидание. После этого события Алексей бросился на поиски литературы по боевым видам спорта…
Но несмотря на сильные противоречия, иногда доходившие даже до демонстрации кулаков, конфликт не перешел в стычку. Если бы это случилось, то представить сложно, чем все это могло закончиться. Постепенно такое сосуществование стало привычным и долго бы еще продолжалось, если бы не вдруг появившееся обстоятельство…
Лешка заболел. Причем так серьезно, что врачам пришлось его сначала забрать в районную больницу, а потом перевести в областную. Какая-то тяжелая болезнь, доставшаяся ему по наследству. Так как лечение его затянулась на месяцы, в его отсутствие в классе стали происходить серьезные перемены. Практически вся его команда в одночасье перешла к Семену, обнаружив тем самым полное отсутствие искренности в дружбе с Лешкой. Остались только его старые друзья, гонявшие мяч вместе с первого класса.
Когда он вернулся в школу еще слабым и худым, его уже почти никто не встретил с радостью. От физкультуры в таком состоянии он был освобожден, по урокам – страшное отставание. В нынешней ситуации Семен выглядел единоличным лидером. Чувствуя свое полное превосходство, он устраивал военные игры, считал себя главным судьей и не церемонился ни с кем. Лешка был слаб и не мог во всем этом участвовать, пассивно наблюдая за этими событиями, постепенно теряя уже и близких друзей. И снова появились знакомые насмешки…
Со стороны ему теперь стала очевидна вся ненадежность лидерства, основанного на силе, на сиюминутной выгоде. Как только лидер лишится того или иного, те, кого именно это и притягивало, готовы втоптать бывшего вожака в грязь. А настоящих товарищей он потерял, считая этих, новых, близкими друзьями…
***
Подробности этой истории рассказал мне Лешка. А я слушал его внимательно и пытался понять, где он по-мальчишески привирает, а где говорит чистую правду. Спустя некоторое время он пытался пересказать отдельные моменты немного по-другому, но суть истории не менялась. Менялось его отношение к происшедшему, точка зрения. Лешка тогда шел на поправку. Надеюсь, теперь он будет умнее и осторожнее в выборе друзей. И решит для себя, так ли необходимо обязательно быть лидером. Или это вечная ловушка, которой сильная личность не может избежать…


Рецензии