Камила Кавес Кортес

Камила Кавес Кортес
Трансформация времени: Big Dig
Трансформация времени: Berlin 1994-2001.


Камила Кавес Кортес или CCC, как она часто сокращает свое имя, личность по-своему легендарная. В 2000 году она была включена в список наиболее выдающихся женщин тысячелетия, а в этом году появятся в свет сразу несколько ее книг : Unity Building the New Berlin и The Big Book on the Big Dig, обе издаются в Harvard University Press(USA).
Пугающие на первый взгляд развороченные котлованы, строительные сваи и обнаженные коммуникации ее работ для нее ни что иное как факт искусства и откровение времени. То, что художник выбирает для фиксации, и то, что обычно пытаются скрывать от глаз с помощью огромных чехлов, заграждений и предупреждений об опасности, для Камилы Кортес есть фокус ее камеры и самое что ни на есть живое свидетельство трансформации культуры. Именно последнее и является героем ее урбанистических полифоний, заставляющих вспомнить эксперименты Родченко и Тины Мадотти.
Процессы деконструкции и реконструкции, трансформация природы в индустриальный пейзаж, уничтожение, почти умирание каких-то мест и их превращение в стекло и цемент – все это остро интересует ее, заявившую на нашей последней встрече, что она всегда старалась “быть синхронной времени”.
Камила Кавес Кортес профессиональный дизайнер, фотограф, фильммэйкер, публицист и теоретик искусства. Она принадлежит к числу людей, которые в 80-е годы начали и развивали идеологию компьютерной графики и информационного дизайна. Перед тем как в 1991 присоединиться к знаменитой команде MIT MediaLab( а через эту лабораторию прошли такие личности как Франк Гери и Джон Маэда), Кавес разрабатывала систему осуществления коммуникации между компьютером и дизайнером для MIT. В 1982 году в Токио была представлены результаты и опубликована ее работа “Computer Aided Design Trends in the 80’s”. Она автор более чем 300 исследований и лекций по компьютерной графике и новым технологиям.
К числу других ее ярких заслуг принадлежат документальные фильмы “Aушвитц: 50 лет спустя”, в котором она пыталась проследить современные последствия Холокоста в Германии, “Ротума открывает новое тысячелетие”, фильм показывающий “изнутри” жизнь на островах Фиджи, где Кавес жила вместе с малазийцами и полинезийцами(этот фильм будет в этом году показан на американском телевидении), а также другие фильмы и фотосерии посвященные преобразованиям в Гаване, Барселоне, Картагене, Сиднее и С.Петербурге и находящиеся сегодня в коллекциях Harvard Film Archive и MIT Rotch Visual Collection. В настоящий момент Камила Кавес занимается исследованиями человеческой коммуникации, в частности изучает коммуникацию детей, в Harvard University и MIT.

Фотографии бостонского Big Dig являются одними из ее наиболее интересных . Камила Кавес была первым художником, открывшим этот бесконечный американский долгострой как предмет искусства (Биг Диг является своеобразным американским рекордом как по капиталовложениям и размаху, так и по политической неразберихе и скандалам вокруг. Этот тоннель или Central Artery как его еще называют, должен соединить компактный центр Бостона, перерезанного многочисленными каналами впадающими в океан, и его районы. Более того, генеральная идея этого проекта в том, чтобы полностью убрать основное движение из Boston Downtown под землю, а освободившееся после трасс пространство засадить цветами, садами и парками).
 Вслед за ней в запрещенные дебри Big Dig ринулась целая плеяда “тоннельных” фотографов и публицистов, подхвативших идею о своеобразном эстетическом воспевании этой стройки века. Вслед за публицистами устремились гиды и путешественники. А за последними потянулись и отчаянные неформалы. В любом случае, этот мифический вечностроящийся тоннель стал для жителей внешне благополучных Соединенных Штатов символом некой аномальности, а для политиков камнем раздора.
Но для Камилы Кавес “тоннель века”, над которым высится железная паутина дорог( конечно же временных ) как своеобразные сады Семирамиды из стальных шоссе и воздушных путей для метро, является не только забавным курьезом затянувшегося и ставшего неразделимым с центром Бостона строительства, но это в первую очередь отражение культуры и современного менталитета Америки.
Почти что диснейлендовские горки-аттракционы, дублирующие движение на перекопанных центральных улицах и изуродовавшие центр Бостона - интеллектуальной столицы Штатов и сердца Новой Англии - стали органичной и неделимой частью городского пейзажа.
Именно этот культурный диссонанс и есть центр ее пристального внимания. Она любуется фактурой преобразований - формальная красота фотографий, этих огромных абстрактно-строительных произведений, завораживает. Наиболее красивые - фотографии стальной структуры бассейна, огромной ажурной арматуры, где маленькие фигурки сварщиков почти растровены в рефлексах света.
В настоящий момент ее Big Dig проект представлен в Бостоне, в State Street Gallery. Параллельно проходит выставка ее берлинских фотографий(“Transformation of Berlin from 1994-2001”) в Photographic Resource Center. Виртуальную галерею ее берлинских фотографий можно посмотреть на http:// web.mit.edu/ berlin-gallery/www
Работы Камилы Кавес Кортес находятся в таких коллекциях как Deutsches Historiches Museum, MIT Rotch Visual Collection, Harvard Photo Archives, Harvard Film Archive, Boston Architectural Center , и др.
Проект, планируемый в Петербурге, должен включать две экспозиции: “Big Dig: трансформация времени”(экспозиция с использованием стен, пола, и потолка для передачи пространства как бы изнутри строящегося тоннеля) и виртуальная multimedia галерея “Transformation of Berlin from 1994-2001” http:// web.mit.edu/ berlin-gallery/www , которая может быть транслирована в режиме on-line на экран.
В проект может также войти издание русско-английского каталога с современным дизайном, куда включить основные статьи Кортес и ее эссе. Было бы интересно провести несколько семинаров, так как у Камилы очень своеобразный и трезвый взгляд на взаимодействие новых медиа и искусства. В проект можно включить также демонстрацию нескольких ее документальных фильмов.

Куратор проекта и дизайнер экспозиции:
Асеева Елена,
Член Союза Дизайнеров России,
Член Американской Дизайнерской Ассоциации AQUENT
С.Петербург +7. 812. 470-0408
Бостон +1. 617. 868-7203
asseevaelena@yahoo.com
www.geocities.com/asseevaelena


 ©Asseeva Elena
 
 


Рецензии